AEROJETSTILE
ПОЛЕТ
Самолет в каждом доме
Спокойным и ласковым это субботнее утро можно было назвать с большой натяжкой. Со всех сторон слышалось тарахтенье прочищающих глотку моторов, в котором тонули слабые птичьи голоса. Как любой человек, впервые попавший в маленький городок Спрюс Крик в штате Флорида, я находился в некотором напряжении, держал ногу на тормозе и вертел головой активнее, чем в манхеттанском трафике, хотя других машин, кроме моей, на улице не было. Зато справа на проезжую часть передо мной один за другим выруливали два реактивных самолета, а слева готовился сделать то же самое старый биплан. Главное правило вождения в Спрюс Крике: неважно с какой стороны у тебя помеха – автомобиль здесь всегда пропускает самолет.
Люди по природе — племенные особи. Мы ищем тех, с кем у нас есть что-то общее. Совсем немаловажно, когда это общее — образ жизни или хобби. Поэтому, если вы принадлежите к племени помешанных на гольфе или авиации или на том, и на другом, то существование Спрюс Крика, несмотря на его уникальность, для вас будет абсолютно закономерно. В 60-х годах Маккинли Конвэй, военный ас в прошлом, но еще и бизнесмен с провидческим даром, решил дать вторую жизнь летному полю морской авиации США, списанному за ненадобностью после Второй Мировой. Он мечтал о поселке специального типа, где возле каждого дома рядом с машиной бкдет стоять самолет, и где поездка на работу и с работы будет означать полчаса за штурвалом двухмоторного Beach Baron а не полтора в автомобильной пробке. В 1970 г. Спрюс Крик появился на карте, и сюда стали буквально слетаться авиа-энтузиасты. Сегодня это самое большое поселение типа "fly-in", когда жители могут сесть в припаркованный у дома самолет, вырулить на взлетную полосу и быть в воздухе через считанные минуты после того, как они чмокнули домашних на крыльце. На 3700 жителей приходится 630 самолетов.
Поселения типа "fly-in" вообще-то не новость. Но традиционно в них селились фанаты, для которых первым делом были самолеты, "ну а девушки, а девушки — потом". В последнее время такие городки, как Спрюс Крик или Кэмерон Парк в калифорнии стали привлекать и тех, у кого могли быть в жизни и другие радости, например, гольф. И по мере того, как достаток и технические усовершенствования (например, доступ в интернет) дают людям возможность большего выбора, где им жить и работать, многие предпочитают селиться подальше от городской суеты. А для хозяина самолета поселение типа "fly-in" сулит решительные преимущества, если еще и обеспечивает комфорт и удобства, соответствующие вкусу взыскательных клиентов вроде Джона Траволты (он недавно переехал, потому что для его "Боинга-707" ВПП Спрюс Крика была мала) или автогонщика Марка Мартина, хозяина CitationJet и Lear. "На любой в стране автодром я попадаю отсюда за несколько часов. В большинстве случаев, к 7 вечера я уже дома. Обычно пилотирую сам, но если мне предстоит тяжелая гонка, то у меня есть пилот", — говорит Мартин. Удобно тут жить и многим профессиональным пилотам, которые на своих самолетах долетают до больших аэропортов, где пересаживаются в кабины 747-го или "Аэробуса". Есть и такие, кто ведет свое дело из дома, зато летает когда хочет или ковыряется в самолете в свое удовольствие. Больше трети обитателей — пенсионеры.
Учитывая, что муниципальные аэродромы по всей Америке закрываются один за другим из-за недостатка средств, идея частного аэродрома, который находится у вашего порога, становится все более привлекательной. Чтобы небольшие самолеты членов ассоциации пилотов Спрюс Крика чувствовали себя свободно, аэродром не принимает машины тяжелее 5600 кг. ВПП оборудована для ночных полетов, но диспетчерской башни здесь нет. Во время взлета и посадки пилоты периодически периодически передают свои координаты в эфир. Члены ассоциации считают, что так лучше. Это вообще не формальное объединение, в скорее большая семья, где все друг друга знают и друг другу доверяют. В самом большом ангаре регулярно устраивают вечеринки. После гольфа собираются на бридж. Вместе ходят ловить рыбу в заливчике, где под космами свисающего с деревьев мха плавают морские коровы.
Каждую субботу в шортах, футболках и кедах члены "семьи" собираются у старого дуба рядом с ВПП, чтобы посудачить перед началом "полетов гусей". Сегодня обсуждали небесное бракосочетание на прошлой неделе, когда благословение священника молодые получали по рации, находясь в воздухе. Потом один за другим самолеты начинают подниматься в небо. Бывший полицейский Лени Олсон переехал сюда с женой Пэт из Нью-Йорка 19 лет назад. Предмет его любви и гордости биплан Waco 1941 года выпуска. "Стоит мне на него посмотреть, у меня каждый раз мурашки по коже!" — говорит он, пристегиваясь ремнями. За Олсоном, тоже на биплане, но Stearman, выруливает Лу Спанбергер, у которого была своя летная школа в Мичигане. Олсону — 67, Спанбергеру — 80, но за штурвалами оба улыбаются, как малые дети. Эти аэро-бонвиваны летят на мальчишник в ресторанчик в Сан Огустине, 80 километров отсюда.
Пэт Олсон рассказывает: "Еще до замужества у меня был свой самолет Grumman Tiger на 180 л.с. Я вкалывала на трех работах, чтобы его содержать. Он у меня и сейчас в отличном состоянии, и иногда я разрешаю Лени на нем полетать", — смеется со мной Пэт. В отсутствие мужа она присматривает за семейным бизнесом — агентством по продаже недвижимости — там мы и беседуем. По ее подсчетам, примерно половина из 1200 домов Спрюс Крика оборудована ангарами или крытыми площадками для стоянки самолетов. Остальные жители держат свои самолеты в ангарах на аэродроме, но никто не находится дальше, чем несколько минут ходьбы или езды на велосипеде от своих крыльев. Каждый домовладелец платит $922 в год за поддержание дорог и ВПП. При этом городок не выглядит как одна большая самолетная стоянка или авиа-мастерская — за этим следит архитектурный комитет. Аккуратные посадки деревьев и кустарников органично переходят в естественную растительность, а та периодически расступается, открывая площадки для гольфа. Поэтому на вторичном рынке цены на домики в Спрюс Крике начинаются от полумиллиона. Пэт считает, что это недорого для жизни в солнечной Флориде, в 10 минутах от океана и в 45 минутах от Дисней Уорлда в Орландо: "В Нью-Йорке сейчас за эти деньги хороший кондоминиум не купишь". Те виллы, что строят здесь сегодня, вообще не предлагаются меньше чем за три миллиона — свободной земли практически не осталось.
Треть обитателей городка, как и всего штата Флориды — это приезжие "перелетные птицы", которые мигрируют сюда на зиму из северных штатов, и даже прилетают из Европы. Есть среди них и знаменитости, и президенты компаний, но в основном это рядовые семьи со средними доходами, которые"болеют" небом. "Самое ценное в Спрюс Крике — это люди, — говорит Пэт, — они такие же разные, как самолеты". Это я уже заметил: разброс тут от Piper Cub и Bonanza до King Air 200. У одного любителя есть даже воздушный шар!
Местный житель Ханс Пейер являет собой пример авиационного энтузиаста, который органично вписывается в Спрюс Крик. Он был пилотом Swissair, потом корпоративным пилотом, а теперь занимается тем, что восстанавливает старые самолеты, а также импортирует и продает в США чешские L-39. "Здесь рай для перфекционистов, потому что лучшие авиамеханики и сварщики на планете — твои соседи. И они любят, когда им подкинут задачку посложнее!". Сам он летает на старом восьмиместном самолете-амфибии Grumman Goose, который своими силами вернул к жизни из груды металлолома. "Для Флориды это отличная машина, потому что здесь много замечательных мест у воды Но, видите, между краем крыла и стенкой место есть лишь для моей ладони, поэтому я ищу дом с ангаром большего размера. Конечно в Спрюс Крике!". Под крылом "Груммана" помещается антикварный "Ягуар" с открытым верхом, про который Ханс два раза успел повторить, что но сильно нуждается в реставрации. Он — ровесник Ханса и "Груммана" и так же безукоризненно выглядит.
Лени и Лу вернулись и зовут меня на разбор полетов у бассейна Чарли Тенстеда. Лени вспоминает свой недавний большой перелет к канадским эскимосам на своем Waco: "4000 километров в один конец! Люди там биплана никогда не видели Я их за так катал. Надо было видеть их лица!".
Хозяин бассейна Чарли Тенстед когда-то был пилотом "Истерии Эйрлайнз" (этой авиакомпании уже давно нет), а его жена работала там же стюардессой. Чарли 90 лет, он самый древний летчик в Спрюс Крике. Свой Bakeng Duce он собрал сам. Чарли делает глоток мартини и говорит: "Я сейчас плохо что помню, но тот день, когда я первый раз увидел в небе самолет, я помню хорошо. Мне было четыре года, и я уже знал, что буду летать…"
Алексей Дмитриев
(Вашингтон, USA)