Sidewinder
Citius, altius, fortius!
- Откуда
- ULLI
Сегодня исполнилось ровно 40 лет с момента последнего перелёта Ил-18 в монинский музей ВВС. Этому перелёту была посвящена статья в газете "Смена", за авторством Л.М.Фролова и О.Сердобольского. Давайте вспомним её!
"Турбовинтовой лайнер Ил-18, совершивший посадку на небольшом подмосковном аэродроме, никогда больше не поднимется в небо, но продолжает свою службу на земле. Самолёту с бортовым номером 75737 из состава Ленинградского объединенного авиаотряда отведено место в экспозиции музея отечественной авиации в Монино.
Совершить посадку в музее - такое выпадает не каждому летчику! Доставить действующий экспонат по месту своей новой службы было поручено заслуженному пилоту СССР А. Г. Федотову, командиру подразделения самолетов Ил-18.
- Прежде чем отправиться в путь, мы выполнили несколько "полётов" на тренажере, с точностью до метра выверили курс, глиссаду, посадочную скорость, - рассказывает Александр Григорьевич. - На место посадки был заранее командирован в качестве руководителя полёта наш коллега - Константин Иванович Пашин. Зачем понадобилась такая тщательная подготовка? Дело в том, что обычно в Монино самолеты доставляются либо в разобранном виде, либо "своим ходом" - зимой, когда можно удлинить полосу вплоть до двух километров. Летом же аэродром напоминает обычное поле не очень приспособленное для приема тяжелых машин. Так что для нас сделали исключение. Полоса была втрое короче, чем требуется для обычной посадки. Но в этом полете Ил был надежен и послушен, как всегда.
Коротка небесная жизнь самолётов, а их земная судьба складывается по-разному. Большинство из них идет на переплавку, чтобы из крылатого металла можно было построить более совершенные модели. Другие переоборудуются под детские кинотеатры, клубы юных техников, школьные музеи боевой славы. А вот "Ильюшину" повезло, наверное, больше других. Нарядный, сверкающий на солнце бело-голубой эмалью, он вовсе не производит впечатление ветерана. Но закон летной практики неумолим: выработал свой ресурс - уходи "в отставку". И, конечно, не случайно в состав почетного экипажа вошли авиаторы одними из первых осваивавшие эту машину на воздушных трассах, - второй пилот С.Н.Николаев, штурман Е.К.Глебко, бортмеханик А.В.Васин, бортрадист Б.Л.Каганер.
-Мы расставались с кораблем, как с верным, испытанным другом, который в любых ситуациях оказывался, что называется, на высоте, - говорит командир экипажа. - И было у нас такое чувство, что самолет держит путь не просто в музей, а летит в историю. Ведь с его имеем связана яркая страница в развитии отечественной гражданской авиации. Остается добавить что командир Федотов принимал этот самолёт когда-то с завода "Знамя Труда", и вот, он прощается с ним совершив последний полет. Газета "Смена" от 12.07.1977"
Шли годы. Лайнер, стоявший на краю экспозиции, вдалеке от экскурсионных дорожек, постепенно дряхлел. Краска выгорала, колеса погружались в грунт. В эпоху безвременья, "лихие 90-е", музею сполна досталось от вандалов и мародеров. Пострадал практически каждый летательный аппарат стоящий на открытом воздухе. Ил-18 пострадал особенно сильно: была разграблена кабина, а в начале 2000-х, по неустановленной причине, произошел пожар в салоне самолета. Вовремя подоспевшие пожарные успели спасти самолет, но внутри он представлял собой страшное зрелище. Так и стоял бы он, сгоревший внутри и опаленный снаружи, если бы команда волонтеров музея не обратила на него внимание. В 2016 году Юлий Кудрявцев возглавил работы по восстановлению внешнего облика и внутреннего интерьера Ил-18. Планируется полностью реставрировать кабину и первый салон. А во втором салоне устроить выставку рассказывающую об истории прославленного лайнера. Благодаря упорному труду волонтеров и пожертвованиям неравнодушных граждан "Ильюша" вновь предстает в первозданном облике. В работах на борту могут поучаствовать все желающие!
https://www.youtube.com/watch?v=FFCK-Lqq_qc
(на фото справа налево): бортмеханик А.В.Васин, штурман Е.К.Глебко, бортрадист Б.Л.Каганер, 2-й пилот С.Н.Николаев, командир корабля А.Г.Федотов, руководитель полёта К.И.Пашин. Крайний слева – зам. начальника Музея ВВС.
"Турбовинтовой лайнер Ил-18, совершивший посадку на небольшом подмосковном аэродроме, никогда больше не поднимется в небо, но продолжает свою службу на земле. Самолёту с бортовым номером 75737 из состава Ленинградского объединенного авиаотряда отведено место в экспозиции музея отечественной авиации в Монино.
Совершить посадку в музее - такое выпадает не каждому летчику! Доставить действующий экспонат по месту своей новой службы было поручено заслуженному пилоту СССР А. Г. Федотову, командиру подразделения самолетов Ил-18.
- Прежде чем отправиться в путь, мы выполнили несколько "полётов" на тренажере, с точностью до метра выверили курс, глиссаду, посадочную скорость, - рассказывает Александр Григорьевич. - На место посадки был заранее командирован в качестве руководителя полёта наш коллега - Константин Иванович Пашин. Зачем понадобилась такая тщательная подготовка? Дело в том, что обычно в Монино самолеты доставляются либо в разобранном виде, либо "своим ходом" - зимой, когда можно удлинить полосу вплоть до двух километров. Летом же аэродром напоминает обычное поле не очень приспособленное для приема тяжелых машин. Так что для нас сделали исключение. Полоса была втрое короче, чем требуется для обычной посадки. Но в этом полете Ил был надежен и послушен, как всегда.
Коротка небесная жизнь самолётов, а их земная судьба складывается по-разному. Большинство из них идет на переплавку, чтобы из крылатого металла можно было построить более совершенные модели. Другие переоборудуются под детские кинотеатры, клубы юных техников, школьные музеи боевой славы. А вот "Ильюшину" повезло, наверное, больше других. Нарядный, сверкающий на солнце бело-голубой эмалью, он вовсе не производит впечатление ветерана. Но закон летной практики неумолим: выработал свой ресурс - уходи "в отставку". И, конечно, не случайно в состав почетного экипажа вошли авиаторы одними из первых осваивавшие эту машину на воздушных трассах, - второй пилот С.Н.Николаев, штурман Е.К.Глебко, бортмеханик А.В.Васин, бортрадист Б.Л.Каганер.
-Мы расставались с кораблем, как с верным, испытанным другом, который в любых ситуациях оказывался, что называется, на высоте, - говорит командир экипажа. - И было у нас такое чувство, что самолет держит путь не просто в музей, а летит в историю. Ведь с его имеем связана яркая страница в развитии отечественной гражданской авиации. Остается добавить что командир Федотов принимал этот самолёт когда-то с завода "Знамя Труда", и вот, он прощается с ним совершив последний полет. Газета "Смена" от 12.07.1977"
Шли годы. Лайнер, стоявший на краю экспозиции, вдалеке от экскурсионных дорожек, постепенно дряхлел. Краска выгорала, колеса погружались в грунт. В эпоху безвременья, "лихие 90-е", музею сполна досталось от вандалов и мародеров. Пострадал практически каждый летательный аппарат стоящий на открытом воздухе. Ил-18 пострадал особенно сильно: была разграблена кабина, а в начале 2000-х, по неустановленной причине, произошел пожар в салоне самолета. Вовремя подоспевшие пожарные успели спасти самолет, но внутри он представлял собой страшное зрелище. Так и стоял бы он, сгоревший внутри и опаленный снаружи, если бы команда волонтеров музея не обратила на него внимание. В 2016 году Юлий Кудрявцев возглавил работы по восстановлению внешнего облика и внутреннего интерьера Ил-18. Планируется полностью реставрировать кабину и первый салон. А во втором салоне устроить выставку рассказывающую об истории прославленного лайнера. Благодаря упорному труду волонтеров и пожертвованиям неравнодушных граждан "Ильюша" вновь предстает в первозданном облике. В работах на борту могут поучаствовать все желающие!
https://www.youtube.com/watch?v=FFCK-Lqq_qc
(на фото справа налево): бортмеханик А.В.Васин, штурман Е.К.Глебко, бортрадист Б.Л.Каганер, 2-й пилот С.Н.Николаев, командир корабля А.Г.Федотов, руководитель полёта К.И.Пашин. Крайний слева – зам. начальника Музея ВВС.