В статье Геннадия Кузнецова «Секретно пилотажный авиаполк» есть такой момент:
-----------------------------------------------
МиГ-21ФЛ был легким и послушным в управлении, возможно, во многом благодаря установленному на нем, как и на других более ранних модификациях МиГ-21, эффективному триммерному устройству, снимающему усилие на ручку управления. С переходом полка 1970-1971 годах на более тяжелые СМ, МФ, МТ на которых «триммерный эффект» достигался с помощью другого агрегата, возникла необходимость в его замене на прежний, более эффективный и удобный в пилотаже.
Просьба летчиков, обратившихся в МАП, была удовлетворена, и на новые пилотажные МиГи поставили прежние триммерные устройства.
------------------------------------------------
Я пытался выяснить у Геннадия что именно за триммерное устройство было установлено? Но он в статье ссылался на воспоминания отца и техническую сторону отличий устройства объяснить не мог.
Давайте попробуем уточнить, что именно было изменено и менялось ли вообще?
Сколько мне известно механизм триммерного эффекта был на МиГ-21 только на руле высоты и приводился в действие электромеханизмом МП-100. И конструкция его оставалась практически неизменной, начиная с МиГ-21ПФ (а может быть даже с Ф).
Механизм триммерного эффекта управлялся движковым переключателем на ручке управления и с помощью электромеханизма смещает нейтральное положение загрузочного механизма, перемещал пружинный загружатель имитируя аэродинамический триммер. Передаточное отношение от ручки управления к стабилизатору для снижения или повышения диапазона его отклонений и одновременно усилия в зависимости от скорости и высоты полета выполняет другой механизм, автоматика регулирования управления АРУ-3В.
На более поздних модификациях в связи с заменой автопилота КАП-2 на АП-155 в схему управления добавилась рулевая машинка РАУ-107.