"Cub" - низкоплан...

JonSu

Люблю самолеты!
Откуда
Москва
Доброго времени суток, всем.
Листал Jane's за 1965 год и встретил интересную модификацию всем известного "вдоль-и-поперек" Piper Cub L-4J.
Мне показалось интересным "прочтение" известной конструкции.
Тогда Индонезия строила свой воздушный флот и им позарез нужен был УТС.
Итак:
BELALANG MODEL 90А (GRASSHOPPER)
Разработчик и производитель - Институт развития национальной авиационной промышленности (LEMBAGA PERSIAPAN INDUSTRI PENERBANGAN) ,Департамент ВВС Индонезии, созданый в августе 1961 года.
Иудфдфтп.JPG

Двухместный учебно-тренировочный самолет Belalang (модифицированный Piper L-4J) —низкопланная модификация Piper L-4J, которая использовалась в 60-е годы в качестве основного учебно-тренировочного самолета в ВВС Индонезии.
Прототип Belalang NU-85 совершил свой первый полет 17 апреля 1958 года.
После летных испытаний прототипа NU-85 было решено начать программу крупной модификации для переоборудования всех самолетов L-4J оставшихся от ВВС США в Belalang NU-90.
Программа по производству Belalang Model 90А была начата в 1959 году.
Модель 90А получила двигатель Continental мощностью 100 л.с. вместо прежнего Continental C90-12F мощностью 90 л.с., а также сдвижной и усиленный фонарь кабины.
Основные стойки шасси была сдвинута вперед на 10 см, удалены закрылки, а площадь элеронов увеличена.
Длина ………….7,7 м
Высота……………2,03 м
Размах крыла …………..9,5 м
Вес пустого ……………472 кг
Мах взлетная масса…………. 682 кг
Крыло: Тип - подкосный моноплан с низкорасположенным крылом. Лонжероны - из ели, нервюры из алюминиевого сплава, тканевая обшивка. V-образные раскосы - к верхним лонжеронам фюзеляжа. Элероны имеют нервюры из алюминиевого сплава и тканевую обшивку. Закрылков нет.
Профиль крыла…………… USA-35B
Удлинение……………. 6
Хорда крыла (постоянная)………………. 1,50 м
Поперечное V………………….. 5°
Угол установки (в корне)……………. 10 37’
Площадь крыла………………..15 м2
Площадь элеронов (общая) …………………..1,62 м2
Фюзеляж: …..Сварная конструкция из стальных труб, обтянутая тканью.
Хвостовое оперение: ……Раскосная конструкция, сварная из стальной трубы, покрыто тканью и стеклотканью.
Размах ГО …………….3,05 м
Площадь ГО…………….1,36 м2
Площадь РВ………………0,99 м2
Площадь киля…………0,37 м2
Площадь РН ………..0,61 м2
Шасси: ……Неубирающееся, с хвостовым колесом. Амортизаторы – от Piper L-4. Колеса Hayes с шинами Goodrich. Гидравлические барабанные тормоза. Хвостовое колесо управляемое, рессорное.
Колея колес ………………1,9 м
Силовая установка: …..один 100-сильный горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения Continental О-200-А, приводящий в движение двухлопастный металлический винт фиксированного шага McCauley, диаметром 1, 83 м. Основной топливный бак 45 л, в фюзеляже позади противопожарной перегородки. Вспомогательный топливный бак 22,5 л, в фюзеляже позади задней кабины.
Кабина экипажа: …………….Тандемные кресла под раздвижным прозрачным фонарем. Полностью дублированное управление и одинаковые приборные доски.
Характеристики (при максимальном взлетном весе):
Скорость макс…… 184 км/ч
Крейсерская скорость ……………….144 км/ч
Посадочная скорость …………….72 км/ч
Скороподъемность ……………….3,05 м/с
Практический потолок …………………….3660 м
Взлетная дистанция до высоты15 м …………….152 м
Посадочная дистанция с высоты 15 м………..122 м
Мах дальность ……………..560 км
 
Толщина подкосов и пр. деталей конструкции работающих на сжатие должна быть существенно больше чем деталей работающих на растяжение.

Т.е. всё вместе получается тяжелее.

В мире есть очень много моделей верхнепланов с подкосами. И очень очень мало нижнепланов с подкосами ( а из серийных вообще кажется всего один, химик, который легко складывает крылья) . Это не спроста.
 
Можно же сделать и без подкосов.
Можно. Но это будет другой самолет.
Этот интересен тем, что использованы по максимому детали (читай - чертежи) типового известного самолета.
Зачем? Это же менее рациональная конструкция.
Ну, может кому-то интереснее летать на низкоплане. 😉
Хотя, у сельхоз самолетов - это уже классика.
В общем самолетов с подкосами сверху много. Особено - на заре авиации.
Например: De Havilland DH.53 Humming Bird (1923 г)

270 De Havilland DH.53 Humming Bird.jpg


Есть и современные любительские, например Evans VP-1 Volksplane:

1587_1.jpg
 
Толщина подкосов и пр. деталей конструкции работающих на сжатие должна быть существенно больше чем деталей работающих на растяжение.

Т.е. всё вместе получается тяжелее
На чём это основано? Вообщем это да. Но конкретно по этой машине из комплектующих одного типа аппарата? Подкосы и контрподкосы почти в два раза короче, пускай длина подкосов стандартного Каба перешла на толщину подкоса работающих на сжатие. Насколько это тяжелее? 5.... 7.... 30кг? Во всём остальном стандартный Каб тяжелее этого низкоплана. Площядь остекления, и рамка к нему, это вес. Длина стоек и диагоналей в центральной части фюза.,тоже вес. Площадь тряпки и длина рамок хв части фюза. Тоже вес. Упрощение и уменьшение управления элеронов. Упрежду о противокапотажной или ...-жных дуг, то их обшая длина и толщина стенок всёравно меньще чем все стержни и раскосы центроплана Каба. И так всё собрав такая схема будет легче высокоплана или парасоли.
Такая схема довольно распространена неболшими сериями многих конструкторов и фирм. Для мелкотравчатой авиации, где каждые килограммы считают, при небольших мощностях СУ, вполне рабочая и оправданная схема.
 
Вот, натолкнулся ещё на пару "извращений" Каба:
-среднеплан

nelson n4 av week 54-1-18.png

и
- агро-биплан
general airplane service model 11 av week 54-1-18.png

Как я понял, применено велосипедное шасси и более тяжелый рядный мотор от PT-19, чем и обусловлен обратный вынос нижнего крыла.
 
И что интересно, встретил информацию, что сам Clarence Gilbert Taylor (автор Каба), организовавший фирму
Taylorcraft после ухода от Пайпера, тоже экспериментировал с низкопланом.
Taylorcraft Model L:
Auster L (bw).jpg

На основе своего высокоплана AUSTER.
Проект был начат, но так и не был завершен.
 
Интересно чего хотели добиться этим решением.
 
Интересно чего хотели добиться этим решением.
Более высокое аэродинамическое качество на тонком крыле вдвое большего удлинения.
Причем подкосы тоже создают подъемную силу.
Эта схема также позволит применять новые двигатели большего диаметра без удлинения шасси.
Согласно продувкам для этой конфигурации удалось получить крейсерскую скорость как у современных авиалайнеров.
В настоящее время Boeing при поддержке NASA переходит от продувок к делу - будет строить демонстратор на базе фюзеляжа MD-90.
 
Этот проект можно рассматривать развитием идеи крыла большого удлинения конструкторов Maurice Hurel и Jacques Dubois.
В 1948 - совершил первый полёт их экспериментальный самолёт Hurel-Dubois HD.10.

bp.jpg

HD.10 -цельнометаллический одноместный высокоплан,
Размах крыла 12 м (удлинение — 32,5),
Двигатель - Praga D (75 л.с.)
Максимальная скорость — 250 км/ч,
дальность полёта — 1000 км.
HD.10 налетал более 200 часов (1948 - 1954 г).
 
Назад
Вверх