Пропустил 1 неделю из-за запарки на работе, но погода тоже подвела - в прошлую субботу никто так и не полетал, над Каталонией прошёл фронт, ветер до 100 км/ч, те, кто приехали, проковырялись в мастерской, дельталёт даже не выкатывали.
18-й урок:
В эту субботу приехал на аэродром с огромным желанием вырваться в небо. О прошедшем фронте напоминает изорванный в клочья аэродромный колдун - не успели новый поставить.
На земле с утра штиль, но по вращению ветряков на горе с севера и по флагу на з[ch225]мке на юге сразу видно, что ветер будет расти. Пока летали другие учлёты, слушал переговоры по рации, усваиваю терминологию и порядок переговоров. К 11:30, когда подошла моя очередь, ветер добрался и до земли, к тому же порывистый, 30-40 км/ч, и со сменой направлений от северо-западного до северо-восточного, а полоса у нас с севера на юг. Инструктор предупредил: "Наверху довольно сильная турбулентность, можем взлететь, посмотрим, как пойдёт, если будет трудно, сядем раньше, решай..." Конечно летим! Меня турбулентность однажды уже потрепала, очень охота провериться, есть ли прогресс (см. 12-й урок). Тема занятия та же - отработка посадки без мотора, ну и, конечно, контроль аппарата при турбулентности выше среднего, контроль прохода над полосой и посадки с мотором. Взлетаем, сразу стало ясно, что сегодня мне достанется. После набора около 100м машину начинает бросать во все стороны сразу. Трудно удерживать курс, ещё труднее делать повороты. Скорость пляшет от 60 до 100км/ч. Но летим, удерживаю, инструктор по интерфону всё время: "Не беспокойся, аппарат крепкий, вывезет сам, только газ не сбрасывай..." А газ пару раз действительно сбросил, нога с педали на очередном броске слетала... В такую погоду надо о креплениях для ног думать. И всё время хотелось попросить инструктора проверить, не отсегнулся ли поясной ремень, но на очередной яме замечал - не отстегнулся. На посадку сначала заходили со 150 - 200 м. Скорость в пикировании - 100-110 км/ч. Ветер у земли приличный, и надо внимательно смотреть, откуда он дует, т.к. направление меняется, иногда в процессе одного захода до 90[ch186]. В первый раз посадил почти идеально, самому понравилось, потом получалось с переменным успехом, раз вывел из пикирования чуть раньше и хоть и не сильно, но плюхнулся, 2 раза неожиданными порывами сдувало с полосы в разные стороны в последний момент - давал газ, выравнивал и делал проход над полосой - инструктор похвалил за то, что не пытался резко маневрировать на малой высоте и сажать любой ценой... Самое главное, что усвоил - чем больше скорость в пикировании, тем лучше получается посадка - есть запас по скорости и аппарат у земли гораздо "послушнее". Под конец занятия понял, что если делать круг "малым", высота не более 60-80м, в вираж сразу после полосы, и заход на посадку "не издалека", то и болтанка явно поменьше, и кругов за урок можно больше сделать.
Сел совершенно счастливым - в такую погоду можно летать. Сложно, руки и плечи побаливают, но можно. Самое главное, я уже не думаю о том, куда надо двигать ручку и что делать ногами, а просто решаю, куда и как лететь, и аппарат слушается! Особо порадовал инструктор, когда сказал, что в погоду хуже такой, как сегодня, он бы летать никому не советовал, и после такого полёта турбулентность у меня практически под контролем. Впервые заговорил о самостоятельном! Конечно, в следующий раз мне ещё рано, нужно "отполировывать" навыки, но первый вылет СОЛО уже виден на горизонте! После нас уже никто не вылетал, сели все самолёты, только планеристы продолжали полёты до обеда, но турбулентности и термички - их стихия, и этого добра для них было в избытке.
А ещё мы пробовали запускать недавно восстановленный мотор старого одноместного Космоса 91-го года - один коллекционер попросил моего инструктора помочь в реставрации. После полной переборки мотор заработал. Запуск двигателя - вращением винта вручную, как у По-2. Винт старый, деревянный, а тянет так, что вдвоём телегу держать приходилось. Потом настраивали новое переговорное устройство инструктора, там какие-то проблемы, в наушники лезет шум от двигателя...
Ещё один полётный день позади. Полученного заряда на неделю должно хватить с запасом.
Всем Удачи и мягких посадок!