Мысль слетать в Россию, давно уже бродила у меня в мозгу. Меня больше привлекал не романтизм такого путешествия, а практицизм. Хотелось поучаствовать в соревнованиях по самолетному спорту на своем самолете. А Россия несомненный лидер в этом вопросе.
На нашем форуме неоднократно затрагивалась тема перелета Украина-Россия или Россия-Украина, были неодиночные попытки это сделать, и со стороны России и из Украины, и даже кто-то якобы летал, но когда мы просили автора рассказать как это сделать, ответа не было. Достаточно подробно попытку пересечь границу Украина-Россия описал Гена Хазан год назад, пытаясь попасть на СЛА-2009. А потом (или до этого?)Саша Михайлов про попытку Россия-Украина. Эти рассуждения даже выливались в конкретные тезисы. Мне запомнились и грамотные подсказки, комментарии 502-го, и слова Janа, что он готов совершить такой перелет, и знает кому и сколько дать денег, чтобы это разрешили, но считает это неспортивным. И теперь, когда я уже слетал, у меня осталась куча вопросов. Я выделю их в тексте и буду благодарен за дельные комментарии и объяснения. По ходу этого путешествия вопросы возникли. Я не заплатил ничего "неофициально" для их решения, но теперь и я могу указать 28 причин для отказа со стороны чиновников. Почему-то не отказали. Почему? Не знаю. Так звезды стали. Считаю, что на данный момент не существует полностью законного способа этого сделать. Этот путь напоминает мне коридор со множеством дверей и возле каждой стоит страж, который у тебя что-то проверяет. Один, что топливо куплено с чеком на заправке, другой пилотское и т.д. Каждый из них может зарубить твой полет, но почему-то этого не сделал. Все, начиная от департамента в Киеве и заканчивая таможенниками были доброжелательны и помогали в решении возникающих вопросов.
Меня не покидало ощущение, что никто досконально не знает процедуру этого мероприятия. Такое же ощущение было у меня в марте, когда я попал Министерство Транспорта Украины, и попутно стал решать и этот вопрос. Меня направляли из кабинета в кабинет и в конце концов попал в центральную диспетчерскую службу, отдел международных полетов. Там меня выслушали, и дали телефон фирмы, которая занимается обеспечением международных полетов. Контора называется АЭРОТЕХ. Я им позвонил, они неожиданно ответили, что нет проблем, давайте маршрут, назвав за свои услуги понятную для меня сумму, до 100 у.е. 26 апреля я им отослал маршрут, и уже буквально 27-го мне позвонили и опять неожиданно сообщили, что Россия не возражает и аэропорт Белгород тоже. Стратегия была выбрана следующая: Из пригорода Харькова, с аэродрома "Коротич" перелететь в международный аэропорт "Харьков-основа" пройти таможенный и пограничный контроль. Далее лететь по эшелону, а не "ниже нижнего", чтобы не получать разрешение российского генштаба на которое нужно около месяца и не понятно дадут или нет. Это то, на чем споткнулся Хазан в прошлом году. Дальше Белгорода не лететь. Дальше эшелоны высокие, для поршневого самолета недоступны, а для полета по МВЛам по правилам нужен лидировщик - это могло быть поводом для отказа с российской стороны. Прилетев в Белгород, пройти таможню и пограничников со стороны России, и не заправляясь в Белгороде, чтобы не возникло проблем с аэродромными службами (автомобильного бензина то у них конечно нет) улететь обратно. Точка пересечения границы в сторону России НАЛЕГ на эшелоне 2100м, обратно КУБОК на эшелоне 2400м.
Мне несколько неудобно было подробно расспрашивать АЭРОТЕХ, что именно они сделали, но с их слов они просто подали заявку в Росавиацию и аэропорт Белгород. Из Росавиации пришло некое разрешение. Такая заявка должна подаваться за три дня. Выглядит такая заявка весьма лаконично:
FROM :ATS/PLANNING AND PROVIDING CENTRE
SITA:IEVCPXH AFTN:UKKKCPFX E-MAIL:AEROTECH(AT)UKR.NET
FAX:++38-044-236-9919 TEL:++38-044-237-2790, 238-0322
.
SUBJ 😛ERMITS UUOB 30 APR 2010
.
TYPE YAK-52 REG UR-VIRA
SKED:UTC
URVIRA 30APR ETD/UKHH-0700 ETA/UUOB-0730
ROUTE: KHR A97 NALEG A97 BELIB
URVIRA 30APR ETD/UUOB-1000 ETA/UKHH-1040
ROUTE: BELIB R371 KUBOK A279 KHR
.
UKRAINE - CKP/28-196
RUSSIA - FAS 204/268-10
.
MNY TKS AND BRGDS/AEROTECH OPS
Сообщу исходные данные: самолет с юридической точки зрения даже не ЯК-52, а аналог ЯК-52. Т.е. самая, что ни есть АОН. Типа российских "Вжик", "Снегирь" и т.п. На деле, самый настоящий ЯК-52. Соответственно, ответчика нет. АРК есть, и вроде как можно заходить по приводам, но в СЛГ написано "...для полетов по ПВП", да и в свидетельстве пилота PPL у меня написано, "только визуальные полеты".
Начали решать вопросы со стороны Украины. Первое, что выяснилось, международный аэропорт "Харьков-основа" МОЖЕТ ЗАПРОСТО ОТКАЗАТЬ В ПРИЛЕТЕ, ПОСКОЛЬКУ НА БОРТУ НЕТ ОТВЕТЧИКА. Нужно написать письмо в Аэронавигацию с просьбой разрешить такой полет. Со слов диспетчеров, Аэронавигация звонит в аэропорт и спрашивает Примете? - Примем. - Ну ладно, тогда лети! могли и не разрешить.
Следующий вопрос стал звонок из министерства транспорта Украины из центральной диспетчерской службы (ЦДС). СПРАШИВАЛИ ПРО ДОПУСК К МЕЖДУНАРОДНЫМ ПОЛЕТАМ. У меня его нет, и вообще я не знаю, что это такое и как его получить, и можно ли вообще имея обычное PPL, а главное я не уверен, что он мне нужен. Мне сказали, но если отдел в министерстве, который занимается АОН как-то подтвердит, что они во мне уверены как в пилоте, то ЦДУ возражать не будет. Отдел АОН подписал на счет меня некую бумагу (а могли и не подписывать, оно им надо?) И со стороны Украины зажегся зеленый свет.
За день до полета, я поехал в аэропорт Харьков, чтобы познакомиться со всеми службами, чтобы на завтра не было вопросов.
Вопросы возникли тут же. Надо оговориться, что все службы аэропорта, относятся к тебе как самому настоящему большому самолету. И процедуры совершенно одинаковые. У этих служб совершенно понятная и накатанная дорога, что касается пассажирских рейсов, грузовых, чартерных, но больших самолетов. Что делать со мной с ходу никто не знал. начинались выяснения, звонки в Киев, звонок другу и т.п. Я провел в аэропорту весь день. С 9-00 до 16-30.
Первые к кому зашел - служба УВД - (Украэрорух). Долго искали ответ как меня принять и выпустить. ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО АЭРОДРОМ ХАРЬКОВ НЕ МОЖЕТ МЕНЯ ПРИНЯТЬ С ЭШЕЛОНА ПО ПРАВИЛАМ ПВП, ТОЛЬКО ППП. По ППП я в свою очередь не мог. вот если бы я заходил в аэропорт из неконтролированного пространства, тогда можно по ПВП, а с эшелона нельзя. ДЛЯ МЕНЯ ВООБЩЕ ОСТАЕТСЯ НЕ ЯСНЫМ КАК ПУСТИЛИ НА ЭШЕЛОН БЕЗ ОТВЕТЧИКА. Тут же выяснилось, ЧТО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ ЛЕТАТЬ НА ЭШЕЛОНАХ ПО ПВП.
(напомню, выделяю специально - хочу комментариев с российской стороны).
Придумали вариант: из аэропорта вылететь в неконтролированное пространство, а уже из него подняться на эшелон, но, забегая вперед, скажу, что на следующий день была другая смена диспетчеров, и вопроса вообше не возникло. Дисп сам спросил: "будете заходить визуально?" - "да, визуально" - "заходите"
Проговорили с диспетчерами все возможные заходы и выходы. Существовало 8 вариантов. Все 8 я занес в GPS.
Затем я пошел центральную диспетчерскую аэропорта (ЦДА). Тут все было относительно просто. Посчитали сколько денег за прилет-улет, ТО (в виде сигнальщика показывающего флажками куда парковаться, машина «следуй за мной». Получилось 65 долларов.
Потом пошел к таможенникам. Тут долго разбирались. Показал им все документы на самолет. Поднимали всякие документы. Остановились на том, что я должен написать обязательство ввезти, т.е. влететь обратно на территорию Украины в определенный строк. Камнем преткновения стало топливо. Оказывается топливо находящееся в баках затаможивается, а если прилетел – растаможивается. Сделать это может только организация имеющая лицензию. Такая контора была – аэропорт. Но у них не было конечно автобензина. Долго советуясь сошлись на том, что поскольку «совокупного продукта» включая 120л бензина, у меня было меньше чем на 200 евро, то декларировать ничего не надо. Попросили, чтобы я обязательно взял чек на бензин с заправки и сертификат соответствия. Не понимаю, почему это интересовало таможню, а не службу безопасности. Выдали бланк Генеральной декларации, на завтра.
Пограничники, долго пытаясь понять в чем суть вопроса, сказали чтобы паспорт взял и все.
На следующий день я перелетел из аэродрома ДОСААФ «Коротич» на Харьков-основу. Вообщем ничего особенного, я не первый раз садился в аэропорту, но впервые в Харькове. Только футы в метры, дюймы в мм. Несколько задалбывало. Почему то работают по QNH, а не по давлению на аэродроме. Хотя по АТИСу дают давление аэродрома.
Первым делом пошел к РП. Выяснилось, что у России нет моего разрешения. Дисп успакаивал, что не переживай, это нормально. И действительно минут через 5 нашли. Потом выяснилось, что нет флайт-плана. Написали тут же, не отходя от кассы. Он быстро прошел. Все - можно лететь.
Звоню в АДП, за экипажем (!!!) присылают целую газель!
Совершенно обычно, как все пассажиры прохожу через рамку, вещи через рентген. Только что разуваться не заставили. Единственная привилегия – без очереди. Там борт улетал куда-то в Турцию. Сопровождающие меня таможенник и пограничник крикнули: «пропустите экипаж» и все вежливо расступились. Тетка на входе билеты проверяла: «ваш билет?» отвечаю выученный пароль: «член экипажа». «я билет у вас спрашиваю» я уже менее уверенно: «член экипажа». Хрен его знает, может у экипажа некие свои билеты? Напарница тетки засмеялась и провела меня дальше.
Подъехали к самолету. За 15 мин заполнили все необходимые документы. Собственно все, что интересовало таможенника это обязательство прилететь обратно и генеральная декларация. А пограничника только декларация.
Сел в самолет, запросил запуск, потом руление. Вообщем тут все понятно. Есть ньюансы большого аэропорта: куча частот, постоянно переключаешься, подход, радар, вышка. Язык заплетается. Тут тебе еще футы в метры надо переводить. Не забыть с кем ты в данный момент общаешься с вышкой или подход-радар, а может радар-подход. Перед глазами карта руления –