Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

Раз уж тема про обучение, спрошу.
Как поведет себя аппарат при отказе двигателя сразу после отрыва от полосы? Не будет ли резкого клевка с последующим втыканием в землю? 
Клюнет обязательно если взлетать как выше описано с отданной ручкой. Сразу после отрыва ручку в балансир или даже поджать.

При отказе до 10 метров ручку не поджимать, а наоборот отдать и садиться на парашутировании.
При отдаче ручки более энергично удерживать от сваливания, посадка жёсткая но приемлемая.
 
Газ на максимум (6.500), держим середину полосы, набираем скорость с ручкой в нейтральном положении. Когда инструктор берёт сзади за локти - ручку от себя, удерживаем крыло ровно набирая 50-70 метров, когда отпускает локти, ручку в нейтральное положение,
Или Вы что то не совсем точно  описываете или так вас научат как побыстрее свалиться на взлете.

Сегодня снова летали. Вы правы, я переборщил на счёт 50-70 метров. У страха глаза велики  :~~). На самом деле ручку обратно на себя почти в нейтральное почти сразу после отрыва, разгон и потом уже плавный набор высоты на максимальном газе. Обороты на взлёте около 7.000.
 
Продолжаю в новом посте, опять пропала опция редактировать старый...

Итак, практическое обучение учлётов в клубе deltacat.es - Igualada-Odena - Испания.

6-й урок.
Утром туман с "промоинами", штиль. После начала руления к месту выезда на полосу инструктор сделал замечание - я поехал, не пристегнувшись ремнём. Всё потому, что предполётный "checking" делали не по памятке (одна прикреплена на виду у панели приборов и вторая - возле ручки запуска двигателя), а по памяти, что неверно. Проверили всё заново перед выруливанием на полосу. Прогрели мотор.
Круг вправо закрыт туманом полностью, летаем по левому кругу. После взлёта (уже лучше выходит) и набора высоты почти сразу влетел в туман, на высоте около 150 м вдруг плавно но быстро упала видимость, а потом пропала земля. Растерялся, т.к. ориентировка пропала, потерял направление. Хорошо, инструктор Джоан спокойно дал команду - курс держать по компасу, давай вниз, высота 100м. Внизу видимость восстановилась, встали на круг. Задача - полёт по кругу, высота 100м, не больше и не меньше. Заход на полосу как на посадку, на холостом ходу мотора, потом средний газ, проход над полосой с удержанием скорости, курса и высоты, в конце полосы даём газ и снова на 100м. Высота прохода с каждым разом уменьшалась по команде инструктора. Оказалось, держать все 3 параметра одновременно не просто.
Основные ошибки: Если дельталёт ведет вверх над полосой, нога автоматом сбрасывает газ, что неправильно, нужно контролировать только ручкой, а газ держать постоянным. При попытке удержания курса по полосе из-за избыточной коррекции начинается боковое раскачивание телеги с возрастающей амплитудой. Пару раз на нервах перепутывал, куда начинать двигать ручку вперёд или назад, что у земли сразу заметно, поэтому сразу исправлял, может быть Джоан и не замечал, во всяком случае об этом ничего не сказал. При проходе по кругу, особенно перед заходом на полосу, по прежнему иногда заносит вверх до 150 м, за что имел замечание. Что приятно, проблемы в основном уже не на круге, а на проходе над полосой, т.е. прогресс налицо.
После 3-4 проходов стало получаться лучше. Совершенно потрясающие эмоции, когда несешься над полосой на малой высоте и ощущаешь, что машина начинает слушаться, есть некий контроль процесса.
На посадку заходил сам, только на высоте 5-10 метров Джоан взял управление, но после касания сразу его вернул, тормозил уже сам. Ещё одна ошибка - в момент касания переднее колесо было слегка повёрнуто влево - так было удобнее работать газом в полёте - у меня ноги длинные... Забыл выровнять перед посадкой. При касании земли колесо встало в положение само, ударив педалью по ноге. Надо быть внимательнее.
Разбор полёта: Всё, что делали на прошлом уроке теперь получается гораздо лучше. Проходы над полосой будем отрабатывать ещё на следующем уроке, всё ниже и ниже, потихоньку подбираясь к "touch and go".

Продолжение следует... Всем удачи и мягких посадок!
 
Думаю что стоит включить в методику обучения ещо такое упражнение - осознанный увод апарата в сторону  сразу после отрыва . Даже во время разбега мысленно концентрироватса на  увод апарата  в сторону после отрыва . Прошлом году был случай когда научив  ( учил 9 ч.)  друга самостоятельно летать  , в одном из его  самостоятельных взлётов с дороги  , апарата  увело в сторону  сноса  ветра ( 3-5 м.с) , в сторону  ЛЕП . Сам говорит , неожыдал что так легко  можно унести в сторону , хотя в месте где учились  взлетать и садитса , с небольшой  но чистой по сторонам  дороги , такого ненаблюдалось .  А тут как  будто  магнитом притянуло . В тот раз от чп  спас мощный двиг  ( еа 71 ) , пересекание леп произошло  метров 5 выше проводов .
 
Опять продолжаю в новом посте, т.к. пропадает опция редактировать старый...

Напоминаю, практическое обучение учлётов в клубе deltacat.es - Igualada-Odena - Испания.

7-й урок.
В целом - повторение предыдущего урока, но проходы над полосой всё ниже и ниже. Минимальная высота прохода над полосой в этот раз была около 2 метров. Видимость была отменная - следовательно делали заходы с правого и левого круга по очереди. Наверное, из за того, что прошлый урок летали только слева, заходы справа сначала выходили похуже. Лучше получалось держать газ над полосой, но получил замечание, т.к. делал проходы на слишком большом газе подтягивая ручку к себе для контроля высоты. Нужно было подобрать газ так, чтобы дельталёт летел на постоянной высоте с ручкой в нейтральном полочении, с небольшими коррекциями вверх-вниз на проходе. Искал этот газ на круге поддерживая высоту строго 100 метров. Заход на посадку делал сам, последние 2-3 метра высоты подхватил инструктор, после касания полосы - снова сам.
В следующий раз будем повторять, подбираясь всё ближе и ближе к полосе на проходе вплоть до касания.

Продолжение следует... Всем удачи и мягких посадок!
 
А может всё таки , проход над полосой на малой высоте делать с чуть большим газом, подтягивая ручку к себе? Тем самым иметь запас скорости, и в случае чего , шустрее уйти в набор. :IMHO
 
А может всё таки , проход над полосой на малой высоте делать с чуть большим газом, подтягивая ручку к себе? Тем самым иметь запас скорости, и в случае чего , шустрее уйти в набор. :IMHO
Тоже так думал, да и идти ровно при повышенном газе подтягивая ручку было явно полегче.
Может быть, тут у инструктора цель не в том, чтобы я просто пролетел над полосой, но научить лучше контролировать машину, т.е. контролировать как ручку, так и газ одновременно, стремясь к уравновешенному стабильному полёту на малой высоте. А может быть это начало подготовки к посадке, которая есть контролируемый срыв потока на высоте 5-10см и лишняя скорость тут ни к чему? Во всяком случае, буду следовать указаниям инструктора. "Жираф большой - ему видней" (с). :-X
 
НЕ БОЙТЕСЬ ДАТЬ КУРСАНТУ ОШИБИТЬСЯ- ЧТОБЫ ВЕСЬ ДРАЙВ ОТ ОШИБКИ НОВИЧОК ОЩУТИЛ.....АЖ ВОЛОСАМИ НА ЗАДНИЦЕ.... НО ТАК ЧТОБЫ ВЫ ЭТО КОНТРОЛИРОВАЛИ,РЕДКО АМЕШИВАЯСЬ В УПРАВЛЕНИЕ(ПОДБОР УСЛОВИЙ И СТАБИЛЬНАЯ ТЕХНИКА)
В БОЛТАНКУ ПОЛЕТАЙТЕ......
ТАМ УЖ И ШЛИФУЙТЕ...
И НЕ НАДО ЗАДРАЧИВАТЬ ТЕОРИЕЙ-ДАВАЙТЕ ВСЁ НА ПАЛЬЦАХ-ЧТОБЫ ОН ПОНЯЛ---КАК БЫ ВСЕЛЯЙТЕСЬ В ЕГО ШКУРУ(НОВИЧКА)-КАК БЫ ВСЕЛЯЙТЕСЬ  В ЕГО ТЕЛО-А ДЛЯ ЭТОГО ХОРОШО ИЗУЧИТЕ ЕГО (ЧИСТО НЛП-ШНЫЙ ПРИЁМ.) И НЕ ТОРОПИТЕСЬ С  САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ВЫЛЕТОМ-ПОМНИТЕ-ЧТО КУРСАНТ ГОТОВ К САМОСТ.ВЫЛЕТУ ЕСЛИ ОН:
-НЕ ДОПУСКАЕТ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ОШИБОК,
-ПАРАМЕТРЫ НА ОЦЕНКУ НЕ НИЖЕ 4
-ГОТОВ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИ.

А ВАЩЕ ПРОСТО ПОЛИСТАЙТЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ-ВОЕННОЕ-СОВДЕПОВСКОЕ-НА ЛЮБОЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ-ЖЕЛАТЕЛЬНО САМОЛЁТ-И НЕ ЗАМОРАЧИВАЯСЬ НА СПЕЦИФИКЕ ЛА УЛАВЛИВАЙТЕ ОСНОВНУЮ СУТЬ РАБОТЫ ВНИМАНИЕМ......
 
Прошу прощения за паузу - пауза была и в полётах.
Итак, продолжаю расказывать о своём обучении.

8-й урок.
Всё было бы повторением пройденного - полёты по кругу и проходы над полосой - всё ниже и ниже, и, если честно, во всё более спокойном состоянии. Заметил, что проход получатся лучше и ровнее, если фиксирую взгляд на конце полосы, и, главное - спокойствие, чуть занервничал - сразу начинается раскачка по всем направлениям. Основная трудность - контроль газа, обычно получалось с более высокими оборотами, чем хотелось инструктору. Когда инструктор сказал: "Ну хватит - будем садиться.", как обычно, при заходе ожидал команды убрать руки, чтобы инструктор подхватил дельталёт перед самым касанием и посадил... Не дождался! То, что я сел сам, понял только тогда, когда покатился по полосе! Море восторга от такой неожиданности. Счёт самостоятельных посадок открыт!

Ещё 2 недели без полётов - летал в Киев по делам, потом ещё одна командировка в Португалию... В Киеве заехал на Аэрос - огромное СПАСИБО всем, кто меня принял! Показали производство, аппараты, беседовали с руководством - всё "по взрослому". По ходу разговора возникла идея сделать некий "экспресс - курс" для летающих дельталётчиков Украины, чтобы они могли проэкзаминоваться у нас в Испании на английском (или с моим переводом) и получить официальную лицензию пилотов ULM. Будем изучать возможности организации, и может ли это быть выполнимо по финансам...

9-й урок.
С утра над полосой туман и полный штиль. С 9:00 начинает подниматься, но сначала летаем низко, меньше 100м - выше нет видимости. Суббота - день полётов - приехали паралётчики, планеристы, самолётчики, в общем, после 10:00, когда туман почти рассеялся, в небе над аэродромом стало тесновато. Наблюдал последствия - после нашего учебного дельталёта почти сразу заходит на посадку дельталёт пилота нашего клуба (он получил лицензию месяц назад и сразу купил этот аппарат, не новый, но в хорошем состоянии). Дистанция между двумя аппаратами - около 20-30 секунд. По всей видимости второй аппарат попал в "след" первого дельталёта. При заходе уже над полосой - резкий подброс вверх - вправо. Пилот справился, но плюхнулся довольно жёстко. Результат - заклинило тормоз переднего колеса шасси. Починили на месте в клубе в тот же день. Ну теперь сам урок. Работаем над заходами на посадку - сначала 2 прохода над полосой, потом проходы с касанием, и наконец, сделал 3 полных посадки с последующим взлётом. ПОЛУЧАЕТСЯ! И это не смотря на паузу в полётах на 2 недели. Правда, последнюю посадку слегка "скозлил" - дельталёт подпрыгнул после касания, но только 1 раз и справился сам. Да, съехав с асфальтовой полосы, где сел, на травяную почти наткнулся на взлетающий по ней биплан - пилотажник ("Красный Барон"). Слава богу - я был в конце полосы, а он уже был в воздухе. Мотор у него мощный, так что прошёл над нами уже в 10-15 метрах. Никто не смог мне толком сказать, кто что нарушил в этом случае, т.к. 2 полосы - асфальт и травяная рядом и обычно травяная используется как рулёжка. При заходе на посадку я думал, что биплан ждёт меня на траве, чтобы выехать на асфальт и взлетать после меня, а он стал взлетать по траве, когда я уже был впереди... Как назло, радио не работало, летали только с интерфоном. Главное, всё благополучно закончилось.

Продолжение следует...
 
Вина за чуть не случившееся ЛП полностью лежит на руководителе полётов.
Возможно Вы удивитесь, но руководителя полётов в тот день у нас не было. Контроль полётов на аэродроме организуется только в дни больших сборищ (выставки, слёты, т.п.). В обычные дни всё на самоорганизации пилотов. На нашем школьном дельталёте в этот день не работало внешнее радио, только интерфон, иначе обязательно скоординировались бы перед посадкой-взлётом. В этот день, субботу, как я писал, с утра был туман, приехало много пилотов полетать, сначала все ждали, когда туман рассеется. Дельталёты взлетели первыми, нам 100 м до нижнего края облачности хватает. А как только распогодилось - все остальные рванули в небо, от этого и вышли эти неувязки... А отсутствие постоянного руководителя полётов с радио оплачено отсутствием необходимости платить за взлёты - посадки, чем и славится наш аэродром. Поэтому к нам и прилетели эти пилотажники из соседнего Сабаделя, чтобы потренироваться и немного съэкономить...
 
На прошлой неделе не удалось полетать - приехал на аэродром - туман, видимость меньше 100м. Ждали с 8:00 до 10:00 - всё по прежнему, дальше ждать не мог - нужно иногда и работать, как только выехал из долины, где наш аэродром - встретила сверкающая на солнце гора Монтсеррат и всё побережье - никакого тумана и в помине нет. Это одна из особенностей нашего аэродрома Одена - Игуалада. Полоса в долине окружённой горами, и если ветра нет совсем, то туман заполняет её как суп тарелку и никуда не уходит вплоть до полудня.

10-й урок.
Вчера с утра на аэродроме холодно (как для нас южан - +3[ch186]). Зато видимость без ограничений. Значит летим! План полёта - дальнейшая отработка посадок. Сначала с газом, а потом с двигателем на холостых. Постепенно инструктор хочет подводить к тренировке посадки без мотора, что является элементом экзамена.
-------------------------
Кстати, о содержании практического экзамена. Всего будет 2 круга - 1-й - взлёт, набор высоты, 2 поворота, на проходе по ветру симуляция срыва потока, выход из него, 3-й и 4-й повороты, заход на посадку с двигателем, затем проход на минимальной высоте над полосой. 2-й круг - снова набор высоты, 2 поворота, срыв на проходе по ветру, выход из него, набор высоты до 300-400м, 3-й и 4-й повороты, спуск по спирали с двигателем на холостых из положения над началом полосы на высоте 300-400м - симуляция остановки двигателя. Посадка с двигателем на холостых. Решение на допуск к экзамену принимает инструктор. Экзамен принимает инспектор гражданской авиации с земли. Учлёт на экзамен летит сам.
С некоторыми учлётами нашей группы, что успели налетать по 15-17 уроков инструктор уже заводит разговор о первом самостоятельном вылете. Придёт и моё время...
--------------------------
Возвращаюсь к занятию. Взлетели ну прямо как ракета - холодный воздух и полный штиль - идеальные условия для полёта. Сделали первый круг и проход над полосой. И вот тут то начались приключения. Из соседнего Сабаделя прилетел маленький вертолёт и стал тренировать подлёты/зависания на нашей травяной полосе - рулёжке. Когда я заходил на 2-й проход над полосой этот вертолёт приподнялся над землёй чуть-чуть почти напротив моей "точки касания" в 20-30 метрах от края полосы. Потоком от его винта нас и дунуло от души. Приложились к полосе на 3 точки, потом бросило вверх - в сторону, выровняться удалось, даже, кажется, без помощи инструктора, сразу по газам и в небо, подальше от этого вертокрыла. Инструктор по радио очень вежливо: "Ваш вертолёт мешает проведению учебных полётов, будьте добры занять безопасное положение на рулёжке...". Ответ: "Извините, сейчас перелетим в конец полосы, во время Ваших проходов будем садиться и ставить ротор в холостой режим, чтобы не создавать турбулентностей..." В общем, вроде бы всё спокойно, но меня видно зд[ch243]рово шибануло, и на последующих заходах перестало получаться. Хочу идти пониже над полосой, а глаза всё время смотрят на вертолёт и машина вниз "не идёт". Да и всю полосу для тренировки не использовали - уходили вверх с запасом, чтобы не подлетать близко к ротору... В общем - урок на смарку, не считая успешного выхода из нештатной ситуации, что тоже является уроком. После полёта инструктор ушёл в сторону с рацией, чтобы ученики не слышали, и подробно объяснял вертолётчикам, в чём те были не правы  :STUPID. Они прилетают из Сабаделя, где базируются, только потому, что у нас не нужно платить за тренировочные взлёты/посадки. Но это не повод для создания рисков нам... Вертолёт улетел  :craZy. В следующий раз попросил пустить меня к радио добавить несколько слов по русски.
Всё-таки зд[ch243]рово приобретать такой опыт, пока ещё позади сидит инструктор, на которого можно положиться. Буду проситься на полёты попозже, когда ветра побольше и к турбулентностям можно приобщаться, если работа позволит. И, конечно, от вертолётов с вращающимся винтом теперь всегда буду держаться подальше.
 
Кажется, мои описания становятся малоинтересными для форумчан. Элемент новизны позади, а отработка взлётов - посадок больше всего интересна самому учлёту. Ну да ладно, буду продолжать, т.к. критики особой пока тоже не обнаруживается...

Инструктор весь вчерашний вечер готовил новую телегу Voyager II - тоже продукт DTA (France) с мотором Rotax 912. Наша старая телега нуждается в обслуживании двигателя, а полёты учлётов нужно продолжать. Крыло прежнее - Dynamic 450. Выглядит новая телега примерно примерно так как на фото внизу, только обтекатель у нас побольше - ноги прикрыты, но не более того, мои ботинки 46-го влезли еле-еле, для управления пришлось искать положение ног, чтобы не задевать подошвой краёв обтекателя при работе газом и тормозом.

Телега тяжелее и прочнее предыдущей, мотор имеет 80 лошадей против 54, колёса большего диаметра и сечения. Эта телега позиционируется производителем как "вездеход" для дальних путешествий и посадок на неподготовленные площадки. Ради вашего покорного переднее колесо было переставлено в переднее положение, а для радости остальных учлётов переднее сидение может быть передвинуто вперёд. Также было установлено двойное управление, новое радиооборудование, добавлены приборы на панель.

11-й урок.
Сегодня уже по настоящему холодно (-2[ch186]) и вся травяная полоса покрыта инеем. Двигатель запустился неохотно, но заработал. Сначала вылетел инструктор - проверил новую конфигурацию крыло/телега, вроде всё работает. Садимся, проверяем все компоненты. Обнаруживаем, что дублирующий выключатель зажигания возле заднего сидения не глушит двигатель. Чтобы не отменять полёты, получаю дополнительный инструктаж с тренировкой, как по первой же команде инструктора нужно глушить двигатель. Взлетаем, начинаем полёты по кругу, проход на минимальной высоте над полосой с касанием, заходы на посадку с двигателем и на холостых. По ходу полёта поднялся ветер, мы изменили направление пролётов над полосой, причём ветер стал встречным в начале полосы и почти совсем боковым в конце. Теперь чтобы удержать аппарат точно по центру полосы весь проход нужно всё время корректировать направление, не забывая о высоте. Точный контроль высоты над полосой - моя основная сложность сейчас. Поддержание высоты обеспечивается комбинацией работы ручкой управления и газом. После того как инструктор сказал, что газ - это "грубая" настройка высоты, а ручка - "тонкая", стало получаться значительно лучше. Переход с одной телеги на другую чувствуется - не так увеличение мощности двигателя, как вес телеги. Для выхода из виража нужно прикладывать чуть больше усилий на ручке, зато на посадке явно заметна большая "основательность" конструкции, инерционность и стабильность. В любом случае, возможность полетать на 2-х разных аппаратах для меня большой плюс  😀, хотя другие учлёты ворчат - они уже ближе к экзамену, а тут "переучиваться" приходится... Основной негатив от полёта - холод. В этой телеге ветрозащита гораздо слабее и ветер проникает иголками во все щели одежды, под шлем. Кроме управления всё время приходилось думать о поиске положения ног и головы, чтобы меньше задувало. После 40 минут полёта уже сам был готов проситься на посадку, но тут инструктор подал команду, так что в результате не пришлось опозорить свои "северные" корни.

После меня летали ещё 2 учлёта - девушка и парень, никто больше 20 минут не продержался, причём парень летал меньше девушки и ругался на холод и новую телегу больше её... ;D Отогревались в аэродромном баре кофе с молоком и разговорами. В зимнее время нашему клубу нужен самовар с горячим чаем. Уже знаю, что привезти из следующей поездки на Родину. На следующей неделе в Испании праздник - День Конституции - выпадает на черверг, в большинстве компаний пятница обьявляется "мостиком", т.е. будет 4 выходных подряд. Если погода будет в норме, наш инструктор улетит во Францию на какую-то дельталётную "тусовку", т.е. сидеть нам без полётов. Обещал по возможности предложить нам "окошки" среди недели, но тут надо стыковать с работой...
18 декабря у нас экзамены - 2-3 учлёта уже летают сами и будут готовы к практическому, а у меня будет теория. Прошу ругать без стеснений! Успехов Всем!
 

Вложения

  • dta-voyagerII.jpg
    dta-voyagerII.jpg
    50,7 КБ · Просмотры: 111
Пишите, очень интересно! А то что без комментариев - так что комментировать? Учит Вас инструктор. Я лично Ваши рассказы через себя пропускаю и свой опыт. Особенно описания мелочей.  🙂
 
Назад
Вверх