Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

К чему САН стал уводить в сторону про  свободные дельтапланы и технику долёта по ветру и против ветра? Теряет нить разговора.Может быть старческое? 
Чугунная непрошибаемость это твое все.
Удачи.
 
Чтож по всей видимости я погорячился с выводами .
Попробовал сегодня, снижение на скорости близкой к минимальной (около 60 км.ч.), посадка с разворотом на 360 градусов, минимальная высота с которой удалось сесть 130 метров. При том что на повышенной(90-95 км.ч) скорости удалось приземлится минимум со 160 метров.
С 300 метров, на повышенной скорости с трудом удалось уложиться в 2 витка, на малой 2 витка с запасом.

Но , сегодня была спокойная атмосфера, в турбулентности всё же нужно держать скорость повыше, особенно у земли.

[media]http://www.youtube.com/watch?v=VJpG7C7TiLk&list=UUy0ZB4Uwa5aFeOOjEW_PHTg[/media]
 
    В любом реальном случае отказа мотора пилот будет действовать по обстановке. Где-то он уменьшит скорость, а где-то увеличит. Тот факт, что на наивыгоднейшей скорости ЛА улетает дальше всего, не может быть решающим на все случаи жизни. А все ли помнят (знают), что существует т.н. экономическая спираль. Напомню (А.Гончаренко). В спирали с углом 45 град на экономической скорости ЛА за один виток сбрасывает минимальную высоту. Это просто к сведению.
 
Не понимаю зачем вообще эти спирали в экстренной ситуации после отказа мотора. Если чтобы сдать на пилотское нужен красивый  заход по коробочке а не спираль. Если как по жизни то проще слить высоту змейкой переложив крен несколько раз вправо-влево и имея возможность всегда прекратить маневры и выйти на посадочную прямую чем спиралить сносясь по ветру и рискуя не довернуть до нужного направления.
 
Не понимаю зачем вообще эти спирали в экстренной ситуации
А кто говорил вообще про спирали в экстренной ситуации? Это Мдпшник их зачем-то приплел. Речь шла, о том, что при отказе иметь пошире конус возможных посадок,  для этого надо держать наивыгоднейшую скорость планирования, которая, как правило несколько меньше балансировочной, и поменьше виражить.
 
Не понимаю зачем вообще эти спирали в экстренной ситуации после отказа мотора. Если чтобы сдать на пилотское нужен красивый  заход по коробочке а не спираль. Если как по жизни то проще слить высоту змейкой переложив крен несколько раз вправо-влево и имея возможность всегда прекратить маневры и выйти на посадочную прямую чем спиралить сносясь по ветру и рискуя не довернуть до нужного направления.

А если сесть возможно только на то место над которым уже находишся? Да и безопаснее, если есть возможность, пройти над местом посадки, посмотреть, затем развернуться и сесть.
Ещё, отказ в наборе, посадка обратным курсом, то же нужно знать какие крены и скорости держать.
Хорошо рассуждать о посадке с прямой летая над степью, а когда внизу лес  не большие поля да болота, надо быть готовым ковсему.
 
А если сесть возможно только на то место над которым уже находишся? 
Если площадка под тобой сторой нормальную коробочку, зачем эти цирковые номера со спиралями?  Ну если высоты слишком много, можно  и поспиралить метров до 200, но опять же, не заботясь об "эконимческих углах крена"
 
А если сесть возможно только на то место над которым уже находишся? 
Если площадка под тобой сторой нормальную коробочку, зачем эти цирковые номера со спиралями?  Ну если высоты слишком много, можно  и поспиралить метров до 200, но опять же, не заботясь об "эконимческих углах крена"

Ну случаи разные бывают.
Малая высота, маленькая площадка.
Так что лучше быть готовым.
 
Так что лучше быть готовым.
К чему? Заложить лихую спираль имея 50 м высоты? Не проще ли без понтов сесть? И напомню вопрос стоял о дальности планирования, а вы тут лезете в дебри и частности, к теме обсуждения не имеющие отношения.
 
Приветствую всех участников форума!
Не ожидал, что мои вопросы поднимут такую активную дискуссию.
Огромное ВСЕМ СПАСИБО за комментарии - увидел массу полезной информации, уверен, что-то почерпнут и другие читающие...

Что касается моего упражнения "спираль", как уже писал - это просто название, на самом деле там есть 2 элемента - один оборот 360[ch186] в спирали, потом - небольшая "коробочка" с заходом на посадку. При этом выравнивание в горизонтальный полёт на каждом отрезке "коробочки" - обязательно, как и правильная ориентация прямых сегментов относительно полосы - все виражи на 90[ch186], заход на полосу - без отклонения по курсу. Начало упражнения на высоте 300 м над началом полосы. Начальную точку можно "сдвигать" заранее с учётом сноса ветром при его наличии. Это упражнение входит в экзамен наряду с полётом по кругу, проходом над полосой, симуляцией срыва потока... Буду сдавать скоро - опишу подробнее.

Обсуждал вопрос скорости полёта "без двигателя" с инструктором. Говорит, что В ЭТОМ УПРАЖНЕНИИ поддержание постоянной воздушной скорости около 70 км/ч отдачей трапеции рекомендуется в его инструкторском учебнике для дельталёта с настройкой балансирной крейсерской 80-85 км/ч и срывом ниже 60 км/ч (как у наших ДТА). Точного анализа причин там нет, по мнению инструктора речь идёт о комплексной демонстрации учлётом навыка пилотирования с остановленным двигателем - контроль виража, скорости, положения аппарата, запаса высоты только с помощью трапеции, и сразу - построение захода на посадку - всё в одном упражнении. Конечно, постоянную скорость требуется поддерживать только при манёврах, в заходе на полосу скорость увеличиваю небольшим пикированием (ускорением до 90-95 км/ч) до выдерживания для более контролируемой посадки. Первый виток спирали делаю с потерей около 100 м высоты, лучше - меньше, остаток - на "коробочку". На нашем аппарате, если летаю с инструктором, начальной высоты 300 м хватает "впритык", если сам, то в конце обычно остаётся запас, или по расстоянию на заходе, или по высоте. В последнем уроке (о нём ниже) заметил, что в самостоятельном полёте держать 70 км/ч гораздо "легче", чем в полёте с инструктором. При полной загрузке с этим крылом "комфортнее" было на 80 км/ч. Видимо дело в разнице веса. При наличии ветра основная проблема - учёт и коррекция сноса, я об этом уже писал выше.

Что касается скорости манёвров при реальной остановке двигателя, то в моих двух случаях описанных выше, когда инструктор брал управление на себя, я видел, что он работал на тех же около 70 км/ч вплоть до выхода на линию захода на посадку, потом небольшое ускорение, выдерживание и касание. Конечно, оба раза мы садились на длинную ровную полосу с большим запасом по длине. Ветер был оба раза, но особо не мешал заходу.

Ещё раз СПАСИБО за обсуждение!
С наступающими Новогодними Праздниками!
 
Все правильно говорит Ваш инструктор,  не слушате умников на форуме, слушайте только его.
 
Прежде всего хочу поздравить ВСЕХ форумчан С Наступившим 2014-м! У нас, как и в России, долгие праздники - всё начинается 24-го декабря под Рождество, потом Новый Год, а потом (это уже чисто испанское) празднуется день Поклонения Волхвов - Reyes Magos - по этому поводу 6-го января дети, да и взрослые тоже, получают подарки - их "привозят Короли". Кстати, это единственный день в году, кроме Дней Рождения и Именин, конечно, когда дети получают подарки, на Рождество под ёлку или вертеп кладут обычно только сладости, а Новый Год вообще проходит без подарков и его часто встречают вне дома - от главной площади города до полётов в тропики, кому что по карману... Ну в целом праздник прошёл неплохо, даже удалось получить подарок от Королей - новый смартфон с софтом для аэро навигации (Air Nav Pro). В праздники полётов не было, инструктор уехал кататься в Пиренеи на лыжах. Теперь всё потихоньку приходит в норму, в следующее воскресенье собираюсь в полёт, заодно и смартфон "облетаю".

Я задолжал описания трёх последних уроков. Из них наиболее интересен, думаю, первый, т.е.:

39-й урок.
Этот урок - мой первый полёт по маршруту. В ходе подготовки нужно налетать более 1-го часа на маршруте с самостоятельной прокладкой, так что, наверное будет ещё один такой полёт.
Для подготовки инструктор посоветовал нарисовать маршрут на карте, отметить контрольные точки каждые 5-10 минут полёта (в зависимости от дальности и сложности), Посчитать истинный и магнитный курс, длительность полёта, примерный расход топлива туда и обратно, добавить НЗ на 30 минут и около 10 минут на взлёты/посадки и маневрирование. Летим на площадку La Segarra - 24 км по прямой от нашего аэродрома. Время полёта на скорости около 80 км/ч - 18 минут. Я готовил маршрут в программе Google Maps - Сделал изображение карты зоны полёта, провёл прямую между точками, посчитал курс, разделил на сегменты по 5 минут (2 по 5 и один на 8), заметил ориентиры, сделал фото ориентиров с Google Earth и "приклеил" их напротив контрольных точек на карте. Отметил высоты, т.к. маршрут проходил по холмистой местности: взлетаем на высоте 340м, наибольшая высота холмов на пути - 740м и посадочная площадка - 650м. Как оказалось потом, к этому нужно было добавить запас на электроветряки, которых по пути было много. Вот что у меня получилось в результате:
 

Вложения

  • Mapa_RAF_01.jpg
    Mapa_RAF_01.jpg
    120,6 КБ · Просмотры: 118
В качестве "подготовки" "полетали" с сыном на ПК авиасимуляторе, встроенном в Google Earth - точно по маршруту и почти на той же скорости. Впоследствии помогло в ориентировке, особенно показываемый программой рельеф местности. Единственный "прокол" этого софта - спутниковые фото - плоские, они просто "натянуты" на 3Д рельеф, но такие детали как отдельные высокие здания и особенно ветряки в программе не видны, а они - отличные ориентиры...
На следующий день после виртуальной подготовки встретились с инструктором на аэродроме. Показал ему свою карту - меня раскритиковали. Не стоит опираться на программы при подготовке полёта, т.к. в таком раскладе не будет возможности при необходимости отклониться от маршрута, а такая необходимость может возникнуть и на аэродроме, где принтера нет, и даже в самом полёте, при изменении метеоусловий, или просто планов инструктора, например... Он строго рекомендует обычную бумажную карту 1:250.000, лучше авиационную, но и дорожная подходит прекрасно, если не залетать в "неправильные зоны". Маршрут советует рисовать карандашом, затем навести ярким маркером - он широкий, видно хорошо на колене, но и прозрачен - не замазывает на 100% детали карты. Остальное, как у меня - отметки каждые 5 минут, записать курс, посчитать расход топлива. Посчитали 40 минут полёта туда - обратно + 10 взлёт/посадка + 30 резерв - итого 80 минут. При расходе нашего 582-го около 12л/час нам нужно 16 литров бензина. Залили 20 литров - должно хватить с запасом. Ветра почти нет, погода отличная. У инструктора были наколенные планшеты - закрепил на ногах обе карты - мою и ту, что быстро подготовили на карте автодорог. Инструктор показал, как сложить карту в планшет - без лишних перегибов, но с нужным участком на виду - примерно вот так:
 

Вложения

  • Mapa_JOAN_01.jpg
    Mapa_JOAN_01.jpg
    121,2 КБ · Просмотры: 122
Последние напутствия инструктора перед вылетом: "Взлетаем, встаём на курс, набираем высоты где-то на 300 м выше самого высокого пролетаемого участка, т.е. 1.100м. В полёте следить за ориентирами, сверяться по карте, контролировать приборы и время полёта, постоянно замечать и докладывать о возможных площадках аварийной посадки по маршруту, в случае замеченного сноса ветром - прикидывать изменения курса и пролёта контрольных точек. Инструктор только контролирует полёт, не подсказывает, т.к. это зачётный элемент, за который он потом распишется экзаменатору в ведомости. Зачёт сдан при безошибочном выходе на точки посадки при полёте туда и обратно. НЕ ОТВЛЕКАТЬСЯ НА КРАСОТЫ ПЕЙЗАЖА. Свободного времени для этого не должно оставаться 😉. Все действия озвучивать по интерфону."
Проверили аппарат, запустили двигатель, прогрели, уселись, вырулили на старт - взлетели. Взлёт почти в направлении марштута, после набора 100м встал на курс и начал набор высоты. Кроме обзора вперёд периодически оглядывался назад, чтобы запомнить виды на обратный путь. Сориентировался по карте, всё очень похоже на наши вчерашние полёты на симуляторе, вот только ветряки - их целый лес впереди на холмах - набираем побольше высоты. Полей под нами много, если что - есть где сесть, скоростная дорога слева по курсу. Докладываю инструктору соображения по поводу возможных точек посадки. Первый ориентир через 5 минут после взлёта - перекрёсток трассы с местной дорогой - прошли по расписанию. Второй ориентир - деревенька почти у "вершины" самого высокого холма, ну а после неё уже начинаем снижаться в поисках полосы. Инструктор говорит: "Я полосу уже вижу, но где она - не скажу, обнаруживай сам...". Я тоже её увидел - благодаря красной крыше ангара, которую перед этим заметил в Google Earth - доложил инструктору. За время полёта совсем немного отклонился влево, но сразу понял, насколько важны процедуры прохода контрольных ориентиров на трассе, ведь при более длинном маршруте и полёте только по компасу отклонение могло бы не позволить обнаружить площадку с моей высоты... Дальше заход на посадку - первую самостоятельную на "чужой" полосе, к тому-же не асфальтовой, а грунтовой. В общем, всё получилось и первый "перелёт" позади 🙂. А это - фото моих "ориентиров" и подхода к полосе. Фото скопированы из Google Earth.
 

Вложения

  • vista01.jpg
    vista01.jpg
    56,4 КБ · Просмотры: 111
  • vista02.jpg
    vista02.jpg
    57,4 КБ · Просмотры: 104
  • vista03.jpg
    vista03.jpg
    54,3 КБ · Просмотры: 115
Грунтовая полоса La Segarra - 685 метров, есть небольшой уклон, но позволяющий садиться и взлетать в обе стороны при соответсвующем ветре. У полосы колдун и всего один ангар. Никого не было, встал у ангара, заглушил мотор, вышли, поговорили, опять запустился, уселись и полетели обратно.
 

Вложения

  • La_SEGARRA_01.jpg
    La_SEGARRA_01.jpg
    88,8 КБ · Просмотры: 119
На обратном пути всё оказалось гораздо легче. Впереди видна гора Монсеррат - высота около 1300 м - достаточно выделяется над окружающим ландшафтом. Стоит взять немного правее и попадаешь в Игуаладу, а наш аэродром рядом. Инструктор говорит, что наш аэродром сложно потерять - гору Монсеррат видно почти на 200 км вокруг - если лететь из Франции, достаточно пересечь Пиренеи, и гора уже видна. Но я летел с другой стороны. 20 минут полёта - и вот она - родная полоса. А красотища вокруг была просто потрясающая! И на удовольствие от её обилия, не смотря на все навигационные и авиационные "танцы с бубном", времени хватило в избытке. Ей богу, не зря я всё это затеял и чем дальше, тем более уверен, что лучшего применения мозгам, рукам и деньгам для меня нет. Добавлю пару фотографий горы и нашу полосу на заходе. Все фото из интернета, я пока снимать и летать одновременно не могу...
 

Вложения

  • Montserrat_01.jpg
    Montserrat_01.jpg
    90,1 КБ · Просмотры: 118
  • Montserrat_02.jpg
    Montserrat_02.jpg
    153,3 КБ · Просмотры: 105
  • LEIG_01.jpg
    LEIG_01.jpg
    75,7 КБ · Просмотры: 114
Уроки 40 и 41.
С интервалом в неделю, до начала праздников. 2 полёта на отработку упражнений экзамена - спирали, проходы над полосой, взлёты - посадки. Теперь летаю один, без инструктора, на "экзаменационном" аппарате и крыле. Первый урок был совсем без ветра, второй - с ветром и средней турбуленцией. Всё уже более-менее получается. Повторяю упражнения, повышаю уровень, получаю удовольствие от процесса... Держу связь по радио с другими пилотами в воздухе, приучаюсь понемногу. Во втором полёте летал вместе с двумя немцами - пилотажниками - они справа, а я слева от полосы. На проходах над полосой "пересекались" и договаривались по-испански, а они между собой говорили на немецком. В голову всё время лезло из "Маэстро" - "Выходи один на один, на взлёте бить не буду..." - обстановка была соответствующая.... Встреча в воздухе испанского учлёта с сов. корнями и немецких "ассов" 77 лет спустя после гражданской 36-го года.

В следующее воскресенье снова на аэродром. Кроме обычных упражнений хочу опробовать мой новый смартфон на Андроиде - поставил аэронавигационный софт (AirNavPro, высотомер, вариометр, ГПС треккер). Уже всё проверил на дороге, вроде работает, теперь попробую в воздухе...

Ещё раз всем счастья, успехов и удачи в Новом Году!
 
успехов и удачи в Новом Году! 
Спасибо за пожелания ,Рафаэль !
Тебе тоже удачных полётов и завершения учебного процесса.
Продолжай в том же духе ,с немецкой педантичностью и не менее основательным испанским подходом с сов.корнями!  😉
Твой подход к обучению пусть будет многим примером ,как надо делать ! Удачи! Приезжай полетать в Гималаи!
 
Назад
Вверх