R
rashid1961
OSS сказал(а):Зачем Рашид решил заварить эту кашу мне не понятно, в любом случае это глупо и некрасиво.
И это после своего выпада.
В ходе соревнований пропустил много упражнений и очков, потерял много времени на ремонты и борьбу с редуктором и мелкими косяками. Со стороны создателя технического взаимопонимания не нашел, он вообще занял странную позицию, поэтому я вынужден был аппарат создателю вернуть.
Естественно, эту откровенную ложь я не потерплю. Никогда не мучал так клавиатуру, но придется.
Нанотрайк «Мечта» был изготовлен в январе-феврале2018 года. Облетан в течении весны этого же года. Все лето проходил эксплуатационные испытания (около 30 часов) и был выставлен на продажу.
Дельталет, который купил у меня Иван Елопов в ноябре 2018года (в рассрочку) за фиксированную сумму 310 тыс. рублей, был оплачен частями и передан ему 25 апреля 2019 года в таком виде, как на фото. Перед этим покупатель дважды облетывал аппарат. Первый раз, в октябре 2018 года совершил на нем 5 полетов с общим налетом примерно 1 час. Второй в апреле 2019 года перед приемкой, тоже 4-5 полетов, около часа.
Это видео одного из полетов.
https://www.youtube.com/watch?v=McArKq7wZq4&feature=youtu.be
А это отзыв.
https://www.youtube.com/watch?v=8CtalqhqaiM&feature=youtu.be
Мои впечатления на видео несколько сумбурны и далеко не полные, поэтому спустя некоторое время хочу написать свой отзыв по этому дельталету более подробно. Дело в том что этот дельталет это не просто штучный экземпляр, который автор решил продать. Это можно сказать предсерийный образец. Рашид готов выпускать их хоть мелкими сериями при внесенной предоплате, к сожалению свободных средств, что бы самостоятельно запустить аппарат в серию у него пока нет.
Крыло. Крыло, на котором я летал это старый добрый Aeros Fox-16. Описывать это крыло не вижу никакого смысла, тем более что на этот аппарат можно установить любое крыло для микродельта, как производства АЭРОС, так и других производителей. Но именно Fox-16 как нельзя лучше подходит для описываемого аппарата. Легкое, простое в сборке, очень маневренное и самое главное с минимально возможными скоростями взлета и посадки. А это я считаю очень важным фактором для внеаэродромного использования.
Дальше пройдусь по конструктиву от переднего колеса до винта описывая что понравилось, а что нет, а также буду рассматривать дельталет в т.ч. с точки зрения отказа от некоторых опций (по тексту буду называть это «вариант эконом», так и за счет опций, которых пока нет, но думаю кому-то могут быть интересны или важны (по тексту буду называть это «дополнительная опция»). жно упростить/удешевить, а что на мой взгляд стоит добавить или изменить. Да и еще… Я буду рассматривать этот дельталет в первую очередь с точки зрения внеаэродромного использования, для которого он в первую очередь создавался. Ясное дело, что экспуатация с хорошей полосы будет только проще.
Переднее колесо. Мне понравилось, что Рашид оставил на этом колесе протектор. Для сноса в случае посадки с боковиком слик на переднем колесе не так важен, а вот эффективность торможения особенно на мокрой траве и подобных скользких покрытиях однозначно будет больше. Изначально во всех колесах было давление 1,2атм. Уговорил Рашида снизить везде до 0,7. Стало гораздо мягче, ушел эффект «табуретки». Если честно я бы еще больше спустил давление и подбирал бы оптимум между 0,3 и 0,5атм.
Щиток переднего колеса. Хорошо закрывает колесо. Сделан из пластика. Имеет доп. кронштейны-усилители. Конструктив позволяет при необходимости установить полужесткий резиновый брызговичок.
Тормоз. Он оптимален и достаточен. Удерживает дельталет на полном газу и обеспечивает достаточно-эффективное замедление на пробеге.
Вилка. Вся фишка вилки в перьях от велосипеда. На кочках реально работает. Ход не замерял, но где-то более 5см, что в совокупности с «дутиками» дает и неплохую амортизацию и защиту конструкции в случае жестких посадок. За время полетов было пару небольших «плюхов» один раз сел не совсем туда — на более кочковатое место и при этом особого дискомфорта не испытал. Используемые колеса все-таки не «бигфуты» которые можно использовать и без амортизации. Здесь возможности колеса меньше и вилка в этом случае гасит энергию удара сберегая подрессоренные элементы от деформаций. В общем для дельтика ориентированного на внеаэродномное использование решение вполне оправданное, и даже скорее необходимое. Колесо крепится по велосипедному через шайбу-фиксатор, благодаря чему ось не надо вынимать. Отпустил гайки, вывел шайбу из зацепления и колесо снимается вниз. Просто, надежно, удобно. Что касается управляемости при рулежке и взлете-посадке сказать особо нечего. Отлично рулится не требуя какого либо дополнительного к себе внимания или привыкания.
Нижняя балка и узел складывания. Конструкция простая, жесткая. Понравилось, что две половинки балки в узле плотно прижимаются к друг другу через пластиковые заглушки труб. Для складывания балки необходимо вынуть всего один болт. Возможно в варианте «эконом» можно отказаться от узла складывания
Передний подкос. Телескопический, упрощает снятие и установку крыла. Есть еще какой-то кронштейн на который ставится трапеция и дельт становится ниже (например для закатывания в ангар) и в этом подкос как раз помогает. Но я кронштейн не видел и ничего на этот счет от себя сказать не могу.
РУД. В версии на которой я летал он отсутствует. Но считаю как опция он обязательно должен быть. Это и удобнее и безопаснее и лучше для мотора. Насколько я знаю, у Рашида такая опция уже в планах.
Сиденье. От офисного стула. При всей может неказистости этого решения это опять же плюс в сторону снижения цены и ремонтопригодности. Сидеть и летать на нем действительно удобно. Это жесткая конструкция, что плюс в сторону безопасности, а к тому же имеет относительно небольшой вес. Поскольку сидушка выполнена в единой цветовой гамме со всем остальным, то получилось вполне стильно. Сидушка кстати закреплена не жестко, она откидывается открывая хороший доступ к бензобаку и всему пространству за сиденьем.
Ремень безопасности. Обычный поясной. Считаю такой вариант приемлем лишь в версии эконом. Это не опция, это элемент пассивной безопасности, и я считаю, что в стандарте должен быть уже 4-х точечный ремень. Если за спиной пилота будет что-то типа кольца, через который продет ремень, то можно обойтись простой регулировкой его длины с одной стороны.
Эргономика. Вообще что касается эргономики — придраться не к чему. Педали на удобном расстоянии, стремена реально удобны. Ходы педалей «не выворачивают ступню» наклон спинки, высота ручки трапеции — все на месте.
Бензобак. Пластиковая канистра объемом 10л, которых вполне достаточно для обычных полетов выходного дня. Крепится бак спец. кронштейном-хомутом и опирается на толстую резиновую подушку на балке. Крепится в общем просто, надежно и без люфтов. Еще понравилось, что на то же место может быть установлена канистра на 20л, что немаловажно для маршрутных полетов и перелетов. Такая опция для такого аппарата обязательно должна быть. Не понравилась реализация топливозаборника — металлическая трубка вставлена через отверстие в верхней части бака. Выведен ненужный в этом случае прямой и короткий сапун. Подобные решения я встречал не раз, но мне оно не нравится. При эксплуатации все это будет замечательно работать, но в случае аварии бензин через это отверстие для трубки будет вытекать наружу. При определенном положении на пилота. Это тоже вариант безопасности и в варианте стандарт или хотя бы как опция должен быть вариант с герметичнымм выходом трубки и сапуном-непроливайкой.
Пилон и узел фиксатора. Про пилон сказать особо нечего. Узел подцепа, страховочная стропа. На пилоне крепится съемный ролик для ручного стартера. Хочу отметить стопор пилона, который позволяет гораздо проще устанавливать крыло. Поднял до щелчка, а дальше спокойно можно устанавливать подкос, фиксировать пилон болтом и т. д. Такой фишки нет даже на АнТ! И это реально удобно. Если придираться, то было бы вообще идеально, если бы после подъема пилона и установки его на фиксатор не надо было бы «ловить» отверстия. Ловится несложно, но если бы отверстия сразу совпадали было бы идеально.
Приборка. Приборка состоит из прибора контроля двигателя и тумблера выключения двигателя. Температуру двигателя показывает, обороты показывает и моточасы считает, в т.ч. насколько я помню обратно для регламента. Это достаточный и действительно необходимый минимум. Сейчас меня закидают сцаными тапками, но я уже давно твердо ужежден , что все эти Усы. Вариаометры и прочие высотомеры с авиагоризонтами на дельталетах нафиг не нужны. Их заменяют глаза и усилия на ручке. В целом приборка свою функцию выполняет, но для того, чтобы увидеть цифры надо податься к прибору, то есть откинуться от спинки. Для лучшей видимости показаний на мой взгляд надо либо изменить угол крепежной пластины либо само место расположения прибора.
Основное шасси. Несмотря на относительно большой размер колес шасси складывающееся. Складывание в полете на крейсерских скоростях 55-60 особо и не надо, но для хранения и транспортировки никак не лишняя возможность. Понравился механизм натяжения тросов шасси. Сделан по принципу «лягушки» на крыльях. Рычажком трос натягивается, после чего сам рычажок фиксируется. Что еще понравилось - при складывании колес тележка не стремится завалиться набок — он также стоит на задних колесах и достаточно устойчиво. Увы, для своего «Смурфа» мне пришлось для скадывания шасси создавать специальный кронштейн-домкрат. АнТ насколько я помню при сложенных шасси тоже вертикально стоять не хочет. Мелочь, но это действительно упрощает жизнь на земле. Ступицы всех колес собственного производства на подшипниках Конструктивно выглядят деталями с хорошим запасом прочности. Есть ощущение, что при грубой посадке сломается что угодно, только не это 🙂.