berkut33 писал(а) Вчера :: 22:01:50:
Кроме того аппарат (ТЕЛЕГУ ИЛИ ВЕСЬ ДЕЛЬТАЛЁТ??) развернуло вправо сразу после отрыва и он туда уходил, а я только всеми силами парировал, усиливающийся после взлета крен (В КАКУЮ СТОРОНУ КРЕН??), стараясь удержать аппарат по курсу и не допустить значительного крена.
Владимир, такое явление, как ПК, стало более, менее пониматься вот, совсем недавно. Понятно, когда я с этим явлением столкнулся, это произошло впервые за многие годы полетов. Эффект был неожиданным. Но в момент после отрыва, об этом обо всем, что мы теперь знаем, мне было ничего не известно. И, оставалось одно, выжить и девчонку не убить. Поэтому все мои действия были основаны на прежнем уровне подготовки и крепких навыках.
Действовал я в той ситуации, чисто по ощущениям, то что с аппаратом происходило, в противовес его поведению, я старался привести в состояние какое мне нужно на конкретном этапе.
1. Сразу после отрыва аппарат круто развернуло вправо. На части, крыло -телега, на тот момент, я не разделял, да и некогда было.
2. В момент разворота, примерно 30-45 гр. (в реалии не вспомнить), одновременно крыло стало кренится влево. Я это понял по РУ (по нагрузкам), которая пошла вправо (ходу ей я никакого не дал). Только почувствовал, что РУ стремиться уйти вправо, а я ее усилия парирую и создаю в противовес нагрузку на РУ влево.
3. Усилия быстро растут, соответственно с ростом их темпа, я сразу отрабатываю.
4. Разворачивающий момент компенсировался, когда перехватив РУ (фальшь-ручка) руками, почти до конца перекладины (практически на вытянутые руки, чтобы создать доп. плечо)), еще более увеличил усилие на РУ в сторону, противоположную мощной тенденции крена.
5. Тогда, я, РУ чуть ослабил, аппарат (было не до того, чтобы заметить возможное рассогласование телеги с крылом, о котором я тогда даже и не задумывался) стал понемногу увеличивать крен влево и постепенно нос аппарата доворачивать влево на курс взлета.
6. Я, понял, что нашел золотую середину.
7. Долго рассказываю, а счет был на секунды. Но, хочу рассказать по порядку (не сумбурно).
8. Со всеми этими манипуляциями я шел теперь прямо в наборе Н, конечно, теперь значительно правее намеченного курса, руки отваливались, но уверенность что выберусь не покидала. Если быть точным,не помню где была РУ, помню мои руки были на перекладине напротив головы (чуть ниже) оператора и из последних сил тянули РУ влево, несколько, ее поджимая(боялся потерять скорость в создавшемся режиме.
9. Впереди был высокий декорационный снежный бруствер. Я чувствовал, что пройду его, хоть и на пределе, запас скорости некоторый был.
10. Перед бруствером чуть отпустил РУ от себя и проскочил бруствер, который прошел несколько под углом гр.60 между бруствером и ЛП.
11. Силы быстро таяли, но РУ отпустить нельзя, аппарат сразу завалится влево. Понятно было, что надо разворачиваться на 180 гр. влево и садиться под ветер. На нормальный заход против ветра просто не хватит физических сил.
12. Немного сбросил обороты (высота мала).На высоте 25-30 м начал разворот влево понемногу отпуская РУ и добавляя обороты (аппарат самостоятельно входил в крен). Крен, примерно, надо было где-то двадцать, чтобы выйти на обратный посадочный курс. Вышел практически точно. На развороте встречный ветер на взлете (а, теперь боковой, а потом попутный) даже помог быстрее развернуться, поддувая под внешнее полукрыло. Про руки не говорю, до сих пор удивляюсь, откуда брались силы. Все это делалось в полном напряжении физических сил.
13. Оператора, звали Аня. У нас было СПУ. Но, она молчала. Помню что-то буркнул, поймав ее встревоженный взгляд: "Спокойно, Анечка, все в порядке".
14. Под нами в момент разворота была самая широкая часть полосы, хорошо утрамбованная и сужающаяся ближе к съемочной площадке на взгорке, за которой в мерах 15 сразу стояли бревенчатые бутафорные сельские домики Мосфильма.
На посадочной прямой пришлось прибрать обороты до 3000, попутный ветер 5-6 м/сек. Угол планирования пришлось сильнее увеличить. Усилия уменьшились, на взгляд, почти на треть . Как только приземлился, выключил двигатель. Взгорок перед площадкой здорово помог, уклон от озера до берега метров 8. Выскочили на взгорок, там мои помощники прямо перед домом и поймали. Руки еле разогнул, так вцепился в перекладину, и они потом долго отходили. Занемели.
berkut33 писал(а) Вчера :: 15:13:40:
Когда на съемках фильма мне установили на специальных кронштейнах кино аппаратуру с правого бока (это диван), аппарат (ТЕЛЕГУ ИЛИ ВЕСЬ ДЕЛЬТАЛЁТ??) после отрыва круто отвернуло вправо. И, одновременно появился кренящий мощный момент влево. [/quote
Выше описано. Именно так.
И ещё ... После взлёта Вы сильно взяли фальш-ручку на себя и держали ли её по середине или ближе к своей левой стороне? Это очень важно вспомните, пожалуйста, по точнее!
Мне, кажется, левый кренчик был, и более длинная часть фальш-ручки была справа. Во всяком случае руки были справ, практически весь полет. Вначале аппарат развернуло. Потом удержал РУ от крена влево. Потом чуть усилил нажатие на РУ до компенсации разворачивающего момента вправо.
Примерно, как при заходе с боковым ветром на самолете. Управление одновременно и элеронами по крену и отворотом РН в противоположном направлении. Роль РН сыграла камера, на кронштейнах (словно, аэродинамический щиток), а крен самообразовался, за счет скольжения и возможно новых веяний ПК, т.е. некоторое смещение задней части килевой влево, увеличило купольность на левом полукрыле (эффект элеронов).