Расследование завершено Авария АКМ-5 «Триумф» в Башкирии из-за отказа двигателя

Коллеги, спасибо за добрые слова и поддержку!
Нам сейчас это очень важно.
Огромная благодарность всей команде аэродрома Первушино и лично Сергею Минигулову, Сергею Полторацкому и Александру Рычкову! Их помощь была неоценима!
Как и многие в этой ветке, хочу сказать, что главное в произошедшей ситуации - это сохранённые жизнь и здоровье.
А Триумф жалко, конечно, но во первых, он в Первушино  был не крайний раз ("Я так думаю!"), а во вторых спасибо ему, что несмотря на отказ двигателя, конструкция в целом не подвела. Он не сорвался, сохранил управляемость до последнего, ну и кабина тест прошла не хуже Volvo.      
 
"Нет худа без добра"

Для проекта ценнейший опыт, который в будущем возможно спасет не одну жизнь.   :IMHO
 
Роман спасибо, что появилась команда способная создавать такие шедевры. Видел как триумф летал на тренировках, в названии всё! Получилась очень хорошая реклама для самолёта и его создателей (профи поймут)! Вы нужны России!
 
Роман!
Ждём точную(!) причину аварии (особенно если это отказ по двигателю). Статистику "свежих" отказов очень хотелось бы знать и уметь такие отказы предупреждать.
Очень  неприятное и дорогое происшествие. Но слава Богу измеряемое  в деньгах, а не в жизнях!
От себя: "понравилось" (если можно применить это слово) как разрушался планер и его элементы, гася кинетику удара и оставляя шанс на жизнь и сохраняя здоровье пилотов. Кокпит видимых повреждений не имел, фонарь открылся штатно, не пришлось разбивать/выламывать, чтобы достать пилота и пассажира, хотя с земли картина завала на крыло и удара смотрелось жутковато.
 
Ну что можно сказать о причине отказа. Судя по свечам - однозначно работа на переобеднённой смеси. Говоря по русски, топливо поступало в недостаточном количестве. В поплавков камерах так же количество топлива минимальное. Особенно в правом карбюраторе. Запись параметров работы двигателя в EFIS не велась, поэтому сейчас не возможно сказать, был ли скачок давления в топливной магистрали. Но по всем прочим признакам предположение пилота подтверждается. Произошёл перегрев элементов топливной системы и кавитация бензина на взлётном режиме, когда механический насос резко увеличил производительность.
Наш самолёт неоднократно летал в жаркую погоду никаких проблем не было. за карбюраторами на верхнем капоте установлены эжекторы, которые протягивают по ним воздух, который идёт поверх двигателя. Фильтр-отстойник находится в самом холодном месте, на нижней части мотошпангоута. Но в данном случае произошло наслоение обстоятельств. Главное из которых - предварительный прогрев с последующим глушением мотора. Под капотами получилась конкретная сауна с температурой под 100 гр. Всё, включая фильтр отстойник хорошенько прогрелось. А дальше запуск, выруливание и случилось то, что случилось...
Что можно добавить? Современный автомобильный бензин - не самое безопасное для авиации топливо. Он как правило содержит газоконденсат с низким давлением ненасыщенных паров. Зачастую в нём можно найти эфиры и спирты. В общем, всё то, что имеет замечательное океанавте число, но при этом отлично кипит погожим летним днём.
Это не значит, что владельцам Ротаксов нужно срочно переходить на 100 LL, но организация топливной системы должна быть бескомпромисно "холодной".
Мы для себя уже проработали комплекс мероприятий, позволяющий гарантированно застраховать Триумф от подобных происшествий в будущем.
 

Вложения

  • IMG_6831.JPG
    IMG_6831.JPG
    31,6 КБ · Просмотры: 147
Очень жаль что так ....... и самоль красавец и ребят не подвел (самоль).  ВОПРОС!  В данном случае МВЕН мог бы сработать - это раз. И 2е - А если на магистраль ставить водяной эжектор, капельный или спирто-водяной.
 
Полученная информация бесценная. Несмотря на то, что получена дорогим путем. Надеюсь, будет использована по максимуму.
 
На таких высотах ни одна спас система не поможет если у вас не катапультное кресло К-36Д-3,5М (см. характеристики по мин. высотам). Более того, именно в таких ЧП может только усугубить положение.
 
Ну что можно сказать о причине отказа. Судя по свечам - однозначно работа на переобеднённой смеси. Говоря по русски, топливо поступало в недостаточном количестве. В поплавков камерах так же количество топлива минимальное. Особенно в правом карбюраторе. Запись параметров работы двигателя в EFIS не велась, поэтому сейчас не возможно сказать, был ли скачок давления в топливной магистрали. Но по всем прочим признакам предположение пилота подтверждается. Произошёл перегрев элементов топливной системы и кавитация бензина на взлётном режиме, когда механический насос резко увеличил производительность.
Наш самолёт неоднократно летал в жаркую погоду никаких проблем не было. за карбюраторами на верхнем капоте установлены эжекторы, которые протягивают по ним воздух, который идёт поверх двигателя. Фильтр-отстойник находится в самом холодном месте, на нижней части мотошпангоута. Но в данном случае произошло наслоение обстоятельств. Главное из которых - предварительный прогрев с последующим глушением мотора. Под капотами получилась конкретная сауна с температурой под 100 гр. Всё, включая фильтр отстойник хорошенько прогрелось. А дальше запуск, выруливание и случилось то, что случилось...
Что можно добавить? Современный автомобильный бензин - не самое безопасное для авиации топливо. Он как правило содержит газоконденсат с низким давлением ненасыщенных паров. Зачастую в нём можно найти эфиры и спирты. В общем, всё то, что имеет замечательное океанавте число, но при этом отлично кипит погожим летним днём.
Это не значит, что владельцам Ротаксов нужно срочно переходить на 100 LL, но организация топливной системы должна быть бескомпромисно "холодной".
Мы для себя уже проработали комплекс мероприятий, позволяющий гарантированно застраховать Триумф от подобных происшествий в будущем.

а доп электронасоса не было?
 
Двигатель здесь не при чём. Как организовано охлаждение и проводка топливомагистралей под капотом. Но вот почему электронасос не справился это вопрос. А обходной канал с клапаном у электоронасоса установлен.
Какова была температура за бортом в тот момент.
 
Полученная информация бесценная. Несмотря на то, что получена дорогим путем. Надеюсь, будет использована по максимуму.

Лишний раз доказывает "надежность" двигателя. 
Назовите, пожалуйста, двигатель работе которого закипание топлива совсем не помеха?
 
а доп электронасоса не было?

Был. Но не справился.
Кстати, так же, как и на  Калидусе, который 3-го числа не без приключений улетел в Пермь...  


А что за модель насоса? Думаете не хватило производительности или другие причины?


Полученная информация бесценная. Несмотря на то, что получена дорогим путем. Надеюсь, будет использована по максимуму.

Лишний раз доказывает "надежность" двигателя. 


так покажите надёжнее?
 
Назовите, пожалуйста, двигатель работе которого закипание топлива совсем не помеха?

Олег, называю: нет такого двигателя. Просто Ротакс всё сделал для того чтобы топливо грелось. Плюс два карбюратора, это типа в два раза надежнее, отказал один - лети на втором? Всякие потуги дилеров Ротакса кивать на качество топлива уже вызывают усмешку. Американцы начали летать на сотке, но проблемы остались те же.
 
Назовите, пожалуйста, двигатель работе которого закипание топлива совсем не помеха?

Олег, называю: нет такого двигателя. Просто Ротакс всё сделал для того чтобы топливо грелось. Плюс два карбюратора, это типа в два раза надежнее, отказал один - лети на втором? Всякие потуги дилеров Ротакса кивать на качество топлива уже вызывают усмешку. Американцы начали летать на сотке, но проблемы остались те же. 

американцы летают на автобензине
сотку там льют только когда надо улететь, а другого нет.


Так покажите надёжнее?

Лайкоминг, Континентал.

ничего подобного

погуглите "vapour lock"

проблем нет на серийных самолётах где топливную систему избавили от всех проблем за десятки лет эксплуатации

Даже на RV есть проблемы с o-320, если электронасоса нет или он недостаточно производительный, хотя казалось бы проверенный и известный двигатель
 
Назад
Вверх