Бланик и всё что с ним связано

Информация про экзотические Бланики не может быть полной без одного яркого пректа.

В СССР был построен такой вот интересный "двойной" Бланик.

Официальное название машины SSAKTB SL-2P "Twin Blanik"

Первый полет декабрь 1980 г.

Назначение ЛА - экспериментальная лаборатория для исследования ламинарных профилей.

Если история машины заинтересует, - расскажу о ней подробнее.
 

Вложения

  • Twin_Blanik.jpg
    Twin_Blanik.jpg
    53 КБ · Просмотры: 185
конечно интересно, особенно профили.

Рассказы "вживую" а иногда и фото "сдвоенного" Бланика SSAKTB SL-2P "Twin Blanik" случались у меня время от времени в течение ряда лет.
Ссылаться на какой-либо источник, похоже, смысла нет, так как самая полная и заслуживающая доверия информация исходила от анонимного источника в ЖЖ.
Поэтому ниже даю свое видение этого проекта с учетом того, что довелось прочесть или услышать.

Полное название
 
SSAKTB SL-2P "Twin Blanik" встречается редко.
Чаще это SL-2P, или Twin Blanik.

Инициаторм, заказчиком постройки твин-лаборатории SSAKTB SL-2P "Twin Blanik" был ЦАГИ, Москва (г. Жуковский), - это факт.
Факта этот либо не знают, либо игнорируют западные пилоты, многие пилоты из стран бывших республик СССР.
Думаю, что те из форумчан, кто по работе связан с ЦАГИ, вполне могут найти среди старых работников-ветеранов, тех, кто вспомнит важные подробности появления Twin Blanik.
Исполнителем на изготовление летающей лаборатории для испытаний ламинарных профилей был Экпериментальный Завод Спортивной Авиации в г. Пренай, ЭЗСА, Литовская союзная республика, СССР.
В ЦАГИ велись работы над созданием современного скоростного планера из композиционных материалов.
Участники проекта понимали, что без новых, ламинарных профилей современный планер не построить.
В ФРГ в те же годы так же велись активные работы над созданием новых планеров.
Результатом тех работ, надо полагать, стали изделия, сейчас известные как Дискусы, Нимбусы, G-103, и некоторые другие.
Немцы своими секретами делиться не спешили.
Специалисты в Пренае над планерными профилями работали примерно с 1975 г.
Во второй половине 70-х из ЦАГИ в ЭЗСА поступил заказ разместить измерительную аппаратуру на Blanik L13 для измерения параметров профиля крыла этого планера.
Пока речь не шла о создании Твина, - только аппаратура в серийный  Blanik.
Лиха беда начало - заказ был выполнен успешно, аппаратура исправно работала.
Впервые появилась возможность получать параметры обтекания планерного крыла прямо в полете!
 
Итак, испытания первой летающей лаборатории прошли успешно, что  делать дальше?
В 1979 году ЦАГИ размещает заказ на новую летающую лабораторию.
Ведь необходимо было исследовать не профили Бланика, а новые, 
создаваемые экспериментальные профили крыльев будующих планеров!

А вот тут уже стал вопрос размеров и объемной вместимости новой лаборатории.
Было ясно, что, во-первых, - в серийный L13 новую лабораторию не впихнуть.
Во-вторых, - планер с тяжелым оборудованием может отказаться взлетать.

Так появилась на свет машина  SSAKTB SL-2P "Twin Blanik"

Некоторые массо-габаритные данные и ЛТХ Twin Blanik

Размах крыла 18,8 метра
Длина 8,4 метра
Масса пустой машины (думаю, что с оборудованием!), без пилотов 790 кг.
Максимальная взлетная масса 950 кг.


Встречал информацию о том, что, дескать, были сконструированы и изготовлены специальные, надеваемые на крылья Бланика секции будущего крыла.
В этих экспериментальных крыльях имелись каналы и были подведены датчики для измерения воздушного давления.
Считаю приведенное выше описание испытаний недостоверным.
Скорее всего, - это плод чьей-то фантазии.

Экипаж Твина располагался в левой кабине.
Правая кабина отводилась под размещение научной аппаратуры.
Сначала "лабораторная" кабина имела обычное прозрачное остекление.
Позже фонарь был закрыт непрозрачными листами белого цвета.

В ЦАГИ готовый  Twin Blanik поступил летом 1981.
В течение нескольких последующих лет ЭЗСА, по техническим заданиям из ЦАГИ,
изготовил несколько секций крыла с новыми профилями.
Исследуемые секции крепились на специальной ферменной конструкции
на центральной части крыла машины Twin Blanik.

Нет определенной информации о том, сколько всего было изготовлено аппаратов SSAKTB SL-2P "Twin Blanik".
По одним сведениям аппарат существовал в единичном экземпляре.
После окончания финансирования программы, во второй половине 80-х,
был даже преобразован в свой исходный вид - разобран на 2 стандартных Бланик L13.
И разбирал его, дескать, тот же человек, что строил спарку из двух стандартных планеров.
Красиво, но верится с трудом.
Больше походит на легенду.

Встречается информация, что практически аналогичную лабораторию в 1983 году отправили в Новосибирский институт теоретической и прикладной механики, ИТПМ.
:craZy
Хорошо было бы спросить коллег из Новосибирска, - залетал ли сей чудный аппарат к ним в Сибирь годика эдак 33 назад? :-?
 
Красильщиков умер, Вяткин погиб, Живы Шумейко и Блюдов. Последний-больше к Цаговскому аэроклубу причастен.
Из механиков может быть Брянский.
А вообще-то большинство экспериментов проводилось на обычных Бланиках с "манжетами" на консолях.
 
Встречается информация, что практически аналогичную лабораторию в 1983 году отправили в Новосибирский институт теоретической и прикладной механики, ИТПМ.
:craZy
Хорошо было бы спросить коллег из Новосибирска, - залетал ли сей чудный аппарат к ним в Сибирь годика эдак 33 назад? :-?

Не, спарка не залетала. Была, и использовалась для исследований, вот эта птица:
 

Вложения

  • IMG_3658-1.jpg
    IMG_3658-1.jpg
    87,7 КБ · Просмотры: 269
Встречается информация, что практически аналогичную лабораторию в 1983 году отправили в Новосибирский институт теоретической и прикладной механики, ИТПМ.
:craZy
Хорошо было бы спросить коллег из Новосибирска, - залетал ли сей чудный аппарат к ним в Сибирь годика эдак 33 назад? :-?

Не, спарка не залетала. Была, и использовалась для исследований, вот эта птица:

Ух ты, это шикарное фото как раз иллюстрирует крайние строки поста #142! :🙂
 
Красильщиков умер, Вяткин погиб, Живы Шумейко и Блюдов. Последний-больше к Цаговскому аэроклубу причастен.
Из механиков может быть Брянский.
А вообще-то большинство экспериментов проводилось на обычных Бланиках с "манжетами" на консолях.

Столько фамилий сразу...
За каждой из них, - жизнь отданная небу.
Что бы наглядно изложить жизненный путь каждого из этих авиаторов, пришлось бы написать книгу.
А почему бы и нет?
Может кто и решится оставить потомкам жизнеописания настоящих героев-авиаторов!

Ведь это, бесспорно, была-бы частичка, вклад в историю нашей любимой Родины.

Может найдете возможность черкануть пару строк хотя бы, о тех, кого знаете?
Я, к своему стыду, не знаю никого из названных Вами достойных людей. 🙁

Спасибо за неравнодушие к теме.

P.S.
Авиастроители Литвы использовали данные обсуждаемых "летающих лабораторий" при
проектировании профиля крыла и постройке планера ЛАК-17.
 
Ух ты, это шикарное фото как раз иллюстрирует крайние строки поста #142! :🙂

Аппарат в свободное от работы летающей лабораторией время (т.е. практически постоянно  😉) используется как одноместный Бланик -  приборы и управление в задней кабине демонтированы, для обучения не годится.
 
А Вяткин, это не тот ли, который Лев Михайлович, писатель?
Автор книги "Трагедии воздушного океана".
 
Заход на посадку с недолетом.
2014 год.
На "чистом", классическом Бланике, без СУ, подобный маневр невозможен.
 

Вложения

  • 2014-2szh-mikro.png
    2014-2szh-mikro.png
    135,7 КБ · Просмотры: 221
Так выглядит сработавшее разрывное звено безопасности, монтируемое,
по правилам, в составе буксирного троса Бланика.
Оно стоит между кольцом крепления к замку планера и тросом.

Усилие разрыва, - 600 кг.
 

Вложения

  • Razryv_zvena_trosa.jpg
    Razryv_zvena_trosa.jpg
    39,4 КБ · Просмотры: 179
В ФБ женщина из Литвы публиковала интересные фото этого двухфюзеляжного Бланика.
 
А что тема затихла?? О чудо птице? Есть мечта приобрести бланик в личное пользование, смастерить лебедочку и летать  кругом деревни с друзями женой и дочкой))
 
Подскажите кто знает достоверно , как соединены носовая и хвостовая части фюзеляжа. РЭ к сожалению ни чего не объясняет . Это разьемное соединение или технологическое на заклепках?
 
Я на своём бланике сделал колесо так, ну и фото  транспортного колеса. Сейчас колесо полностью зашито в обтекатель.
И ещё, в меру накачанное колесо само является амортизатором. Обтекатель колеса нужен. Крепится спереди болтом, а по бокам крепится к болтам (6 штук) брезентового обтекателя (который я видел только на очень старых фотографиях). Кому будут нужны подробные фото моей конструкции, сброшу в личку.
С этим колесом отлетал два сезона.

А можете подсказать модель хвостового колеса, который в данном случае использовали?
 
Заход на посадку с недолетом.
2014 год.
На "чистом", классическом Бланике, без СУ, подобный маневр невозможен.

Заход с недолётом случается и на Бланике, главное не паниковать, убрать закрылки и разогнать скорость до 130 (иногда до 160 км/ч приходилось даже "перепрыгивать лесопосадку) и если позволяет рельеф местности и отсутствие препятствий, занять высоту выдерживания. По мере уменьшения скорости примерно с 90 км/ч, плавно начинать выпускать закрылки не допуская преждевременного касания создавать посадочный угол, иногда даже приходилось выпускать интерцепторы чтобы не было теперь уже перелёта 😉
 
Назад
Вверх