Лоперамиду в рот и всё пройдёт
🙂
Спрасибо.
По моему, именно этими капсулами меня сейчас и отпаивают.
Очень радует тот факт, что на таких расстояниях люди думают практически абсолютно одинаково.
Надеюсь, и в вопросе о автожирном управлении мы начнём думать одинаково.
Даже если из всего автожирного мира так начнут думать только двое спецов.
А там, глядишь, смогим определиться сос писком типов аппаратов, которые управляются
1) частично-балансирно
2) и только балансирно.
Я вернулся.
И теперь по теме.
И так.
На чём меня прервали?
А ...
Да!
На самом интересном месте.
Теперь, допустим, Вы просите меня наклонить РУ вперёд.
Произойдёт следующее:
-- наклонится втулка ротора;
-- так как, ротор расположен поперёк аппарата ось ОСГШ будет расположена продольно. И эта ось наклонится вперёд
(она жёстко связана с втулкой);
Втулка наклонилась, допустим, на 5 градусов.
А раз ось ОСГШ встанет продольно аппарату, то и ось ОСГШ наклонилась тоже на 5 градусов.
А ротор расположился поперёк продольной оси аппарата.
И эта ось потянет за собой и ротор.
Относительно своей продольной оси ротор целиком повернётся по часовой стрелке, если смотреть на правую лопасть справа.
И Вы увидите, что у правой лопасти угол установки уменьшится на пять градусов.
А у левой- увеличится на те же 5 градусов.
Вы допустим, попрООсите меня оставить РУ в таком положении до следующего Вашего указания.
А сами, тем временем, станете потихоньку вращать ротор относительно его оси вращения.
Вы прекрасно понимаете, что плоскость вращения ротора (при вращении ротора) всегда стремится сохранить своё пространственное положение.
Исходя из этого, Вы, поворачивая ротор будете делать так, что ротор (поперёк аппарата он находится или вдоль) будет расположен строго параллельно площадке, на которой стоит автожир-стенд,
Предварительно напомню, что угол установки и угол циклического шага - это не есть одно и тоже.
Угол установки, как Вы уже заметили, на автожирных роторах, не оборудованных ОШ, не изменяется.
Потому, что лопасти на роторе, тупо, защемлены к очень жёсткому (в плане скручивания) коромыслу.
А вот циклический угол – это угол между хордой лопасти и ПЛОСКОСТЬЮ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА.
И что мы увидим (вернее, Вы увидите) при ручном вращении ротора.
Ротор был сначала расположен поперёк аппарата.
У правой лопасти угол был уменьшен на 5 градусов, а у левой - на 5 градусов увеличен.
Затем он плавно, оставаясь строго параллельным земле, перемещается в продольное аппарату положение.
После того, как ротор встал уже продольно (оставаясь параллельным земле) что Вы увидите?
Правильно.
Вы увидите, что угол взмаха задней лопасти уменьшился на 5 градусов, благодаря тому, что ротор повернулся относительно ОСГШ.
А передней лопасти этот угол наоборот увеличился.
А ось самого ОСГШ встала поперёк аппарата.
И сориентировалась строго параллельно земле.
Я надеюсь, что ВЫ себе это прекрасно представляете.
Не большое отступление.
Я уверен в том, что Вы знаете, что такое ОТНОСИТЕЛНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ.
Угловое и линейное.
Дык вот, лопасти махать натурально (относительно аппарата и земли) не будут.
Они будут совершать маховые движения относительно оси вращения ротора.
Я прошу простить меня за то, что я таким наиподробнейшим образом описываю эти все процессы.
Дело в том, что кроме нас с Вами это сообщение могут читать и другие участники форума.
Среди которых могут быть и те люди, которым тоже ОООчень интересно, каким же макаром (с помощью наипростейшего АП) организовано управление циклическим шагом лопастей винта.
Этот винт может быть, как ротором (как в случае с автожиром), таки и НВ (вертолёт).
И дальше:
Теперь углы между хордой лопасти и плоскостью вращения ротора у передней и задней лопасти стали абсолютно одинаковыми
То есть, циклические углы противоположных лопастей стали одинаковыми.
И стали равными углу установки лопастей.
Получилось так, что угол наклона оси вращения ротора вылился в разность циклических углов у поперечно-стоЯЯщего ротора.
А при повороте в продольное положение эти углы плавненько преобразовались в разность углов взмаха лопастей.
И на тоже, практически, значение.
А именно, 5 градусов.
Повторяю, угол взмаха – это относительный угол (относительно оси вращения ротора).
А теперь возьмитесь (мысленно, конечно) за концевую часть какой-нибудь одной лопасти и походите по кругу, удерживая лопасть в руке.
И вращать этот ротор Вам придётся так, что плоскость вращения будет оставаться строго параллельной земле.
При том, что я, оставаясь на месте пилота, буду удерживать РУ в таком положении, при котором ось вращения ротора будет постоянно оставаться наклонённой вперёд на 5 градусов.
Наворачивая круги, Вы заметите, что когда Вы повернёте лопасть в положение 90 град. (справа по полёту) у этой лопасти циклический угол уменьшится на 5 градусов.
Вы пошли дальше по вращению ротора и поставили лопасть продольно-спереди.
Теперь циклический угол стал равным углу установки, а лопасть взмахнула относительно оси вращения ротора вверх на, те же, 5 градусов.
Ну а задняя, соответственно, на 5 градусов вниз.
Тоже относительно оси вращения ротора.
И циклический угол задней лопасти то же стал равным углу её установки.
Это значит, что циклические углы на обоих лопастях в этом положении ротора будут одинаковыми.
Вы пошли дальше и поставили лопасть опять поперёк, но уже слева.
И Вы заметите, что циклический угол Вашей лопасти увеличился на 5 градусов.
А угол взмаха лопасти уменьшился до нуля.
Вы пошли дальше.
Поставив лопасть уже сзади её циклический угол опять уменьшится до угла установки.
И так далее.
Лопасть справа – её циклический угол увеличен на угол, равный углу отклонения оси вращения ротора.
Лопасть спереди – угол увеличивается до угла установки.
Лопасть слева – угол увеличивается.
Лопасть сзади – угол уменьшился до установочного.
Вот так этот простенький Автомат Перекоса и работает.
И всё благодаря карданному подвесу втулки к раме аппарата. (вертолёт это или автожир, не важно) и
Наличию Общего Совмещённого ГШ.
Если бы не было бы ОСГШ, то и АП то же не было бы.
А был бы МАХОВИК в виде вала, жёстко закреплённой к нему втулки и жёстко закреплёнными к втулке лопастями.
Такие винты, как раз, но только соосные и малого диаметра, собираются применять (и уже применяют) на тех малюхахоньких «стрекозах» в виде ранцевых вертолётиков.
На которых, кстати, их создатели или их пилоты далеко от земли подниматься боятся.
Инстинкт самосохранения, аднака .
Кстати, вот эти аппаратики гораздо больше являются, именно, БАЛАНСИРНО УПРАВЛЯЕМЫМИ АППАРАТАМИ,
Чем вертолёты (основная часть типов) и автожиры с качельными роторами.
А если сказать точнее, то эти «стрекозы» и есть балансирно-управляемые винтокрылые аппараты.
Лопасти у них практически всегда очень жёсткие.
Изгибаться эти лопасти не в состоянии.
По этому пилот балансирно управляет:
-- как изменением положения плоскостей вращения их НВ относительно пространства и воздушного потока;
-- так и изменением траектории перемещения этого аппарата в пространстве
(не без допмощности от бортового ДВС, конечно, но мы сейчас не об этом).