Случай из жизни.
В 1989 г. началось перебазирование полка А-50 из Шяуляя в Печору. Семьи оставались в Шауляе, а л/с на выходные вывозили к ним. В одни из таких выходных и произошёл поучительный случай.
Разрешили лететь домой только тем, кто не дежурил, и не имел претензий от руководства полка и батальона обеспечения (ОБАТО). На построении, где проверялся список пассажиров, командир ОБАТО вывел из строя молодого командира автороты за употребление безидейных напитков, и запретил лететь. Он ушёл понурый с построения, а л/с расположился около самолёта А-50 в ожидании разрешения на вылет. Как обычно, поступила команда, что если через 10 минут борт не взлетит - отбой на сегодня. Все сломя голову бросились в самолёт, распихаваясь между оборудованием( всего человек 50), и конечно же никто уже не проверял пассажиров по списку.. Руксостав в кабинах экипажа и штурмана, а остальные кто где. Мне, на правах зам. командира полка удалось пристроится за КВС. Им был Дима Козлов (Жив ли, курилка?).
Взлетели. Набирали эшелон в сторону Сыктывкара, на юго-запад. Время было около 16 часов и солнце било прямо в глаза. Экипаж закрылся солнцезащитными козырьками, одел очки, и постоянно вёл разговоры со штурманом, у которого вышел из стоя один из блоков БЦВМ, (точнее, тот загорелся). Решался вопрос «возвращаться, или дойдём?». В этой суматохе, в беготне с огнетушителями, принятием решения «лететь – не лететь», я заметил на приборке КВС странное кратковременное мерцание сигнальной лампочки «Двери Люки». Бросив взгляд на панель над головой у правого пилота с расшифровкой сигналов, увидел аналогичное мерцание табло с указанием на дверь в негерметичный хвостовой отсек, где обычно лежат чехлы и запасные колёса. Она не имеет замка, только нажимной фиксатор, типа дверной ручки. Открыть её в воздухе не возможно, т.к. разность давления велика между герметичным салоном и негерметичным хвостовым отсеком. Удивляясь увиденному – показал командиру экипажа Диме. Тот ещё больше удивился и послал бортинженера посмотреть в чём дело, считая, что кто-то из пассажиров решил воспользоваться ведром по нужде и по своему незнанию пытался выйти за дверь(Да,да, в А-50 не было тогда туалета. В туалетной комнате, как на ИЛ-76, располагались те самые блоки БЦВМ, один из которых загорелся. И это было придумано для экипажа из 15 человек на 5-7 часов полёта! За что только конструкторам дали госпремию? )
Вернулся бортинженер с белым лицом : «Командир, человек за бортом!!!». «Как за бортом?!» «Да этот, которого не брали из-за пьянки, видно пролез в суматохе в хвостовой отсек, думая выйти в кабину после взлёта!». Высота 6000 в наборе. Что делать? Если разгерметизировать сейчас – в салоне полсотни людей, половина не лётный состав, напуганных беготнёй с огнетушителями, да и безболезненно это не пройдёт для многих из них. Если аварийно снижаться – надо объяснится с диспетчером. Командир полка Еремеев : « Довольно приключений – возвращаемся!». Личный состав взвыл : «Командир, выдержим! Только домой, в Шяуляй!». Еремеев ко мне « Что делаем?». Я ему : « Виталий Семёнович, вернёмся – объяснятся, все равно, с командованием придётся. Причину докладывать». Еремеев : « Дима - разгерметизация! Объяви по громкой для всех, чтобы приготовились!» и мне: « Давай вниз, проследи, что бы этого придурка народ не убил за выходку!». Завыла сирена. В ушах заломило. Я бросился вниз по лестнице к хвостовому отсеку. У двери в него уже собрался народ, пытаясь открыть её. В окошке было видно зелёное лицо виновника с трясущимися губами ( за бортом было -30). Когда давление выровнялось, его волоком затащили в салон, напялили кислородную маску. Пришлось вмешаться, так как некоторые хотели заняться воспитанием. Дверь закрыли. Загерметизировались и благополучно долетели до Шауляя.
Только после полёта, в спокойной обстановке, мы поняли, какое ЧП удалось избежать благодаря еле заметному мерцанию сигнальной лампочки и тому, что на это обратили внимание. Лететь 4 часа. На высоте 10000 м температура -56, кислорода минимум. Привезли бы труп. А т.к . прилетели в пятницу после 8 вечера, все сразу по домам и только в понедельник утром радист полез бы менять катушки с манитофонной записью
переговоров в полёте. Вот тогда бы только его и обнаружили. А поскольку на борту было всё руководство полка и частей обеспечения, разбор полёта был бы очень громким и поучительным.
Спасибо от героя этого случая я не услышал. Как то при встрече с ним поинтересовался, как он решился на это. Ответ был простой : « Ну поднимаются же люди на Эльбрус и Эверест и ничего!А то, что дверь не откроется я не знал.»
:-/