Дельталёт с аэродинамическим управлением по крену.

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
иктор, возможно система 2 предкрылка-лопуха начинает работать как рули высоты (элевоны). Изменилась ли балансировочная скорость? Можно попробовать поиграть с установочным углом атаки предкрылков, и посмотреть, как меняется балансировочная скорость. При положительном результате конструкцию можно будет использовать и для управлению по тангажу (или хотя бы как триммер
Вот это как раз и не дает покоя, совместить в одном испонительном механизме 2 или даже 3 функции, птицы же умудряются это делать без проблем. Да и крыло дельталета управляется с совмещением функций-вправо, влево ,вперед ,назад, ну еще тягу добавим, только это все в балансире, физическими усилиями, а надо аэродинамически, с минимальными усилиями.Так и слышу голос sun - вы плавно переходите в строительство самолета(без обид).Ну и что, мы же трапецию не убираем(пока).                                                            
     Изменением установочных углов предкрылков скоро займусь .    Теперь относительно продольной устойчивости: изменение угла  атаки лопухов, и крутки ,соответственно, очень кратковременнно и в малых размерах и к тому-же мгновенно возвращается в исходное состояние, риска нет (я так думаю).   
       Технически исполнить тримирование крыла или управление по тангажу не сложно, достаточно натягивать или отпускать определенную пару тросов-строп, главное, не навредить работе крыла.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Здравствуй, Олег.Все хотел поднакопить побольше материала для обсуждения, да простыл малость, но кое что есть.И видео тоже. Я вроде писал, что после выдвижения предкрылков вперед зашевелился лопух, но его перебарывал трапецией.На днях удлинил носки предкрылков, и вчера облетал-отклонение лопухов еще больше, и практически крыло идет за штурвалом.Пока оставлю так.Попробовал менять установочный угол предкрылков в полете, да перепутал троса и вместо этого получил неожиданный резкий крен за 45 гр., едва выровнял, после этого появилосьжелание быстро смотаться домой.            
    Все  заснято, жду помощника скомпоновать и выложить.Результатом доволен пока, но все -таки хочу выяснить причину приближения трапеции к пузу после увеличения площади предкрылков и выдвижения их. Про триммер и тангаж уже все продумал, надо обсудить.                                                 
       Очень интересно увидеть твою конструкцию балансирного управления.
 

sob

Не новичок
Откуда
Королев
Здравствуй, Виктор. Ты поаккуратней с этим делом, спешить не надо. Фото и описание выложу после облета.
Не совсем понял, трапеция приблизилась к пузу, а скорость с брошенной ручкой увеличилась? Если да, то система сработала как триммер на пикирование: угол атаки предкрылков полжительный, аэродинамика их тянет вверх - концы лопухов идут вниз - появляется пикирующий момент на крыле и оно опускает нос, соответственно и трапеция идет к пузу.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Теоретически-то я понимаю, вот и хотел это проверить,и почему потяну не за те стропы? Надо было сесть , отдышаться и проверить  сначало на  земле ,а после, там. Жаль снег быстро уходит.Тут зашел в ангар и посмотрел, где проходит виртуальная линия меж предкрылками, а проходит она в 110см от кубика, за задним срезом килевой- эт-ж какой рычаг давления на крыло!? Триммер, однозначно ,можно попробовать сделать, а уж он покажет, что еще.Про изменение скорости не подумал, скорее, если и есть ,то небольшое.                                                                                        
      А что, в ваших краях снег еще или на колесах хочешь облетать?
 
S

sun

Приближение ручки к животу означает появление пикируещего момента, наиболее вероятная причина - уменьшение крутки, а это значит уменьшение продольной устойчивости, а с ней шутки плохи.  Посмотрите в полете, парус не должен касаться антипикирующих поддержек.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
пикируещего момента, наиболее вероятная причина - уменьшение крутки, а это значит уменьшение продольной устойчивости, а с ней шутки плохи.  Посмотрите в полете, парус не должен касаться антипикирующи
На этом крыле конструкцией вообще не предусмотрены консольные антипики( я про штанги,перпендикулярные боковой трубе), а вот балки постоянно привязаны к концам крайних лат и передают усилие от предкрылка ч/з рычаг.Олег ранее правильно подсказал, что угол атаки предкрылка излишне завышен, что и создает пикирующий момент на крыле( по цепочке: предкрылок, рычаги балки, отклонение лопуха вниз, встречный поток, задняя часть крыла отклоняется вверх, передняя вниз, трапеция, соответственно, к пузу).                           
      Длинно расписал, но думаю, верно, и вот этот момент испытаний еще пока не отработан, хотя с него и надо было начинать.Да, согласен, уменьшение крутки присутствует здесь, но полагаю, в допустимых пределах.                                             
      А кто его знает ,этот предел?
 

IVL

Я люблю строить самолеты, дабы они были
На этом крыле конструкцией вообще не предусмотрены консольные антипики
Привет :)
Витя я очень ценю твою работу. Ты весьма смелый. Но это очень рискованно. Антипикешки не зря придуманы. В своё время самое страшное, что могло приключиться с дельтой, это флатерное пикирование... И с этим можно было бороться даже в воздухе. Пилотам советовали забраться ногами на гриф трапеции, и перехватиться руками за килевую сзади узла подвески с целью изменить балансировку, и у некоторых говорят получалось. Ну а на земле борьбу вели инженеры, изобретатели.  Так и появились на аппарате с начала S-образный профиль ( подвязка корневых, двух, а то и трёх лат) а потом и антипике. Ещё в девяностых ко мне приходила эта идея, использовать их как аэродинамические поверхности для управления полётом, но потом я отказался от этой идеи, так как эта грань между пользой, и... или переходом к необратимому процессу...   Потом появились крылья с большим удлинением, и углом при вершине, и появился новый враг, Кувырок. Так вот я боюсь, что ваши эксперименты могут повлиять, или справацировать появление самого Кувырка. Сам факт о приближении трапеции...
но все -таки хочу выяснить причину приближения трапеции к пузу после увеличения площади предкрылков и выдвижения их.
Я боюсь, что этот симптом предшествует появлению кувырка (((
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Витя я очень ценю твою работу. Ты весьма смелый. Но это очень рискованно. Антипикешки не зря придуманы. В своё время самое 
Володя, здравствуй! Наконец-то ты объявился.Спасибо за оценку, конечно,и за присвоения звания ,,смелый"Но пилотов смелых и старых не бывает.Ты знаешь, я выше 400м сроду не поднимался, какой уж тут смелый.Но это лирика, давай о деле.Антипики, наверное,не зря и сняли у ,,Стимула", видимо , без надобности они теперь.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
ь между пользой, и... или переходом к необратимому процессу...   Потом появились крылья с большим удлинением, и углом при вершине, и появился новый враг, Кувырок. Так вот я боюсь, что ваши эксперименты могут повлиять, или справацировать появление самого Кувырка. Сам факт о приближении трапеции... Vicar писал(а) Вчера :: 18:45:57:
Сам же говоришь о прогрессе в конструкции крыльев, а почему предкрылки нельзя назвать прогрессом?Кувырок, конечно, штука серьезная, не спорю, но и ввести в него крыло надо умудриться.Мое крыло я даже в пике не могу толком ввести, ну и аппарат конечно, тяжеловат.Выше я подробно описал возможную причину приближения трапеции, просто изначально неверно был угол атаки предкрылка, а он ведь активно работает в потоке. Да и автор идеи предкрылков,Олег, об этом же говорит.Объясни аэродинамику кувырка именно из-за предкрылков- обсудим на форуме заинтересоваными лицами.
 

sob

Не новичок
Откуда
Королев
У меня лет 10 назад на АХР новое крыло нестабильно летало: у него не было балансировочной скорости и нагрузка по тангажу не зависела от углов атаки, а при полете против ветра (5-7 м/с с порывчиками) "клевало", да так, что я еле мог его удержать. Недели две я смог на нём проработать в хорошую погоду, ну а кончилось тем, что после подтяжки тросов-антипиков сразу после взлета с полной бочкой химии оно начало раскачиваться по тангажу с всё увеличивающейся амплитудой. Пришлось аварийно садиться прямо перед собой, хорошо без серьёзных  последствий (немного погнулись трубы телеги). Исправилось все подгибом носков лат (стал более крутой профиль). При этом балансировочная скорость стала меньше взлетной, сдвинул подвеску намного вперед по крылу.
   Считаю, что побывал в "предкувырке" и пощупал его приближение на практике. Для себя сделал вывод, что продольная устойчивость дельталета зависит не столько от S-образности, сколько от формы профиля в передней части. Как бы прод. устойчивость состоит из 2-х частей: 1)устойчивость по углу атаки (при уменьшении угла атаки хорошее крыло стремится его увеличить - за это отвечает S-образность), и 2) утойчивость по скорости (при увеличении скорости хорошее крыло стремится поднять нос, соответственно уменьшить скорость - за это отвечает форма носовой части профиля). Неоднократно проверял на других крыльях (уменьшал и увеличивал балансировочную скорость только перегибом передних концов нескольких коренных лат - всё именно так и работает).  :IMHO
  Поэтому, если крыло у Виктора адекватно себя ведет, т.е. не подныривает, не изменяет (и не отменяет) усилия на ручке на противоположные, то беспокоится не о чем.
  Конечно, эксперименты надо проводить крайне осторожно и внимательно - на то и летчик-испытатель.
 

IVL

Я люблю строить самолеты, дабы они были
Сам же говоришь о прогрессе в конструкции крыльев, а почему предкрылки нельзя назвать прогрессом?
Относительно прогресса, и регресса я пока воздержусь судить, время покажет, но некоторые свои соображения выскажу. Правда я здесь уже высказывался на эту тему, да и вы, сторонники этого способа продемонстрировали его возможности. Использование дополнительных аэродинамических поверхностей,  для управления дельталётом вполне возможно. Но длдя меня это выглядет как одевать штаны через голову. (((  Вы и сами сказали, что нужно искать, и что есть зерно в том, чтобы создавать асимметрию полукрыльев. Из поста 218 В-общем от этой идеи я отказался. Жаль, казалась победа близка :о В планах попробвать управление с помощью перераспределения парусности полукрыльев, но это как лето придет.) Вот и я о том же.
.Объясни аэродинамику кувырка именно из-за предкрылков- обсудим на форуме заинтересоваными лицами.
О кувырке есть много суждений. Но к сожалению точного определения причин его появления я пока  не от кого не слышал. Я могу только высказать свои соображения.
Думаю что кувырок, это свойство ротации аэродинамической формы, или фигуры подобной обычной деревянной школьной линейки. Ежели запустить её, чтобы она двигалась в перёд, то она сразу же начнет вращаться. Такое вращение напоминает вращение аппарата в режиме кувырка. И такое же вращение появляется у экранолётов на определённых скоростях, у некоторых форм крыла при полёте на экране. Но в том случае мы знаем точно, что аппарат резко переходит в режим неуправляемого кабрирования из за раздвоения фокуса крыла, и появления двух векторов. Задний направлен в низ(прижимает к поверхности), а передний кабрирующий.Думаю, что здесь много общего.
Как возникает кувырок? Я помню кто то описывал его появление. Это происходит на больших скоростях, или на горке, особенно когда аппарат почти останавливается, а затем опускает нос, и...((( Либо  опять же на большой скорости трапеция тяжелеет по тангажу, и за тем становится лёгкой, и идёт как бы к "пузу" после чего...(((  Вот почему я сразу обратил внимание на слова Виктора, о том, что трапецию прижимает к пузу. И с этим нужно серьёзно разбираться. Прошу прощения, что так поздно, выложил свой ответ. Но у нас до сих пор выключают свет, пока в Керчь из России протянуты три ветки. И ещё пока у них, у команды Порошенко остается какие то аргументы Таким образом Порошенко и его команда хочет вернуть "заблудший Крым"
 
S

sun

прод. устойчивость состоит из 2-х частей: 1)устойчивость по углу атаки (при уменьшении угла атаки хорошее крыло стремится его увеличить - за это отвечает S-образность), и 2) утойчивость по скорости (при увеличении скорости хорошее крыло стремится поднять нос, соответственно уменьшить скорость - за это отвечает форма носовой части профиля)
Скорость является функцией угла атаки, поэтому нет такого понятия - устойчивость по углу атаки или скорости отдельно, есть только продольная устойчивость.
О ней прямо свидетельствует градиент усилий на ручке в продольном канале; на аппарате, у которого эти усилия отсутствуют или малы или меняют знак, летать нельзя категорически.
Очень много заблуждений и неверных домыслов в этой ветке, стараюсь не встревать, но тут просто не выдержал, сорри.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
1)устойчивость по углу атаки (при уменьшении угла атаки хорошее крыло стремится его увеличить - за это отвечает S-образность), и 2) утойчивость по скорости (при увеличении скорости хорошее крыло стремится поднять нос, соответственно уменьшить скорость - за это отвечает форма носовой части профиля). Неоднократно проверял на других крыльях (уменьшал и увеличивал 
Все так и есть, крыло считается тихоходным, больше 100км/ч никак не выходит, площадь около19кв/м вместе с предкрылками.Лобик крыла весьма объемный и крутой, крыло новое , в авариях не было.Облетывал крыло уважаемый и в нашей среде, и опытный пилот, к тому же химик с заоблачным стажем- Николай Забалуев.Выделывал такие кренделя, что мне и не снились.Крылу верю.
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
Задний направлен в низ(прижимает к поверхности), а передний кабрирующий.Думаю, что здесь много общего.
Общее действительно есть, но есть и не общее-управляемые предкрылки.                                                                                    
Вот почему я сразу обратил внимание на слова Виктора, о том, что трапецию прижимает к пузу. И с этим нужно серьёзно разбираться. 
Трапецию не прижимает ,а немного приближает к пузу, что не одно и тоже.Теоретически, полагаю ,разобрались, дело за летными испытаниями, хотя бы можно уже предвидеть, что должно происходить.                                                                     
     Ребята, дело-то новое и интересное, многообещающее и в споре(аргументированном)рождается истина.Хотелось бы услышать мнение конструкторов крыльев, говорят, они большие консерваторы?
 

Vicar

Я люблю строить мотодельтаплан
Откуда
Курган
О ней прямо свидетельствует градиент усилий на ручке в продольном канале; на аппарате, у которого эти усилия отсутствуют или малы или меняют знак, летать нельзя категорическ
Где вы нашли в нашем случае такие условия?                                  
   
Очень много заблуждений и неверных домыслов в этой ветке, стараюсь не встревать, но тут просто не выдержал, сорри
Чьих заблуждений и о чем?
 

IVL

Я люблю строить самолеты, дабы они были
Привет :)
Я не спорю, что аппарат хороший, верю, что он облётан мастером, но другой мастер сделал на нём изменения, которые влияют на сам полёт. И испытания должны проводиться очень скрупулёзно, а риск сводить к минимуму Слава Богу пока так и происходит, и мы всему этому свидетели. 
 

sob

Не новичок
Откуда
Королев
Вчера, 13-го числа, сделал несколько подлетов на ноу-хау. Даже не знаю, как назвать ЛА: управление самолетное от ручки, педали по-дельталетному, крыло по крену зафиксировано, по тангажу сохранено балансирное управление (гриф трапеции ходит вперед-назад по направляющей под задом пассажира).
Как обычно, забыли камеру, поэтому снимали телефоном.
Главный оператор пока фото и видео не выложил.
   Первое впечатление: всё работает штатно, ручки на взлет-посадку хватает, по крену хватает для сохранения прямолинейного полета. Единственное неудобство - стал путать педали (всё тянет двигать их по-самолетному). После установки винта оказалось, что при поворотах он задевает наконечники 2-х лат (правой и левой). Побоялся делать повороты, поэтому не пошел на круг. Надо будет искать удлинитель под втулку винта.

 

Вложения

S

sun

Есть мнение, что если крыло не закреплять жестко по крену, а оставить как есть, шарнирно, то эффективность аэродинамического управления вырастет в разы, потому что рулям придется наклонять только крыло, а уж оно в свою очередь будет увлекать за собой телегу в поворот.  При жестко закрепленном крыле рулям приходится ворочать весь аппарат.
Когда я испытывал свою систему все так и было, при отклонении руля отклонялось крыло, но управлялся весь аппарат, и хотя ручку я отпустил, она во время эволюций оставалась в нейтрали.
Ну и с точки зрения безопасности не разумно лишать себя возможности балансирно управлять аппаратом, по крайней мере пока не будет отточено аэродинамическое управление.
 
Вверх