Электропроводка.

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Может кому интересно, вот, судя по всему хорошие провода любых сечений
https://ru.aliexpress.com/store/1157225
В руках правда еще не держал, заказал, придут через месяц - два, тогда если не забуду отпишусь про качество.
В этом магазинчике кроме проводов еще много полезного.


Зачем Алиэкспрес, когда в стране в продаже  полно настоящих  бортовых проводов с хранения?

Они однозначно лучше китайских
При всем пиетете к отечественной оборонке, скажу, что многие авиамодельные комплектующие обладают вполне достойным для применения в нашей, малой авиации качеством , а многим самодельщикам проще с Али несколько наименований заказать, чем искать по загашникам Торговли.
Своими руками щупал и был приятно удивлён добротностью проводов и разъемов на электромоделях, а некоторые под 2 метра размахом,за 5 кг весом и скоростью под 200... там электрические нагрузки ой-ей и требования к надежности на уровне.
Хотя,боюсь даже подумать, какова будет реальная стоимость аналога авиационного провода из посеребренной меди с двойной витой тефлоновой изоляцией и еще тканевой сверху.
 

Nemesys

Я люблю строить самолеты!
Тут дело то в чем.. Вот нужно сейчас сигнальную цепь тянуть, нужно 7 проводов из одного места в другое, в общем экране.
Ну не хочется делать это отдельно 7-ю проводами, гораздо проще, эстетичней и практичней протянуть это проводом типа МКЭШ 7х0.75. Но вот вопрос - насколько это допустимо применять в малой авиации?
Еще вопрос спецам - что  правильнее экранировать - цепи, которые боятся помех, или цепи потенциально создающие помехи?
Ну и предлагаю подискутировать на тему что лучше - однопроводная схема, или двухпроводка, или может быть какие-то цепи однопроводка, а какието только двух?Понятно, что применительно только к самодельным цельнометаллическим ЛА.
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
цепи, которые боятся помех, или цепи потенциально создающие помехи
я уже забыл в каких случаях и как, но есть ОСТ на эту тему и по проводам на свечи тоже. Однозначно стоит почитать! если найду на днях, то номер укажу.

Ну и предлагаю подискутировать на тему что лучше - однопроводная схема, или двухпроводка
а что тут дискутировать?  как это сейчас определяется в ГОСТе на бортовое питание - и плюс и минус  СЭС должны быть изолированы от металлических конструкций ЛА.
нет смысла пытатся сэкономить пару кг провода в однопроводной СЭС на СЛА.
 

DiKey

Я люблю строить самолеты!
Полностью избавиться от однопроводной системы не удастся при всем желании. Например как минимум стартер и генератор включены по однопроводной схеме с минусом на корпусе.
 

dmlabs

Ученик В.М. Полесова
Тут дело то в чем.. Вот нужно сейчас сигнальную цепь тянуть, нужно 7 проводов из одного места в другое, в общем экране.
Ну не хочется делать это отдельно 7-ю проводами, гораздо проще, эстетичней и практичней протянуть это проводом типа МКЭШ 7х0.75. Но вот вопрос - насколько это допустимо применять в малой авиации?
Еще вопрос спецам - что  правильнее экранировать - цепи, которые боятся помех, или цепи потенциально создающие помехи?
Ну и предлагаю подискутировать на тему что лучше - однопроводная схема, или двухпроводка, или может быть какие-то цепи однопроводка, а какието только двух?Понятно, что применительно только к самодельным цельнометаллическим ЛА.
Бороться необходимо и с источниками и с паразитным поражением цепей. Для эффективной борьбы с помехами необходимо эти самые помехи определить, т. е . проанализировать их спектр. Определить меры по их снижению. Определить их путь, определить степень поражения пострадавшей цепи и меры по ее защите. Иногда, например, приходилось радиокабель от антенны прокладывать в стальной трубке от автомобильной тормозной системы. Касаемо однопроводной системы, по моему, она может помешать лишь магниточувствительным элементам курсовых систем, если они находятся в контуре приличных по силе токов.
 
K

kdf

Странные мысли посещают меня, когда читаю тут. :)
Столько делал и паял, никогда не заморачивался. Единственное правило было: КАЧЕСТВЕННО, КАК ДЛЯ СЕБЯ!

А вот если бы прочитал ВСЁ ЭТО до того как начал что-то делать, ничего бы не сделал.
Первая веСЧ ходит 21 год уже. Паяная. Ничего не развалилось.
Ну-да. Правда бывает треск-шумы непонятного происхождения в телефонах и приборы дуркуют, но это ведь мелочи - главное припоя побольше и паяльник мощнее...
Может КАЧЕСТВЕННО - это для начала ПРАВИЛЬНО, нет?

Может кому интересно, вот, судя по всему хорошие провода любых сечений
https://ru.aliexpress.com/store/1157225
В руках правда еще не держал, заказал, придут через месяц - два, тогда если не забуду отпишусь про качество.
В этом магазинчике кроме проводов еще много полезного.
Китайские ненужно. Зачастую омедненные с хреновой изоляцией.
Интересно, как вы будете качество проверять? Неуж-то лаборатория есть или "назуб"

При всем пиетете к отечественной оборонке, скажу, что многие авиамодельные комплектующие обладают вполне достойным для применения в нашей, малой авиации качеством , а многим самодельщикам проще с Али несколько наименований заказать, чем искать по загашникам Торговли.
Своими руками щупал и был приятно удивлён добротностью проводов и разъемов на электромоделях, а некоторые под 2 метра размахом,за 5 кг весом и скоростью под 200... там электрические нагрузки ой-ей и требования к надежности на уровне.
Хотя,боюсь даже подумать, какова будет реальная стоимость аналога авиационного провода из посеребренной меди с двойной витой тефлоновой изоляцией и еще тканевой сверху.
Не корректное сравнение.

Тут дело то в чем.. Вот нужно сейчас сигнальную цепь тянуть, нужно 7 проводов из одного места в другое, в общем экране.
Ну не хочется делать это отдельно 7-ю проводами, гораздо проще, эстетичней и практичней протянуть это проводом типа МКЭШ 7х0.75. Но вот вопрос - насколько это допустимо применять в малой авиации?
Еще вопрос спецам - что  правильнее экранировать - цепи, которые боятся помех, или цепи потенциально создающие помехи?
Не все сигнальные провода нужно экранировать. Если сигнал дискретный (высокий/низкий уровень), либо несущая частота с гармониками не создает помех бортовым системам (радиостанции например), либо чувствительных приборов как таковых нет - то и смысла в экране нет. К тому же заземление еще ПРАВИЛЬНО сделать надо, а не тупо замкнуть экран на массу. Иначе получится что экран есть, а экранирования нет.

например, приходилось радиокабель от антенны прокладывать в стальной трубке от автомобильной тормозной системы
Это вы так РК экранировали?  ;D а-че не в свинцовую оболочку? Заодно защита от радиации...
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
Вот нужно сейчас сигнальную цепь тянуть, нужно 7 проводов из одного места в другое, в общем экране.
Ну не хочется делать это отдельно 7-ю проводами, гораздо проще, эстетичней и практичней протянуть это проводом типа МКЭШ 7х0.75. Но вот вопрос - насколько это допустимо применять в малой авиации?
если у вас со стороны источника и приемника все необходимые контакты рядом, или вообще кабель по обеим концам можно окончить разъемом- то одиночный многожильный провод оправдан. а если разнесено- например один провод надо пустить на фару, другой завести в щиток, и еще один в пульт- лучше сделать жгут в гофре или косу сплести.
 

dmlabs

Ученик В.М. Полесова
Это вы так РК экранировали? а-че не в свинцовую оболочку? Заодно защита от радиации...
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Спросите у Авианяни кто и как поборол помеху на Р/Ст на Сикорском. Ну, блин , ни уважения ни  знаний! А вам не приходило в голову, что импульсная мощная помеха имеет и магнитную составляющую? Свинец не магнитный материал.  А вам не приходило в голову почему экраны свечей в стальных чулках? Хамье и есть . Вперед , только каску не забудьте надеть!
 
K

kdf

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
Так ведь смех продлевает жизнь.
Спросите у Авианяни кто и как поборол помеху на Р/Ст на Сикорском.
Неужели Вы?
Ну, блин , ни уважения ни  знаний!
В Вашем стиле изложения так и видится радиоинжинер-профессионал.
А вам не приходило в голову, что импульсная мощная помеха имеет и магнитную составляющую?
Так...и?...
Свинец не магнитный материал.
Ну ё-моё! Не пойму, это интрига или следствие? Или Вы хотите сказать, что свинец не применяют для экранирования ЭМП (кстати, как раз в магнитной составляющей)?
А вам не приходило в голову почему экраны свечей в стальных чулках?
Василий Иванович возвращается из Москвы: где поступал в Академию. Петька спрашивает:
- Василий Иванович, поступил?
- Нет, Петька, на математике завалили! Дают лист бумаги и говорят: "Изобразите квадратный трехчлен". А я не то чтобы нарисовать, а даже представить себе такую гадость не могу...


Как раз скоро свечи на ротаксе менять - надо будет посмотреть что за чулки такие. Я думал ставят гасящий резистор и всё.
Хамье и есть . Вперед , только каску не забудьте надеть!
Что Вы так нервничаете? И где я хамил? Вы же сами написали:
...приходилось радиокабель от антенны прокладывать в стальной трубке от автомобильной тормозной системы...
Радиокабель УЖЕ содержит экранированную оплетку. Всё что нужно - это правильно сделать землю (в зависимости от того, какую составляющую убираем электрическую или магнитную). Проложив его в трубке (из чего там она? неужели стальная?) вы получаете по-сути волновод, который образует две магнитные рамки, которые в свою очередь становятся вторичными источниками магнитных полей. Можете привести пример на каких летательных аппаратах применяют подобный способ?
Мощность ЭМИ обратно пропорционально квадрату расстояния до источника. Иногда бывает достаточно сдвинуть прибор, чтобы убрать помехи.
С уважением.
 
K

kdf

...а если разнесено- например один провод надо пустить на фару, другой завести в щиток, и еще один в пульт- лучше сделать жгут в гофре или косу сплести.
Премного извиняюсь, но! Товагищ спрашивает про сигнальные провода, тогда как провода на фару и подобное - силовые. Силовые и сигнальные принято как раз разводить. Опять-таки если в этом есть необходимость. В легком самолете с будильниками такой необходимости нет. Разве что антенный кабель сантиметров на 20 от жгута отодвинуть. Со стеклом не знаю.
 
K

kdf

Где-то вопрос был про заливку компаудом. Я использую Виксинт К(ПК/ПКФ)-68
Есть в свободной продаже, вот например http://promsnab.me/catalog/germetiki/viksint_pk_68/
Вязок (разбавляется бензином). После высыхания не дает усадки. Прозрачен. Ясень-пень диэлектрик.

Можно Виксинт К-18, но он с медью не дружит и требует подслой.

При заливке необходимо учитывать тепловой режим.
В некоторых случаях уместно использовать строительную полиуретановую пену из балона. Однако необходимо помнить, что эту пену нельзя резать ибо она будет впитывать влагу. Расширяется 1 к 3.
 

DiKey

Я люблю строить самолеты!
надо будет посмотреть что за чулки такие
Ну, не ротаксом единым жив человек:
Ток  высокого  напряжения  от  магнето  передается  к  свечам  по  проводникам  высокого  напряжения, заключенным  в  экранированный  коллектор  проводов  зажигания.  Оба  магнето  левого  вращения.  Правое магнето обслуживает задние свечи, левое - передние.
(Из описания системы зажигания двигателя М-14П)

1. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКРАНИРОВАНИЮ ПРОВОДОВ И ЖГУТОВ БОРТОВОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СЕТИ И СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК

1.1. Экранирование проводов и жгутов бортовой электрической сети самолетов (вертолетов) с целью повышения ее помехозащищенности должно производиться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

1.2. Необходимость экранирования проводов и жгутов бортовой электрической сети и системы зажигания должна устанавливаться в результате прогнозирования электромагнитной совместимости бортового оборудования самолетов (вертолетов).

1.3. Обязательной экранировке подлежат:
- провода и жгуты приборов и устройств, работа которых связана с резкими перерывами электропитания, кроме цепей коммутации, в том числе высоковольтные провода систем зажигания;
- провода и жгуты восприимчивых к радиопомехам и электромагнитным полям приборов и взрывоопасных устройств;
- провода и жгуты, идущие к приборам и устройствам, для которых экранирование должно производиться согласно техническим условиям.
(ОСТ 1 01025-82 - не знаю, действует ли сейчас)


Там-же:
По усмотрению разработчика:
- допускается применение двойных экранов, при этом экраны между собой разделяются изолирующим материалом (трубкой, чехлом и т.п.) и оба экрана должны иметь вывод металлизации


Совершенно согласен с тем, что неправильное экранирование приведет к обратному эффекту.



P.S. Пример неавиационного экранирования зажигания ("здравствуй юность в сапогах"):
 

Вложения

Nemesys

Я люблю строить самолеты!
Поясните пожалуйста что значит правильное и неправильное экранирование?
 
K

kdf

@ DiKey Ваш пример не совсем корректен. На самом деле давать советы по экранированию - все равно, что лечить по телефону. Сильно все индивидуально. К тому же я всего лишь технолог.

dmlabs занятно излагает свои мысли - мне это показалось забавным, а он на меня взъелся.

В начале 80 (если мне память не изменяет) было поветрие приглашать действующих инженеров читать лекции студентам. Денег за это не платили, но добавляли к отпуску. Так вот, любимым развлечением было зачитывать в курилке перлы студентов. У меня тетрадка 96 листов была вся исписана.
 

maket

Сдавшихся - в разы больше, чем проигравших.
Поясните пожалуйста что значит правильное и неправильное экранирование? 
при правильном экранировании сигнал помехи уменьшается, при неправильном - не меняется или увеличивается.
насчёт увеличивается - это не фигура речи, пару раз сам видел!
петли заземления - страшное дело!

теперь Вы спросите - что такое петли заземления?!  ;D
 
Вверх