Доп баки на ЯК-52

Ограниченность дальности ЯК-52 вынудила заняться доп баками. Идея не нова. Существуют заводская(?) разработка и самодельные конструкции. Встраиваемые баки реализует Термикас. Раньше это были кессонные баки, теперь же они предлагают резиновые баки, располагаемые там же, в нишах крыла. Эта идея не нравится. Самолет пилотажный. Нагрузки на заклепки большие. Трудно обеспечить герметичность этих баков. Да и раскрывать крыло очень не хочется.
Из самодельных конструкций мне известны следующие: допбак в чашку на место второго пилота - просто, эффективно, не нужно никаких насосов, простая врезка в магистраль. Но! лишаешься одного места, ну и тащить бензин в кабину сильно не хочется.
Допбак "под брюхо" - тоже неплохая идея, но нужен насос. И есть еще одна проблема - бак должен быть сбрасываемый, как бомба. Иначе при вынужденной могут возникнуть проблемы. Ну и не понятно, что будет с лобовым сопротивлением, не возникнет ли пикирующий момент. Также нужно учесть уборку передней стойки шасси с одной стороны и выпуск щитков с другой стороны и свести это все с центровкой. Надо сказать такой конструкции я нигде не видел - идея теоретическая.
Следующий вариант два допбака сверху крыла - такой вариант на фотке видел. Некрасиво правда. Плюс - насос не нужен.
В макете видел допбаки в виде удлиннения крыла. Увеличивается площадь крыла. Но думаю если удлинить сантиметров на 50 объем получится около 30 л. Маловато. Хотя это без расчетов, просто визуально.
После обсуждений всех вариантов, остановился на концевых каплевидных баках, как у моравы, других ЛА. Объем каждого по 55 л. Подача топлива в основные баки сначала самотеком, а потом посредством поддува воздухом из основной системы через редукционные клапаны. Баки конечно должны быть быстросъемные.
Хотелось бы услышать критику в адрес этой идеи.
 

AcroBatMan

Погиб в полете
Откуда
en route
Допбак "под брюхо"
М.б. интереснее не под брюхо, а под крылья. Як-52 разрабатывался в том числе и в варианте УБ, на него в этом случае вешались под крылья два НУРСа или две бонбы. Для этого, по-моему, две нервюры в корне крыла усилены - м.б. это можно использовать. А насос - не такая уж сложная задача.
Еще, если мне не изменяет склероз, румыны (Aerostar) в версии Iak-52W как опцию делали баки на законцовках, но не съемные. В Мячково, по-моему, я видел такой аэроплан лет 8-9 назад.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
@ agievich

Подвесныой доп бак у СУ-26 ( кажется) видел у сборной РФ по пилотажу в Литве на ЧЕ 2002 года. Был не сбрасываемый.

Проще реализовать доп баки по тому же принципу как у ЗЛИН -526 F/AFS.  Если что , то схему подскажу и крепления и всего прочего.
Получишь + примерно 60 - 70 литров [highlight]ЛЕГКО[/highlight] :IMHO
 
Проще реализовать доп баки по тому же принципу как у ЗЛИН -526 F/AFS.Если что , то схему подскажу и крепления и всего прочего.
Получишь + примерно 60 - 70 литров ЛЕГКО 
Конечно интересно, подсказывай.
Ну хотелось бы +литров 100 :cool:
 

Bulat.

Член команды
Думаю, что этот бак около 100л, если визуально диаметр 320-350 мм, длина 1000мм.
 

Gennadij Khazan

"Осилит дорогу идущий"(с)
Заблокирован
Нечто похожее видал как уже говорил выше , но в гораздо лучшем инженерном решении , и техническом исполнении.
 
Думаю, что этот бак около 100л, если визуально диаметр 320-350 мм, длина 1000мм.
Да, вообщем простое, незамысловатое решение. Крышку слива отстоя похоже сняли. И по-моему врезались передним креплением прямо в балку. Думаю нельзя так смело это делать. Как по мне, весь бак расположен сильно сзади. Но у ЯКа диапазон центровок большой, может и ничего.
 

zr18n

Як18т - лучший самолет за эти деньги !<b
Откуда
г.Тольятти
Позвольте и мне высказаться на счет доп.баков на законцовках крыла 52-го...
Ложероны крыла, ближе к законцовкам, совсем игрушечные и нагружать их доп.баками емкостью по 50-70 литров, не усиливая их, совсем небезопасно (особенно на грубоватой посадке с невыработанным из них топливом).
Думаю,что лучший вариант - доп.бак в крыло между лонжеронами,рядом со штатным,или замена штатного на кессон бак (емкость увеличивается как раз на 50-60 литров).
 

MM

Ремонт и облет.
Нашел такой вариант. Кажись Австралия.

 
Ну, проект выполнял человек работавший на кафедре прочности материалов в ХАИ. Думаю, можно доверять.
На сегодняшний день состояние идеи таково: Есть некий проект. Самое главное (!!!) есть матрица, с помощью которой изготовлены две половинки бака. Дальше надо варить, сверлить и т.д. У меня нет ни желания ни времени  этим заниматься. Была куча случаев, когда эти доп баки были бы очень кстати, но не было случая, чтобы я как-нибудь по-другому эту проблему не решил.
Но если у некого рукастого человека желание есть, то готов посотрудничать.
В качестве иллюстрации выкладываю два рисунка:
Че то не хочет приклепляться. Вроде и тип файла jpg и рамер небольшой, а не приклепляется.
 
Ложероны крыла, ближе к законцовкам, совсем игрушечные и нагружать их доп.баками емкостью по 50-70 литров, не усиливая их, совсем небезопасно (особенно на грубоватой посадке с невыработанным из них топливом).
Такая ситуация сама по себе нештатная. Такое бывает раз в сто лет. Закладываться на такое в расчетах все равно что закладываться на то что, а вдруг рак на горе свистнет.
Думаю,что лучший вариант - доп.бак в крыло между лонжеронами,рядом со штатным,или замена штатного на кессон бак (емкость увеличивается как раз на 50-60 литров).
Кессон исключаю, это пилотажный самолет, будет протекать.
Бак в крыло согласен, идея более приятная, и более отработанная. Но вы представляете сколько это работы? и крыло надо расклепывать, что совсем бы не хотелось, опять таки на пилотажной машине.
 
Вверх