Методика обучения пилотированию на двухместном дельталёте.

Очень полезная ветка! И Вы очень толково (и литературно и с точки зрения обучения) все подаёте!!!
А то, что нет обсуждения и критики, так С ЧЕМ СПОРИТЬ?!!! ВСЁ ПРАВИЛЬНО!!!  😉

Кстати, может стоит модератору эту ветку вынести в избранные (верхние) темы...?!!
 
вы чё хоть курите? может быть есть программа обучения на компьютере?
 
вы чё хоть курите? может быть есть программа обучения на компьютере? 

Да не курю я, и Вам не советую!  :IMHO
А программа обучения есть, на этой ветке ссылки есть, и дельталёт во "Fligh simulator" есть:
http://www.youtube.com/watch?v=QP7YS400EwI
http://www.youtube.com/watch?feature=endscreen&v=fTn7kNsy4wI&NR=1
Вот это особенно понравилось  😉 :
http://www.youtube.com/watch?v=zepEJnn_zCA&playnext=1&list=PL29F65228A347A0DC&feature=results_main
, и девок голых в интернете навалом, вот только в реале оно всё гораздо интереснее, поверьте...  :craZy
 
Кстати, может стоит модератору эту ветку вынести в избранные (верхние) темы...?!! 

Да, пожалуй.
На мой взгляд весьма познавательно и полезно Рафаэль пишет.
Вынес наверх раздела.

Только тогда убедительная просьба не флудить не по делу.
 
Спасибо всем за добрые слова!
Обучение продолжается, описание, конечно, тоже.

12-й урок.
Инструктору необходимо было переставить крыло с одной телеги на другую, поэтому начинаем занятие с перестановки крыла - это тоже часть обучения - каждый этап инструктор сначала показывал сам, потом требовал повторить без помощи посторонних.
Отвлекать учлёта разговорами "под руку" другим учлётам запрещается! Уделяется внимание всем деталям - как вставлять, закреплять винты, как проводить страховочный трос, что и куда класть и в каком порядке...
Важные детали:
- как можно точнее подогнать новую телегу к снятому крылу по месту и направлению (помогают следы старой телеги), чтобы потом не мучаться с попаданием трубы крыла с узлом крепления в узел фиксации.
- в момент подьёма закреплённого в узле фиксации крыла винт крепежа основного кронштейна должен торчать из левого заднего кармана джинсов, чтобы его было удобно достать не отпуская крыла и сразу зафиксировать кронштейн.
Всю операцию снятия - монтажа крыла учлёт должен уметь выполнить сам без посторонней помощи. По моему, одного раза маловато для полного запоминания, но в принципе всё логично и понятно. Надеюсь, ещё будет возможность попрактиковаться.

Прогноз погоды - ясно, +10[ch186] с утра, максимум +16[ch186] - ничего общего с прошлым разом. Ещё одна разница - западный ветер, 20-30км/ч, с порывами до 40-45 км/ч. Вот тут то и была главная новость этого урока. Полоса у нас ориентирована с севера на юг (170[ch186]-350[ch186]), т.е. ветер планируется боковой и порывистый. Тем не менее с утра полный штиль продержался вплоть до нашего взлёта. Сегодня вместе с нами летает 3-х осный самолёт авиашколы, а также запускают планеристов. Начальник школы планеристов взял на себя функции руководителя полётов, координирует наши проходы над полосой по радио, так что всё более-менее организовано.

План полёта - отработка посадки без мотора. Но сразу после взлёта поднялся ветер - колдуны встали столбами поперёк полосы, и при первой же попытке захода на посадку меня сдуло порывом. За небольшими холмами вокруг аэродрома образовались приличные роторы. В добавок ко всему солнце уже пригревало, так что и термички тоже присутствовали. В общем - болтанка жуткая, ветер сдувает, поэтому на ходу решили вернуться к проходам над полосой. Никак не получалось у меня справляться с поперечным порывистым ветром. Попытки компенсировать заканчивались сильной раскачкой, полоса "убегала" то в одну, то в другую сторону, а роторы в начале и в конце полосы норовили пришлёпнуть дельталёт как муху. Даже на прямых участках круга аппарат "не слушался", норовил свернуть не туда, куда надо, приходилось всё время работать ручкой и по всей видимости, как потом сказал мне инструктор - я делал это "с перебором". После 20 минут полёта и 3-4 неудачных проходов над полосой я прилично занервничал, инструктор дал приказ идти на посадку, и на заходе взял управление на себя. Жутко удивило, что в его руках дельталёт сразу стал как по струнке, все "танцы" прекратились и мы вполне спокойно сели на травяную полосу рядом с асфальтовой, чтобы не "стирать" резину, как сказал инструктор.
После моей неудачи полетел следующий учлёт, у него побольше часов, чем у меня, они тоже делали проходы над полосой, получалось лучше, чем у меня, но и сдувало их несколько раз прилично, откатали весь урок. За это время я вполне успокоился и инструктор предложил продолжить занятие. Взлетели с сильным боковым нормально, сделали ещё несколько кругов с проходами над полосой. Как ни странно, не смотря на то, что ветер и термички трепали по прежнему, если не больше, всё стало получаться гораздо лучше, и, главное, спокойнее. Сделал пару достаточно низких проходов над полосой, на посадку заходил сам, хотя перед самым касанием инструктор всё-таки подхватил крыло, как потом сказал, только для экономии резины, сели на асфальт, колёса действительно визжали при касании, но совсем чуть чуть.
Главный вывод после урока - нужно учиться летать в ветренную погоду, иначе взлетишь, как я, в полный штиль, а потом сесть не сможешь... Ветер требует к себе большого внимания и особых навыков, которых у меня до этого полёта практически не было. Думать о практическом экзамене мне ещё совсем рано - нужно "учиться, учиться, и ещё раз учиться..." (с).

Во вторник будет экзамен по теории. Буду сдавать вместе с группой учлётов "самолётчиков" на нашем аэродроме. На экзамене будет 80 вопросов и 1 час времени. Для сдачи нужно сделать <20 ошибок. Для подготовки есть учебник и страница интернет с коллекцией >1.500 вопросов, попадавшихся на экзаменах за последние годы. Я неплохо укладываюсь по времени (за 35-40 минут), но ошибаюсь довольно часто (8-15 ошибок на 80 вопросов). Надеюсь, во втроник всё пройдёт нормально. Прошу ругать.

Продолжение следует... Всем Удачи и мягких посадок!
 

Вложения

  • uroki000.jpg
    uroki000.jpg
    38,5 КБ · Просмотры: 111
  • uroki001.jpg
    uroki001.jpg
    70,1 КБ · Просмотры: 120
  • uroki002.jpg
    uroki002.jpg
    31,2 КБ · Просмотры: 113
Экзамен по теории сдан! Оценивался в % правильных ответов. Ваш покорный набрал 93%, что означает около 6 ошибочных ответов из 80-ти. "Проходной балл" был 75%. Сдавали около 20 учлётов из 3-х разных авиашкол нашего аэродрома. Из Дельтаката я был один, вся наша группа сдала уже месяц назад, я в тот день лежал дома с высокой температурой. Остальные учлёты были самолётчики и планеристы. Сдали все. Минимальный результат был 78%, максимум - 97% (2 ошибки). По каждому вопросу давались 4 варианта ответов. Особых сложностей не было, но были вопросы с "подковыкой" - 2 правильных ответа из 4-х, но один из них точнее, или 2 правильных, а ниже, как ещё один вариант - "2 первых ответа правильные"... Несколько вопросов на простые расчёты - перевод узлов в км/ч и т.п., учёт встречного/попутного ветра и влияние бокового на курс, дистанции на карте с учётом масштаба... Можно пользоваться калькулятором, транспортиром и линейкой, телефоны выключать обязательно, в случае обнаружения работающего - удаление с экзамена - никто не нарушал. Рисовать и чертить можно только на обратной стороне тестового листа. Экзамены в виде теста весьма популярны в Испании, да и проверять инспектору ГА наши тесты весьма удобно - через 30 минут после окончания нам сообщили результаты. Я бы с удовольствием показал здесь на форуме вопросы экзамена, но их очень много (>1.500), они на испанском, и терминология достаточно специфична, я не все термины смогу перевести правильно, т.к. многие из них узнал уже в Испании...
Давайте попробуем так:
http://millaerea.es/base.php?marco=test3.php&nutex=1 - далее по порядку (suguiente), или в случайном порядке (aleatorio)...
Это база данных экзаменационных вопросов для пилотов СЛА, которую собрала одна из авиашкол Испании (учат летать на автожирах).
http://www.online-translator.com/site_translation.aspx?prmtlang=es
А это - один из веб - переводчиков. Качество перевода с испанского на русский не особое, но понять можно многое.
Если есть какие-то конкретные вопросы - пишите в личку - постараюсь ответить.
У нас начинаются Рождественско - Новогодние Праздники. Дома будем праздновать все по порядку - 2 Рождества, 2 Новых Года и Королей (поклонение волхвов).
Пользуюсь случаем чтобы поздравить всех форумчан и пожелать Счастья, Успехов и Удачных Полётов в Новом Году!!!
Всем мягких посадок!
 
13-й урок.
Сегодня погода похожа на прошлое занятие - солнце, тепло (+10-12[ch186]), ну и опять ветер, опять поперечный с порывами, но слабее, чем в прошлый раз (12-15 км/ч с порывами до 25-30км/ч). Идея начать отработку посадки без мотора не прошла - при первых проходах с мотором над полосой обнаружились проблемы с моим контролем аппарата на малой высоте. Сконцентрировались на этих проходах. Не знаю точно, с чем связаны проблемы. Или остался невроз с прошлого раза, или урок 13-й, или ещё что-то в этом духе, но аппарат к земле шёл явно неохотно, а у земли нога яно перебирала с газом. Старался делать заходы на полосу с большей, чем обычно высоты и практически на холостом ходу, но до чистого захода "без мотора" дело так и не дошло. После нескольких попыток удалось всё-таки сделать пару приличных проходов с касанием, ну и сажал аппарат сам. Такой ветер как сегодня вполне преодолим. Нужна практика... Сегодня, в воскресенье летали много разных типов самолётов - планеры, пилотажники, 3-х осные СЛА, даже выкатили старый Як-52 и сделали несколько вылетов, ещё прилетал "исторический" биплан сделанный по чертежам начала прошлого века - красавец...
В день моего прошедшего теор. экзамена трое учлётов нашей группы сдали практический экзамен на лицензию. Будут продолжать тренировки - полёты по маршруту с посадками на других площадках, отработка манёвров, ну и как только кто решится на покупку своего аппарата (таких у нас уже тоже трое), тренировки с инструктором на своих крыльях.
Всем успешных полётов в Новом Году!
 
14-й урок:
Погода - штиль и холодно (+1[ch186]). Инструктор решил довести до ума проходы над полосой. У меня вдруг всё стало получаться - смог сделать около 10 проходов без всяких проблем, на минимальной высоте. Откуда-то появилась согласованность движений ручкой и управлением оборотами  :~) . По словам инструктора - я наконец-то "поймал газ". Масса позитивных эмоций от занятия - то, чего так не хватало в двух предыдущих полётах. Вопрос только в том, будет ли также получаться при порывистом боковом? По словам инструктора, дело не в ветре, а в согласованности контроля ручка - газ. Надеюсь, что он прав, но мандраж перед порывистым ветром мне ещё лечить и лечить...

15-й урок:
С утра -2[ch186], всё покрыто белым инеем - "русский" пейзаж. Потихоньку поднимается ветер - встречно-боковой, почти без порывов. Взлетаем, после первого круга делаем "контрольный проход" над полосой. Ощущение "контроля ситуации" не пропало, кажется этап проходов на бреющем в основном преодолён. Начинаем отработку посадки "без мотора". Судя по подробному инструктажу перед полётом на земле, затем детальным указаниям в воздухе, элемент довольно рискованный. Заходим на полосу несколько выше обычного, начинаем где-то на 100м. Обороты убираем до холостых, снижаемся с удержанием скорости около 90-100 км/ч. Задача - посадить аппарат максимально аккуратно. Сложность. естественно, в том, чтобы поймать момент, когда нужно выравнивать. Если делаю это рано, аппарат "зависает" над полосой, скорость сразу начинает падать, и мы "плюхаемся" весьма неэстетично  :~~). Ну а до позднего выравнивания дело не позволит довести инструктор, само собой...
Первый "показательный" заход делает инструктор, я наблюдаю и запоминаю. Второй заход - мой, но инструктор поддерживает за локти, чтобы не начал выравнивать слишком поздно. С третьего захода начал всё делать сам. По собственным впечатлениям - это вовсе не так сложно, как проход над полосой, возможно из-за того, что всё управление сконцентрировано на ручке, газ нужен только для того, чтобы "уйти", если завис слишком высоко... Огромное удовольствие от "пикирования" на скорости! В большинстве случаев начинал выходить раньше, чем нужно, но скорости хватало, чтобы спуститься "лесенкой", постепенно приближаясь к полосе. С каждым заходом получалось всё увереннее, "лесенка" активно теряла "ступеньки". В целом сделал 6-8 посадок, без "подлокотников" от инструктора, 2-3 из них вполне мягких, остальные, чуть поплотнее, одна с небольшим "подскоком". По словам инструктора "для первого раза совсем неплохо", чем весьма горд! Из "экзаменационных" упражнений мной ещё не опробованы выход из срыва потока и спуск по спирали. Судя по сегодняшним впечатлениям, сейчас начинается самое интересное! :craZy
Всем мягких посадок!
 
Rafael.CAT хотелось бы увидеть что то вроде графика-расписания уже прошедших уроков.
То есть интересуют перерывы в обучении и продолжительность уроков. ну и суммарный налёт на данный момент.
С уважением. 
 
Rafael.CAT ...что то вроде графика-расписания уже прошедших уроков, перерывы в обучении, продолжительность уроков, суммарный налёт на данный момент.
Суммируя ранее описанное, у меня сейчас налёт 15х45 минут (время от начала рулёжки до посадки) + "крещение" - 20 минут, но его можно не считать, т.к. управлял инструктор. Летаю 1 раз в неделю по пятницам или субботам, было несколько пропущенных недель (праздники, поездки, грипп...), но в основном стараюсь не пропускать. Особой потери навыков после пропущенной недели не замечал. Откат назад, и довольно заметный, наблюдался после "проблемных" полётов (сильный боковой порывистый ветер, "приключения" с вертолётом...), после этих "особых" уроков нужно было время (1-2 урока), чтобы вернуться на прежний уровень. Я думаю, что мой прогресс примерно средний по группе. Были учлёты которых допустили к самостоятельному вылету после 17-18 уроков, но мне, думаю, ждать ещё немало, к тому же я совсем не спешу - своего аппарата пока нет и не предвидится, хочу получить максимум навыков, летая с инструктором, чтобы потом быть готовым к возникающим неожиданностям.
Итак, резюме обучения по состоянию на сегодняшний день:
Обучение начиналось с 2 месяцев теор. занятий раз в неделю. Практические полёты начались до окончания теор. программы, где-то на 2/3 - 3/4 её содержания.
Для полётов используем аппарат DTA с полностью дублированным управлением, радио и интерфоном. Учлёт всегда на переднем сидении.
1-й урок: Руление по аэродрому, в воздухе полёт по прямой, повороты 90[ch186], 180[ch186], взлёт/посадка - инструктор;
2-й урок: Полёт по заданной траектории по ориентиру на земле (извилистая дорога),  взлёт/посадка - инструктор;
3-й урок: Повтор, но с контролем газа в воздухе (до этого только "рулил"), взлёт/посадка - инструктор;
4-й урок: Первый самостоятельный взлёт + полёты "по кругу", над полосой около 50м, посадка - инструктор;
5-й урок: Повтор, проходы над полосой всё ниже, посадка - инструктор;
6-7-й урок: Проходы над полосой на "бреющем" всё ниже и ниже, пока без касания, посадка - инструктор;
8-й урок: Повтор + первая самостоятельная посадка в конце занятия;
9-й урок: Проходы с казанием полосы, полными посадками и последующим взлётом;
10-й урок: Повтор, "случай с вертолётом", после этого - откат в навыках...;
11-й урок: Смена телеги, восстановление навыков "touch and go";
12-й урок: Переустановка крыла с одной телеги на другую (время не в счёт), проблемы с "touch and go" из за порывистого бокового ветра, посадка - инструктор;
- Сдача теор. экзамена.
13-й урок: Восстановление навыков "touch and go" с боковым ветром;
14-й урок: Контроль бреющего прохода над полосой восстановлен, "поймал газ";
15-й урок: "Контрольный" проход над полосой, затем начало отработки посадок "без мотора", на холостых.
Но я всё-таки буду продолжать и более подробные описания занятий, если форум не против...
Всем мягких посадок!
 
А какя продолжытелность этих занятий?
И сколко за занятие делаете touch and go?
 
Уважаемый Rafael.CAT,
Просьба продолжать писать отчёты о своём обучении. Очень интересно и познавательно.
 
сколко за занятие делаете touch and go?
Где-то 6-8 раз можно зайти на полосу за один урок. Зависит от количества аппаратов в воздухе и размера описываемого круга. Полоса у нас большая (900м асфальт), хватает для полной посадки и взлёта с запасом.
 
16-й урок:
С утра небо закрыто облаками, не холодно, дождь периодически начинает моросить. На аэродроме штиль, но на горах на севере, почему-то активно вертятся ветряки электростанции, а на юге развевается флаг "независимой" Каталонии на верхушке башни старого замка... Сегодня я вылетаю третьим по очереди. Первая - девушка, отрабатывала проходы над полосой, после 20 минут - посадка, говорит, что трудно удерживать аппарат в воздухе... Второй - парень, он должен делать спирали с последующим заходом на посадку без двигателя. Тоже летал всего 20 минут, говорит, что сильно болтает наверху... Теперь моя очередь. Задание - отработка посадок без двигателя. Ветра на земле практически нет. Взлетаем, начинаем обычный набор высоты, и вот после 100 метров я почувствовал, из за чего ребята так быстро уставали. Наш аэродром, как дно суповой тарелки наполненной спокойным воздухом - там всё тихо, а вот чуть повыше на "суп" явно кто-то весьма сильно дует, да с разных сторон, да везде по разному... В общем, обнаруживается новое полётное задание - отработка полёта по кругу в условиях повышенной турбулентности. Аппарат всё время норовит свернуть, нырнуть, подпрыгнуть. На попытки удерживать курс и высоту сопротивляется яростно. Да ещё дождь периодически, и ещё порывами ветра стало задирать "забрало" шлема, а руки заняты управлением. После такой вот корриды, заходим на полосу с высоты 150-200м и отрабатываем посадку без мотора. Сам не знаю, почему, только первый заход вышел практически идеально - выравнивание в нужной точке и на нужной высоте и касание очень мягкое. Так понравилось, что захотелось тут же повторить. Снова взлёт, опять борьба с болтанкой, новый заход, но увы, не так хорошо, выровнял раньше, завис, чтобы не плюхнуться, спустился по "лесенке", сел нормально, но дальше намеченной точки. На следующих кругах пытался идти вправо и влево в поисках меньшей турбулентности, но везде болтало одинаково. Помогало немного, только, если держал высоту меньше 100м, но получил замечание инструктора - так не спортивно, да и опасно, в случае проблем с двигателем для захода на полосу не хватит высоты. Ладно, делать нечего, продолжал полёт по "воздушным ухабам". Появилась какая-то злость на эту погоду и мы раз за разом "атаковали" нашу полосу после борьбы с атмосферой на круге. Посадки получались с переменным успехом, один раз даже пришлось прервать заход - снесло в сторону перед заходом и не успел "подстроиться" в пикировании. Но весь урок отлетал. При заходе на посадку начинает появляться некое чувство уверенности и "контроля ситуации", наверняка пока обманчивое, но очень приятное. Руки от болтанки уставали сильно. После предпоследнего захода я уже готов был ехать к ангару, но инструктор сказал, что есть время для ещё одного круга. И мы его сделали! Вылезал из аппарата жутко уставший, но довольный до крайности. После нашей посадки дождь усилился, порывистый ветер "добрался" до земли и ребята не стали "добирать" не отлётанное время. Ничего, доберут в следующий раз.
После полётов мы участвовали в испытаниях "исторического дельталёта" - наш инструктор восстанавливает свой первый аппарат начала 90-х годов. Говорит, что это первый дельталёт в Испании. Гоняли двигатель на максимальных оборотах - пригодился мой вес в качестве упора, тормозов было явно недостаточно. После капитального ремонта двигатель заработал весьма неплохо, прогрелся, взлётные обороты набрал, вот только заметили пару интервалов оборотов, где возникали сильные резонансные вибрации по всей телеге. Инструктор будет смотреть, в чём дело, хочет поставить аппарат "на крыло". Таких тут практически не осталось.
Вот такой полётный день. Летали вчера, а руки и плечи болят сегодня. Авиация, оказывается, весьма силовой спорт, особенно сверхлёгкая.
Всем успешных полётов и мягких посадок!
 
Как это всё замечательно, а если с подобными навыками пересесть с як-18т на дельт. Попробовать покататься по широкой и длинной заброшенной военной полосе в штиль, оторваться, коснуться, почувствовать газ взлететь, развернуться, прицелиться побрить полосу, ещё разочек развернуться, сесть, пойти пописать  😱 . Или лучше пописать до?
 
Назад
Вверх