AcroBatMan
Погиб в полете
- Откуда
- en route
Попробуем придать ветке больше информативности.
Автожиры на поплавки ставили с самого начала их появления. Впервые это сделал еще Сиерва в Англии в 30-е годы. Сначала на поплавки был поставлен автожир С.19, затем как минимум один С.30 под маркой Sea Rota. Это как раз были автожиры с тянущими винтами. Опыты показали, что их эксплуатация с воды мало отличается от практики гидросамолетов, однако следует учитывать, что роторы этих автожиров были свободнонесущими и не имели особенностей качельных роторов. Дальнейшего развития поплавковые автожиры в то время не получили - оказалось неинтересно, т.к. они ничего не выигрывали у гидросамолетов.
Начиная с Бенсена легкие АЖ с качельными роторами ставили на поплавки регулярно, однако все, кто это делал, отмечали, что эксплуатационные проблемы и заметное ухудшение летных характеристик делают эту затею мало привлекательной.
Несколько лет назад во Франции Ролан Клоти построил АЖ с поплавками Full Lotus и провел серию экспериментов по особенностям эксплуатации.
Вот здесь есть фото и короткий рассказ из первых рук: http://autogire.nuxit.net/Articles/hydro_gyro/hydro_gyro.htm
Это перевод рассказа:
"Наш друг инструктор Roland Kloeti осуществил свою мечту (одну из них): адаптировать поплавки Full Lotus на свой автожир любительской постройки... Случилось это во время фестиваля гидроавиации в Biscarosse 20-23 апреля 2004 г. Нет смысла говорить, что событие горячо приветствовалось восторженными зрителями! Адаптация была выполнена с помощью Стефана Морозини, одного из известных адептов гидровариантов для СЛА. После проверки руления на воде, Ролан заметил, что брызги воды пролетают в опасной близости от пропеллера (фото С1). Для защиты был установлен кожух ... Надо отметить, что облетывать такого рода самодельные предметы не рекомендуется без участия людей с приличным знанием специфики полетов с воды. В дополнение стоит сказать, что аппарат не стоит испытывать на земле без родного ротора, т.к. нарушенная балансировка чревата последствиями (один из таких случаев закончился фатально). На воде этот риск выше, т.к. аппарат легче может выйти из-под контроля пилота. Для Ролана поначалу было сложно справляться с раскруткой без того, чтобы аппарат не разворачивался на воде. Это несмотря на то, что АЖ Ролана снабжен раскруткой от АЖ Магни, которая позволяет первые обороты набирать с пробуксовкой и уменьшать реакцию. Кончилось тем, что появилась методика раскрутки, при которой АЖ набирал нужные обороты, делая при этом один оборот на 360 град. Были сделаны несколько успешных полетов с одним и двумя человеками на борту. Записал Herve Terrason"
Кстати, поплавки этой фирмы ставят и немцы на МТ, и французы на Xenon. В сетях есть подробные описания этого мероприятия. На АЖ полетным весом 480-500 кг ставят поплавки водоизмещением 700 кг каждый. Это неспроста, см. ниже.
При оценке целесообразности применения поплавков на АЖ следует рассматривать два аспекта:
1) изменение устойчивости, управляемости и тяговооруженности в полете
2) особенности эксплуатации на воде при рулении
С первым все достаточно понятно: существенное смещение вниз ЦТ аппарата и фокуса лобового сопротивления ничего хорошего не принесет. Особенно учитывая, что АЖ является балансирным аппаратом, болтающимся, как маятник, под ротором. Можно, конечно, заточить геометрию аппарата именно под поплавки, понизив вектор тяги маршевого винта.
Но в любом случае по сравнению с колесами поплавки дадут гораздо больше прибавки веса и лобового сопротивления, поэтому характеристики аппарата все равно будут хуже. К тому же поплавки для АЖ придется ставить большего водоизмещения, чем для крылатого ЛА такого же веса. Это связано именно с отличием поведения ротора и крыла на рулении.
Дело в том, что ротор является управляемым органом только на рабочих оборотах. А на оборотах ниже рабочих, т.е. в процессе раскрутки, разбега и при остановке ротора после посадки, это просто здоровый маховик, болтающийся на приличной высоте. Представьте себе, что на оборотах ротора, скажем, 100-120 об/мин., аппарат попадает на боковую волну. Один поплавок стремится подняться вверх и, соответственно, наклоняет мачту вбок. Ротор при этом в силу гироскопического эффекта, пытается остаться в плоскости вращения. Это ведет к вероятному касанию ротором упоров на втулке. И тут начинаются неприятности, т.к. как только одна лопасть ложится на упор, вторая, которая в это время идет вверх, становится могучим рычагом, опрокидывающим АЖ в сторону-назад. Опорный поплавок при этом работает только частью своего объема. Т.е. для обеспечения остойчивости автожиру понадобятся поплавки большего объема по сравнению с крылатым ЛА, чтобы парировать подобные ситуации. Крыло самолета или даже дельты в таких случаях работает как веер канатоходца, демпфируя отклонение. А ротор, напротив, ухудшает ситуацию.
Чтобы понять разницу практически, если воображения недостаточно, можно сделать простую деревянную модельку и покачать ее в ванной, сначала поставив на мачту крыло, а потом - просто вращающуюся палку, т.к. подъемная сила ротора на оборотах ниже рабочих значения не имеет. Разницу в поведении такого плота при раскачивании вы увидите сразу же.
Что же касается "у нас все почти как у МТ", то аккуратно поработав с цифрами, вы убедитесь, что с вашим двигателем и поплавками ваш автожир станет исключительно одноместным. Если, конечно, попытаетесь использовать реальные цифры, а не то, чего хотелось бы.
Автожиры на поплавки ставили с самого начала их появления. Впервые это сделал еще Сиерва в Англии в 30-е годы. Сначала на поплавки был поставлен автожир С.19, затем как минимум один С.30 под маркой Sea Rota. Это как раз были автожиры с тянущими винтами. Опыты показали, что их эксплуатация с воды мало отличается от практики гидросамолетов, однако следует учитывать, что роторы этих автожиров были свободнонесущими и не имели особенностей качельных роторов. Дальнейшего развития поплавковые автожиры в то время не получили - оказалось неинтересно, т.к. они ничего не выигрывали у гидросамолетов.
Начиная с Бенсена легкие АЖ с качельными роторами ставили на поплавки регулярно, однако все, кто это делал, отмечали, что эксплуатационные проблемы и заметное ухудшение летных характеристик делают эту затею мало привлекательной.
Несколько лет назад во Франции Ролан Клоти построил АЖ с поплавками Full Lotus и провел серию экспериментов по особенностям эксплуатации.
Вот здесь есть фото и короткий рассказ из первых рук: http://autogire.nuxit.net/Articles/hydro_gyro/hydro_gyro.htm
Это перевод рассказа:
"Наш друг инструктор Roland Kloeti осуществил свою мечту (одну из них): адаптировать поплавки Full Lotus на свой автожир любительской постройки... Случилось это во время фестиваля гидроавиации в Biscarosse 20-23 апреля 2004 г. Нет смысла говорить, что событие горячо приветствовалось восторженными зрителями! Адаптация была выполнена с помощью Стефана Морозини, одного из известных адептов гидровариантов для СЛА. После проверки руления на воде, Ролан заметил, что брызги воды пролетают в опасной близости от пропеллера (фото С1). Для защиты был установлен кожух ... Надо отметить, что облетывать такого рода самодельные предметы не рекомендуется без участия людей с приличным знанием специфики полетов с воды. В дополнение стоит сказать, что аппарат не стоит испытывать на земле без родного ротора, т.к. нарушенная балансировка чревата последствиями (один из таких случаев закончился фатально). На воде этот риск выше, т.к. аппарат легче может выйти из-под контроля пилота. Для Ролана поначалу было сложно справляться с раскруткой без того, чтобы аппарат не разворачивался на воде. Это несмотря на то, что АЖ Ролана снабжен раскруткой от АЖ Магни, которая позволяет первые обороты набирать с пробуксовкой и уменьшать реакцию. Кончилось тем, что появилась методика раскрутки, при которой АЖ набирал нужные обороты, делая при этом один оборот на 360 град. Были сделаны несколько успешных полетов с одним и двумя человеками на борту. Записал Herve Terrason"
Кстати, поплавки этой фирмы ставят и немцы на МТ, и французы на Xenon. В сетях есть подробные описания этого мероприятия. На АЖ полетным весом 480-500 кг ставят поплавки водоизмещением 700 кг каждый. Это неспроста, см. ниже.
При оценке целесообразности применения поплавков на АЖ следует рассматривать два аспекта:
1) изменение устойчивости, управляемости и тяговооруженности в полете
2) особенности эксплуатации на воде при рулении
С первым все достаточно понятно: существенное смещение вниз ЦТ аппарата и фокуса лобового сопротивления ничего хорошего не принесет. Особенно учитывая, что АЖ является балансирным аппаратом, болтающимся, как маятник, под ротором. Можно, конечно, заточить геометрию аппарата именно под поплавки, понизив вектор тяги маршевого винта.
Но в любом случае по сравнению с колесами поплавки дадут гораздо больше прибавки веса и лобового сопротивления, поэтому характеристики аппарата все равно будут хуже. К тому же поплавки для АЖ придется ставить большего водоизмещения, чем для крылатого ЛА такого же веса. Это связано именно с отличием поведения ротора и крыла на рулении.
Дело в том, что ротор является управляемым органом только на рабочих оборотах. А на оборотах ниже рабочих, т.е. в процессе раскрутки, разбега и при остановке ротора после посадки, это просто здоровый маховик, болтающийся на приличной высоте. Представьте себе, что на оборотах ротора, скажем, 100-120 об/мин., аппарат попадает на боковую волну. Один поплавок стремится подняться вверх и, соответственно, наклоняет мачту вбок. Ротор при этом в силу гироскопического эффекта, пытается остаться в плоскости вращения. Это ведет к вероятному касанию ротором упоров на втулке. И тут начинаются неприятности, т.к. как только одна лопасть ложится на упор, вторая, которая в это время идет вверх, становится могучим рычагом, опрокидывающим АЖ в сторону-назад. Опорный поплавок при этом работает только частью своего объема. Т.е. для обеспечения остойчивости автожиру понадобятся поплавки большего объема по сравнению с крылатым ЛА, чтобы парировать подобные ситуации. Крыло самолета или даже дельты в таких случаях работает как веер канатоходца, демпфируя отклонение. А ротор, напротив, ухудшает ситуацию.
Чтобы понять разницу практически, если воображения недостаточно, можно сделать простую деревянную модельку и покачать ее в ванной, сначала поставив на мачту крыло, а потом - просто вращающуюся палку, т.к. подъемная сила ротора на оборотах ниже рабочих значения не имеет. Разницу в поведении такого плота при раскачивании вы увидите сразу же.
Что же касается "у нас все почти как у МТ", то аккуратно поработав с цифрами, вы убедитесь, что с вашим двигателем и поплавками ваш автожир станет исключительно одноместным. Если, конечно, попытаетесь использовать реальные цифры, а не то, чего хотелось бы.