В учебниках по аэродинамике написано, что подъемная сила у крыла появляется при определенной скорости. Без скорости самое совершенное крыло полетит с грацией забора, то есть будет просто падать. Чтобы конкретнее ответить, нужно знать о чем именно идет речь.Но ведь есть аппараты, которые категорически отказываются входить в штопор, и при срыве "парашютируют" до набора скорости, после чего спокойно продолжают горизонтальный полёт.
На YouTube есть канал Игоря Волкова, известного планериста, называется "Мечта летать". В одном из видео он специально пытается сорвать планер в штопор и комментирует свои действия, но аппарат имеет сильно переднюю центровку (два пилота в кабине), и максимум, что удаётся сделать, это пару витков крутой спирали. Ни педалями, ни элеронами, ни срывом, никак не штопорит. Задирает нос, ручку на себя, правую педаль в пол, ждёт тряски (симптом начала срыва), но потом пикирование с набором скорости и выход.
В этом видел демонстрировал, что мой заводской дельтаплан при упоре ручки трапеции в пилон продолжает себе лететь и не кувыркается - центральная часть уже не несёт, но зато консоли в рабочем положении. Кувырок произойдет только тогда, когда срыв произойдет на консолях и крыло полностью потеряет свою несущую способность, то есть превратиться в кусок забора. Повторюсь, в нормальных условиях на исправном, заводском аппарат, при адекватном пилотировании риск получить кувырок ровно ноль!
Скиньте видео, гляну и прокомментирую точнее, но могу уверенно заявить "Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку». При огромном налёте Волкова можно дофига и еще больше, а вот его ученику, например, не сильно повезло в казалось бы безобидных обстоятельствах... Поэтому еще раз скажу: уровень аппарата должен соответствовать уровню пилота, как и погодные условия, что для опытного пилота - хорошо, для начинающего может оказаться смертельно опасно.
В паре витков спирали на планере при потере скорости можно легко разменять пару сотен метров высоты, что при работу у склона чревато столкновением со склоном и фатальными последствиями. Поэтому я бы не стал утверждать, что аппарат Волкова не срывается в штопор.
С Волковым знаком личнго еще по парапланерной теме, с кубка Домбая в 1996 году. Спорим с ним иногда 😎