• Если у вас не получилось войти, инструкция для пользователей находится тут. Если вы ее прочитаете, узнаете куда написать если "ничего не получается!". Не бойтесь, мы вас не бросим в беде.

    Если коротко, пароль старый. Если пароль забыли, а почту помните, воспользуйтесь функцией восстановления пароля (она работает!).

    Вопросы, замечания и пожелания можно оставлять в специально созданной ветке, где вам обязательно ответят!

Автоматика для УМО и трихограммы + агронавигатор...

MikeGorbenko

Я люблю строить самолеты!
Вотсап или вайбер, связи GSM зачастую нет, отвечу по возможности. Спасибо
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!


Летная погода заставила себя долго ждать. Но все-таки облетали аппаратуру, произвели необходимый цикл испытаний. Работает четко. С первого раза четко :)


Также попутно облетывались и внесенные за зиму изменения в навигационной программе. Собственно, главная задача была - проверка быстродействия обработки координат и отображения треков на скорости полета самолета. Быстродействует прекрасно.
Вот один из квадратов с тестирования в полете (4х4 км квадратик, ширина гона 25 метров):



А вот кусочек этого квадрата более крупно:



Еще раньше внес в программу несколько небольших изменений по просьбе пользователей и еще "отловил" и исправил несколько моментов... Но не выкладывал такую версию, пока не провел испытания в воздухе лично.

Ну а теперь вот выкладываю со спокойной душой:

gps_com_v100520.apk
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
Немножко цыфири...
Прошу прощения, немножко подустал постоянно это объяснять в личном порядке по Вайберу и телефону, поэтому напишу здесь, так сказать, оптом.

Сначала по "источнику тока".
Генератор Rotax 912 дает 14V/16A (номинальная мощность 220W при 20°C).
Rotax 447 - 170 ватт на 12 вольт ( 14 А).
И далее в том же духе - около 15 А получаем всего.

На Lycoming 160 л. с., к примеру - генератор уже 60 А. Но это Cessna 172.

По автомобильным генераторам "повеселее" (с одной стороны).
От Subaru получаем от 65 до 110 А. То есть, на 14 Вольтах от 900 до 1500 Ватт.
Хонда - обычно не менее 65 А.
А вообще, в современных автомобилях, напичканных всевозможным электрооборудованием типа подогрева сидения и стекол, десятками (если не сотнями) электромоторчиков, генератор ставится от 80 до 140 Ампер. Самый минимальный стандарт - 65 А.

Но не редко и вообще - 200 Ампер, как на Мерседесах и Вольво (тот же генератор Bosch 0 124 625 019 ). Это, на минутку, 2800 Ватт. Маленькая электростанция. Вес 6.5 кг...

Смысл в том, что генераторы на самых распространенных в "малой авиации" чисто авиационных моторах ставятся с расчетом "минимально достаточный". Обеспечивать работу системы зажигания, бортовой электроники, приборки, радиостанции, не особо мощного бано, подзарядить аккумулятор... Но без расчета на подогрев сидений и зеркал заднего вида. Ибо вес, ибо задача основная - давать тягу на винту.

И чтобы крутить насос, никак нельзя рассчитывать на эту вот максимально выдаваемую генератором мощность (даже с учетом того, что авиационный мотор работает всегда на оборотах, достаточных для производства генератором этой мощности), так как есть еще потребители - тот же самый авиационный мотор является очень важным потребителем. А аккумулятор - это как в задаче про бассейн, куда по одной трубе вливается, а по другой выливается.

И еще, передача больших токов от генератора к химаппаратуре - это провода толщиной в палец (и лишние килограммы меди на борту), и мощные АЗСы, и "втягивающие" в качестве реле, и клеммы, и сам моторчик насоса соответствующий... Ну, то есть, вся "обвязка", как у стартера. Только этот"стартер" должен работать в постоянном режиме и находится далеко от генератора.

Потому и придумали ставить крыльчатки вместо форсунок. Не потому, что это дает выгоду по мощности (процесс перекачки и распыления "химии" свою мощность так и так заберет у двигателя). А потому, что избавляет от необходимости иметь мощную "трансмиссию" по передаче энергии от двигателя к производительному насосу высокого давления. "Вертушки" со штанг и даже бак с насосом снять не долго, а вот большой генератор, аккумулятор и килограммы проводов после окончания АХР из самолета никто демонтировать не будет.

Альтернативный вариант - мотопомпа. Немного варварский. но вполне эффективный вариант, если нужно именно форсунками распылять.

Сколько мощности с генератора можно расходовать на насос "химии" в каждом отдельном случае, я не могу сказать. Это можно выяснить только путем реальных замеров реальных токов на реальном борту в реальных условиях работы и полета.
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
Это всё было о "можно". а теперь о "нужно".

Считается так:
Если ширина захвата 20 метров, то 1 Га - это 500 метров полета. Если 25 метров - то 400 метров. И так далее. Тут просто.

Теперь переводим это в минуты. Допустим, скорость 150 км/ч - делим на 60 минут, получаем 2500 метров в минуту. При ширине захвата 20 метров (500 метров полета на 1 Га) за минуту мы обрабатываем 2500 / 500 = 5 Га. При 25 метров - 6,25 Га. И тут тоже просто.

Теперь идем к "хотелкам" агрономов. Допустим, агроном возжелал лить 10 л/Га. (беру "круглые" числа для наглядности расчетов).
Получается, что за 1 минуту при захвате в 20 метров мы должны вылить 5 х 10 = 50 литров. При захвате в 25 метров - 6.25 х 10 = 62.5 литра. В минуту.

Или, в первом случае, ровно 3 кубометра воды в час, а во втором - 3.750 литра в час.

Почему в литрах в минуту и кубометрах в час? Потому, что в спецификации насосов и так и так иногда пишут.

Теперь, о спецификациях. Максимальный объем прокачиваемой циркуляционным (центробежным, вихревым...) насосом жидкости обычно указывается при условии некого "оптимального" сопротивления "трубопровода". Если копнуть глубже в документацию, то выкопаем такой себе график зависимости производительности насоса от давления (а давление у нас возникнет, если "поджать" трубопроводом выход потока из насоса).

Выглядит график примерно так (данная картинка от "насоса повышения давления", такого, на 90 Ватт, с бронзовой "головой"):
график производительности насосов повышения давления Vodotok X15(20)G___.jpg

По паспорту это насосы на 20 и 25 л/мин. Но, как видно по графику, такая производительность у них только при нулевом давлении (сопротивлении). Хотя на "нулевом" сопротивлении центробежным насосам работать противопоказано - тогда двигатель потребляет максимальную мощность и вполне может банально сгореть от перегрева.

Фактически, это очень сложная арифметика - просчитать, какое давление получится на выходе насоса с учетом всех дальнейших труб, кранов, длин, сечений, изгибов и шероховатостей внутренних поверхностей.
А получится и не мало. Так как на тот же Бекас никто не будет ставить краны и трубы по штангам с минимальным проходным сечением 1 дюйм, зеркальной внутренней поверхностью и без изгибов.
Еще сложнее на мотодельте, где воду нужно не только перекачивать, но еще и сравнительно высоко поднимать.

Вот и получается на практике, что насос, просто перекачивающий из одной большой трубы в другую большую трубу 3 м3 в час, при установке на реальный самолет выдает неожиданно всего 2- 1.5 м3 в час.

Разговор длинный, с формулами и графиками, и с описанием разницы работы насосов разных типов ("центробежные" насосы имеют огромное количество частных вариантов исполнения в зависимости от своего основного назначения)...

Вот, к примеру, данные по вихревым "Педроллам":

Снимок2.JPG

Снимок3.JPG

В "Насосных" делах, как видим, при описании "сопротивления" оперируют высотой водяного столба, но сути это не меняет: грубо говоря, если мы полностью перекроем краном исходящий поток насоса, то там создастся давление, соответствующее давлению при нулевой подаче (смотрим график).


Но нужно уловить просто суть явления. Частности - это уже ближе к конкретной реализации.

В данном случае у нас зашел разговор о мощности (потребляемой). Так и продолжим.
Снимок4.JPG


Кроме вот этой формулы расчета мощности в данной цитате нам интересен момент с "коэффициентом запаса".

Сейчас расскажу, почему интересен.


Итак, возвращаемся к нашему первоначальному примеру. Где нужно внести 10 л/Га при захвате 20 метров и скорости полета 150 км/ч. Расчет показал, что нам необходима производительность насоса в 3 м3 за час. Возьмем "Педролловский" график и предположение, что мы имеем систему водопровода с адекватными для данного расхода сечениями и небольшим сопротивлением. Судя по графику и таблице, ближе всего у нас насосы pk65 (возможно, будет работать на очень низких сопротивлениях трубопровода) и pk70, pk80 (скорее всего, будут работать) , а также pk100 (точно будет работать).

Так вот, не прибегая к формуле расчета потребляемой мощности ( где у нас есть несколько не очень известных значений типа КПД конкретного насоса на конкретном режима работы), можем приблизительно определить реальную потребляемую мощность мотора насоса на основе мощности мотора реального насоса и коэффициента запаса (который учитывали инженеры при создании этого насоса).

По таблице имеем мощности "заводских" насосов от pk65 до pk100 :
0,5 кВт
0.6 кВт
0,75 кВт
1,1 кВт.

Коэффициент запаса здесь принят 2 , поэтому делим мощности на 2 и получаем примерное представление о том, что нам нужно обеспечить для работы.

Выходит, что нужно нам от 0,25 кВт до 0,55 кВт .

Проверяем это допущение с помощью формулы.
Берем, допустим, средний вариант насоса - pk70, и среднее значение КПД, допустим, 0.6 (давайте сделаем ему такой "комплимент", но, по правде, у вихревых насосов КПД довольно невысокий).

(1000 кг/м3 х 9,8 м/с2 х 3 м3/час х 18м) / (0.6 х 3600) = 245 Ватт.

По нашему грубому предположению на основе коэффициента запаса мы получали 0,6 / 2 = 300 Ватт.

В общем, недалеко от правды.

Да, если вопрос будет, почему в формулу я поставил напор в 18 метров, то отвечу: смотрим на график с таблицей и видим, что это минимально допустимый рабочий напор насоса (это не давление на выходе в форсунки или на "вертушку", а давление на выходе из насоса, в самом начале всего "водопровода" с его внутренними сопротивлениями). Если он будет ниже, то для данного насоса получим перегрузку мотора по мощности и риск выхода его из строя. Хотя... если продлить линию графика, то можно и на 4 м3/час выйти для этого насоса на минимальном давлении.

И какой вывод можно сделать?
Вывод такой: для того, чтобы лить 10 л/га при вышеперечисленных условиях, нам нужно обеспечить питание мотора вихревого насоса где-то в 250 Ватт.
Для 12 Вольт это 21 Ампер получается.

А теперь смотрим предыдущее сообщение с данными о мощности генераторов...

Как уменьшить потребление мощности при сохранении необходимого объема потока? Кроме самого очевидного - установки насоса с высоким КПД, решение будет в использовании насоса, способного работать на как можно более низком давлении и обеспечение работы в условиях низкого давления (минимизация сопротивления водопровода).

Чудеса в природе случаются, конечно, но здесь такое: чем больше воды нужно перекачивать, тем больше мощности требуется затрачивать. Поэтому когда от Ротакса с его генератором просят 12-15 л/Га... то это очень сомнительное предприятие.

Моя аппаратура позволит такое, в принципе. Контроллер для мотора насоса я даю с большим запасом - на 80 Ампер ( в пике до 100 Ампер), а это на 12 вольтах дает около 1000 Ватт. Может и на 24 вольтах работать - тогда 2 кВатта обеспечит.
Снимок8.JPG

И бесколлекторные моторчики есть и полукиловаттные и даже киловаттные. Небольшие по размеру моторчики - можно в кулаке спрятать. Но вопрос - это всё запитать в самолете с его реальным генератором...

Для Ротакса реально использовать такой моторчик:

Снимок5.JPG
Снимок9.JPG

В среднем "скушает" 100 Ватт на максимальной мощности на 12-14 вольтовой бортовой сети. Ну, в крайнем случае, половину производимой генератором мощности.
 
Последнее редактирование:

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
На видео курс "дергает" со стороны в сторону - не обращайте внимание, это просто так работает моя проверочная программа - специально дает разброс координат, чтобы проверить "навигацию" в максимально жестком режиме нагрузки. В реальном полете такое даже физически невозможно, естественно.

Потратил несколько ночей на глубокую переработку программы. Просто люди начали активно работать на полях, поэтому эмпирических данных стало тоже много, и на их основе вырисовался ряд изменений...

Изначально программа создавалась под внесение трихограммы, где ширина гона 50-75 метров, и площади обработки за один полет Очень значительные (вес вносимого "вещества" маленький, поэтому полет определяется не объемом химбака, а объемом топливного бака, а то очень разные продолжительности полета).

А по весне, естественно, до трихограммы пока далеко, и работа по химии, то есть, по небольшим (сравнительно) площадям за один полет.
И в рабочем квадрате 4х4 км поля часто выглядят реально так:
savedBitmap12-1.png


И даже это не главное. Ну, пусть там поле где-то рисуется в уголке квадрата, на работу это никак не влияет. Тут другое: гон 20 или 25 метров - это совсем не то. что 50-75 метров. В программе 25 метров выглядит вот так:
Screenshot_20200524-150930_COM_control[1].jpg

Всё дело в том, что квадрат 4х4 км представляет собой поле 4000 х 4000 метров и, соответственно, 4000 х 4000 точек - "пикселей" для программы. То есть, одна точка - это квадратик 1 х 1 метр. Поэтому "заливка" обработанного гона шириной 25 метров в программе будет представлена прорисованной полоской из 25 квадратиков (пикселей) по ширине. И всякие курсовые линии на карте программа физически не может нарисовать тоньше, чем 1 "пиксель".

Точность отслеживания курса обработки поля тоже составляет 1 метр. Это минимальное значение, которое программа способна отображать на экране в данном масштабе.

Если ширина гона большая, то это и не заметно, но чем меньше захват обработки и крупнее масштаб, тем картинка получается более "квадратистая".

В общем, занялся тем, что дал возможность программе работать в том же поле 4000 х 4000 точек, но соответствующем реальному квадрату 2000 х 2000 метров.

То есть, если раньше одна точка - "квадратик" на экране соответствовал реальному квадратику 1х1 метр, то теперь точка на экране - это 50 х 50 см реальной площади. И минимальная толщина прорисовываемой линии на экране тоже не 1 метр, а 50 см.

И тот же трек шириной 25 метров теперь получил возможность выглядеть так:
Screenshot_20200524-150958_COM_control[1].jpg




Фактически, "химический" гон в 20-25 метров сейчас стал выглядеть так, как выглядит "трихограммный" гон в 50-75 метров ширины.
Ну и на общем отображении: первая картинка с "разрешением" в 1 метр, вторая - 50 см. При одинаковой ширине гона (25 метров).

Screenshot_20200524-151233_Gallery[1].jpg
Screenshot_20200524-151202_Gallery[1].jpg


Выбор режима работы программы производится там же, где и выбор региона обработки, по нажатии на кнопочку " Show list"
Screenshot_20200524-150906_COM_control[1].jpg

Так получилось, что теперь можно работать в этих двух режимах : использовать и квадраты 4х4 км с разрешением 1 метр, и квадраты 2х2 км с разрешением 0.5метра.

То есть, в каждом регионе может быть и 10 квадратов 4х4, и 10 квадратов 2х2 км. Одновременно. Просто доступ к квадратам разного режима будет открываться в соответствии с положением "тумблера" вверху списка.
Получается, что количество доступных для работы "квадратов" в программе возросло в 2 раза.

Следующее, что изменилось - это место хранения рабочих файлов программы. Раньше они все сохранялись в основную папку для рисунков на смартфоне, теперь сохраняются в отдельную папку "data_storage". В общем, то, что в этой папке, удалять не следует.
Можно вообще было сделать сохранение в скрытую папку программы, без доступа к ней пользователя и без риска случайного удаления пользователем файлов... но в Андроиде тогда будет риск неслучайного автоматического удаления этих файлов при удалении самой программы (а это бывает нежелательно).

"Лишних" файлов программа хранить не будет. Если удаляем "квадрат обработки" в программе, то удаляется и этот файл с треками. Если перезаписываем в ячейку новое поле, то оно и перезапишется, "старого" файла не останется.

Ну... срашивали по этому поводу, то отвечаю.

Учел тот момент, что много кто вот прямо сейчас работает в полях, и уже имеет рабочие файлы полей в первоначальном месте хранения, поэтому сделал так, что при обращении к любому из этих записанных "квадратов" программа их прочитает из старого места хранения, но сохранит уже на новом месте, а со старого удалит. Таким образом все файлы, с которыми работаете, постепенно перенесутся на новое место.
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
Две недели работы по ночам, и программа получила некоторые зачатки навигации.

Screenshot_2020-07-28-01-31-45.png


Всего на экране 3 указателя.

Первый, как и был, просто компас (только теперь направление на Север берется не с протокола GPS, а вычисляется внутренними средствами приложения на основе последовательности координат... ладно, в общем, зачем те подробности - компас он и есть компас) :
Снимок.JPG


Второй указатель - направление домой. "Домом" считается точка, где был подключен Блютуз и получены первые координаты с GPS после запуска программы. Если во время полета перейти на Гугл-карту, затем вернуться на главный экран и снова подключить Блютуз, то "Домом" будет считаться эта новая точка. Не думаю, что кто-то в полете такое будет делать... но мое дело предупредить.

Значок "Дома" на экране присутствует всегда при наличии связи с GPS - устройством. Красной стрелочкой он указывает направление на "Дом" (место, откуда взлетели). Внизу - расстояние до этого места и время, которое нужно, чтобы туда долететь с той скоростью, на которой в данный момент летим:
Снимок2.JPG


Главная стрелка направления указывает на центр того того или иного квадрата, куда мы собираемся долететь (собственно, в ту точку, куда на Гугл-карте ткнули пальцем при выборе квадрата).
Какой это именно квадрат - видно по желтому цвету и значкам >> << возле номера на квадрате:
Снимок3.JPG


В данном случае стрелочка будет показывать направление на квадрат №1 (а находимся мы на квадрате № 4, так как он ярко зеленый).
Выбрать, куда лететь, можно просто нажав на нужный квадратик пальцем, или предоставить сие дело самой программе - она "проведет" начиная с первого по счету квадрата и далее последовательно.
Это удобно при планировании перелетов - просто клацаем пальцем по карте точки курса и вносим их последовательно в ячейки 1, 2, 3... и так далее. Ну и летим по стрелочке к "первой" точке, как пролетим ее, программа даст курс на вторую, и так далее.

Вот сам указатель с дистанцией до нужной нам точки и прогнозируемым временем подлета к ней:
Снимок4.JPG

Внизу --> номер квадрата, куда летим. Если летим домой, то вместо номера там будет слово "HOME".

Если стрелочка и эти циферки мешают при работе, клацаем на "самолетик", и это все исчезает с экрана. Клацаем по самолетику снова - появляется.
Ну и при работе на гоне эта стрелочка с цифрами исчезнет сама (чтобы не мешала), а затем вернется...

В общем, такое.

И по мелочам кое-что подправил в программе. Теперь при успешном подключении к GPS появляется на пару секунд соответствующее сообщение в центре экрана (просили - сделал). И еще что-то... уже не помню :)

Файлик лежит здесь: https://drive.google.com/file/d/1vDuhLzNa-uYN-3XQQBMOPHHAjeMJWqlg/view
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
Очередное обновление...

GPS_com_navi_zagon_090620.apk

Что нового:

1) после пролета первого рабочего гона на поле рисуются точки захода на гон - 30 точек влево, 30 вправо. Точки пронумерованы, как и просили. Это для работы загонкой. Если на поле уже работали, точки захода не проставятся. Они рисуются только один раз после первого гона на новом поле.

2) в "меню" появилась возможность вносить коррекцию в ширину заливки трека. То есть, реальный гон у нас 25 метров, допустим, вводим коррекцию +1, вся разметка по навигации остается из расчета 25 метров, но заливку будет рисовать шириной 27 метров (по +1 метру с каждой строны). Просили, чтобы агроному приятнее смотрелось на результаты работы в программе. А то пропуски в глаза сильно бросаются...
изображение_viber_2020-06-08_10-16-16.jpg

изображение_viber_2020-06-08_10-09-50.jpg



3) Координаты аэродрома программа запоминает только если скорость движения меньше 20 км/ч. То есть, когда мы на земле. Сделано для того, чтобы если во время полета "отвалится" Блютуз-связь, программа не взяла точку при возобновлении связи (где-то в полях, в полете). Если такое произойдет, программа возьмет ту точку из своей памяти, которую она записала, будучи на земле.

4) Если не доработали поле, стрелочка курса в следующем полете направит ровно в ту точку, где прервали обработку. Чтобы оттуда и продолжить.
 

Перелесник

Я люблю строить самолеты!
106727864_1695925327233460_1455451667220223629_o.jpg


Так как программа параллельной обработки весьма активно "пошла в народ", решил уделить внимание не только функционалу прибора, но и внешнему виду...
Так что с сегодняшнего дня все модули для навигационной программы будут производиться в новом дизайне. В более плоском компактном корпусе и без шнурков снаружи. Только что прошли испытания на разную отказоустойчивость. Успешно..
 
Вверх