Ну, наконец и мне удалось потрогать Calidus и даже полетать на нем. А заодно полетать на двух MTOsport. Один был с Rotax-912 и ВИШ Ivoprop, второй - с Rotax-914 и переставным винтом.
О самой поездке подробно написано здесь: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1258627720
Взлет на Calidus особо ничем не отличается от знакомых АЖ, за исключением того, что перед подъемом носового колеса нужно слегка придавливать правую педаль, а после разгрузки основных - левую, чтобы выдерживать направление взлета.
Набор высоты - на скорости 100 кмч, вариометра на моем аппарате не было, субъективно аппарат на этой скорости и оборотах двигателя 5000 лезет вдвоем 5-6 м/сек.
Управление триммерами по тангажу и крену - на ручке управления. Триммером по крену пользоваться не пришлось вообще.
Полет по кругу в учебном режиме - на скорости 100 кмч. Инструктор заранее предупредил, что выдерживание скорости на круге является обязательным во время экзамена.
Первые несколько кругов я доверчиво пытался держать ее по ощущениям, но комфорт в кабине мешает это делать по сравнению с открытым аппаратом. А сам аппарат с готовностью разгоняется, стоит лишь чуть отдать ручку от себя. Первое время даже использовал авиагоризонт как шпаргалку, чтобы привыкнуть к положению капот-горизонт.
При заходе на посадку скорость на прямой - те же 100 кмч. В конце выравнивания, когда ручка уже добрана на себя, нужно опять же слегка подрабатывать педалями, чтобы выдерживать курс.
Привычка контролировать посадку касанием хвостового колеса поначалу слегка мешала, хотя к его отсутствию быстро привыкаешь. За все выполненные полеты на обоих типах 2 или 3 раза коснулся полосы хвостовой балкой на посадке и 1 раз - на взлете. Касания эти хорошо слышно, но это были именно касания, не больше того.
В воздухе аппарат вдвоем летит 120 на оборотах 4200-4300, 140 - на оборотах 4500, 160 - на 4600-4700. Это диапазон крейсерских скоростей. Максимум, до которого разгонялся в горизонте - 200 кмч на 5200. Со скорости 185-190 кмч начинает нарастать вибрация, а быстрее просто не стал пробовать, чтобы не нервировать инструктора.
По маневренности аппарат не вызывает никаких нареканий - на всех режимах хватает и педалей, и ручки, чтобы делать то, чего хочется.
На осевом парашютировании тоже ведет себя устойчиво, адекватно управляется педалями по курсу и легко отзывается на ручку, выходит из осевого режима по первому требованию.
Спиральное снижение тоже адекватно контролируется.
Короче говоря, не нашел я в этом аппарате ничего, что вызывало бы раздражение - просто комфортная машина для полетов по маршрутам и не только.
При конвейерах на грунт неровности почвы хорошо слышны в пластиковой кабине и на кресле, но не более того.
При полете на вторых режимах в горизонте тоже не замечено каких-либо дискомфортных особенностей.
Минимальная скорость горизонтального полета вдвоем получилась у меня 22-25 кмч.
MTOsport отличается тем, что скорость и скольжение намного проще контролировать, т.к. можно это делать по ощущениям, т.е. по изменению шумов воздушного потока. Он более маневренный и на грунте меньше слышны неровности почвы.
Раскрутка на обоих одинаково эффективна, 220 об/мин появляются за 15-20 секунд. Можно и быстрее, но не нужно.
Учебные полеты по кругу на нем тоже выполняются на скорости 100 кмч, скорость на прямой для курсантов - 100 кмч, для более опытных пользователей - 80-90 кмч.
Высказываемые раньше опасения насчет поведения передней ноги на посадке быстро исчезли: после посадки носовое колесо опускается в штиль хоть и энергично, но вовсе не критично. Раньше я упоминал, что опрокидывание на земле на этом аппарате в большей степени м.б. вызвано недоученностью. Теперь убедился, что так оно и есть. Кувырнуться можно, если опустить носовое колесо на скорости больше 25-30 кмч, а, спрашивается, зачем это делать: на такой скорости аппарат еще спокойно можно и нужно держать ротором с поднятым носовым.
У "Калидуса" заметно больше расстояние между носовым колесом и основными, что делает его строже по педалям на земле. В сочетании с необходимостью парировать педалями работу газом на малых скоростях, я бы сказал, что "Калидус" не следует использовать для первых часов обучения полетам. Для этого есть MTOsport.
В общем, приятные во всех отношениях аппараты, каждый со своими небольшими нюансами, но в целом - аппараты, на которых хочется летать.
Надеюсь, все понимают, что наши дилерские дела не имеют отношения к такой оценке. Если бы мне что-то не понравилось, я бы об этом сказал.
Что касается дилерских дел, то :exclamation
рекламная пауза! :exclamation теперь мы готовы принимать заказы на поставку этих аппаратов в Россию. Цены будут те же, что у производителя, плюс транспортные и таможенные расходы - от них никуда не денешься.
Не удалось полетать на других типах АЖ, живущих на аэродроме: хозяин ELA как-то без восторга отнесся к просьбе, хозяина М24 в эти дни не было, а без него трогать аппарат не принято. А на Ксеноне мне и самому не хотелось.
Зато на двух немецких налетал шесть часов. Из них 3.40 на "Калидусе", остальное - на МТОsport. Хорошо, но мало :~)
Впрочем, до начала полетов МТОsport в России ждать осталось недолго. Когда аппарат прибудет в страну и будут выполнены необходимые для начала полетов процедуры, рассчитываем организовать презентацию с полетами.
😀
P.S. Кто еще не знает: технические описания, характеристики и прочее по этим автожирам - здесь: на
MTOsport и на
Calidus.