Как подобрать болт ?

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Хочу отказаться от ОСТовского крепежа, но не хочу переходить на дюймовый.

Начал копать тему, и не могу понять, как европейские самолеты летают.

используют DIN 912 болты с диаметром 9,78-10,00мм и отверстие в ШС10 соответственно 10мм с плюсом

Болтаются короче. как так ?
И как быть ?

Для управления тот же 912DIN

http://www.vrl.cz/files/download/Kloubova_kluzna_loziska-2010.pdf

http://www.rusbolt.ru/din/DIN-912-perevod.pdf

https://cloud.mail.ru/public/K5ci/jkBaDKgCz
 

Вложения

  • TL-3000.JPG
    TL-3000.JPG
    63,4 КБ · Просмотры: 235
  • TL-30001.JPG
    TL-30001.JPG
    50,6 КБ · Просмотры: 232
С ОСТовским крепежом всё понятно.

Вот такую бы табличку для DIN крепежа
 

Вложения

  • bolty_001.JPG
    bolty_001.JPG
    44,7 КБ · Просмотры: 234
  • bolty_2_001.JPG
    bolty_2_001.JPG
    133,2 КБ · Просмотры: 249
ШС тем и хорош что позволяет затянуть внутреннюю обойму и исключить люфт.
Ну однако болт 9,78 для серьезных соединений не годится.
Мы применяем ширпотребные болты но уже были случаи когда ездил по нескольким базам со штангелем что бы найти болты с минимальным обнижением от номинала
 
ШС тем и хорош что позволяет затянуть внутреннюю обойму и исключить люфт.
Ну однако болт 9,78 для серьезных соединений не годится.
Мы применяем ширпотребные болты но уже были случаи когда ездил по нескольким базам со штангелем что бы найти болты с минимальным обнижением от номинала

Поджав болт, он получается будет работать только за счет трения на небольшоё площади, и затяжка калиброванная должна быть моментом...

т.е. при силе трения в 0,7 метал по металу болт М6 на растяжение держит 1500кг, то за счет трения будет держать 1050кг в принципе нормально...

Но мы же до одурения тянуть не будем, пускай до 30кг/мм затянем при площади сечения  в 28,3мм (для М6) будет 849кг сила затяжки и умножаем на 0,7 будет 849*0,7=594кг. Нормально, но не по авиационному это как то.
 

Вложения

  • _____1_014.JPG
    _____1_014.JPG
    47,8 КБ · Просмотры: 226
Хочу отказаться от ОСТовского крепежа
Зачем?Разве мало его в разделе "Торговля"?
используют DIN 912 болты с диаметром 9,78-10,00мм
Понаберут на флот из деревень! (с) Дык, выходит они настоящих болтов в жизни не видели! ;D
 
@ леха (magnum)

DIN912 - болты с внутренним шестигранником. На верхней картинке -наружный шестигранник.
Мы в Германии для сверхлегких вертолетов в управлении применяем только чертежные болты с нужной посадкой (для ШС- k6). А  DIN он как ГОСТ, по ГОСТу же нет точных болтов.
 
т.е. при силе трения в 0,7 метал по металу
эээ- нет такого коэфициента трения- 0,7. 0,7 это уже клей. Максимум что я встречал- для сильно затянутых соединений для сборных стальных конструкций применяется до 0,35.

Так что я не уверен что эта моя идея в реальности имеет место быть. Тем не менее всякие аэропракты с ШСами в узлах не имеют люфтов даже при больших налетах. Видимо сам ШС спасает от кривых нагрузок и позволяет стыку болт/отверстие работать всей плоскостью.
 
Мы в Германии для сверхлегких вертолетов в управлении применяем только чертежные болты

Robinson да и другие вертомонстры как-то умудряются обходиться стандартными болтами. И у них вполне прилично получается 🙂 А у вас получается, резьба на болтах не накатанная, а нарезанная, которая ресурсную прочность имеет на порядок меньше?  :🙂
 
получается, резьба на болтах не накатанная, а нарезанная, которая ресурсную прочность имеет на порядок меньше? 
В управлении (ухо-вилка)работает на срез гладкая часть болта, резьба не влияет на ресурс, это же не растяжение болта. Да и запасы в сверхлегкой авиации  очень большие, нагрузки то мизерные. Для серии можно  и накатку резьбы.
И вообще, стоимость болтов в сравнении со всей стоимостью изделия-мизер, что тут экономить-то на стандартных?
  А вот если болт даже с мизерным зазором в ШС стоит, разбивается очень быстро при вертолетных знакопеременных нагрузках при 10 колебаний /сек.
У самолетчиков проще, нагрузки в одном направлении обычно.
 
Мы в Германии для сверхлегких вертолетов в управлении применяем только чертежные болты

Robinson да и другие вертомонстры как-то умудряются обходиться стандартными болтами. И у них вполне прилично получается 🙂 А у вас получается, резьба на болтах не накатанная, а нарезанная, которая ресурсную прочность имеет на порядок меньше?  :🙂

Когда на срез работает болт, его тянуть не надо как раз. И там, хоть валик ставь без резьбы шайбу и шплинт..

А на Робинсона как раз американевой крепеж, ещё с ним не разбирался.
 
если болт даже с мизерным зазором в ШС стоит, разбивается очень быстро

Я не конструктор, но мне всегда думалось, что ШС, тем более в управлении, не имеет права стоять на болте, не будучи обжатым с торцов. А в этом случае мизерный зазор с болтом роли не играет.

американевой крепеж, ещё с ним не разбирался.

У амерского крепежа есть несколько несомненных плюсов: они доступны в любых нужных типоразмерах, они имеют более правильную геометрию с точки зрения культуры веса и они обычно обходятся дешевле метрических (конечно, при прочих равных условиях).
 
Robinson да и другие вертомонстры как-то умудряются обходиться стандартными болтами.

Кстати о Робинсоне -посмотрел каталог, на управлении в ШС стоят спецболты  NAS6604 разной длины (по стандарту NASA), видимо какой то аналог наших ОСТов, и никаких там стандартных  ISO или DIN нет.
 
Вроде как учили, если ШС заклинит, должно всё работать за счёт трения болта по отверстию в яблоке  ШСа. И тут затяжка может сиграть злую шутку...
 
Вроде как учили, если ШС заклинит, должно всё работать за счёт трения болта по отверстию в яблоке  ШСа. И тут затяжка может сиграть злую шутку...

Современные металлофторопластовые ШС-ы не клинит, только разбивает слой фторопласта или болт и появляется люфт. А если сферу заклинит, незатяжка болта  не спасет, он же не в одной плоскости как шарикоподшиник проворачивается.
В свое время на Птенец-2 в ШС-6 на элеронах ставили "стандартные" с небольшим зазором болты с шайбой и булавкой, без гайки. Через уже 100 часов полетов люфт был до  0.3мм.  Поэтому обязательно - болт в ШС без зазора  и затяжка гайкой.
 
Кстати о Робинсоне -посмотрел каталог, на управлении в ШС стоят спецболты  NAS6604 (по стандарту NASA)

Точнее будет обозвать их NAS66, т.к. 04 обозначает диаметр болта 4/16 дюйма. Они ни разу не спец, стОят 0.5...2 доллара в зависимости от размера. Зато оч культурные в смысле веса и качества.

NASA тут не очень при делах, NAS означает National Aerospace Standard - ихий ГОСТ для железок аэрокосмической отрасли.
 
Как раз и есть ихний ОСТ (отраслевой стандарт)!

Ну, просто, если быть точным, NASA не имеет отношения к разработке, внедрению и поддержке этих стандартов. Для этого у них есть AIA - Aerospace Industries Association. Ей, кстати, в след. году сто лет исполнится.
 
@ леха (magnum)

Подведем итог. В ШС в России ставят точные болты по ОСТ, в США по стандартам NAS, (все для аэрокосмической промышленности),в других странах видимо тоже свое есть. И никаких болтов по ГОСТу, DIN912, и ISO серьезные авиафирмы не используют.
 
И никаких болтов по ГОСТу, DIN, и ISO серьезные авиафирмы не используют.

Да что ж вы их так сурово. DIN - не ругательное слово, так же, как и ГОСТ.
Стандарты европейского (метрического) крепежа для аэрокосмической отрасли как раз этими DIN и определяются, начиная с DIN LN 9163-2

Для мелкой авиатехники теми же немецкими нормами под флагом DULV вроде бы нигде не возбраняется обычный крепеж использовать, лишь бы по расчетам проходил и тесты выдерживал. Сдается мне, ни в одном европейском мелколете в ШС не тычут шлифованные призонные болты - смысла нет. Да и дорого.
 
Назад
Вверх