-- при всем желании они не могли бы продемонстрировать никакой разумной реакции. Можно сейчас задать вектор развития - но изменение ситуации наступит через четверть века, а вовсе не через 10 дней. На мой взгляд (я нередко общаюсь с линейными пилотами, преподавателями, детскими психологами) - мы видим сейчас результат развития, определяющие векторы которого сформировались к середине 80-х.Ничего нового похоже они придумать просто не в состоянии
Несколько факторов, которые (по моему мнению) играют в настоящее время решающую роль:
1) падение престижа и социального статуса профессии летчика. Следствие - падение конкурса в летные училища. Это очевидно. Неочевидно иное: при падении конкурса неизбежно снизилась требовательность вступительного отбора, и, что самое главное, снизился отсев в процессе обучения. Отсев же - в летных училищах - был нередко вызван не нерадивостью курсантов, а тем, что в процессе приема невозможно определить потенциальную профессиональную пригодность к летной работе. В настоящее время выращено поколение пилотов, существенная часть из которых профнепригодна по психолого-личностным основаниям. Они классные, старательные парни, учившиеся не за страх, а за совесть - но не способны распознать реальное приближение полярной лисы. Хуже того - не способны противодействовать этому приближению. Про качество образования, даваемого учителями, для которых главная проблема "где взять денег, чтоб заплатить за квартиру" - я вообще молчу.
2) Все мои знакомые, общающиеся со школьниками и студентами, отмечают, что нынешняя молодежь не способна концентрироваться. Т.е. они могут ориентироваться в чудовищной плотности потоке разнородной информации (еще 10 лет назад такого не было), но при этом, естественно, не вникают в суть какой-либо отдельной проблемы. Причем происходит это - на уровне самозащитных механизмов. Способность же правильно выхватывать в информационном потоке важное и абстрагироваться от несущественного - приходит только с опытом, т.е. хорошо, если годам к 30. И этот возраст непрерывно растет.
3) по поводу "иномарок" и их, якобы, более низкой аварийности. Все объясняется очень просто - на переходе на иномарки стояла еще одна ступень профессионального отбора. Необходимо было быть достаточно мотивированным, чтобы пройти переобучение. Кроме того к моменту переучивания у всех пилотов уже была история - и те, у кого она была небезупречна, вряд ли были бы наняты приличной авиакомпанией (а у прочих просто не было иномарок). Отсюда и более низкая аварийность.
4) по поводу старения отечественной техники. Когда речь идет о безопасности полетов - тупая железяка совершенно не при чем. Важно иное:
а)вымерли те, кто умел ее обслуживать, а молодые учиться этому не захотели. Среди моих друзей семеро выпускников МАИ и МИИГА - ни один не работает по авиационной специальности с момента выпуска. Многие хотя и работают инженерами - но совсем в других отраслях.
б)вместо продумывания системы перехода к обслуживанию "по состоянию" - 20 лет жили, меняя произведенные впрок агрегаты "по налету", хотя было совершенно понятно, что расчетный срок службы указан со всеми мыслимыми перестраховками и в изрядной степени от балды - никаких серьезных методик более-менее точного расчета эксплуатационного износа 40 лет назад не было и быть не могло. Как не было и статистики по реальному износу. Причем у некоторых агрегатов запаса не было никакого, а у некоторых - имелся чудовищный. Опытные люди, которые еще присутствовали массово в числе персонала АРЗ-ов совсем недавно - такую статистику нарабатывали и знали что можно пустить "по второму кругу", а что лучше выкинуть сразу от соблазна подальше. И когда появилась возможность эти знания превратить в деньги - естественно это сделали. Беда в том, что у второго поколения "ловкачей на продлении ресурса" жадность не соответствовала знаниям. К самолету, как инженерной конструкции, - это все не имеет никакого отношения. Устаревшая авионика - тоже не повод списывать тип. Это скорее причина капитально дать по шапке ответственным за разработку программ модернизации отечественного парка.
в) "нашемарки" должны вымереть, что бы кто ни говорил. Но исключительно по экономическим причинам - двигатели, разработанные в 60-х не могут конкурировать с современными ни по удельному расходу, ни по межремонтному ресурсу. Соответственно отечественным самолетам остаются исключительно ниши, в которых им нет адекватной замены.
__________
Ко всему вышесказанному добавляется то, что такое положение вещей случилось не вчера. На сегодня практически потеряна связь поколений: профессорам, которые еще помнят "как это делалось" - уже за 80. Иногда у меня складывается ощущение, что некоторые вещи проще начать с нуля, чем реанимировать то, что "есть". Оно "было", что совсем не то же самое. Крайний раз на эту мысль меня навела продукция творческих коллективов из МАИ, выставленная на МАКСе...