Vladimir_V сказал(а):
Андрей, а в настоящее время техническая возможность установки ДНБ-4 на автомобиль еще осталась или нет? Может стоит попробовать ездовой цикл на какой-нибудь жигулевской пятерке или семерке. Под готовый двигатель можно найти даже добровольцев со своими авто. Материалу наработаете много и резонанс прорежится с большой пользой для дела.
К сожалению, двигателя ДНБ - 4 у нас в Питере нет. Конечно, есть вся документация, откорректированная по результатам изготовления опытного образца. Можем изготовить, проблем никаких нет. Возможно, остались и модели отливок на ТМЗ.
А вот где находится изготовленный опытный образец, это вопрос интересный.
Есть неподтвержденные сведения, что он находится в Германии, на фирме "Дойц" - КНD.
История двигателя ДНБ - 4 вкратце такова.
После ознакомления с Каспием 65 на "Дагдизеле", на Урале нашлись люди, которые предложили нам продолжить работы в этом направлении. Среди этих людей был
Б. Штагер, в то время министр энергетики Свердловской области (но не только он один).
Двигатель делался на ТМЗ, и в 1997 году, при стечении большого количества народа
(настроенного весьма скептически), завелся, и останавливаться по своей воле не пожелал.
Удивленный директор завода сказал: доводите двигатель, будем его производить
в .... цехе!
Правда, только сказал. Доводить двигатель без стенда невозможно. К сожалению, двигатель так и не получил место на испытательном стенде, хотя можно было достаточно быстро и просто решить этот вопрос, например, на том же заводе двигателей ЗИЛ на Урале. Там стенд был.
Вопрос, видимо, решался, потому что потом, в 2000 году, мы отправили на этот завод (завод двигателей ЗИЛ), для испытаний и доводки двигатели 2Д200 и АИК 97. Но там с ними так никто ничего и не сделал. Финансирование этого этапа работ так и не началось.
ДНБ – 4 туда не попал, но хотя бы минимальная доводка этого двигателя на режиме ХХ на ТМЗ была проведена.
Там была создана маленькая группа из опытных мастеров – пенсионеров, которые, надо сказать, сделали больше, чем могли. Я знаю, что двигатель им очень нравился, хотя они с ним «повозились».
Кстати, ТМЗ заявлял, что потратил на строительство и доводку опытного образца до 2 миллионов рублей. А. И. Костин считал эту сумму завышенной.
Для сравнения, ЦНИДИ получил в 1990 году на создание дизеля ДП 43 (для погрузчика) на ПО «Дагдизель» – 30 миллионов рублей…
Кстати, слухи о двигателе ДНБ – 4 дошли даже до самого Кахи Бендукидзе, который в те времена «курировал» Уралмашзавод. В настоящее время г. Бендукидзе, как известно, работает министром в правительстве Грузии.
По моим данным, между ним и Б. Штагером на эту тему состоялся разговор и г. Бендукидзе ему сказал: « кто такие авторы двигателя, понятно, а вот Вы кто такой?»
На этом их контакты прекратились…
Знаю так же, что этот двигатель очень хотели продвигать коллеги Б. Штагера по правительству Свердловской области. Но, видимо, и их сил и желания не хватило на эту задачу.
Б. Штагер говорил по этому вопросу и с Э. Росселем, но тот сказал, что в этот двигатель не верит…Не могут наши руководители без веры!
Надо сказать, что в описываемый период, в уральском регионе продвигали программу «Уральский трактор». Были разные варианты: сборка харьковского трактора Т 150 на Урале и др. Но нужен был и современный дизельный двигатель.
По представлениям руководящих «уральских товарищей», им мог быть только дизель немецкой фирмы «Дойц»…
Зачем что- то делать самим, если можно купить все готовое? В России денег много, станет мало, еще нефти продадим!
Насколько, я знаю, в переговорах с фирмой участвовал и Б. Штагер.
То, что были разговоры и о ДНБ – 4, я знаю точно. Был ли проявлен к нему какой либо конкретный интерес со стороны немцев, сказать не могу – не знаю.
Знаю только, что опытный двигатель ДНБ – 4 по решению Штагера с ТМЗ забрали.
Как было им сказано, «необходимо сделать тайм – аут в работах».
«Тайм – аут» длится до сих пор. Где находится опытный образец, никто не знает.
Самого Б. Штагера в живых в настоящий момент нет и спрашивать не у кого.
Я счастлив, что удалось хотя бы вернуть 2Д200!