хм.. смотрите. У высокоплана ниже сопротивление интерференции. Но, в оотличии от низкоплана, область ускоренного воздушного потока из-за ширины фюзеляжа, у него располагается под крылом, где эта скорость должна быть по-идее меньше. Из-за чего корневая часть крыла не создает подъемную силу а то и вовсе давит вниз. Денис, вопрос в первую очередь к Вам. Не является ли высокоплан-парасоль эффективнее фюзеляжного высокоплана?
Воздушный поток разгоняется по всей перферии фюзеляжа, с боков, снизу и сверху. Разрежение, соовественно, также развивается на всей этой поверхности. Когда мы сверху на этот фюзеляж наложим крыло,то ничего страшного не произойдет. Более того, провал на эпюре подъемной ислы на участке крыла, перекрытом фюзеляжем у высокоплана значительно меньше, чем у низкоплана, а при задненагруженном профиле или отклоненном закрылке даже может возникнуть небольшой дополнительный максимум. От том, чтобы фюзеляж на этом участке "давил вниз" не может быть речи.
Крыло влияет на фюзеляж за счет индуцируемой им циркуляции значительно сильнее, нежели фюзеляж на крыло. На высокоплане это влияние крыла целиком благоприятно, поскольку под крылом поток тормозится и за счет этого снижается сопротивление находящейся под ним поверхности фюзеляжа. По этой причине высокоплану особо выгоден толстый и короткий фюзеляж у которого на хвостовую балку приходится относительно небольшая часть омываемой поверхности.
У низкоплана, наоборот, фюзеляж находится над крылом, где скорость циркуляционного течения суммируется со скоростью потока. за счет чего сопротивленеи средней части фюзеляжа возрастает.
В аэродинамическом расчете этот эффект учитывают следующим образом:
Из омываемой поверхности крыла вычитают не всю поверхность, перекрытую фюзеляжем.
У высокоплана вычитают 95% ее
У среднеплана 85%
У низкоплана 65%
Наиболе евредным явялется сопряжение низкорасположенного крыла с круглым фюзеляжем, когда у корня крыла верхняя его поверхность образует с бортом острый угол, в котром погранслой вспухает и рано отрывается. Раньше для ослабления этого явления делали зализы, сейчас предпочитают создавать отвесные вертикальные поверхности.
Для того, чтобы ослабить вредное влияние фюзеляжа на эпюру подъемной силы на задненагруженном профиле (и с механизацией), у низкоплана под крылом отращивают пузо, которое продолжается за заднюю кромку крыла, так, чтобы задняя кромка отклоненного закрылка еще была в пределах боковой поверхности этого пуза.
Однако, приравнять низкоплан к высокоплану таким образом невозможно. Сумах высокоплана с одинаковым крылом вс ревно будет на 15-20% больше, а для достижения того же Сумах с механизацией высокоплану понадобится закрылок меньших размеров, создающий меньшее приращение сопротивления.
Схема парасоль хуже нормального высокоплана потому, что часть омываемой поверхности крыла, пересекающаяся с фюзеляжем из общей поверхности не вычитается. Влияние крыла на распределение давления и местное поле скоростей на поверхности фюзеляжа все равно остается, поскольку чтобы полностью устранить это влияние фюзеляж и крыло нужно разнести по вертикали на половину размаха.
Навредить высокоплану могут местные выпуклости на боках фюзеляжа под крылом, например, выпуклые двери кабины. В идеале часть фюзеляжа под центропланом должна иметь постоянное сечение в пределах его хорды. Однако, небольшое сужение с боков на уровне задней кромки, по отношению к максимальной ширине, все еще терпимо. Гондолы шасси, размещенные внизу по бокам фюзеляжа, оказывается, не только не вредят, но и могут быть полезны. Однако, нужно учесть, что они находятся далеко внизу под крылом.