Из нескольких лет собственного опыта с беспилотниками для АХР:
- обычный максимум личных взаимоотношений фермеров с дронами - это купить "Фантом" за около 800 долларов по случаю продажи урожая, полетать над полями, посмотреть видео с высоты... наконец-то грохнуть где-то квадрокоптер "в дрова" (к этому этапу он уже, как правило, будет неоднократно обмотан синей изолентой в ремонтных целях) или отправить его в последний полет "на родину в Китай" (это делается легко, если забыть удалить координаты старых навигационных точек после поездки), больше к этому вопросу не возвращаться.
- продвинутый вариант: купить дорогой специализированный "агродрон" или заказать подобный убер-девайс у отечественных умельцев с целью АХР, пытаться учиться самому (веря заверениям о простоте использования), столкнуться с трудностями и отсутствием времени (базовых знаний, интеллектуальных возможностей, желания учиться), угробить аппарат, высказать претензии производителям (или уйти в лес плакать). Или осознать, что управлять таким страшным аппаратом самостоятельно - дело нервное, и далее варианты: хранить его в роли памятника, пытаться кому-то продать, пытаться найти кого-то, кто будет на нем работать...
Реально для того, чтобы быть вменяемым оператором беспилотника нужно:
- Быть трезвым (почти всегда).
- Не бояться большой жужжащей хреновины с смертельно опасными пропеллерами, быстро летающей (иногда непредсказуемо летающей) над головой и рядом... при этом не нарушая первый пункт данного списка.
- Знать английский язык (включая научную стилистику речи).
- Иметь налет на аналогичных аппаратах в режиме ручного управления минимум двух десятков часов в разных условиях полетов (два десятка часов - это около 100 полетов).
- Владеть основами программирования (ибо программа полета - это программа полета, в какой бы обертке она не существовала).
- Качественно изучить матчасть (а там таки есть что изучать, и это долго).
- Обладать навыками ремонта этой матчасти (в том числе в полевых условиях).
- Не брезговать читать форумы (постоянно читать форумы).
- Постоянно учиться.
- Иметь крепкие нервы и высокую стрессоустойчивость.
Пару лет назад я обучал два "потока" потенциальных операторов беспилотников для АХР. С теоретической частью и практическими полетами. Так вот, с полутора десятков "студентов" реально в поле смог работать только один.
Сначала отсеялись те, которые совершенно не владели английским языком (ну никак без него, даже если рабочие программы "русифицированные"), потом те, которые оказались не способными усваивать большое количество технического материала в сжатые сроки, потом те, у кого нервы не выдерживали... у кого после первого самостоятельного полета начинали дрожать руки и прочие части тела.
В общем так скажу: техника есть, техника хорошая, "умная", со всеми "наворотами", с автоматическим полетом по рельефу местности и так далее... А летать на ней некому.