Инструкторская жизнь, (методика летного обучения).

На разгон потолок и облеты летали в ВКК и ГШ-6. Костюм похож на презерватив но большой, одевать его долго и нужно. Если одеваешь ГШ то на шею надевают резиновую манжету для герметичности. Сверху одевался вентилируемый костюм ВК, летом можно было в нем летать. Шлем крепится к костюму тросиками. Стекло с подогревом, незаметные нити. Не помню когда стекло опускали, в полете оно опущено, как космонавт. В принципе нормально, но непривычно. Можно было летать в обычном шлеме ЗШ-6 с кислородной маской. Тогда манжета не одевалась.
Синие прямоугольные штуки рядом со шлемом, это поплавки которые выдавали при полетах над морем, нам во всяком случае. Видимо если недалеко и недолго.


Без названия (60).jpeg
images (82).jpeg
Без названия (59).jpeg
Без названия (58).jpeg
images (83).jpeg
5e941405ae5ac946c00768ee.jpg
 

Alex956

Я люблю строить самолеты!
Сейчас в школах видимо будут петь гимн, трудно мне представить, лучше бы частушки... А ведь у нас тоже было просто изуверство. У нас общежитие рядом с плацем было, нам было все удобно. Но ДОСы были в городке, это километра 4, вечером только пешком. Так вот решил кто то по праздникам петь гимн! Ну все ничего, но петь в 9-9.30 вечера! Собирается несколько сотен здоровых, почти трезвых мужиков, всех считают. Причем техники напивались гораздо сильнее, у них это традиция. Стоишь смотришь, во первых это подчинённые, во вторых ему завтра самолеты обслуживать, ну и просто это свои ребята, ну нажрались.. имеют право. Поэтому гимн у них почему то получался с матерками. Горят прожектора, поем блин, вкладываем душу! Спели и по домам, обратно за столы. Зачем это делалось я не понимаю. Тайный, сакральный смысл.
Вы бы писАли с датами, тогда было бы понятнее. Ни в училище, ни в строевых частях и гарнизонах ни разу ни от кого не слышал про гимны...
 

Alex956

Я люблю строить самолеты!
Недопустимая лексика
Одно время командир полка запретил вне аэродрома ходить в летном комбинезон е. Это был бред конечно, кто жил в части тем проще, кто жил в городе тот комбинезон и ботинки возил с собой. Ботинки летные это целое сооружение. Ну неудобно, это и народ втихаря начал летать в армейских ботах. А это очень опасно, при катапультировании обычные ботинки с ног срывает. Босыми ногами... сами понимаете. Ну садимся мы с курсантом, сруливаем в третью рулежку и рулим. Я заболтался, курсант зевнул, нам налево, а справа рулит борт, сближаемся, он тормознул. Слышу в эфире голос комполка, ко мне после заруливания, блин влипли. Зарулили, бегу докладываю, тут театральная пауза, комполка стоит с нашим комэской. А почему сынок у тебя ботинки неправильные, а чего ему скажешь... обоср...сь. Тут опять пауза комполка смотрит на комэска, тот естественно в таких же ботах. Комполка поразмышлял немного:"Иди сынок, можно подполковнику, можно и лейтенанту. Ну комэска втихаря сделал страшное лицо.
Как же вам повезло на придурков - то гимны, то комбезы. Бог миловал...
 
Последнее редактирование модератором:
А чего Вы хотите, школьная жизнь, там много всяких моментов. Чем бы боец не занимался, лишь бы... Я ещё раз повторю, у меня 3-4 года отпуск был с 25 декабря до 10 февраля, супер. Про отпуск летом вообще молчок. Как это отпуск, а курсанты!! Родина ждёт а ты там жо...у греть будешь? Родину не любишь, негодяй! В боевом полку народ занимается другими делами. Ну и был человеческий фактор, не буду вдаваться в подробности. Жизнь потом наказала, изощрённо.
Зачем Вам даты, поверьте на слово, не помню детали, видимо было это временно. В уставе что то было, не помню в каком, но нормальные люди этот бред понимали с юмором. Но нашелся ненормальный, команда дадена, деревня взядена! В командировках было спокойнее. Я жил в общежитии это от плаца метров пятьдесят, нам было пофиг, спеть, сплясать, из-за стола и за стол, главное дойти и выстоять! А народу было далековато. Тут кто то про автобусы говорил, какие нафиг автобусы вечером в провинции, на пешкарусе, одиннадцатый маршрут.
 
Последнее редактирование:
Были люди нормальные, с лёгкой придурью, но свои. Был у нас комэска, холерик страшный, кличка подпольная Чапай. Тут какая то беготня, полетели мы на мое совершенствование и на доразведку. Выруливаю, блин домика ПРП не видно, метель метёт! Я труханул, нафига эти подвиги, если запасные закроет, только прыгать или воткнешься в этой каше. Ну я официально, мол товарищ подполковник, нет возможности взлетать, давайте заруливаем. Тут как заорал наш начальник, в рот и в нос и так далее, летите бл... иначе всех порву на тряпки! Это было не обидно, потому как свой. Ну взлетели, смотрю сверху вроде что то видно, ну как минимум, но ничего сядем, хоть и ветер поддувает.
Он иногда тренировки устраивал, остановит машину по дороге с аэродрома, водителю говорит, три километра и стой. И говорит мы поедем следом, кого догоним, задавим! А мы бегом, но сам бежал тоже, я был спортсменом, мне было пофиг, но народ матерился. Половина в зелёной форме с галстуками. Думаю Вы про такое тоже не слышали.
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
В задней кабине есть щиток отказов которым я активно пользовался.
Но пытливый ум инструктора всегда искал дополнительные способы устроить курсанту нештатную ситуацию. Вот я и придумал показать курсанту что все плохое случается либо на взлете, либо на посадке.
Дайка я симитирую отказ бустеров управления, али ещё какую нештатную работу рулей высоты на глиссаде, пусть выкарабкивается.

Отработал триммером на пикирование, придерживая ручку, чтобы у курсанта не росло усилие на ручке, а потом отпустил! Самолёт на глиссаде просто встал раком, повылетали даже таблички девиации! У меня в верхнее стекло ближний торец полосы виден! У курсанта во все бронестекло земля матушка маячит, самолёт ей навстречу несётся!

А курсант вообще не реагирует на учебный отказ, так и "пилотирует" самолет, - - то ли в ступор попал, то ли думал, что так и надо.

Выхватил я самолёт из пике и на второй круг, о полете по глиссаде уже и речи не было. А сам думаю, а если бы курсант со страху, при виде земли во весь экран, так сказать, за" яйца" дёрнул. Тоже замечательный способ свежим воздухом подышать. В общем, был это опасный эксперимент и глупый. Каюсь!

немного творчески доработал Вашу историю.
 
Спасибо, как литературный текст подойдёт. Но есть конечно большие технические ошибки. На взлете, глиссаде и посадке все происходило просто стремительно, тут не до отказов. Ситуация произошла на втором развороте. На глиссаде после такого будет сваливание без вариантов. Ещё напрягало всегда что на спарке катапультирование происходит сразу двух кресел, независимо от того кто дёрнул рычаги.

А начальник кричал и ругался один. Он там какой то вопрос по радио решал с РП, тут ещё непонятно было, это заряд подошёл или аэродром вообще закрыло. Ну и что дальше делать всем.
 
Есть прикладная наука, Методика летного обучения. Она включает в себя вопросы по обучению курсантов и пилотов. Хочу рассказать о таком термине как "завозить". Это когда от неграмотного обучения, правильные навыки не только не сформировались, а получилось непонятно что. Если такого курсанта выпустить самостоятельно, то возможны грубые ошибки и даже летные происшествия. Мастерство инструктора состоит в том, чтобы
вовремя замечать и избегать таких ситуаций. В моей летной жизни такое произошло дважды.
Первый случай произошел на первом курсе, отрабатывали штопора. Инструктор или не предупредил или ещё чего, не помню, но я очень испугался и при штопорах стал появляться какой то ступор. Просто караул! Эта ошибка прошла только на втором курсе, инструктор попался очень энергичный и этих штопоров мы накрутили огромное количество. Я наконец научился и стал все видеть. Жалко что выполняли мы по одному витку, два три витка было бы гораздо интереснее. Впечатления интересные! Фигура интересная.
Второй случай произошел когда я был уже пилотом и готовился самостоятельно вылетать ночью, это уровень второго инструкторского класса. Не помню почему, но меня вывозили несколько человек, никто толком ничего не показывал. Ночи были короткие, один-два часа к дневной смене. То есть методика обучения была грубо нарушена! А так как по другим видам я летал хорошо, никто особо не парился. Вывозная ночью была вообще несколько полетов. Уже самому лететь пора а я не понимаю как мне садится, остальное без вопросов. Хорошо что в конце этого безобразия я один раз слетал со своим бывшим инструктором. Полк ведь незаменяемый, так мы вместе и росли. Он буквально сказал одну фразу, в голове что то щёлкнуло и все встало на свои места. А если бы я полетел до этого полета, были бы проблемы!
Зачем я это говорю, человек так устроен что при подготовке к самостоятельным полетам надо очень четко определить момент когда Вы готовы лететь. Есть так называемый Эффект плато, уже не совсем его помню. Суть в том что Вас начали учить, вроде всем получается, а потом раз и Вы как разучились, все плохо. А потом качество навыков снова растет. Если Вас выпустят рано, или сами полетите в состоянии этого плато, скорее всего будут грубые ошибки или ещё хуже.
А последовательность отработки элементов на неманевренном самолете простая. Вначале полет по кругу или по коробочке. Это даёт навыки в выполнении взлета, посадки, набора высоты, снижения, разворотов и горизонтального полета. Затем в зоне закрепляются навыки по набору, снижению, спиралям, виражам, добавляется самолётовождение и штурманская подготовка.
 
Ботинки были двух типов, полётные как берцы, только с молнией сбоку. И полётные обычные, вроде облегченные. У них сплошная резиновая подошва и каблук с зализом что ли, чтобы не цепляться. По бокам резиновая ткань чтобы быстро скинуть но сверху ремешки с пряжками, чтобы не сорвало. Народ иногда ремешки не застёгивал, идёт а они брякают. С курсантов за это дело я строго спрашивал.

Посмотреть вложение 515565
Самые удобные из ботинок, которые приходилось таскать. Особенно подошва нравилась - нескользючая абсолютно. После дмб решил найти такие же, нашёл в военторге. Небо и земля. С виду то же самое, а наденешь - барахло. И кожа не та, и подошва другая, и даже колодка поменялась... 😡
 
Была у нас одна патриотическая встреча. Пришел дедок и почему то начал рассказывать про танки, какие они хорошие. Ну мы сидим, слушаем, дедок добавляет оборотов. А вот ребята на танках сейчас стоит зенитный пулемет! Который нафиг сшибает любой самолёт!
Тут народ начал бычиться, и деду вежливо намекать, ты че несёшь старый, какой нафиг пулемет? Дед не понял куда попал и опять про то какие танки хорошие, а самолёты короче на тряпки из пулемета. Потом он сказал что есть какие то новые танки которые практически обгоняют самолёты.
Тут с задней парты во весь голос наш Степан завернул:"Ну ни....я себе"! Дед разобиделся за танки, Степана политруки показательно выпороли. Ну а история про танки осталась как байка.
 
Интересное деление элементов полета по сложности.
В военной авиации, как правило на первом месте выполнение боевой задачи. А потом.... как получится. В мирное время самым сложным элементом всегда считалась посадка. Земля близко, выполняется глазомерно, не всегда получается и др. Далее идёт взлет, земля рядом, скорости маленькие, интенсивный разгон и т. д. Хотя на истребителе все происходит быстро, даже на старом, разбег примерно 20 секунд, потом только успевай, убрал шасси, закрылки, выключил форсаж, высота уже 300-500.
Далее идёт собственно пилотирование.
Тут есть обидная особенность. Истребители отрабатывают пилотаж для проведения индивидуальных и групповых воздушных боёв. То есть само пилотирование отходит на второй план, на первом плане боевое маневрирование в диапазоне скоростей, высот и перегрузок. Это очень важно!
В ИБА все было проще, мы летали сложный пилотаж, наверное для общего развития. Высота, скорость, перегрузка, сам комплекс, все одинаково, год за годом. Хотя у инструкторов всегда есть запас прочности. На совершенствование слетали все и нормально, хотя там были сложные комплексы. То есть получается сложный пилотаж, простой пилотаж, на средней высоте, на малой высоте и др.
Отдельно стоит навигация, самолетостроения и конечно же боевое применение.
Стрелять и бомбить и перехватывать нужно уметь. И уметь это делать эффективно.
Постепенно повышается класс и после получения первого класса он ежегодно подтверждается.
Было такое звание, "Летчик-снайпер", но мне кажется это было несколько исскуственное звание.
А потом на дембель, к сожалению в никуда, огромные деньги затраченные на подготовку, превращаются в ничто.
Никакой связи между ГА и армией на госуровне нет, понимания, идеологии, ничего нет. Для меня это непонятно, это просто безумие!
 

Ромашчандр

Я люблю самолеты!
Категоризаторы
Вот кстати давно хотел спросить. На взлете
, на высоте 50-100 метров. Отказ ил перебои в двигателе. Ваши действия какие должны быть.
 
А мы бегом, но сам бежал тоже, я был спортсменом, мне было пофиг, но народ матерился. Половина в зелёной форме с галстуками. Думаю Вы про такое тоже не слышали.
У нас комэска любил кросс-пятёрку в понедельник утром(!) устраивать. Причём сам, ЗОЖник хренов, на уазике сзади ехал. Однако, Бог - не фрайер: по дембелю побежал он с утра, а у него внутре тромб - возьми, да оторвись. И в лёгочную артерию. Док потом сказал, что это - быстрее, чем от цианистого калия. В 46 лет...
Вывод: здоровому человеку спорт не нужен, а больному - вреден!
 
Вот кстати давно хотел спросить. На взлете
, на высоте 50-100 метров. Отказ ил перебои в двигателе. Ваши действия какие должны быть.
Немедленное катапультирование, какие ещё действия. У нас в одно время произошло несколько отказов двигателей на взлете. Хронология такая, отказывает двигатель, через 8-10 секунд катапультируется летчик, через 8-10 секунд самолёт взрывается на земле. Это называется выпрыгнуть из под крышки гроба, зевать не надо.
 
У нас комэска любил кросс-пятёрку в понедельник утром(!) устраивать. Причём сам, ЗОЖник хренов, на уазике сзади ехал. Однако, Бог - не фрайер: по дембелю побежал он с утра, а у него внутре тромб - возьми, да оторвись. И в лёгочную артерию. Док потом сказал, что это - быстрее, чем от цианистого калия. В 46 лет...
Вывод: здоровому человеку спорт не нужен, а больному - вреден!
Тема печальная, если раньше не занимался, конечно не стоит начинать в преклонном возрасте. Бывшим спортсменам сложнее, не заниматься нельзя, как заниматься непонятно. Ну и организм сюрпризы преподносит.
 
Вот кстати давно хотел спросить. На взлете
, на высоте 50-100 метров. Отказ ил перебои в двигателе. Ваши действия какие должны быть.
Это всё прописывается в инструкции (сейчас РЛЭ) по каждому конкретному типу, в зависимости от имеющихся средств спасения. Если высота и скорость обеспечивают безопасное покидание, то отворот в безопасную сторону (от привода, населенного пункта, препятствий и т.п.) и покидание. Если нет - о каком катапультировании может идти речь? На Л-29 и МиГ-15УТИ там 150 м ЕМНИП. На Як-52 не помню, для С-4У 100 м кажется, для ПЛП это 60 или 70м.
Да и отказ/перебои могут быть сильно различными. При перебоях по возможности продолжить набор безопасной высоты и выход в зону покидания. Ну там строгий контроль t масла и t газов/двигателя, Р масла + визуально смотреть дымление/пламя (змейкой).
 
У нас комэска любил кросс-пятёрку в понедельник утром(!) устраивать. Причём сам, ЗОЖник хренов, на уазике сзади ехал.
Самодурство это. Мы никогда больше 3 км не бегали, причем объяснялось (не знаю, правда ли) каким-то указанием по медицине. Большие дистанции, 5 км и более, якобы приводят к изменениям на ЭКГ и последующему возможному списанию.
 
Последнее редактирование:
В мирное время самым сложным элементом всегда считалась посадка. Земля близко, выполняется глазомерно, не всегда получается и др. Далее идёт взлет, земля рядом, скорости маленькие, интенсивный разгон и т. д. Хотя на истребителе все происходит быстро, даже на старом, разбег примерно 20 секунд, потом только успевай, убрал шасси, закрылки, выключил форсаж, высота уже 300-500.
Далее идёт собственно пилотирование.
Тут есть обидная особенность. Истребители отрабатывают пилотаж для проведения индивидуальных и групповых воздушных боёв. То есть само пилотирование отходит на второй план, на первом плане боевое маневрирование в диапазоне скоростей, высот и перегрузок. Это очень важно!
В ИБА все было проще, мы летали сложный пилотаж, наверное для общего развития.
Странные какие-то рассуждения.
Взлет-посадка это обязательные элементы полёта, какую бы сложность у курсанта они ни вызывали.
У нас говорили так: "Летчик начинается с посадки, летчик-спортсмен с пилотажа, а боевой летчик с боевого применения".
Так что последовательность и градации сложности здесь прослеживаются четко.
И пилотаж нужен не для абстрактного "общего развития". КУЛП же не от балды написан был, например чтобы выпустить курсанта на полигон, необходимо, чтобы у него имелись допуска на маршрут, сложный пилотаж и маловысотные полеты. Или чтобы допустить к тренировочным в СМУ, я уже должен был дать ему сложный пилотаж. Иначе хрен получится.
Должен же он быстро ориентироваться в пространстве и не теряться, самолет чувствовать "задницей", перегрузку определять, не отвлекаясь на УУАП или акселерометр.
На боевом применении счет идет на секунды, приборы только боковым зрением. Иначе черпанешь на раз-два. И если на пилотаж влётан, то всё это сложностей не вызывает, и боевой закончить на нужной высоте и удалении, и угол "поддернуть" во время пикирования, и удаление с высотой пуска свести. Тогда все бомбы-ракеты будут строго в мишенях.

Так что пилотаж в ША/ИБА нужон обязательно.
 
Вверх