Без комментариев

http://www.aviaport.ru/digest/2009/03/10/168281.html
Источник: сайт «Turist.ru»Автор:      Антон Синицин

Опубликовано: 10.03.2009, 11:21



"Самолеты падают по вине пьяных пилотов


Буквально перед праздником 8 марта в интернете была опубликована запись переговоров пилотов Boeing авиакомпании "Аэрофлот-Норд", разбившегося 14 сентября 2008 года при заходе на посадку в Перми. Тогда, напомним, погибло 82 пассажира и 6 членов экипажа рейса 821 Москва - Пермь.

Опубликованная аудиозапись сделает аэрофобом любого человека с абсолютно здоровыми нервами. Межгосударственный авиакомитет еще в феврале официально объявил, что у командира экипажа разбившегося лайнера в крови обнаружен этиловый спирт. Но за этой дипломатичной фразой теплилась надежда, что, может, человек был "со вчерашнего", ну или бутылочку пивка выпил в полете. Однако прослушивание записи говорит о другом: командир экипажа просто не вязал лыка, путал давление с номером рейса. Вдобавок ко всему, экипаж еще и не умел управлять этим самолетом: в заключении МАК говорится, что причиной катастрофы стала потеря пилотами ориентации в пространстве из-за недостаточного уровня подготовки экипажа.

Представьте себе ситуацию - сели бы вы в такси, водитель которого настолько пьян, что с трудом разговаривает, путает педали, вместо поворота направо поворачивает налево, да еще и ездит по встречке? История с пермским Boeing абсолютна идентична: пьяный пилот, который набирает высоту при заходе на посадку, вместо левого разворота совершает правый, не слушает команды диспетчера. И это все происходит на борту самолета, совершающего не местный рейс в глубинке, а полет из столичного "Шереметьево". Да и сам Boeing принадлежал не какой-то мелкой авиакомпании, а нес на своем борту логотип "Аэрофлота" - символа российской гражданской авиации "Аэрофлота" - символа российской гражданской авиации.

Кстати, непосредственно перед Новым годом с "Аэрофлотом" из "Шереметьево" произошел еще один инцидент, который из-за праздников не получил широкой огласки, а потом о нем и вовсе забыли. Дело было 28 декабря на маршруте Москва - Нью-Йорк. Летевшая этим рейсом Ксения Собчак заподозрила, что пилот нетрезв, когда тот не очень внятно произнес приветственную речь пассажирам. В результате самолет вылетел на три часа позже и с резервным экипажем. История получила международную огласку, потому что на борту находилась корреспондентка газеты Guardian Ира Иосебашвили, которая тоже отметила неадекватность пилота в своей статье: "Его голос был странным - невнятные слова, неполные предложения, паузы".

Сложно сказать, что было бы, если бы на борту не оказалась Собчак - дочь бывшего начальника экс-президента и нынешнего премьер-министра страны. Благодаря ее стараниям пассажирам показали командира корабля и заменили экипаж. "Позже авиакомпания заявила, что пилот был проверен и признан трезвым, - описывает это Guardian, - однако все мы видели пьяного человека, лицо которого было красным, как свекла, а глаза были налиты кровью".

Не хочется быть арбитром в этой ситуации, но два инцидента за небольшой период времени говорят, что либо пилоты "Аэрофлота" летают пьяными, либо авиакомпания - символ российской гражданской авиации набирает пилотов с плохой дикцией.

Человек устроен так, что ему хочется верить в лучшее, например, в трезвых пилотов. Однако летчики если не летают пьяными, то иногда пытаются это сделать. Так, 24 декабря прошлого года в Хитроу был задержан пилот авиакомпании Jet Airways, которому предстояло сесть за штурвал самолета и везти 300 пассажиров в Мумбаи. И примеров таких немало: сообщения о том, что к полету не были допущены пьяные летчики, хотя и не очень частые, но все же несколько раз за год попадаются. И, судя по пермскому Boeing, некоторым пилотам удается все-таки проникать на борт "под градусом". С другой стороны, ничто не мешает пилоту выпить и после предполетного досмотра уже непосредственно в пилотской кабине. Благо, любой аэропорт - это огромный вино-водочный магазин, а запрета на посещение Duty Free у пилотов нет.

По официальной статистике, в мире на данный момент зафиксировано 18 авиакатастроф, произошедших из-за того, что экипаж принимал алкоголь или наркотики. Думается, что и пермскую катастрофу можно смело включать в этот список. В целом, на долю пилотов СССР и России приходится 5 подобных авиакатастроф, что составляет четверть от их общего количества. А если смотреть по числу жертв, то наши пилоты-алкоголики угробили наибольшее количество пассажиров. Потому что зарубежная катастрофа такого плана обычно выглядит следующим образом: человек покурил или выпил, потом сел за штурвал собственной Cessna и разбился, и число жертв обычно составляет 1-2 человека. Наши же сразу разбивают целый пассажирский Boeing.

Судите сами. 24 апреля 1948 года. Восточно-сибирское управление ГВA (Гражданский воздушный флот - предшественник "Аэрофлота"). Командир Ли-2 Быков в сложных метеоусловиях снизился до высоты 100 метров и вел самолет вдоль русла реки. Из-за снегопада самолет потерял высоту и с левым креном врезался в лед. Погибло 28 человек. Установлено, что в ночь накануне полета экипаж принимал участие в пьянке, организованной руководителями аэропорта.

Верить, что в сталинские годы в авиации был порядок, не стоит - еще тогда проблема дисциплины стояла остро. "Командир корабля 104 авиаотряда Ефимов был обнаружен возле своей квартиры пьяным в канаве, хотя ему на следующий день предстояло выполнять рейс. Он снят с летной работы на 3 месяца", - типичная докладная тех лет. А если пилоты так закладывали за воротник в суровые сталинские годы, то думать, что они стали пить меньше в более демократичное время - большая ошибка.

Справедливости ради надо сказать, что не только наши пилоты любят выпить. Так, второе официально зарегистрированое алкоавиапроисшествие произошло по вине финских пилотов. Самолет DC-3 3 января 1961 года выполнял местный рейс из аэропорта Коккола/Пьетарсаари в аэропорт Вааса. Самолет делал левый разворот на низкой высоте и из-за ошибки экипажа потерял маневренность и вошел в штопор. Причина - пилоты ночью не спали, а пили. В результате погибли 25 человек.

Из-за недостаточного отдыха накануне полета и употребления спиртного (в крови пилота было зафиксировано 1,5 промилле алкоголя) произошла и третья "пьяная" авиакатастрофа - это случилось 11 июля 1972 года в Норвегии. Пилот королевских ВВС проигнорировал указание диспетчера, в результате чего самолет врезался в гору. 17 человек погибли.

Самая, пожалуй, дурацкая авиакатастрофа по вине нетрезвого командира экипажа произошла 13 января 1977 года в аэропорту Анкориджа (Аляска) с грузовым DC-8 "Японских авиалиний", который выполнял рейс в Токио. Пилоту было предписано занять для взлета полосу 24L. Однако командир японского грузовика решил взлетать с полосы 24R. Казалось бы, диспетчера должно было насторожить, что самолет занимает не ту полосу для взлета. Но в Анкоридже в тот день мела метель и контрольная башня решила, что из-за непогоды японцы могли совершить ошибку. В результате самолет все-таки взлетел с нужной полосы, правда, рухнул на землю через 300 метров после отрыва от земли. Погиб экипаж из 3 человек и 2 сопровождавших груз пассажира. Самолет упал из-за обледенения в условиях сильного снегопада. Но не это было главной причиной трагедии. Дело в том, что содержание алкоголя в крови командира экипажа в три раза превышало уровень, при котором на Аляске водитель признается нетрезвым. Это и сыграло фатальную роль - экипаж просто не смог отговорить своего выпившего капитана совершать полет в фактически нелетную погоду. Пьяному пилоту ведь никакая непогода не страшна.

Вывод неутешительный - пилоты пьют, и бороться с этим невозможно. При этом, если летчик прошел предполетный досмотр, то ничто не мешает ему выпить непосредственно перед взлетом или попросить стюардессу во время полета принести бутылочку-другую спиртного к обеду из богатого арсенала алкоголя, предназначенного для пассажиров. Ведь хоть туристов на борту большинство российских авиакомпаний бесплатно поить перестали, за деньги в том же "Аэрофлоте" можно купить все основные напитки. Правда, на днях авиакомпания "Аэрофлот-Норд", чей самолет разбился в Перми, заявила, что вводит послеполетный досмотр пилотов. Хочется верить, что эта мера позволит кого-нибудь спасти и поможет удержать пилотов от пьянства на борту. Но это тоже сомнительная мера: остались бы живы пассажиры разбившегося в Перми "Боинга", если бы пилоту после посадки грозило увольнение?

Туристам же посоветовать абсолютно нечего. Если из такси с пьяным водителем можно выйти, то пассажирам парашюты не дают. Остается действовать только как Ксения Собчак - если чувствуете, что пилот в приветственном слове не вяжет лыка, то лучше прослыть параноиком, требовать замену экипажа, остаться на земле, в конце концов, чем стать цифрой статистики авиакатастроф в разделе Fatalities."
 
Если из такси с пьяным водителем можно выйти, то пассажирам парашюты не дают.

В 2008 году в авиакатастрофах всего мира погибло 750 человек.

В 2008 году в автомобильных катастрофах только в одной Германии погибло 4000 человек, в Испании - ок. 3000. В США ежегодно погибают около 43000 человек (каждые 12 минут). Ну и так далее...

вот теперь без комментариев...
 
да, но в мире примерно 1 млрд автомобилей

Относительная статистика тут не в тему. Даже если автомобильный пассажиропоток в разы превышает авиационный, абсолютные величины погибших показывают несоизмеримый масштаб влияния автомобилей на смерть людей, по сравнению с авиацией.

Если хотите относительную соизмеримую статистику, пассажиропоток авиаперевозок составляет ежегодно ок. 5 миллиардов человек, что соизмеримо с количеством людей на земле (6 млрд). От авиации из этой величины погибает ок. 750 человек в год, а от укусов пчел - 3000 человек в год.

Если уделять смертям от пчел столько же внимания, сколько журналамеры уделяют авиакатастрофам, то лицевые сетки станут неотъемлимым атрибутом в одежде...  😉
 
да, но в мире примерно 1 млрд автомобилей  

Кстати, такая относительная статистика также не учитывает, насколько я понимаю, количество раз, когда человек подвергает себя риску. Надо полагать, подавляющее количество авиапассажиров берется из "золотого миллиарда". То есть нормальный человек из 5 млдр. остальных никогда в жизни не слетает на самолете, то есть никогда в жизни не подвергнет себя риску погибнуть в авиакатастрофе. Вопрос про "парашюты, который не выдают пассажирам" у подавляющего большинства людей на земле отпадает сам собой.

Нормальный человек из золотого миллиарда также летает 2-3 раза в год, то есть 2-3 раза в год ему грозит погибнуть на самолете. Авиапассажиропоток в год составляет 5 млрд, а в мире 6 млдр. человек. То есть, если разделить на всех, то получается менее 1 раза в год человеческая единица подвергает себя риску погибнуть в авиакатастрофе.

Однако автомобили есть и в странах третьего мира, про первый я не говорю. Нормальному городскому мировому человеку приходится переходить улицу, садиться в автобус, трамвай, такси, машину десятки раз ежедневно. То есть за год - тысячи раз, и это все тысячи раз, когда он подвергает себя риску погибнуть на дороге. Количество раз таких рисков, таким образом, тысечекратно превышает количество возможностей погибнуть на самолете, что, собственно, и показывают абсолютные цифры погибших в год.
 
от статейки попахивает(воняет)
а что в семье небез урода... так это да
но на маршрутках страшнее
 
А еще пьяные соседи могут выкинуть гирю в окно. А она - по голове. И всё - фаталити.
 
@ makarena

Много лет тому у нас "дети" делали пакость соседу...с крыши 10 этажки кидали 32кг кирю в его ваз 2109. 4 раза мазали , а с 5ого попали )))) 😎
 
А за такие статьи - сечь надо розгами на заднем дворе
 
makarena сказал(а):
А за такие статьи - сечь надо розгами на заднем дворе  
А неведомо авторам сиих манускриптов , что такое "задний двор" (с) у них поди и переднего то нету ) 😉
 
Прослушал запись.
С восмой минуты и до нуля голос пилота сильно меняется. ТАкое впечатление что его "развозит" прям на глазах. Помню что по ТВ говорили сразу что у командира обнаружен алкоголь. А сколько- не говорили. Почему не говорили? Алкоголь можно обнаружить на 15-й день после употребления. Был ли алкоголь у второго пилота и сколько??
Уж не подсыпали чего обоим с тем что сьели? В западных авиакомпаниях пищу для пилотов берут от разных паставщиков кстати. Жизнь научила.

Помню как-то пошел я на обед в местную студенческую столовую..К вечеру еле добрел до общаги держась за стены и падая- ну как пьяный совсем. А ведь обычное пищевое отравление.

В статье( первого поста) перечисляется несколько случаев когда пилоты были пьяны. Но почему-то за столько лет и после того большого колличества случаев контроль ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ так и не введен. Почему? И ведь и не будет введен.
 
...два вопроса из области общей риторики:

1. А чё делал второй?..
2. Кто гарантирует аутентичность записи?..
 
Leonid сказал(а):
Прослушал запись.
С восмой минуты и до нуля голос пилота сильно меняется. ТАкое впечатление что его "развозит" прям на глазах. Помню что по ТВ говорили сразу что у командира обнаружен алкоголь. А сколько- не говорили. Почему не говорили? Алкоголь можно обнаружить на 15-й день после употребления. Был ли алкоголь у второго пилота и сколько??
Уж не подсыпали чего обоим с тем что сьели? В западных авиакомпаниях пищу для пилотов берут от разных паставщиков кстати. Жизнь научила.

Помню как-то пошел я на обед в местную студенческую столовую..К вечеру еле добрел до общаги держась за стены и падая- ну как пьяный совсем. А ведь обычное пищевое отравление.

В статье( первого поста) перечисляется несколько случаев когда пилоты были пьяны. Но почему-то за столько лет и после того большого колличества случаев контроль ПОСЛЕ ПРИЗЕМЛЕНИЯ так и не введен. Почему? И ведь и не будет введен.
буквально вчера читал о введение осмотра после полета
http://www.aviaport.ru/digest/2009/03/02/167725.html
"Источник: компания «АК "Аэрофлот-Норд"»
Опубликовано: 02.03.2009, 17:56





В "Аэрофлот-Норд" введен послеполетный медицинский осмотр


В настоящее время авиакомпания "Аэрофлот-Норд" продолжает подготовку к международному аудиту безопасности и качества производственной деятельности (IOSA).

В рамках мер, направленных на усиление безопасности полетов в авиакомпании разработана и реализуется комплексная программа по предотвращению риска, связанного с употреблением психоактивных веществ, в том числе алкоголя. Введение подобной программы обосновано как международными, так и российскими авиационными нормативными документами.

Прежде всего, следует обратиться к Конвенции о международной гражданской авиации, принятой в 1944 году в Чикаго (Чикагская Конвенция). В Приложении 1 этого документа определены требования к допускам экипажей к выполнению полетов. Положения Конвенции определены в качестве обязательных для стран ее подписавших. Развивая идеи Чикагской Конвенции, ICAO (International Civil Aviation Organization - Международная организация гражданской авиации утвердила "Руководство по предотвращению риска, связанного с употреблением психоактивных веществ на рабочих местах в авиации".

Приказами Министерства транспорта российской авиации в свою очередь введены федеральные авиационные правила, регулирующие деятельность авиаперевозчиков в данном вопросе. Это, прежде всего, ФАП о медицинском освидетельствовании летного состава (утверждены 22 апреля 2002). А также "Требования к членам экипажа воздушных судов" (12 сентября 2008, вступает в действие с мая 2009), где в частности указывается на то, что член летного экипажа не в праве выполнять свои трудовые обязанности под воздействием психоактивных веществ. При этом компаниям не только вменяется в обязанность проведение предполетного медицинского осмотра, но и предоставляется право на проведение медицинского осмотра после полета выборочно или по определенным причинам. Фактически упомянутые ФАПы утверждены во исполнение Положения 1 Чикагской конвенции.

Таким образом, программа по предотвращению риска, связанного с употреблением психоактивных веществ, принятая в авиакомпании "Аэрофлот-Норд" соответствует требованиям международного и российского права в авиационной сфере. Программа рассчитана на превентивные меры, в том числе, в дополнение к предполетному проведение послеполетного медицинского осмотра, проведение регулярного административного аудита в местах пребывания командированных экипажей с целью контроля за соблюдением членами экипажей режима предполетного отдыха. Особое внимание в программе уделяется и вопросам организации досуга экипажей.

В авиакомпании с сожалением отмечают, что законодательство РФ излишне лояльно к проявлению нарушений в части применения летными экипажами психоактивных веществ, в том числе алкоголя. В частности, отсутствует и уголовная, и административная персональная ответственность для членов летных экипажей, находящихся под воздействием психоактивных веществ в период исполнения своих непосредственных трудовых обязанностей. В то же время, можно отметить, что ответственность за те же самые деяния в сфере управления наземными транспортным средством - автомобилем значительно жестче.

Можно обратиться к опыту зарубежных авиационных авиакомпаний и применению законодательства в отношении членов летных экипажей, употребляющих психоактивные вещества. Так, например, в Норвегии наступает уголовная ответственность сроком до двух лет. В свое время это испытала на себе одна из уже бывших бортпроводниц авиакомпании, которая была освобождена от работы в команде "Аэрофлот-Норд" незамедлительно по установлению факта нахождения в алкогольном опьянении по прилету из Мурманска в Тромсе. Данный факт произошел в 2007 году. В авиакомпании никогда не скрывали подобные случаи и принимали жесткие и оперативные меры в отношении нарушителей. Образцом является позиция тех авиакомпаний, для которых безопасность авиапассажиров и собственный престиж превыше всего, и которые осуществляют в этом направлении жесткие и решительные действия. Так, в частности, недавний пример. 24 декабря 2008 г. пилот авиакомпании Джет Эйрвэйз Майкл Харр, который был командиром Боинг 777 при перевозке на направлении Лондон-Мумбай, был снят с рейса в аэропорту Хитроу, так как провалил тест на алкоголь. По информации от авиакомпании, командир воздушного судна был освобожден от своих обязанностей и больше не является частью команды Jet Airways. Вот, в частности, что ответил представитель этой авиакомпании на письмо одного из пассажиров: "Вся идея теста на алкоголь заключается в том, чтобы не допустить угрозы со стороны экипажа в состоянии алкогольного опьянения воздушному судну, или его пассажиры. Для этих же целей Jet Airways, кроме строгого соблюдения правил государственного управления гражданской авиации (DGCA), имеет строгую политику тестирования экипажа, а также современное оборудование для проведения тестирования. Тестирование проводится в соответствии с правилами и члены экипажа, которые были найдены в состоянии алкогольного опьянения, более не допускаются на полеты. Строгие карательные меры принимаются по отношению к "грешным" работникам. Наши достижения в сфере безопасности являются доказательством того же".

Руководство "Аэрофлот-Норд" подтверждает, что программа по предотвращению риска, связанного с употреблением психоактивных веществ, это не временная кампания, а целенаправленная работа по повышению эксплуатационной безопасности, которая ведется в авиакомпании постоянно. Введением дополнительного постполетного медицинского контроля и контроля за предполетным отдыхом авиакомпания стремится не только повысить требования к исполнению летными экипажами трудовых обязанностей, повысить их личную ответственность, но и продемонстрировать общественности и пассажирам свою готовность бескомпромиссно и гарантированно обеспечивать безопасность авиаперевозок.

Следует отметить, что подавляющее большинство членов коллектива "Аэрофлот-Норд" с пониманием и уважением отнеслось к принимаемым мерам. Руководство и коллектив авиакомпании придерживаются социально открытой позиции, дорожат лояльностью пассажиров, стремятся к повышению безопасности и качества полетов, готовы отстаивать честь и достоинство тех, кто является надежным и профессиональным членом команды "Аэрофлот-Норд".

Пресс-релиз Обсудить в конференции." :-[
 
alex2409 сказал(а):
С восмой минуты и до нуля голос пилота сильно меняется. ТАкое впечатление что его "развозит" прям на глазах.  

Больше похоже не на действие алкоголя, а на действие лекарств. Так тормозить могу противоаллергические препараты и транквилизаторы.
 
@ CS

CS сказал(а):
1. А чё делал второй?..

Вам вообще то процедура распределение обязанностей в экипаже при выполнении снижения и  захода на посадку в пассажирской авиации знакома ? 😡

@ Leonid

Лёня слушай внимательно , там на 9200 "радио" вёл второй , командир начал радиообмен уже на двух с копейками. Со вторым было всё ОК. а вот что то там произошло , и скоротечно развилось после команды на повторный заход
 
Gennadij сказал(а):
@ CS

CS сказал(а):
1. А чё делал второй?..

Вам вообще то процедура распределение обязанностей в экипаже при выполнении снижения и  захода на посадку в пассажирской авиации знакома ? 😡

Нет, не знакома. Геннадий, не давите авторитетом, пожалуйста  🙂

Вы же не хотите сказать, что второй пилот по инструкции обязан бездействовать, когда чувствует, что ситуация стремительно выходит из-под контроля (командир неадекватен)?.. Или, вы считаете, что он ничего такого даже и не предполагал?..
 
...вообще не понимаю зачем вам нужно разбирать действия погибших людей!

...всё равно ни когда и ни кто не узнает правды.
...всё только домыслы заказного писаки, разве не понятно?!

...и удобное представление ситуации для определённых кругов, которые скинули свои проблемы на погибших...шито-крыто.

/me
 
Назад
Вверх