Композитный винт

Андрей Геннадиевич

Я люблю строить самолеты!
Я  Т-25ВМП заинтересовался. Правда не знаю как укладываться будет. Всё таки полотняное плетение. Пока написал им письмо. Завтра позвоню. За предложение спасибо.
В Судогде тоже есть Т25, но не ВМП. На разрыв 400 кг по основе против 450 у ВМП. Цена за метр смешная, порядка 80 рублей. Если ВМП стоит сильно дороже, то наверное особого смысла нет в ней. Или какие то еще есть преимущества?
     Я использую в упругих элементах. Стабильные характеристики : на разрыв 110 . . . 120 кг/кв.мм, на изгиб до 160 кг/кв.мм. Сжатием не интересовался. Т-25ВМП относится к кордным тканям как Т-25, основа в 10 раз прочнее и жёстче, чем уток. Ступинская винтовая фирма именно из Т-25ВМП и делает винты. Верннее те слои, которые работают на растяжение. Кстати модуль при изгибе примерно 14 000 . . . 16 000   кг/кв.мм. Укладывается и пропитывается очень хорошо. Цена за погонный метр в районе 450 рублей.
 

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
Отличная ткань. Буду пробовать.
Сейчас склеил мешок из листовой резины 0,5мм толщиной. Завтра высохнет, буду укладывать лопасть с ним.
Разделять буду тонким мусорным пакетом, иначе думаю залипнет.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Укладывается и пропитывается очень хорошо.
Только сыплется махом. Поэтому, при пропитке и нарезке приходится прибегать к ухищрениям вроде подложек с обеих сторон. Верхнюю снимаем уже после укладки на место. Хорошо себя показали в этом качестве газеты. :-[
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Только сыплется махом. 
Для укладки в матрицу лопасти используют пропитанную на столе ткань Т-25ВМП и обрезанную по шаблону в многослойном пакете. Поэтому ничего не сыпется. Вы видимо сухую режете, тогда да.
Цена 450 р/м конечно впечатляет, проще добавить слоев и сделать из ткани Т-25П-76 производства г. Новгород. Немного слабее, зато цена в несколько раз дешевле. И частникам рулоны отправляют.
       http://nzsv.ru/katalog/tkani-konstrukcionnye.html
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Никак нет! Режем пропитанную, по шаблонам. Но 1 слой в основном. Проблемы с уходом крайних нитей и отделением от основного полотна в основном исчезли после применения 2-х сторонней подложки с газетой(по совету Ш.Исмагилова).
 

Рябиков

Изобретаем решительно все!
Газета вообще в пластиковом винтостроении великая вещь. :) Когда резиновый мешок обматывали при выклейке газетой, он жил практически вечно. Фланец мешка отливали. Сам мешок клеили на деревянной оправке из трёх продольных частей. Средняя часть делалась клином и вынималась легко.
 

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
Для укладки в матрицу лопасти используют пропитанную на столе ткань Т-25ВМП и обрезанную по шаблону в многослойном пакете. Поэтому ничего не сыпется. Вы видимо сухую режете, тогда да.
Цена 450 р/м конечно впечатляет, проще добавить слоев и сделать из ткани Т-25П-76 производства г. Новгород. Немного слабее, зато цена в несколько раз дешевле. И частникам рулоны отправляют.
       http://nzsv.ru/katalog/tkani-konstrukcionnye.html
Нижегородцы ответили по цене. 530 р. м.п.  :eek:
 

mvs

Я люблю строить и летать!
Откуда
Самара
И так, технология изготовления лопастей винта от Аэропракта:
технология матричная;
матрицы - для серийного пр-ва лучше металлические, для себя и небольшой серии нормально и стеклопластиковые достаточной жесткости /толщина не менее 10 мм, а лучше 15-20 мм из стеклорогожи/, немного дешевле на полиэфирной смоле;
на верхней половинка матрицы в плоскости разъёма сделать дренажные канавки сечением 1,5х1,5 мм от поверхности лопасти до краёв матрицы, между отверстиями стяжных болтов;
нанести разделительный слой в обе половинки матрицы, обычно восковая мастика, или можно положить и скотч;
в верхнюю половинку матрицы змейкой по хорде винта уложить колбаски пенополиуретана из обычного строительного баллончика, после 2-3 минут сомкнуть матрицу и выдержать 0.5-1 час;
раскрыть матрицу и вынуть пенополиуретановую лопасть винта, /назовём её вкладыш/ и так их заготовить на всё количество лопастей предполагаемой программы;
доработка вкладыша - по задней кромке отрезать 3-4 мм по всему размаху, у комля лопасти срезать 3 мм по всему периметру сечения, вдоль комля сделать компенсирующие канавки длинной 150 мм радиусом 3 мм /4 шт./, сделать выборку по передней кромке под оковку лопасти, проколоть насквозь всю поверхность лопасти диаметром 1,5 - 2 мм с квадратом 20х20 мм;
подготовить оковку передней кромки /я обычно делал  из латуни 0,6 мм с припайкой сетки, можно и с нержавейки - это уже  кому как и кто что освоил и чем владеет/;
на этом подготовка закончена и далее формовка лопасти.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Нижегородцы ответили по цене. 530 р. м.п.
У них на сайте прайс от 2013г. - там  59 р/м, в то время мы так и брали. Из Андреевки Т-25ВМП тогда уже 300р/м стоила.Неужели сейчас кризис в -10 раз дороже?  :eek:Может ошиблись в запятой? Спросите цену у niksann на автожирной ветке "Самодельные весла из стеклопластика", он у них постоянно брал.
 

Вложения

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
доработка вкладыша - по задней кромке отрезать 3-4 мм по всему размаху, у комля лопасти срезать 3 мм по всему периметру сечения, вдоль комля сделать компенсирующие канавки длинной 150 мм радиусом 3 мм /4 шт./, сделать выборку по передней кромке под оковку лопасти,
Довольно трудоемкая и неточная операция. Может проще клеить сразу новую матрицу  для  вкладыша  по его эталону?
А самое интересное конечно  в деталях. Как уложить пакеты вокруг вкладыша, их сжать в прессформе, получить нужную пропрессовку  и не получить сдвига ткани и складок при смыкании прессформы. ;)
 

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
И так, технология изготовления лопастей винта от Аэропракта:
технология матричная;
матрицы - для серийного пр-ва лучше металлические, для себя и небольшой серии нормально и стеклопластиковые достаточной жесткости /толщина не менее 10 мм, а лучше 15-20 мм из стеклорогожи/, немного дешевле на полиэфирной смоле;
на верхней половинка матрицы в плоскости разъёма сделать дренажные канавки сечением 1,5х1,5 мм от поверхности лопасти до краёв матрицы, между отверстиями стяжных болтов;
нанести разделительный слой в обе половинки матрицы, обычно восковая мастика, или можно положить и скотч;
в верхнюю половинку матрицы змейкой по хорде винта уложить колбаски пенополиуретана из обычного строительного баллончика, после 2-3 минут сомкнуть матрицу и выдержать 0.5-1 час;
раскрыть матрицу и вынуть пенополиуретановую лопасть винта, /назовём её вкладыш/ и так их заготовить на всё количество лопастей предполагаемой программы;
доработка вкладыша - по задней кромке отрезать 3-4 мм по всему размаху, у комля лопасти срезать 3 мм по всему периметру сечения, вдоль комля сделать компенсирующие канавки длинной 150 мм радиусом 3 мм /4 шт./, сделать выборку по передней кромке под оковку лопасти, проколоть насквозь всю поверхность лопасти диаметром 1,5 - 2 мм с квадратом 20х20 мм;
подготовить оковку передней кромки /я обычно делал  из латуни 0,6 мм с припайкой сетки, можно и с нержавейки - это уже  кому как и кто что освоил и чем владеет/;
на этом подготовка закончена и далее формовка лопасти.
Тоже были такие мысли, только с изготовлением отдельной матрицы под болван, но сложности укладки ткани в комле останавливают.
Такой способ формовки хочу применить для парапланерных винтов, как у фирмы Helix. Там ступичная часть плоская. Правда у ни применяется какой то ячеистый заполнитель, но думаю, то пена будет хорошим аналогом. Сейчас как раз прорисовываю матрицы.
 

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
У них на сайте прайс от 2013г. - там  59 р/м, в то время мы так и брали. Из Андреевки Т-25ВМП тогда уже 300р/м стоила.Неужели сейчас кризис в -10 раз дороже?  Может ошиблись в запятой? Спросите цену у niksann на автожирной ветке "Самодельные весла из стеклопластика", он у них постоянно брал.
Уточнил еще раз. цена та же. это еще без НДС.
Пока заказал такую в Судогде по 82 рубля.
 

Вложения

mvs

Я люблю строить и летать!
Откуда
Самара
vert - да, Вы правы. Для серийного производства конечно лучше сделать и матрицу под вкладыш. Но это не меняет сути технологии, требования к вкладышу описаны.
Ну, теперь самое интересное - формовка лопасти:
применять стеклоткань сильно тонкую и сильно толстую не стоит, средняя с толщиной около 0,29 мм. Марки не называю т.к. со временем появляются новые;
сделать шаблоны раскроя для нижней и верхней поверхностей отдельно, лучше из металла;
укладка ткани под 45 градусов к оси лопасти и край ткани к концу лопасти тоже под 45, острый угол на переднюю кромку тупой на заднюю;
количество слоёв ткани на конце лопасти минимально и достаточно два /толщина после полимеризации 1 мм/, далее к комлю число слоёв увеличивается с равным шагом укорочения, таким образом чтобы в комле было 7-8 слоёв /толщина после пол. 4-5 мм/, минимальная длина комля 120-130 мм;
в нижнюю матрицу первых два слоя по одному шаблону, в плане на 30 мм больше с каждой стороны, далее уменьшение  припуска по 5 мм на каждую сторону на каждый слой;
в верхнюю матрицу первых два слоя по контуру кромок винта, далее уменьшение на 5 мм с каждой стороны;
до укладки ткани в нижнюю матрицу уложить оковку, желательно зафиксировать по краям клеем;
пропитку ткани делать прям в матрице по слоям средней кистью 25 мм /возможно применять препреговую пропитку/;
в нижнюю матрицу с уложенной и пропитанной тканью укладывается вкладыш и подворачиваются припуски на верхнюю поверхность профиля т.е. вкладыша и фиксируются обычной иголкой и ниткой зигзагом от раскрытия;
верхняя матрица с уложенной и пропитанной тканью смыкается с нижней и стягивается болтами, гайки крутить со всей дурью до полной выборки зазора;
лишняя смола выходит через дренажные канавки и служит контролем качества процесса;
полимеризацию проводить лучше в теплом месте, через сутки отпилить облой торца комля, сделать выборку в пенопласте на глубину 5 мм и заформовать стеклотканью;
после полимеризации раскрыть матрицу и получить лопасть винта.
При весе лопасти 700 г разбег в весах комплекта из трёх лопастей укладывается в 3 г. Окончательную балансеровку  проводить краской и лаком.
Желаю успехов!
Возникнут вопросы можно обращаться на mvs.ukr@mail.ru  :craZy
 

Танков

Я люблю строить
Откуда
Барнаул
Я тоже с десяток лет назад , в бытность моей работы на серьезном предприятии  "Алтайский завод прецизионных изделий " в  Эксперементальном участке нестандартного оборудования ( официально ) а по сути : производство мотодельтопланов ( фото ) Был озадачен Руководством отработать технологию .....
Были вскрыты : Киевские ,Луганские ,Казанские ..........лопасти с лонжеронами ,наполнителями и пустотелые .
В итоге так-же ( строительная пена ,предварительно ставленное давление из балончика ) Набиралось в шприц 20 мл. и ЭТА медоподобная субстанция вливалась на матрицу " червечком " Предварительно поверхность которой опрыскивалась  водой ( распылительем)
Далее практически то-же самое по шагам как и у предыдущего автора с некоторыми нюансами.

Матрицы были сделаны из фрезерованных металлических ящиков( стенка 1-1,5 см.) 3 типоразмера .   А наполнялись эпоксидкой с двуокисью циркония ( что придавала твердость соизмеримой с гранитом .
Изготовил партию 15-20 штук лопастей , действительно при строгой дозировке компонентов разброс в весе 3-5 грамм.
Изготовлены 2 кокиля для литья ступицы ( 2 типоразмера ) з-х лопастные . Отлито и обработана первая партия ступиц (15-20шт)
Далее требовалась отработка укладки и подбор количества слоев ........испытания ......но тут вмешалось командование и я был "переброшен " на изготовление болвана , матрицы фюзеляжа вертолета 3-х местного  :eek:.....затем все рухнуло по причине трудностей завода и прекращении финансирования .........Я ушел на "вольные хлеба "  ведущий конструктор погиб ( на самолете ) все работы заморожены  :'(
Паралельно изготавливали лопасти из сосны в стеклопластиковой обклейке .....и летали на них http://forum.katera.ru/index.php?/topic/32670-aeroglisser-aerosani-aerotcikl/?p=1012347

Сейчас все ЭТО добро лежит и дожидается когда его выкинут за ненадобностью  :(Мне иногда кое что достается от туда ( не всегда за даром ) Из этих элементов сделал вот такой аэроглиссер  :craZy( все матрицы есть ) https://youtu.be/PONDveivyCw
 

Вложения

Танков

Я люблю строить
Откуда
Барнаул
Кстати ,пена строительная  в балончиках гидроскопична по своей химической природе . Она может с течением времени продолжать сосать влагу .......( предположение ) Сейчас имею двухкомпонентную полиуретановую композицию .Которая самодостаточно полимеризуется в замкнутом обьеме ( причем 2-3 минуты ) Вот она не будет "сосать " влагу . https://youtu.be/gQSUi_L-QTs
По анологичному алгоритму и последовательности делаю элементы для своих аэроглиссеров ( киль ,стабилизатор )
Использую  полученный ТАМ опыт  ваакумного формования ;) сендвича в негативную матрицу.......
 

Вложения

mike_hv

Я люблю строить самолеты!
Очень интересно. Спасибо, что делитесь своим опытом. А то производство лопастей не очень освещено на форуме.
Тоже использую двухкомпонентный полиуретан. Встаёт конечно не за две минуты. Более того, заливать лопасти приходится в прессформе, иначе их немного раздувает. Весь процесс полного отвержения занимает порядка 30 минут, несмотря на заверения производителя.
 

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
@Танков
Игорь, а комлевая металлическая вставка лопасти - цельноточеная или из двух половинок? Т.е. заделка ткани снаружи ее или внутри?

фиксируются обычной иголкой и ниткой зигзагом от раскрытия;
Мы использовали  мебельный степлер для пристрела мокрой ткани к пенопластовому вкладышу.(Впервые я увидел такие скрепки на разрезе французкой лопасти Аэропласт в 90-е годы) 
Пакеты располагали передний и задний см. рис. Тогда по центру формировался лонжерон с двойной толщиной пакета.
Один из компонентов( более светлый)  двухкомпонентного пенополиуретана для вкладыша необходимо перемешивать перед работой, иначе он отстаивается и готовый пенопласт через несколько дней дает сильную усадку.
Тоже поддерживаю обмен опытом. Чем больше будет производителей качественных лопастей в России, тем лучше потребителям.
 

Вложения

Танков

Я люблю строить
Откуда
Барнаул
Заделка и внутри с расклиниванием и с наружи .( "карандашом " из дерева , в продольные разрезы комлевой части по типу разжимной цанги )
Стаканы делали точеные ( тогда могли себе это позволить )
Один такой винт трехлопастной , у меня , пользую его как тестовый для моторов .ф 1,75 м. для 30-50 л.с.
 

Вложения

vert

Я строю вертолеты!
Откуда
Южный Урал
Заделка и внутри с расклиниванием и с наружи .( "карандашом " из дерева , в продольные разрезы комлевой части по типу разжимной цанги )Стаканы делали точеные ( тогда могли себе это позволить ) 
Спасибо за информацию. В свое время распилили  комель французской лопасти Аэропракт, там была такая заделка.
 

Вложения

Вверх