Миниотчёт по перелёту Владимир-Питер.

M

mErLin

Только что совершил 3-дневное микропутешествие по маршруту Суховка-Гаврилов Ям-Уверь-Манушкино-Окуловка-Суховка. Наверное, правильнее всего будет назвать это полётом выходного дня под девизом "бешеной собаке 1000 вёрст не крюк". Полёт выполнялся на самолёте "Пайпер Чероки PA-28-140" 12-14 июня. Общая длина маршрута составила 1500км. Совершено 3 промежуточных (кроме Питера) посадки.

Сразу скажу, что ничего примечательного в ходе этого перелёта не стряслось. Идея слетать в Питер пришла в голову спонтанно. И вот почему (объясню, так-сказать, миссию полёта):

Что делают в России многие не особенно опытные полупартизаны-АОНовцы с налётом в пределах 500ч (к которым отношу и себя) перед маршрутом длительностью более пары-тройки часов? Прежде всего, они собирают тусу на обоих сторонах маршрута (либо маршрут подстраивается под какое-нибудь значимое мероприятие). Летят стаей либо чисто "авиационным" составом. Собирают наземную поддержку. Договариваются насчёт топлива для аппарата (и для себя). И т.д. и т.п. Вообщем, преодоление жалких (даже для автомобиля) 500км начинает напоминать проводы полярной экспедиции во времена Амундсена и растягивается на многие дни. Так-сказать - праздник предвкушения праздника.

Может оно так и надо. Однако, для меня самая романтика полётов заключается в том легкомоторный ЛА должен перестать быть для среднего человека средством повышения уровня адреналина/ЧСВ. Он должен восприниматься как банальность, которая перемещает его из А в Б - помедленнее Б737, но значительно быстрее Форд-Фокуса. Человек должен иметь возможность сказать приятелю или коллеге по телефону: "погоди пару часов, сейчас прилечу". Вот это и будет романтикой.

К счастью, многие тенденции крайних лет говорят о том, что всё движется у нас в нужном направлении. Самолёт/вертолёт/автожир потихонечку становятся в нашем сознании именно средством передвижения. Пусть дорогим, пусть требующим множества телодвижений. Пусть заботы большинства из нас напоминают мучения советского автомобилиста 1970хх. Пусть Америка прошла этот путь ещё в 1920хх. Но всё-же наши аппараты это уже немножечко средство передвижения, а не только гаджет для привлечения девушек на свет нимба кухонного чкалова ;)

Поэтому, когда дражайшая половина в очередной раз начала поедать мой мозг на тему: "целых 4 дня праздников, и мы опять тащимся на "этотдурацкийаэродром" (с), а не в Питер на белые ночи", то мой ответ был краток. Я подумал пару минут и произнёс:

- Уай нот - только мы в Питер не едем, а летим.
- С кем?
- Ни с кем, только мы одни.
- Когда?
- Как только доедем до площадки и выкатим самолёт из ангара.
- Нас кто-то встречает?
- Зачем? - фамилии и телефоны есть на maps.aopa.ru

Тут надо сказать, что мой опыт маршрутов не особенно велик. Выполненные в одиночку "плечи" длиной более 400км могу пересчитать на пальцах рук. Да и то, в основном, это восточное направление от Москвы: Нижегородчина, Чувашия, восток Татарстана и т.п. Питер-же представлялся мне в авиационном отношении эдаким Мордором, где чОткая путинская братва сплошь летает на личных Ка-52 и в свободное от полётов время упивается кровью христианских младенцев, лениво постреливая из С-400 в рискнувших пересечь Неву на чём-то менее крутом, нежели EC145 ;)

Ну да ладно. Начало полёта внезапно совпало с авиаслётом в Гавриловом Яме (Ярославской губернии). Завод "Агат" отмечал там праздник открытия аэродрома, который на самом деле был "праздником обновления полосы". На него прилетало довольно много владимирско-ивановских товарищей, поэтому я тоже решил поддержать здоровое начинание  и выбрал авиаслёт первым пунктом посадки.

Забегая вперёд скажу, что в Гаврилове Яме я планировал определиться - идти-ли мне сразу на Питер, либо сходить сначала на разведку в Рыбинск/Староселье и (чтоб 2 раза не вставать) дать оттуда крюк в Белозерск-Вытегру. Но для этого мне обязательно нужна была дозаправка хотя-бы в Рыбинске. К сожалению, плану-максимум сбыться было не суждено - Староселье не принимало из-за случившейся ранее трагедии. Решил работать по исходному варианту.

Итак, собственно перелёт:

Взлетели 12.06 примерно в 10 утра и пошли на Гаврилов Ям, имея на борту 180кг экипажа, 180л топлива + килограммов 30 разного туристического барахла и дамской мануфактуры. Надо сказать, что к вопросу особых случаев я подошёл серьёзно - ввиду хилости движка и больших плеч над тверскими лесами-болотами, я закинул в кабину небольшую палатку, спальники, "комплект выживальщика", усиленную медаптечку. Так-что нагрузились мы изрядно - взлётная масса получилась близка к максимуму.

По прилёту в Гаврилове Яме откланялись всем прибывшим (всего было, по-моему, порядка 14 бортов). Попили чаю. В полётах я не участвовал - берёг силы и топливо. Ввиду невозможности идти на Рыбинск, принял решение лететь сразу в сторону Кусино.

-----------
Далее пойдут фото вперемешку с текстом
 

Вложения

M

mErLin

Если кому-то интересны аппараты, бывшие на слёте у "Агата" - это, наверняка, будет в "гавриловоямской" ветке - более подробно. Ну а я двинусь дальше. Скажу лишь спасибо всем организаторам праздника. Делаете хорошее дело - цивилизованных площадок на Ярославщине не настолько много, чтобы не порадоваться ещё одной.

Перед вылетом я понял, что сразу на Питер мне лучше не идти. Встречный ветер до 40км/ч, болтанка и полетушки над оз. Неро сделали своё чёрное дело - топлива было в обрез. Принял решение идти до площадки Уверь (полоса в границах населённого пункта Мошенское, юго-восток Новгородчины), "а там посмотрим".

Созвонился с хозяином Увери (контакты в базе АОПА - соответствуют - Хорев Н.С.). Он сказал мне, что на точке есть 100LL, подтвердил данные ВПП и обнадёжил, что нас постараются приютить на ночь. Я подтвердил прибытие.

Взлетели с Гаврилова Яма, в целом, нормально. Ну, может, чуток подорвал с перепугу и ушёл низковато (забегая вперёд - это, вообще, оказалось визитной карточкой данного перелёта ;) ). Всё-таки, при строгом боковике 6-7м/с полоса коротковата для моей массы и состояния движка. Плюс - недавняя её укатка - кое-где сохранились мелкие кочки. Думаю, при постоянной эксплуатации всё скоро разгладится.

Я пошёл на Уверь, стараясь строить маршрут в направлении заброшенной площадки Красный Холм. Очень хотелось отснять её состояние. Других сохранившихся площадок в том направлении нет, а местность оооочень способствует стремлению держаться повыше. Забрался на 900м ;)
 
M

mErLin

Увы, площадку Красный Холм можно списать со счетов. Состояние асфальтобетона - весьма приличное. Однако, площадка оккупирована лесорубами. Заср... пардон май френч.... захламлена до предела. ПО краям брёвна, на полосе щепа, в торцах - техника.

З.Ы. Диких лесозаготовителей я-бы стрелял через одного (это уже личное, связанное с самозахватами и порчей рулёжки на моих собственных землях)
 

Вложения

  • 52,5 КБ Просмотры: 131
  • 104,5 КБ Просмотры: 129
M

mErLin

Итак, через 2 с небольшим часа полёта наш борт совершил посадку в аэропорту Уверь.

Асфальто-бетонная ВПП. Делалась с нуля (и что характерно - на задворках лесопилки, людьми, имеющими отношение к лесозаготовительному бизнесу - см. пред. пост ;) )

Полоса очень хорошая, но походы и ширина (12м) - требуют некоторой... мнэээ.... уверенности в себе и технике. С востока имеет место поднимающийся склон с деревьями на вершине и мелиоративный канал через 10м за торцом. С западного торца - просто деревья и сразу - населённый пункт. Длина полосы - 500м + 50м щебня на западной КПБ (в базе указана длина 550).

На полосе иногда бывают такие-же "перелётчики", как и я. Заглядывает Челавиа. Летает местный R-44. Народ на полосе - исключительно дружелюбный. Сразу посадили за стол.

Лететь дальше мне было лениво и я высказался на тему поиска ночлега. Нам тут-же предоставили спальню на КДП. Устроили экскурсию по городу. На мой вопрос о цене долитых мне 60 литров 100LL был дан ответ в духе "какая хрен разница" (впрочем, под пытками сознались, что в коммерческих масштабах цена будет где-то порядка 100р/л - что и было уплочено). Хозяйство окружено лесополосой, тишина, птички поют. Ляпота да и только.

Вечером хозяин убыл в Питер, а дежурный сразу поехал домой. На нас возложили ответственность по охране аэродрома и доеданию всего, что есть на столе. Из ночных беспокойств были только лезущие во все щели коты, от которых пришлось полночи отстреливаться просроченной колбасой.

На фото:
вид на полосу с КДП
КДП
собственно - полоса
 

Вложения

  • 108,3 КБ Просмотры: 141
  • 97,1 КБ Просмотры: 124
  • 100,4 КБ Просмотры: 125
M

mErLin

КДП - кантри стайл. Какие-же полёты без гармони?
 

Вложения

  • 84,6 КБ Просмотры: 139
M

mErLin

Учебный класс - кантри-ДОСААФ-стайл
 

Вложения

  • 66,4 КБ Просмотры: 128
M

mErLin

Местные рванули по каким-то своим делам
 

Вложения

  • 90 КБ Просмотры: 133
M

mErLin

Первоначально я планировал посадку в Кусино, а затем хотел полетать вдоль Ладоги и поизучать прибрежные ПАНХовские площадки. Однако, уверские товарищи предложили мне лучший вариант с Манушкино.

Несколько ранее я звонил на эту точку самостоятельно. Бухаться к ним на полосу в режиме "здравствуйте - я ваша тётя" в мои планы не входило. Как я понял, на площадке тогда были "гости". Мне в иносказательной форме дали понять, что площадка расположена, практически, в городе. Поэтому, проверяющие бывают постоянно, и внезапный прилёт может окончиться плачевно. Однако, на этот раз Владимиру Григорьевичу позвонил Хорев и добро на прилёт было получено.

Рано утром мы собрали манатки и я ещё раз отзвонился Федченко. Оказалось, что погода на площадке - не очень (дымка и, периодически, ливневый дождь). Я позвонил в Кусино, сказав, что буду расчитывать их как запасной. После чего снова отзвонился в Манушкино и принял решение на вылет.

Как назло, наутро у меня поломался заливочный шприц. Попытки  оперативно снять и починить его ни к чему не привели. Терять время не хотелось, поскольку стремительно повышалась температура воздуха. Немного покорячившись, завёлся "насухую".

На взлёте снова подорвал тяжёлый аэроплан и пролетел над крышами Мошенского как крокодил из анекдота.

Набрал 900м. Через некоторое время словил хороший попутный ветер и доехал до Кусино (188км) меньше чем за час - со средней скоростью 200км/ч (вместо обычных 170). Точка не отвечала, поэтому немного осмотрелся по сторонам и не обнаружив впереди никаких погодных катаклизмов, отправился к Манушкино. Перед САПКИ снизился до 300 MSL, пересёк Неву на безопасной в районе МОСТА, а там уже разглядел полосу
 
M

mErLin

Заход в Манушкино курсом 205 это что-то с чем-то. Наиболее острые ощущения доставляет огибание после 4 разворота 2х вышек, которые расположены аккурат по оси, на удалении 600м от торца полосы. Прямо авиаслалом какой-то ;) Причём, после этих вышек, на удалении 200м от торца имеется ещё и полоса препятствий в виде выстроенных методом самозахвата 2-3-этажных фазенд. В остальном - полоса очень даже неплоха. Маленькая, но хорошая. Длина ИВПП примерно соответствует тому, что есть в справочнике (445м). Покрытие - отличное. Плюс  к этому, за западным торцом имеется порядка 230м ровного грунта, на котором был выкошено метров 40. Увидев после посадки мои полные ужаса глаза, хозяин распорядился покосить ещё метров 10 - чтобы меня хоть немного попустило.

Дело в том, что в процессе полёта у меня завоздушило левый тормоз. Не понимаю почему, но факт имел место. Незадолго до этого мы снимали основную стойку и, видимо, недостаточно тщательно выполнили прокачку. Вообщем, тормозил я в Манушкино ручником.

В целом, аэродром мне понравился. Всё лётное поле окопано. Полоса имеет небольшой уклон, что дополнительно удаляет влагу и предотвращает размывание. Бортов на стоянке - немало (см. фото), стояночные места - в большом дефиците (меня кое-как воткнули на временно свободное чужое место). Текущие проблемы те-же, что и у всех - дураки и дачники ;)
 

Вложения

Питер-же представлялся мне в авиационном отношении эдаким Мордором, где чОткая путинская братва сплошь летает на личных Ка-52 и в свободное от полётов время упивается кровью христианских младенцев, лениво постреливая из С-400 в рискнувших пересечь Неву на чём-то менее крутом, нежели EC145 
Рыдал, конспектировал   ;)

Если Вам интересно, то нам нравится :), буду рад продолжению  :)
 
M

mErLin

Бензиний 100LL на площадке - только под заказ. Автобензин  могут помочь нацедить на близлежащей заправке КиришиНефтеОргСинтез. Посадка стоит 1000р.

Ночевать в Манушкино, особенно-то и негде. Из аэродромных сооружений: ангар, а также несколько вагончиков для сторожей и технических нужд. Осознав это, я сразу перешёл к делу обустройства быта перелётчиков: "сами мы не местные - дайте попить, а то так есть хочется, что переночевать негде".

Попытки устроить нас по знакомству в мотеле относительно рядом с аэродромом успехом не увенчались. Везде масса туристов, "белые ночи" - мать их ети. Мы поняли, что найти за приемлемые сроки относительно недорогое место в пределах КАДа нам светит с ещё меньшей вероятностью. Пришлось собрать необходимый скарб и прокатиться вместе с хозяином площадки до Всеволожска (примерно на таком-же расстоянии от города, что и аэродром, только чуть севернее). Там сходу обнаружился совершенно свободный мотель весьма цивильного уровня.

Мы быстренько заселились и свободную вторую половину дня посвятили стандартному набору туристических забав для москалей, типа катания на плавсредствах по каналам, посещения музеев и кабаков. Прокатились на метро, которого, как известно, не существует. В процессе поиска развлечений меня угораздило отравиться каким-то экзотическим гранатовым винищем, что даже поставило под угрозу процесс своевременного возвращения по воздуху на историческую родину.

Фото - исключительно, как свидетельство пребывания в конечном пункте маршрута.
 

Вложения

M

mErLin

А дальше была дорога домой.

Ещё с вечера, вернувшись в мотель, я потерял покой и аппетит. Ночью мне снились падения за борт авианосца и проламывание основными стойками крыш безвинных дачников. Я вскакивал в холодном поту и молился, обратив взор на планшетник с иконой заставки ГИСметео: "господи, которого нет, пошли мне завтра ветерок по полосе - ну хотя-бы метра 3 в сек". Ибо понял я, что взлететь из Манушкино в случае приличного боковика мне поможет только святая молитва, температура -20оС либо твердотопливный ускоритель в заднице.

И настало утро. Было принято решение залиться топливом наполовину и лететь до площадки Окуловка, которая расположена, по отношению к Питеру, чуть ближе Увери. Там следовало дозаправиться "соткой" и уже с полосы в 550м, со спокойной совестью добираться домой.

Владимир рассказал мне про восстанавливаемую частными силами длинную полосу в Боровичах (между Окуловкой и Уверью). Но такой вариант я принял во внимание только как запасной. Уверь я тоже решил снова не использовать, поскольку при действующем ветре пришлось-бы взлетать от них в сторону холма. Да и не хотелось лишний раз разорять запасы бензина, которые нужны людям для Робинсона.

Мы поднялись пораньше и доехали до площадки на таксо. Потом съездили с Владимиром за бензином. Пришлось унять гордыню и купить 60 литров Аи-92. Впрочем, галлонов 10 чистого "сотого" (для взлёта) я в одном из баков всё-таки сохранил.

И тут случилось чудо - природа услышала мои молитвы. Ветер в 6-7м/с начал дуть точно по полосе, крепчая с каждой минутой. Более того, движок выдал по ветру при +20оС аж 2450об/с, чего не случалось с ним даже в его лучшие годы. Не мешкая, мы загрузились в пепелац и рванули когти на исполнительный. Взлёт происходил хоть и курсом 25 (на деревню и вышки), но зато под гору. Оторвавшись метров с 250 я понял, что мог-бы не только заправиться "под крышечки", но и прихватить с собой ещё парочку сфинксов с невской набережной.

Впрочем, в Окуловку я уже прозвонился и посмотреть очередную площадку было даже интересно.

Снова набрав к Кусино 900м мы потихоньку пошлёпали в обратную сторону. Ещё через некоторое время я поднялся почти до 1200м, оказавшись на уровне кучёвки (по понятным причинам, нарушать безобразия на большей высоте - не хотелось). Прекратилась даже малейшая турбулентность. Воздух стал настолько спокойным, что я забавлялся "прицеливанием" засечки на капоте в какую-нибудь деталь пейзажа, после чего отпускал управление. Метка оставалась в том-же положении в течение нескольких минут.

Весь экипаж начала одолевать здоровая дремота. Чтобы не заснуть окончательно, я настроил АРК на какую-то радиостанцию с весёленькой музыкой и стал развлекать себя дурацким занятием в виде фотографирования облаков.
 

Вложения

M

mErLin

Северо-восточный ветер в левый борт сменился на северо-западный и стал отчасти попутным. Скорость немного возросла и мы добрались до Окуловки за 1:15.

Как я понял, площадка, в основном, является местом заправки перелётчиков Москва-Питер (как правило, вертикальных). Производственный процесс, хоть и неказист с виду, но поставлен на промышленную основу. Имеет место обычная ПАНХовская площадка, удлиннённая до 550м. Одним торцом она упирается в эту самую Окуловку (то-ли городишко, то-ли крупное село), а другим - в перелесок. На площадке установлены бытовка, выполняющая роль кассы, а также небольшой ангарчик с рядом топливных бочек и заправочными прибамбасами. По мере необходимости, очередная бочка цепляется на тележку, втыкается насос с топливомером и - вуаля - ты уже заправлен. При желании, на всю процедуру тратится не намного больше времени, чем на автозаправке.

Хозяин Анджей, по совместительству - паралётчик (телега прилагается к аэродрому). Или может, наоборот - заправщик - честно говоря, я не понял.

Снимков этой площадки у меня нет по вине аборигенов. Сразу после посадки набежали двое мужиков из окрестных домов и высказали полную уверенность, что я просто обязан их покатать. Недостаток времени показался им неубедительной причиной и тогда я сослался на плохое состояние двигла для коммерческих покатушек (что, вообщем-то было правдой). Это мужиков не смутило - они возразили, что ни выкаты, ни повисание на деревьях их не смущают и они на это полностью согласные. "Зато это не понравится мне" - отрезал я, и мужики немного обиделись. Впрочем, это не помешало им спустя пару минут начать ковыряться с замками самолётного капота. К счастью, процесс заправки был окончен и энтузиасты полётов удовлетворили любопытство в моём присутствии.

Я дополнительно потратил минут 15, чтобы пробежаться из торца в торец полосы и отшвырнуть наиболее крупные булыжники. Полоса ещё при посадке не поразила меня своим состоянием. Всё крошится. Тем-не-менее, видно, что за полосой ухаживают.

Наконец, взлетев (минут через 30 после посадки) над крышами окуловских домов, я взял курс "на домой".
 
M

mErLin

Да, чуть не забыл про новгородско-тверские болота. Честно говоря, я видел такое только в северо-западной Сибири. А уж самостоятельно, на небольшом одномоторнике, не летал над подобной формацией никогда. Болотная стихия впечатляет (мягко говоря). Хотя, с 10-километровой высоты рейсовых авиалайнеров такие участки воспринимаются совершенно безобидно.

И ведь это всего в нескольких десятках км от Октябрьской железной дороги. По этой дороге едут люди в начищенных лаковых туфлях, держа в руках ноутбуки со своими жалкими отчётиками. Многие из этих людей даже не подозревают, что совсем рядом, за стенкой их купе лежит иной, затерянный мир.  Жёлто-зелёная безысходность. Настоящий Солярис. Исчезни по какому-то волшебству рельсы РЖД, этот болотный мир в единый момент поглотит и ноутбуки, и отчёты вместе с их хозяевами, и даже не скажет, что так и было. Но исчезновение рельсов это всего-лишь фантазия. И совсем не фантазия - остановка твоего единственного мотора.

Всё-таки, легкомоторная авиация заставляет смотреть на многое совершенно в ином ракурсе
 

Вложения

M

mErLin

А вот и Калининская АЭС возле Удомли. Естественно - запретка. Облизываем её почти по самому краешку. Поскольку запретка-запреткой, но надо-же и шпиёнские фото получить.
 

Вложения

Вверх