Даа как то тихо вот еще
ГИДРОСАМОЛЕТ СВОИМИ РУКАМИ,
>
или Летать строго воспрещается!
"Фениксом" назвали свой гидросамолет архангельские конструкторы-самоучки Михаил Суетин, Виктор и Иван Казаченко. В один из последних августовских дней нам продемонстрировали эту чудо-машину. Ее летняя стоянка находится за Северной Двиной на Кегострове, в деревушке Гневашево на территории бывшего аэроклуба "Горизонт". Здесь "Феникc" испытывают. А осенью крылья у него снимают и транспортируют домой - в гараж Казаченко, где продолжается совершенствование самолета.
Вдогонку за мечтой
А начиналась история "самоделкиных" десять лет назад, и даже раньше. Один из конструкторов, Виктор Казаченко, в юности мечтал стать летчиком, но не сложилось. А летать ой как хотелось. К счастью, руки у этого человека были "золотые". Соорудить аэросани или даже трактор для него было проще простого. Вот он и решил построить себе самолет и научиться летать. Но без помощника, знающего толк в авиации, было бы не обойтись. Через друзей Виктор Иванович познакомился с летчиком Михаилом Суетиным.
Свой гидросамолет конструкторы-самоучки строили по вечерам в гараже, а затем испытывали в Кегострове. Таким образом совместная работа летчика и мечтателя над авиамашиной длилась семь лет. Виктору Казаченко не суждено было дожить до "дня рождения" своего детища. Но его сын Иван подхватил мечту родителя. Младший Казаченко - кандидат наук, преподает на факультете технологии и предпринимательства в Поморском государственном университете.
"Феникс" синекрылый
Имя самолету придумали вполне подходящее. Созданный из деталей от разных самолетов, он все равно что возрожденный из пепла. Но краса-а-а-вец!
Построен "Феникс" по всем правилам авиаконструкции. Корпус (фюзеляж), по сути поплавок от АН-2, крепко застегнут ровными рядами заклепочек-пуговок с помощью пневмопистолета. Киль у авиамашины от самолета, который снимался в художественном фильме "Два долгих гудка в тумане". Двигатель чехословацкого происхождения закреплен на фюзеляже. Работает он на обычном бензине АИ-76. Правда, его мощности маловато, будут устанавливать другой. В небольшой прозрачной кабине два посадочных места (можно с обоих управлять авиамашиной) и все самые необходимые приборы для настоящего самолета. А в крылья вмонтированы фонари.
На воде "Фениксу" помогают сохранять равновесие поддерживающие поплавки. Так как конструкция - гибрид самолета и лодки, не забыты якорь и весло. Колеса съемные, потому что нужны только для того, чтобы добираться до воды. В довершение самолет "приодели": выкрасили ярко-синей краской.
По словам Михаила Суетина, хотя их детище небольших размеров, каждое крыло весит 90 килограммов, а сама машина все семьсот. Еще недавно самолет не мог летать, только по водной глади бегал. Двигатель очень быстро нагревался, но в этом году температуру удалось сбить. Правда, когда машину в целях эксперимента все-таки попытались поднять в воздух, сразу же получили "по шапке" от служб, контролирующих воздушное пространство. Гидросамолет, прежде чем отправиться в полет, должен получить лицензию.
Так что пока Михаил Суетин и Иван Казаченко могут только догадываться о возможностях "Феникса". По их расчетам, самолет должен подниматься на высоту тысяча метров и в его силах "забросить" пассажиров на расстояние в пятьсот километров. А с дозаправкой и дальше. Желание конструкторов построить именно гидросамолет объясняется просто: край-то у нас озерный - повсюду запасные аэродромы.
Своего "Феникса" конструкторы планируют довести до ума через год: вот только поставят двигатель помощнее, а там и разрешение на полеты получат.
Без инвестиций - никуда!
- Построить самолет - одно дело. Его еще содержать по всем правилам нужно. Техническая база должна быть, обслуживающий персонал, - рассуждает друг конструкторов, бывший летчик Юрий Матвеев. Он живет на Кегострове и присматривает за "Фениксом" во время его летних испытаний.
У Юрия Николаевича тоже есть мечта - возродить аэроклуб. Уже три года он и его компаньон пытаются отстроить аэропорт и взлетную площадку для самолетов малой авиации. Даже технику необходимую закупили. И самолет с дельтопланом имеются. Но работа энтузиастов продвигается медленно: без инвестиций сейчас никуда.
А так можно было бы увлечь местных мальчишек авиацией, начать воспитывать будущих Чкаловых и Маресьевых. Делом бы ребятня занималась, а не по подворотням шастала. Да и среди взрослого населения наверняка немало найдется интересующихся. К Суетину и Казаченко не так давно приезжал такой же конструктор-самоучка из Ярославской области, есть единомышленники в Самаре. Но пока летать приходится только в мечтах.
Анна ЕДЕМСКАЯ. Фото Валентина Гайкина. На снимке: Иван Казаченко с сыновьями и Михаил Суетин.
Анна ЕДЕМСКАЯ.
03/09/2005
Copyright © 2005, Правда Севера.
При использовании материалов сайта ссылка на www.pravdasevera.ru обязательна.