Откуда? Почему? За что?!Какие еще признаки существуют?
Нужно учитывать контрастность подстилающей. Что под этим имеею ввиду? Например границы вода-суша. Ледяная вода + прогретая земля дают колбасню в воздухе. Причем иногда даже под облачностью, когда она не полностью поглощает или уже прогрелось до облачности.
Именно поэтому весной термическая болтанка бывает особенно жесткой - солнце печет нехило, трава ещё бурая прошлогодняя даёт прогрев, а вода в озерках, речушках, болотинках ещё леденющая.
Потом глядишь травка повылезла, зазеленело да и водичка чуть подогрелась и существенно поспокойнее стало даже в самое пекло.
Вообще, если подстилающая неконтрастная, то и при существенном прогреве болтанки нет. Пример - над обширной водной поверхностью.
Возможно скажу крамольную мысль, но на мой взгляд дельта с приличным крылом не менее устойчива к болтанке, чем самолёт. Психологически это существенно менее комфортно, т.к. кажется, что тебя перевернёт.
😱 Не перевернёт. :exclamation Подержит в крене и в конце концов отпустит.
Да и физически усилия на ручке трапеции и усилия на штурвале несравнимы.
Начинающий пилот попадая в болтанку обычно изматывает себя сам (если крыло адекватное). Он старается всё держать под контролем и парировать неимоверными усилиями малейшие отклонения по курсу изматывая себя и раздёргивая аппарат.
И чтобы прийти к состоянию - "ручка болтается, а и хрен с ней пусть себе болтается" к болтанке просто нужно себя планомерно и спокойно приучать постепенно усложняя условия.
Тогда в конце концов придёшь к тому, что в болтанку парировать нужно только очень сильные пинки, а в остальном просто чуть "подуспокаиваешь" крылышко изображая из рук слабенький амортизатор, не напрягаясь излишне и всё.
Мало того, от болтанки даже можно ловить определённый кайф, когда то что тебя шатает и бросает уже перестаёт напрягать, а термики начинаешь использовать, чтобы где-то поднабрать высоты, где-то разогнаться.
Да и вниз ведь тоже ниже экрана не просадит, даже если "лифты" по 200 и более метров.
Правда подчеркиваю всё это справедливо только для адекватного крыла.
Самая серьёзная болтанка ветровая, обусловленная сдвигами ветра, завихрениями. Тут уж бывает конечно приходится "махать веслом", однако тоже можно научиться отдыхать в перерывах между пинками.
В общем на мой взгляд проще постепенно усложняя условия научиться, чем всю жизнь бояться.