Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

после дельталёта попробовал управлять самолётом , по взлётной полосе с трудом удавалось поворачивать куда нужно ,  после взлёта и набора высоты взял управление ,крен в право крен в влево постарался привыкнуть но всё равно совершал ошибки . самостоятельно посадить у меня бы не получилось ...
всё управление обратное , думаю что если пересесть с самолёта на дельталёт будут таки еже проблемы... :-?
 
17-й урок:
А погода сегодня просто замечательная! На земле полный штиль, где-то от 30-40 метров и выше ветер около 20км/ч вдоль полосы. Никакой турбулентности. Масса аппаратов выкатились из ангаров и "посыпались" в небо. Пришла и моя очередь. Повторяем урок посадок без мотора. Получается всё лучше и лучше. Инструктор объяснил одну тонкость - при заходе без мотора в таком раскладе, когда встречный ветер есть только на высоте, а у земли его нет, нужно, с одной стороны, начинать заход несколько позже, а то до начала полосы можно без мотора и не дотянуть, а с другой стороны, пикировать на большей, чем обычно скорости, чтобы сохранить относительную скорость у земли достаточной для манёвра и посадки. Так что пикировал на 100-110 км/ч, у земли оставалось около 80км/ч. Самолётов вокруг полосы крутилось много, планеры, как всегда, взлетали со своим буксировщиком по ветру против общего направления полётов остальных, им так удобнее, т.к. их ангар у конца полосы, и приземляются они потом прямо к месту начала буксировки.
На круге приходилось уступать место заходящим на посадку планерам. После одной из посадок, дав газ и оторвавшись от полосы увидел прямо напротив буксировщик планеров, заходящий для сброса троса в конце полосы. Пришлось расходиться весьма близко друг от друга. Инструктор спокойно так по радио : "Ваш манёвр опасен для аппаратов, совершающих трафики в соответствии с направлением ветра. Прошу впредь предупреждать заранее о своих намерениях по радио...". На другом круге один из самолётов ожидающих взлёта выехал на полосу и начал взлёт по видимому не заметив, что я уже захожу на посадку. Пришлось "задержаться" немного на высоте и "спикировать" на полосу несколько позже. Внизу почувствовал немного его спутку, но она уже была слабая, всё обошлось. В общем, тесновато в воздухе было, и руководителя полётов явно не хватало, а также не хватало организованности некоторым пилотам...
После полёта испытывали мотор нового дельталёта парня из нашей группы. Он автомеханик, купил аппарат старый и очень дёшево (Космос > 15 лет всего за 2.000€), разобрал полностью, заменил всё, что можно заменить, сделал полную переборку мотора с заменой цилиндров, теперь вот собрал. При испытаниях обнаружились перебои в работе мотора. Собрались все "мотористы" аэродрома, "страна советов" в действии. Сошлись на том, что похоже, цилиндры он поставил не те, что нужно, будет снова разбирать и решать проблемы. Потом помогал другому парню из нашей группы переставлять переднее колесо вперёд на одну позицию (есть такая возможность у ДТА специально для высоких пилотов). Тут проблем не было, да и аппарат он купил хоть и не новый, но в отличном состоянии (ДТА Филинг с "безмачтовым" крылом, 5 лет телеге и 3 года крылу за 20.000€). А после обеда наш инструктор поставил крыло на свой старый дельталёт 92-го года и до захода солнца успел сделать на нём пробный круг. Аппарат смотрится как раритет, очень похож на те, что я видел на этом форуме на старых чёрно-белых фото. В общем, очень интересный день.
Желаю всем скорейшего окончания зимы! Чистого неба и мягких посадок!
 
А откуда ето мнение, что управение у делты оbратное? Дельта управляется чем?
Отвечу - попй. И вот скажыте куда в каждом случае она двигается?
 
Рафаэль, подскажите, арендовать жильё рядом с Оденой во сколько обойдется? Есть мысль пройти обучение в вашей школе. И еще, если бы вы фотографии, по возможности,  прикрепляли к вашим рассказам, то получился бы настоящий шедевр. Настолько все интересно, содержательно. С нетерпением ждем продолжения!
 
Рафаэль, подскажите, арендовать жильё рядом с Оденой во сколько обойдется? Есть мысль пройти обучение в вашей школе. И еще, если бы вы фотографии...

Жильё это не самая большая проблема. Если нужно, подыщем что-то по Вашим возможностям. Проблема будет с языком обучения, если сам курс мой инструктор вполне может вести на английском, то теор. экзамен нужно проходить только на испанском, я уже узнавал для других заинтересованных из Украины. Причём формулировки вопросов подразумевают довольно высокий уровень языка... Если речь идет просто о том чтобы научиться летать, то у нас это совершенно реально при минимальном знании английского, испанского или французского. Если тема интересна, пишите в личку, дам всю необходимую информацию. А если речь идёт о испанской лицензии пилота СЛА с отметкой о виде аппарата - дельталёт, то только при достаточном владении испанским... Искренне жаль, если разочаровал, но предпочитаю играть в открытую. А на счёт фото, буду клеить по возможности, но, к сожалению, я или летаю, или снимаю, а сын со мной ездит на полёты не часто...
 

Вложения

  • Raf02.jpg
    Raf02.jpg
    45,5 КБ · Просмотры: 115
А откуда ето мнение, что управение у делты оbратное? Дельта управляется чем?
Отвечу - попй. И вот скажыте куда в каждом случае она двигается? 
Совершенно согласен! Я от симулятора отучался представляя себе, что джойстик это я, а ручка - это просто моё "крепление" к крылу. 😉
 
Пропустил 1 неделю из-за запарки на работе, но погода тоже подвела - в прошлую субботу никто так и не полетал, над Каталонией прошёл фронт, ветер до 100 км/ч, те, кто приехали, проковырялись в мастерской, дельталёт даже не выкатывали.

18-й урок:
В эту субботу приехал на аэродром с огромным желанием вырваться в небо. О прошедшем фронте напоминает изорванный в клочья аэродромный колдун - не успели новый поставить.
На земле с утра штиль, но по вращению ветряков на горе с севера и по флагу на з[ch225]мке на юге сразу видно, что ветер будет расти. Пока летали другие учлёты, слушал переговоры по рации, усваиваю терминологию и порядок переговоров. К 11:30, когда подошла моя очередь, ветер добрался и до земли, к тому же порывистый, 30-40 км/ч, и со сменой направлений от северо-западного до северо-восточного, а полоса у нас с севера на юг. Инструктор предупредил: "Наверху довольно сильная турбулентность, можем взлететь, посмотрим, как пойдёт, если будет трудно, сядем раньше, решай..." Конечно летим! Меня турбулентность однажды уже потрепала, очень охота провериться, есть ли прогресс (см. 12-й урок). Тема занятия та же - отработка посадки без мотора, ну и, конечно, контроль аппарата при турбулентности выше среднего, контроль прохода над полосой и посадки с мотором. Взлетаем, сразу стало ясно, что сегодня мне достанется. После набора около 100м машину начинает бросать во все стороны сразу. Трудно удерживать курс, ещё труднее делать повороты. Скорость пляшет от 60 до 100км/ч. Но летим, удерживаю, инструктор по интерфону всё время: "Не беспокойся, аппарат крепкий, вывезет сам, только газ не сбрасывай..." А газ пару раз действительно сбросил, нога с педали на очередном броске слетала... В такую погоду надо о креплениях для ног думать. И всё время хотелось попросить инструктора проверить, не отсегнулся ли поясной ремень, но на очередной яме замечал - не отстегнулся. На посадку сначала заходили со 150 - 200 м. Скорость в пикировании - 100-110 км/ч. Ветер у земли приличный, и надо внимательно смотреть, откуда он дует, т.к. направление меняется, иногда в процессе одного захода до 90[ch186]. В первый раз посадил почти идеально, самому понравилось, потом получалось с переменным успехом, раз вывел из пикирования чуть раньше и хоть и не сильно, но плюхнулся, 2 раза неожиданными порывами сдувало с полосы в разные стороны в последний момент - давал газ, выравнивал и делал проход над полосой - инструктор похвалил за то, что не пытался резко маневрировать на малой высоте и сажать любой ценой... Самое главное, что усвоил - чем больше скорость в пикировании, тем лучше получается посадка - есть запас по скорости и аппарат у земли гораздо "послушнее". Под конец занятия понял, что если делать круг "малым", высота не более 60-80м, в вираж сразу после полосы, и заход на посадку "не издалека", то и болтанка явно поменьше, и кругов за урок можно больше сделать.
Сел совершенно счастливым - в такую погоду можно летать. Сложно, руки и плечи побаливают, но можно. Самое главное, я уже не думаю о том, куда надо двигать ручку и что делать ногами, а просто решаю, куда и как лететь, и аппарат слушается! Особо порадовал инструктор, когда сказал, что в погоду хуже такой, как сегодня, он бы летать никому не советовал, и после такого полёта турбулентность у меня практически под контролем. Впервые заговорил о самостоятельном! Конечно, в следующий раз мне ещё рано, нужно "отполировывать" навыки, но первый вылет СОЛО уже виден на горизонте! После нас уже никто не вылетал, сели все самолёты, только планеристы продолжали полёты до обеда, но турбулентности и термички - их стихия, и этого добра для них было в избытке.
А ещё мы пробовали запускать недавно восстановленный мотор старого одноместного Космоса 91-го года - один коллекционер попросил моего инструктора помочь в реставрации. После полной переборки мотор заработал. Запуск двигателя - вращением винта вручную, как у По-2. Винт старый, деревянный, а тянет так, что вдвоём телегу держать приходилось. Потом настраивали новое переговорное устройство инструктора, там какие-то проблемы, в наушники лезет шум от двигателя...
Ещё один полётный день позади. Полученного заряда на неделю должно хватить с запасом.
Всем Удачи и мягких посадок!
 
Очень здорово вы всё тут описываете, Рафаэль!
И не думайте, что Ваш труд напрасный! Даже мне "старому" интересно и читается легко - литературный слог, живой и без излишеств!
Продолжайте в том же духе!
Удачи в обучении ... ну и скорейшего, но вовремя - "самостоятельного"!
С уважением!
 
Очень здорово вы всё тут описываете, Рафаэль!
И не думайте, что Ваш труд напрасный! Даже мне "старому" интересно и читается легко - литературный слог, живой и без излишеств!
Продолжайте в том же духе!
Удачи в обучении ... ну и скорейшего, но вовремя - "самостоятельного"!
С уважением!
Рафаэль, подпишусь под каждым словом уважаемого коллеги. Я  тоже инструктор, с начала 90-х, учеников уже немало, но с удовольствием читаю Ваши рассказы про процесс обучения. Очень интересно, как все выглядит с сидения учлёта. Продолжайте, без сомнения, у Вас всё получится, желаю Вам так же, скорейшего и УВЕРЕННОГО самостоятельного вылета и долгой,безаварийной летной практики. Спасибо за прекрасный, живой слог! С уважением, Лёва.
 
Несмотря на обещанный по прогнозу дождь, аэродром встретил туманом и полным штилем. Видимость около 300 м, но с высотой туман сгущался, как сказал пилот единственного вылетевшего с утра паралёта. Он медленно и очень низко сделал несколько кругов у самой полосы и сел. Все остальные ждали, когда туман рассеется. И где-то около 11:00 он таки рассеялся, как-то сразу, как только чуть-чуть пригрело солнце.
Погода стала практически идеальной - ни ветра, ни турбулентности, небольшая облачность, практически без термичек.

19-й урок:
Отрабатываем посадки без мотора. Т.к. в воздухе полное спокойствие - всё получается на "отлично". Впервые получились несколько абсолютно "мягких" посадок подряд! Кроме 7-8 посадок без мотора делаем ещё 1 посадку с мотором и 1 проход на малой высоте над полосой - в порядке контроля - навыки не забыты. Пытался добиться касания в заранее заданной точке полосы. Это непросто, всё время пролетаю и сажусь чуть позже. Чтобы попасть более-менее, приходилось целиться на заходе в точку за 50-70 м до точки касания - тогда получалось лучше, если скорости на выдерживании хватало... При почти полном отсутствии ветра инструктор советовал не пикировать слишком быстро - 90 км/ч вполне достаточно.
Летаем вместе с Як-52, который тоже базируется на нашем аэродроме: http://www.laminarair.com/castellano/Inicio.html . Пилот искренне хулиганит - заход для прохода над полосой с крутого пикирования, бочки при проходе над полосой на малой высоте и тому подобный пилотаж... Но мы с ним не пересекаемся - каждому своё. Сегодня все взлетают - садятся с севера на юг, так что никаких конфликтов. Чтобы не попасть в спутки впереди идущих самолётов, меняем немного точку поворота в "базу", так что дистанция от предыдущего аппарата составляла около 2 минут. Пару раз чувствовал след предыдущего, но слабый, и компенсировал без проблем.
На следующее занятие начнём тренировки спиралей без мотора с последующей посадкой. При такой погоде, как сегодня, летать явно проще, но я не успокаиваюсь - надо уметь летать во всех допустимых условиях. Если не успею попрактиковаться до получения лицензии, буду дорабатывать после. Впереди ещё много работы, приятной работы!
Всем Удачи и скорейшего окончания зимы!
 
Сегодня 23 февраля.
Мне предстоит юбилейный 20-й урок.
Природа вместе с погодой подготовили сюрприз - в Каталонии выпал снег.
Конечно, с утра уже было больше 0[ch186], снег начал таять, но не могу удержаться и не повесить тут несколько фото, сделанных возле нашего аэродрома.
 
Здесь, когда станет теплее, будем жарить мясо и готовить паэльи.
 

Вложения

  • foto04.jpg
    foto04.jpg
    161,7 КБ · Просмотры: 108
Долго ждали инструктора - он застрял в пробке по дороге на аэродром - там разгребали очередную аварию. Испанцы совсем не умеют ездить по снегу, фургон занесло на встречку, в результате 1 погибший и 3 раненных, 2 машины вдребезги.
Когда наконец все были в сборе, сразу открыли ангар, выкатили дельтелёт и в небо.

20-й урок:
По идее сегодня должны были начать тренировки спиралей, но погода подвела, и дело не в снеге - снова порывистый западный (боковой) ветер, плюс болтанка на всех высотах. Значит снова повторяем заходы на посадку с мотором и без мотора, проходы над полосой. Разница была в том, что сегодня я не боролся с болтанкой, просто удерживал дельталёт при особо сильных "скачках". В результате руки не уставали, а результат был тот же. При заходах пару раз уходил на второй круг. Из за сильного бокового ветра приходилось держать аппарат под довольно большим углом к полосе при заходе, а у самой земли ветер заметно "скисал", в результате получался резкий бросок в сторону от полосы против ветра. Чтобы не делать неуверенных манёвров совсем низко, давал газ и старался как можно ровнее пройти над полосой. Совет инструктора - в реальных условиях при таком ветре удобнее всё-таки сажать с мотором, контроль аппарата значительно надёжнее, а если всё-таки необходимо сажать без мотора, стараться использовать всю доступную ширину полосы, делать посадку немного по диагонали, стараясь, чтобы ветер был как можно более встречным. Так мы и сели в конце урока. А снег к этому времени растаял почти весь.

Поздравляю всех служивших и служащих с Праздником 23 Февраля!
Рядовой, Рафаэль (Инж. бат. ВВС, 1985-1987, Россия - Украина, Топограф-геодезист на строительстве взлётных полос).
 
Назад
Вверх