Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

Сегодня снова летал на отработку упражнений. С утра был туман, рассеялся после 11:00, скорее поднялся до 300-400 м, появились просветы, высокая влажность, температура около 10[ch186]. Передо мной летал парень, получивший лицензию 2 года назад. Аппарата пока не купил, летает урывками по минимому, чтобы иметь налёт для продления лицензии. У него был перерыв почти год, не смотря на это вылетел сам, без инструктора, первый проход над полосой и первая посадка были несколько неуверенны, потом "разлетался", что внушает надежду, что навыки не пропадают.

Урок 42.
Ничего особо нового в плане пилотирования. В воздухе несколько 3-х осных аппаратов отрабатывают взлёт/посадки, становлюсь с ними на круг. недостаток скорости компенсирую меньшим размером круга.
Всё бы ничего, даже смог сделать пару спиралей так, чтобы ни с кем не пересечься и посадить аппарат, но тут в нашу "карусель" вмешались планеристы. Взлетают и задятся они в противоположных направлениях, к тому же их тягач тоже летит сбрасывать трос против основного направления полётов... В этот раз я взял с собой новый смартфон с авиационным софтом. В полёте проверял запись трека по данным ГПС и работу вариометра. Вариометр работает по показаниям встроенного в телефон датчика давления. Не знаю, в чём была проблема, в неопреновом чехле, пропускающем воздух с задержкой, или в самом софте, но вариометр показывал вертикальную скорость с околоминутным опозданием. Успевал сесть, разогнаться и начать взлёт, а он всё ещё показывал снижение, иду ровно по участку "ветер в спину", а он показывает набор высоты... А вот ГПС порадовал - записал трек всего полёта, который и показываю на фото - видны все манёвры - круги, спирали, отворот от идущего на посадку планера с ожиданием в начале "базы" и ещё один отворот в финале перед последней посадкой от сбросившего трос буксировщика. Трек неправильный по высоте, но в плоскости вполне достоверен. Видно выруливание на старт и заруливание к ангару - думаю, вполне можно пользоваться для разбора полётов.
Надеюсь вскоре узнать дату экзамена, а пока продолжаю тренироваться...

Всем успехов в воздухе и на земле!
 

Вложения

  • 12_01_2014_track.jpg
    12_01_2014_track.jpg
    204,7 КБ · Просмотры: 99
Ну вот наконец собрался с силами и решился закончить описание моего обучения. Много времени утекло после последнего сообщения, много всего произошло за это время, много раз собирался продолжить, но всегда что-то мешало и отвлекало... Причины долгого молчания и простые, и сложные одновременно, но данный форум не место для их описания, так что вернусь ближе к делу.
Итак, вскоре после описанного 42-го урока нам сообщили, что в Испании меняется порядок принятия экзаменов у дельталётчиков. Если ранее учлёт вылетал на экзамен сам, а экзаменатор наблюдал за полётом с земли, то теперь экзаменатор обязан находится в дельталёте. Мало того, в связи с этим, экзаменатор должен уметь управлять дельталётом (и не только по документам). И вот тут обнаружилось, что вот таких экзаменаторов СЛА в Испании не оказалось. Дело в том, что экзаменатор - это госслужащий, он не имеет права заниматься какой-либо другой коммерческой деятельностью, кроме принятия экзаменов. При этом он должен обладать лицензией инструктора и иметь соответсвующий налёт.
Но инструкторы клубов здесь обычно являются их владельцами, они не служащие, не на зарплате, и они не хотят быть экзаменаторами, т.к. пришлось бы бросать своё дело.
В то же время, работавшие до настоящего времени экзаменаторы обычно сами летали на 3-х осных аппаратах, дельталёты для них - "диковинка", дельталётчиков в Испании совсем не много.
В результате, предполагаемая дата экзамена стала ещё более предполагаемой... Экзамен повис в воздухе и надолго.
Прошло несколько долгих месяцев, пока в Мадриде не объявился официальный экзаминатор - дельталётчик, вот он и стал летать по всей Испании принимая экзамены.
Мне же ничего не оставалось как продолжать летать, повторяя разученные упражнения.
С февраля по июнь удалось налетать 15 уроков по 40 минут, это было совсем не скушно, т.к. ни один полёт не был похож на другой - погода, ветер, аппараты на круге - всё всегда по разному.
Тем не менее, думал, что продолжать описание каждого урока в отдельности не имело особого смысла. Ведь основные элементы - взлёт, полёт по кругу, заход на посадку с мотором и без, проходы над полосой, спирали - всё уже было неоднократно описано. Йто также, кроме посторонних причин, не способствовало моей форумной активности...
Чтобы Вы могли себе представить мою лётную активность за эти месяцы, я просто наложил друг на друга все треки полётов за этот период, как уже говорил ранее, теперь я их записываю для коллекции и послеполётного анализа с инструктором. Итак, вот примерное содержание уроков с 43 по 57-й... ;D
 

Вложения

  • mix_2014_01.jpg
    mix_2014_01.jpg
    183,8 КБ · Просмотры: 123
Где-то в начале июня пошли более-менее достоверные слухи о том, что экзаменатор "найден" и долгожданный день близок. Параллельно стала поступать информация о том, как теперь проходит экзамен, какие упражнения требуются и т.д. Первой новостью была отмена показа "срыва потока", как "опасного" компонента подготовки... Потом пришла информация, что нужно будет показывать восьмёрки - большие, длиной почти в 500м, ориентированные вдоль полосы, при этом нужно поддерживать постоянную высоту около 200м над полосой и корректировать траекторию при наличии сноса ветра. Посвятили этому упражнению пару уроков - при боковом ветре требуется немного сноровки, но суть та же, что и в спиралях - ориентировка по земле, и не дать ветру уносить себя в сторону.
Упражнение не сложное, кстати, на экзамене оно так и не понадобилось... Здесь показываю несколько восьмёрок, сделанных при небольшом боковом ветре.
 

Вложения

  • vosem_2014.jpg
    vosem_2014.jpg
    61 КБ · Просмотры: 108
Рафаэль, а какие упражнения у вас выполняются на экзамене?
И какие критерии оценки?
 
Погоди, щас все расскажет. Мне тоже очень любопытно увидеть наконец долгожданное пилотское, так как я был практически свидетелем сдачи экзамена. Был бы даже не практически, если бы предыдущие экзаменуемые не успели бы напоить экзаменатора 😉 и он бы согласился принять экзамен в тот же вечер когда я был с Рафаэлем на аэродроме.
 
В конце июня дата экзамена наконец-то определилась - 9 июля. Экзаменатор "универсал" прилетает в Барселону 8-го и после обеда принимает экзамены у 3-х пилотов "самолётчиков" в соседнем клубе, а на следующий день с утра берётся за нас. Нас, дельталётчиков, двое - я и Сусана - мы вместе с ней начинали обучение 2 года назад. У неё уже есть свой аппарат - лёгкий Космос с большим крылом - летает медленно, но уверенно. Перед экзаменом ей пришлось взять несколько дополнительных уроков с инструктором, т.к. нужно было снова привыкнуть к нашему учебному аппарату - сдавать экзамен можно только на нём. Конечно, 8-го мы были на аэродроме - хотелось в живую увидеть это чудо - экзаминатора дельталётчика. Наши соседи самолётчики распускали страшные слухи о заваленных при предполётном осмотре аппарата экзаменах... Якобы экзаменатор вызывался помочь закрыть капот мотора после осмотра, а потом сразу прогонял учлёта, если он не проверял после экзаменатора, с его стороны, соответствующие фиксаторы на капоте... В общем, напряжение росло....
Так совпало, что в эти дни с визитом в Испании находился наш форумчанин Поиск06. Он был со мной в тот день на аэродроме, не даст соврать - нервов было потрачено много...
Тем не менее, все учлёты соседей сдали экзамен без проблем, наш инструктор Джоан пошёл поговорить о завтрашнем экзамене и вернулся с новостями...
Кроме разученных прохода над полосой, спирали экзаменатор действительно хочет увидеть "восьмёрку", но совсем не такую, как мы разучивали.
Нужно будет подойти к полосе на высоте 200м и по его команде начать снижение "зигзагами", сбрасывая высоту до необходимой для посадки.
Такое упражнение, оказывается, часто используется дельтапланеристами, но для нас это была абсолютная новость.
Похоже, с экзаменаторами здесь спорить не принято, Джоан просто принял информацию к сведению и сообщил нам.
Ничего подобного мы за всё это время не разучивали, времени до заката оставалось мало, экзамен завтра с утра - взялись за аппарат и по очереди с Сусаной стали отрабатывать новую фигуру...
Оказалось, не так всё страшно, фигура не сложная, высоты 200м хватает как раз на 2 "зигзага" в полосе шириной 150-200м. Поведение аппарата, как в спирали, вот только витки нужно делать "в разные стороны" - налево, направо, налево, направо и заход на посадку. Начинали фигуру где-то за 100-200 м от начала полосы. До заката в тот день успели сделать по 3-4 захода - оставалось надеяться на удачное завтра...
 
И вот наконец, день экзамена, 9 июля. Полёты назначены с 9:00, мы на полосе были в 8:00, экзаменатор опоздал совсем немного.

Аппарат выкачен из ангара - чист и подготовлен.

Вначале была произведена проверка документов:
- Инстуктор предъявил документы школы и свои - лицензию инструктора;
- Инструктор предъявил документы на учебный дельталёт;
- Мы предъявили свои документы - личную карточку (аналог внутреннего паспорта), удостоверения учлётов, медицинские сертификаты (кстати, мне пришлось за пару дней до этого продлить оба последних документа, т.к. прошло уже 2 года с начала учёбы).

По договорённости - первой сдаёт экзамен Сусана.

Проверка аппарата перед вылетом делается по "check list" - их у нас всего 4:
- Проверка телеги с мотором (выписка из инструкции телеги и мотора распечатанная и закатанная в пластик);
- Проверка крыла с узлом подвески и трапеции;
- Проверка перед запуском двигателя (приклеена возле ручки запуска);
- Проверка перед началом движения (приклеена на панели инструментов).
Последние две я уже описывал здесь, а две первые Джоан подготовил к экзамену.
Содержание будет сильно зависить от модели телеги/мотора/крыла - не думаю, что стоит тут выкладывать...
Инстуктор наблюдает за учлётом, никаких комментариев.

Кстати, за пару недель до экзамена, когда пошли слухи о "жестокости" экзаменатора, Джоан гонял нас по "check list", при этом делая всяческие "диверсии" - ослаблял винты, сдвигал латы, отключал кабеля на моторе, т.п., чтобы не попадались ни на какие уловки, но к счастью, экзаменатор оказался не "диверсантом", проблема была в другом, об этом позже...
После осмотра сажаем в аппарат экзаменатора, садится Сусана, по-джентельментски заводим ей мотор - у нас нет электростартёра, и они отправляются.
Полёт проходит, как договорились - взлёт, первый круг на высоте 100-150м, заход на посадку с мотором, без касания, проход над полосой на высоте около 5 м, набор на круге высоты около 200м, в финале, с высоты 200м снижение "зигзагом" на холостых и посадка, потом сразу взлёт, набор высоты на круге до 300 м , над полосой начало спирали на холостых - спираль и посадка - вот и весь экзамен.
После посадки Сусана успела сказать мне "осторожнее с ним", но без деталей, времени на общение не было - начал осмотр аппарата.

Теперь моя очередь. Осмотр полный, по всем "check list" - при этом проговариваю вслух все пункты, на что смотрю, что проверяю...
Усаживаю экзаменатора, запускаю двигатель, усаживаюсь сам.
Продолжаю все действия по "check list" - тут важно ещё раз проверить "пассажира" перед началом движения и перед стартом (были случаи, когда экзаменатор расстёгивал шлем или ремень и вот так "заваливал" учлёта).
Выруливаю на старт, переговоры по радио ведёт экзаменатор, я формально не имею на это право - это отдельные курсы "радиотелефониста". У меня связь с ним по интерфону.
Перед взлётом он кладёт руки на инструкторские ручки и не отпускает их до конца экзамена... На мой вопрос отвечает: "Мне так спокойнее..." Ну ладно, что делать...
Все манёвры нужно проговаривать по интерфону - взлёт, каждый поворот, начало каждого манёвра...
Взлетаю, делаем первый круг, проход над полосой, всё нормально, есть ощущение, что аппарат веду не я, а он...
Заходим на "восьмёрку - зигзаги" - та же тема - он держится за ручки, довольно крепко, пока не мешает, но раздражает всё больше.
После выхода из "зигзагов" на посадку, на выдерживании получаю команду: "Посадка гарантирована, давай газ, набор высоты и идём на спираль".
Отлично. Даю газ, набираю 300м на круге и начинаю спираль. Здесь, на относительно малой скорости его руки на ручках мешают всё больше, он явно "сопротивляется" и пытается сам контролировать аппарат... Хотелось спросить "Я Вам тут не очень мешаю?", но надо сдерживаться - он "большой начальник"... В результате, при заходе на посадку в этой "борьбе" за управление касание вышло "не совсем мягким"... Не знаю, я ли напортачил на нервах, или он сопротивлялся, но сели не так красиво, как хотелось бы, на 3 точки, но довольно сильно приложились к полосе... Испугался, что завалит теперь, спросил: "Может повторить посадку?", но получил ответ: "Едем в ангар." После остановки двигателя, высадки экзаменатор ушёл говорить с инструктором, а мы с Сусаной стали ждать нашего "приговора".
Ждали недолго, нас поздравили с успешно сданным экзаменом, мне сделали замечание за несколько "жёсткую" посадку, но что всё "в пределах нормы".
Я, как всегда, записал свой экзамен на телефон - выкладываю фото трека.
Ну вот и всё, мы теперь пилоты! Памятное фото - на нём с лева направо экзаминатор, Сусана, Ваш покорный и Джоан - наш инструктор. Все на фоне боевого дельталёта сразу после объявления результатов.
Экзаменатор уезжает со своими протоколами а мы едем праздновать в местный ресторанчик.
 

Вложения

  • EXAM_09_07_2014.jpg
    EXAM_09_07_2014.jpg
    178 КБ · Просмотры: 110
  • EXAM_09_07_2014_02.jpg
    EXAM_09_07_2014_02.jpg
    132,4 КБ · Просмотры: 111
Оставалось дождаться получения пилотских документов.
Получил их только на прошлой неделе - долго шли из Мадрида.
Пилотских документов 2:
- Карточка пилота - она закатывается в пластик и одна до конца дней
- Лицензия пилота - там указаны все категории, изменения, продления лицензии, и т.д.
т.к. мне уже больше 40 лет - лицензия продлевается ежегодно, при наличии минимум 3 часов полёта на данном типе...
Кроме этого, нужен медицинский сертификат 2-го класса - его пока можно продлевать каждые 2 года до 50 лет, потом ежегодно.
Копии документов можете видеть на фото.
Ну вот, кажется и всё...
Всем СПАСИБО за терпение и МИРНОГО НЕБА всем нам!
 

Вложения

  • Carnet_Piloto_002_mod.jpg
    Carnet_Piloto_002_mod.jpg
    126,7 КБ · Просмотры: 117
  • Licencia_Piloto_002_mod.jpg
    Licencia_Piloto_002_mod.jpg
    150,4 КБ · Просмотры: 109
  • Cert_medico_002_mod.jpg
    Cert_medico_002_mod.jpg
    183,2 КБ · Просмотры: 104
Поздравляю с завершением этапа пути.

Интересная и поучительная история одного пилотского удостоверения закончилась, теперь ждём не менее интересных историй о полётах.

Не бросайте перо, Рафаэль, у Вас получается писать.
 
Спасибо Всем за добрые слова! На счёт "странности" экзаменатора - ну это все заметили - и самолётчики, и Сусана - у всех он вмешивался в управление. Ну просто страшно мужику было - он этих учлётов не готовил, на данных аппаратах не летал, совсем недавно получил эту гос, должность - ему просто жить охота... Со временем обкатается, привыкнет... А по рукам давать "по чину" не положено не только мне, даже моему инструктору, ведь он тоже на счёт абсолютно нового упражнения ничего не возразил. От экзаменатора дельталётчика многое зависит в жизни таких как наша авиашкол. Школа живёт, если "процент сдачи" у неё высокий, а если, как недавно произошло в Валенсии, больше 50% завалили экзамены, то престиж клуба сразу страдает...
А по поводу достижения цели, так эта "корочка" - вовсе не была моей целью, хотелось, и сейчас хочется, научиться летать. А вот этот процесс ещё далеко не завершён. Какое-то время буду продолжать летать на нашем школьном аппарате, потом недеюсь "созреть" до своего, его тоже надо освоить, а потом уже можно думать о путешествиях. Хочу вместе со всем клубом облететь вокруг Испании и Португалии, слетать во Францию, Италию, перелететь через Ла-Манш (есть такой фильм старый "Воздушные Приключения", хочется повторить...). А там, бог даст, наладится жизнь в моей Украине, да и B России небо, как и правда, откроется для всех. Хочу слетать на Кавказ, в Азербайджан, где учился летать мой дед, В Непале, говорят, ну очень красиво летать! Кстати, уже 2 испанца из нашего клуба в этом сезоне будут летать там. А ещё недавно прилетал в наш клуб один дельталётчик из Коста Рики. Катает туристов на гидродельталётах вдоль пляжей - тоже интересное занятие. На нашем шарике, надеюсь, место для моего дельталёта всегда найдётся. Желаю Всем форумчанам, чтобы мечты не всегда оставались мечтами, чтобы силы, доходы и здоровье всегда позволяли воплощать их в жизнь! И чтобы посадки были мягкими!
 
От души поздравляю нового пилота с таким важным и долгожданным событием. Так случилось что я в эти дни оказался у Рафаэля в гостях и с его содействием удалось налетать около часа в Игуаладе на этом их учебном дельталете. И хотелось бы сказать что Игуалада ни разу не простое место для полетов. Аэрология в этой сковородке, окруженной горами, такая, что серьезная болтанка там скорее норма чем исключение. Кроме того, и сам учебный аппарат с динамик 450 и слабеньким 447 ротаксом это трудноуправляемый в болтанке дуболет и это конечно здорово добавило Рафаэлю навыка а полученному пилотскому веса. Желаю ему поскорее обзавестись собственным хорошим аппаратом, а там, глядишь, и  перелеты будут. Я бы тоже не прочь по участвовать.
Ну и как говориться, будете у нас  на колыме в России - милости просим.  Я и мой дельтик в твоем распоряжении.
   
 
От души поздравляю нового пилота с таким важным и долгожданным событием. Так случилось что я в эти дни оказался у Рафаэля в гостях и с его содействием удалось налетать около часа в Игуаладе на этом их учебном дельталете. И хотелось бы сказать что Игуалада ни разу не простое место для полетов. Аэрология в этой сковородке, окруженной горами, такая, что серьезная болтанка там скорее норма чем исключение. Кроме того, и сам учебный аппарат с динамик 450 и слабеньким 447 ротаксом это трудноуправляемый в болтанке дуболет и это конечно здорово добавило Рафаэлю навыка а полученному пилотскому веса. Желаю ему поскорее обзавестись собственным хорошим аппаратом, а там, глядишь, и  перелеты будут. Я бы тоже не прочь по участвовать.
Ну и как говориться, будете у нас  на колыме в России - милости просим.  Я и мой дельтик в твоем распоряжении.
    
Ну так сразу и "дуболёт"... 😡 "Попрошу нашу птичку не обижать..." ( с )  😉. И мотор у него вполне достойный Ротакс 503, правда только с одним карбюратором, что ограничивает мощность  :'(...
Машинка делает своё дело - поднимает в небо учеников, даже таких трудноподъёмных, как я, за что ей огромное спасибо. Мы вполне сносно летаем вдвоём с Джоаном, и маршруты на 1-2 часа аппарат выдерживает неплохо, и крейсерская около 90 км/ч, и поднимались однажды почти до 2000 м... :~)
И, пожалуйста, не надо мне дополнительного веса! Своего хватает с избытком... :~~) В остальном всё правда - и сковородка, окружённая горами, и термички, и "вечно боковой" ветер на полосе - всё на месте.
За приглашение Спасибо! Обязательно воспользуюсь в будущем! Пока, к глубокому сожалению, "уж лучше Вы к нам..." ( с ). Правда, всегда буду рад гостям с форума! Полетаем, посмотрим достопримечательности в округе, увидите каталонскую "глубинку" вдали от стандартных туристических мест. Если есть возможность добраться к нам, купив самый дешёвый эконом тур в Льорет или Салоу, дайте знать, уверен, что смогу добавить пару изюминок к этому прекрасному отдыху. Всем огромный привет! :craZy
 
  Да, Рафаэль, Вы сделали это! Однако должен сказать, что настоящее Ваше обучение начнётся с момента получения пилотского свидетельства. Оно будет продолжаться всю Вашу лётную жизнь. Чем больше будете летать, тем безопаснее будут Ваши полёты. Особое внимание уделяйте своим посадкам, хотя бы на первых порах. Каждая Ваша посадка должна быть учебно-тренировочной. По посадке определяют квалификацию пилота.
 
  Что касается "хваткого" инструктора, то есть подозрение, что он на инструктора только учится, потому и осторожничает, не понимая, что мешает пилоту. Рафаэль, когда-нибудь придёт время и Вам придётся стать инструктором. В полётах Вам предстоит преодолевать сопротивление учлётов. Считайте, что первый зачёт по этому упражнению Вы сдали.

  Успехов Вам. Далёких и высоких полётов!
 
Назад
Вверх