А ЦАГИ не может ни чем помочь? Знаком был раньше с Александром Петровичем Красильщиковым, теперь нет уже его с нами. Он такую статью написал когда-то в 2004 г. для Чтений Сикорского в Академии ГА: Фрагмент выкладываю. Вот ссылка - закачал на диск статью...
krasilsh_sikors2004.pdf
Красильщиков Александр Петрович, д-р техн. наук, профессор , директор Научно-мемориального музея проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ, Москва)
ПРИМЕНЕНИЕ ПЛАНЕРОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТАХ (Из истории создания Научно-исследовательской планерной базы (НИПБ) ЦАГИ в Коктебеле)
Научно-исследовательская планерная база ЦАГИ
В конце 1970-х годов в ЦАГИ были развернуты исследовательские работы по изучению пограничного слоя на планерных летающих лабораториях (ПЛЛ) в условиях естественной турбулентности. Институту были выделены земли и строения бывшей Высшей летно-планерной школы Осовиахима на горе Узун-Сырт в районе поселка Планерское (Коктебель). Проектировщики ЦАГИ В. П. Барбышева, Г. А. Матяж, В. С. Кирюшенко, В. М. Казаков и др. разработали проект восстановления этих построек. Учитывая громадное историческое значение выбранного места, проектировщики стремились максимально приблизить свой проект к архитектурному облику бывшей Летно-планерной школы. Было запланировано создание мемориального комплекса, музея развития советского планеризма коктебельского пе-риода (1923-1935 гг.), экспозиция которого была разработана сотрудниками Научно-мемориального музея (А.А. Иванова) и ЦАГИ (А. П. Красилыциков и Г. А. Матяж).
Вся выделенная территория - 87,3 гектара - делилась на ряд функциональных зон: аэродромную, производственно-хозяйственную, авиационно-техническую, административную и жилую.
Практические строительно-восстановительные работы начались в октябре 1977 г., когда из ЦАГИ в Коктебель был направлен первый строительный отряд во главе с
В. С. Бовиным для восстановления здания гаража. Год спустя были выделены централизованные средства и начаты регулярные строительные работы. Большую помощь в сооружении НИПБ оказали руководители строительства В. К. Соловьев, В.В. Сургутов и, особенно, В. И. Бабарыкин, ставший «душой» строительства базы. За десять с небольшим лет хозяйственным способом были построены мастерские, хозяйственный корпус со столовой, административный корпус и гостиница для летно-испытательного состава. Были смонтированы легкосборочные ангары, металлическая перфорированная взлетно-посадочная полоса (ВПП) и устроены грунтовые ВПП. На НИПБ были протянуты высоковольтная линия (380 Вольт), проводная телефонная связь, водовод; построены центральная котельная, линия канализации, локальные очистные сооружения и две подъездные дороги. Завершилось строительство сооружением стационарного командно-диспетчерского пункта для руководства полетами. Бессменным руководителем НИПБ был В. В. Боровиков, который внес большой вклад в строительство и эксплуатацию базы.
К официальному десятилетию НИШ 21 июля 1988 г. на базе был торжественно открыт обелиск «Ветеранам планеризма», сооруженный по проекту О. В. Калинина, главного дизайнера ОКБ им. О. К. Антонова. Обелиск представлял собой стелу из двух стилизованных планерных крыльев, укрепленных на треугольном гранитном постаменте; он символизировал восхождение «от планера к самолету и ракете». Ленточку на открытии обелиска разрезал будущий председатель Совета Министров автономной Крымской Республики Украины В. В. Курашик.
Аэродром и воздушное пространство НИШ
Аэродром НИПБ «Планерское» расположен в 13 км западнее города Феодосии и в 7,5 км северо-западнее поселка Коктебель, в западной части плоскогорья хребта Узун-Сырт. Высота над уровнем моря - 242 метра. Территория аэродрома имеет очертания неправильного многоугольника и содержит два пересекающих-ся летных поля размерами 900x200 м и 1160x400 м. Рельеф летного поля №1, расположенного по основным направлениям ветров, имеет общий уклон на северо-запад в среднем от 0,008 до 0,006, что способствует удалению дождевых осадков с взлетных полос. Грунт летных полей глинисто-каменистый, имеет травяной покров средней плотности.
Все ВПП имеют концевые полосы безопасности (КПБ) длиной 60 м и боко-вые полосы безопасности (БПБ) шириной 25 м. Прочность сухого грунта на ВПП составляет 12 кг/см2.
Для выруливания самолетов и буксирования планеров на аэродроме имеются грунтовые и металлические покрытия - рулежные дорожки.
Западнее ВПП-1 вдоль нее расположены ангары, открытая стоянка планеров, метеоплощадка и командно-диспетчерский пункт, площадки для стартовой стоянки самолетов и заправки их топливом, стоянка дежурных аэродромно-технических средств. Аэродром оборудован радиотехническими средствами: командными радио-станциями, радиолокатором, пеленгатором, проводной связью и др.
Полеты на аэродроме «Планерское» проводятся в дневное время в ПМУ (простых метеоусловиях) при следующих условиях:
- высота нижней кромки облачности не менее 400 м;
- горизонтальная видимость не менее 5 км;
- скорость ветра не более 15 м/с.
В соответствии с местными климатическими условиями наиболее благоприятным для полетов является период с апреля по октябрь.
Район полетов аэродрома «Планерское» расположен над местностью, огра-ниченной населенными пунктами: город Старый Крым, населенные пункты Первомайское и Насыпное, поселки Коктебель и Щебетовка. По высоте район поле-тов простирается от земной поверхности аэродрома «Планерское» до высоты 1500 м. Район полета располагается над гористой местностью с превышением препятствий от 20 до 600 м над уровнем моря.
Для выполнения испытательных и тренировочных полетов на самолетах и планерах установлены три воздушные зоны: №1 – в районе Старого Крыма, №2 - в районе Насыпное – Отважное и №3 – в районе Щебетовка – Планерское.
Летный парк отдела летных исследований (ОЛИ) ЦАГИ составляли легкомоторные самолеты «Вильга 35А» (ПНР), ЯК-18T, Ан-2, планеры типа «Бланик» L-13 (ЧССР) и «Янтарь» (ПНР) открытого и стандартного классов. Самолеты «Вильга 35А» являлись самолетами-буксировщиками планеров, а Як-18T – самолетами-носителями радиоуправляемых моделей.
Начальник ОЛИ А. П. Красильщиков одновременно являлся руководителем летно-испытательного подразделения. ОЛИ входил в состав Научно-исследовательского отделения №5 ЦАГИ, руководимым Е. С. Вождаевым и его заместителем B. C. Бурико-вым.
Летно-испытательное подразделение формировалось летчиками-испытателями, имевшими опыт работы в планеризме. Поначалу это были B. C. Сорокин (зам. начальника ОЛИ по летной службе), М. И. Африканова, А. С. Вяткин, а позднее - А. Н. Кузьминов и А. Н. Щербаков. Особые заслуги в планеризме имела М. И. Африка-нова - многократная чемпионка СССР, рекордсменка страны и мира. А. П. Красильщиков и А. С. Вяткин – мастера самолетного спорта СССР. Летная работа была начата на НИПБ в 1981 г. с перегона авиатехники, а с 1982 года регулярно проводились летные испытания и исследования.
Посмотреть вложение 501656
Посмотреть вложение 501657
Посмотреть вложение 501658
Посмотреть вложение 501659