Найдется ли замена Як-52

RED Aircraft

Я люблю строить самолеты!
если ваши цифры корректны , то это революционный двигатель какой-то  0,52кг/л.с.  Все остальные авиационные поршневые двигатели отдыхают, да ещё и дизель.
И настанет нам счастие, мощь офуенная, топливо сертифицированное и дешевое, мидель маленький и т.д.
кстати если вы сотрудничаете с КБ, то разверните основные стойки шасси на 90 градусов,  как румыны сделали, скорость увеличится, устойчивость шасси к боковику на посадке тоже,  а самое главное центровка сместится назад
Спасибо. Над самолетом работали Termikas, так что, стойки они, конечно, могли развернуть. Вполне возможно, так и будет сделано в будущем. Пока это, как написано выше - "тестбед".
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Турбонаддувных моторов на пилотажных самолетах мне встречать не приходилось,и,полагаю,в оставшуюся жизнь не придется.
 
V

Viital

Я считаю, что у Yak-52 с двигателем RED 450_06_V12-A будет большое будущее.  Характеристики двигателя потрясающие. Сам планер Як-52 - превосходный. Сложив все вместе - получим отличный учебно-тренировочный, спортивно-пилотажный самолет. Необходимо на мой взгляд увеличить длину (площадь) элеронов, что бы увеличить угловую скорость вращения. Щиток сделать как у "тешки". А вот шасси не стоит переделывать. У нас в авиаклубе за 28 лет эксплуатации Як-52 было 2-е вынужденные посадки на поле с отказавшим двигателем и несколько посадок без шасси, не выпущенных по забывчивости, на грунтовую ВПП. Во всех случаях дело заканчивалось только заменой винта. Так что, такая схема: "с поджимающимся шасси" оправдана. :IMHO
Можно конечно изменить фонарь, как у Як-52м. Желательно его затонировать. Сделать катапультное сидение, хотя бы для первой кабины. С возможностью принудительного катапультирования из задней кабины. Это спасет не одну жизнь.  Были случаи когда курсанты не прыгали по какой-то причине. Да и на пилотаже, когда впереди даже опытный спортсмен-летчик, попробуйте прыгнуть на скорости 300 км/ч. С заклинившими рулями. Сменить радио и всю авионику на современную... да ему цены не будет. Лучше ничего нет!!!
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Я считаю, что у Yak-52 с двигателем RED 450_06_V12-A будет большое будущее.
К сожалению,придерживаюсь противоположного мнения.
Одна из причин - через пост вверх;других причин также хватает:если попробовать обозвать их каким-то общим признаком,то наверное таким : Як-52 - самолет для СССР,и этим он хорош и плох одновременно.
Думаю,будь в вашем аэроклубе выбор при приобретении на свои деньги другого типа самолета подобного назначения и,предположительно, новых Як-52,цена которых сформирована аналогично цене новых Як-18Т - у 52-го было бы совсем мало шансов.
 

shplint

Я люблю самолеты!
Я считаю, что у Yak-52 с двигателем RED 450_06_V12-A будет большое будущее.  Характеристики двигателя потрясающие. Сам планер Як-52 - превосходный. Сложив все вместе - получим отличный учебно-тренировочный, спортивно-пилотажный самолет. Необходимо на мой взгляд увеличить длину (площадь) элеронов, что бы увеличить угловую скорость вращения.
В современных турбонагнетателях скорость вращения ротора доходит до 250 000 об\мин. А теперь, на минуточку, представьте какие возникнут силы в опорных подшипниках вала ротора от гироскопического момента при выполнении ЯК-52-ым фигур высшего пилотажа. К сведению: АГИ-1К(авиагоризонт истребительный), установленный на ЯК-52 не выдерживает и 100 час. на пилотаж. А на нем, прошу обратить внимание, гироскоп имеет три степени свободы.
 

cooley

Суперкаб с большими колесами
Откуда
Штат Техас
Вопрос, на который почему-то не ответили, на каких самолетах учат пилотажу новичков в других странах типа США, Германии, Франции. Имену пилотажу, то есть вертикалям, штопорным и тд.

Citabria....Pitts
у нас еще есть один Zlin

Все эти самолеты существенно проще в производстве и дешевле чем як 52.
 
V

Viital

Я считаю, что у Yak-52 с двигателем RED 450_06_V12-A будет большое будущее.
Як-52 - самолет для СССР,и этим он хорош и плох одновременно.
Тут даже не поспорить, все это так. Но неужели такой замечательный самолет уйдет в историю... 
Вопрос, на который почему-то не ответили, на каких самолетах учат пилотажу новичков в других странах типа США, Германии, Франции. Имену пилотажу, то есть вертикалям, штопорным и тд.

Citabria....Pitts
у нас еще есть один Zlin

Все эти самолеты существенно проще в производстве и дешевле чем як 52.
Есть еще и Extra, и CAP, и Cessna, и SBACH, и Edge и еще есть"сучки"... и т.д. Все эти самолеты проще чем Як-52. Соответственно и дешевле в производстве.
 
V

Viital

Я считаю, что у Yak-52 с двигателем RED 450_06_V12-A будет большое будущее.  Характеристики двигателя потрясающие. Сам планер Як-52 - превосходный. Сложив все вместе - получим отличный учебно-тренировочный, спортивно-пилотажный самолет. Необходимо на мой взгляд увеличить длину (площадь) элеронов, что бы увеличить угловую скорость вращения.
К сведению: АГИ-1К(авиагоризонт истребительный), установленный на ЯК-52 не выдерживает и 100 час. на пилотаж.
С этим позвольте не согласиться, из личного опыта: АГИ-1К ВЫДЕРЖИВАЕТ на много больше часов.
Вот остальное оспаривать не буду, Вам виднее.
Тогда вопрос, а зачем люди взялись за дизель для Яка?
 

shplint

Я люблю самолеты!
Тогда вопрос, а зачем люди взялись за дизель для Яка?
Думаю, что у Термикаса завалялся никем не востребованный, возможно и не усиленный (59-БД, 60-БД) старенький (82-83 гг. пр-ва) самолет, на котором они хотят "обкатать" этот Test-Bred, тем самым завоевать на рынке нишу производства имиджевых, коммерческих версий легендарного трудяги, имя которому - ЯК-52.
  Их версия ЯК-52TD свела на нет все достоинства учебно-спортивного самолета, но им и сейчас неймётся в погоне за длинным долларом.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Тогда вопрос, а зачем люди взялись за дизель для Яка?
Полагаю,реальных самолетов,пригодных для испытания в воздухе этого дизеля немного;принимая во внимание очевидную копеечность приобретения данного борта и достаточно надежную конструкцию Як-52,смысл экспериментов на данном типе вполне объясним.Другое дело,что можно снять реальные характеристики мотора на разных режимах полета;получить и сравнить с исходными высотно-скоростные и расходные данные самолета с дизелем - после этого,махнув рукой на мотор,уже выполнивший задачу,можно пойти и на то,чтобы его загубить и попробовать крутить более и более интенсивно - до победного конца.
Но даже неплохой результат для данного экземпляра дизеля не сможет служить основанием для рекомендации его в качестве пилотажного.
 

Mr.Pro

Я люблю летать на самолетах!
Есть еще и Extra, и CAP, и Cessna, и SBACH, и Edge и еще есть"сучки"... и т.д. Все эти самолеты проще чем Як-52. Соответственно и дешевле в производстве.
[highlight]Дешевле Яка?[/highlight] Ну это наверно опечатка.

Еще очень популярный самоелт у амеров для первоначального обучения - Декатлон: http://www.airliners.net/photo/American-Champion-8KCAB-180/0750586/M/
Выглядит как каракатитца, но я как-то слетал на нем - очень приятный и по чувствительности на рулях не уступает Як-52. Кроме штопорных все остальное делает легко.
Ну, кочечно, учитывая что там 4-х цилиндровый лайк, не стоит ожидать очень большой энерговооруженности. По стоимости новый Декатлон, кстати, близок к новым Якам из Румынии. Дешевле в эксплуатации только потому, что жрет меньше. Но насчет дешевизны в эксплуатации тоже вопрос не такой однозначный. Что мы делаем, когда на Яках текут баки? Снимаем и клеим. День работы, от силы, если лень. Если не лень, то можно за два часа подлатать бак. Декатлон сертифицирован и поэтому там такой номер не проходит. Мой знакомый месяца три простоял, пока ему поменяли бак (там крыло надо снимать, и чтобы это все сертифицированные механики делали, ну и соовтетственно это денег стоит)

Эти самолеты летают в категориях Primary и Sportsmen. Один раз я видел, как хлопец, у которого временно была поломана Экстра, участвовал не Декатлоне в Intermediate категории. Прикольно было смотреть - результат не показал, но боролся отчаянно :)
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Дешевле Яка? Ну это наверно опечатка.
Да нет - какая уж опечатка:если "сучки",Edge и Экстры действительно недешевы (хотя при сравнимых объемах производства эти цены могли бы упасть в разы),то другие-то,особенно,если сравнивать трудоемкости и затраты на материалы и комплектующие при равных условиях производства,явно окажутся дешевле.Что касается Декатлона - действительно его можно также приводить в пример и после подготовки на нем легко перейти к любому unlimited типу;иными словами,400 сил для этих задач - явный перебор,а,учитывая турбину в наддуве - такая мощь мало что даст для обучения именно пилотажу.
 
V

Viital

Прочитав все выше сказанное Уважаемыми Форумчанами, я пришел к неутешительному выводу. Реальной замены Як-52 нет. Вы все правы, только каждый по-своему. Получается, что Як-52 самолет из другой эпохи. Это наследие Империи, которая могла себе позволить такие самолеты. Современные реалии говорят о том, что сейчас это непозволительная роскошь - строить и эксплуатировать такой самолет. Посему, на роль учебно-тренировочного спортивного самолета нужен другой аппарат. И скорее всего это будет импортный аналог, на Западе давно умеют считать деньги.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Посему, на роль учебно-тренировочного спортивного самолета нужен другой аппарат. И скорее всего это будет импортный аналог, на Западе давно умеют считать деньги.
Не обязательно,но,в принципе,почти так.И,в первую очередь,из-за отсутствия отечественного мотора.
Да и с остальным - вопросов больше чем ответов.Увы.
 

Kestas

Я люблю этот Форум!
Здраствуйте, коллеги.
Владимир Павлович, моё почтение.

Вот буквально несколько дней назад вернулся из поездки по странам ЕС, продлевал ЛГ Якам с литовской регистрацией. Около 7000 км, всего 25 Як-ов (это только небольшая часть с LY регистрацией, а где ещё Яки с российской, венгерской рег.?).
Могу сказать, что Яки там ценятся и они нужны.
Может, не как пилотажно-тренировочные, как при ДОСААФ-е, но спрос и интерес большой.
Основные области применения:
- как рабочие лошадки на разных шоу. Притом, как единичные так и группы. Почти в каждой стране есть пилотажные группы из Як-52/50. Например, Як-Италия, Yak-UK и т.д.
- как исторические-военные самолёты. Их так и называют - варбирд для бедных. Все в звёздах и надписи кирилицей. Есть и "оригинальные" Досафовские.
- как "настоящий" самолёт "настоящего" мужчины. Типа раритетных Порше или Феррари. С мощёй и звуком радиала. Украшение любого ангара, даже у швейцарских снобов (кстати, над вьездом у одного из аэроклубов там висит Су-26 в раскраске Брейтлинг).
Як на западе - это престиж и шик. Притом, сравнительно недорого.
- нaмечается и другой спрос - самолёт первоначального обучения военных пилотов с акробатическим уклоном. После ухода с поле боя Cap-10-ых, осталась пустая ниша. Як-и и тут одни из основных претендентов.
Прилагаю несколько фото из поездки:
 

Вложения

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Приветствую,Кястас - рад вновь слышать.И практически со всем согласен,и
Украшение любого ангара, даже у швейцарских снобов (кстати, над вьездом у одного из аэроклубов там висит Су-26 в раскраске Брейтлинг).
этот "сучок" помню - был там на чемпионате Европы - это в Гренхене.
Однако я встрял в тему в связи с предположением о перспективности восстановления выпуска 52-х с этим 400-сильным турбодизелем,и мое мнение осталось неизменным - повторный запуск этого самолета,но с дизельным турбированным мотором неуместен при любых обстоятельствах:непригодность его для задач,ради которых проектировался,с одной стороны;и совершенно несоразмерный объем спроса на потерявший свой ретро-военный имидж,самолет,сравнительно с экономически целесообразным для запуска.
Вновь запущенная "тэха",как,очевидно,знаешь,стоит совершенно невообразимых денег,и ,в общем,во многом подобный ей самолет сейчас стоил бы у нас немало.
В итоге,полагаю,что с этим мотором М-14(неподтвержденные сведения,что все-таки тип не умрет,а наоборот,восстановится выпуск) есть резон проектировать и выпускать тренировочный акробатический двухместный самолет уровня Су-29,и,вероятно,продолжить выпуск Як-54,в перечень задач которых первоначальное обучение не входит.А дизель - Термикас переоборудует под него может быть десяток бортов;успешный опыт летной эксплуатации может послужить причиной разработки с ним крейсерских одно-двухмоторных самолетов,подпирающих снизу класс турбопропов.
 

Kestas

Я люблю этот Форум!
В.П., спасибо за упоминание, действительно аэродром назывался Гренхен.
В своём посту я нарочно не касался темы дизеля. Хотел только подчеркнуть широкий спектр применения Як-ов за рубежом и спрос на него.
Не как массово-учебно-спортивного, для чего он был создан и, полностью согласен, сейчас далеко не оптимален.
Поетому, не понял негатива в посту shplint-а по этому поводу. Моё понимание кардинально противоположное. Як не был "заморожен" как первоначально учебный для полувоенных организаций, которых уже нет, а был модифицирован и приспособлен под новые задачи и под новый спрос, который, конечно, измеряется "длинным долларом".
В чём тут негатив?

Про дизель:

1. Как и упоминал с самого начала, Як - только планер для испытаний. Тест-бед, летающая лаборатория итд, для очередной попытки протолкнуть дизель в сферу АОН. Как правильно заметили, не так уж много однодвигательных двухместных самолётов под двигатель 400-500 лс. Особенно в Европе, и за небольшие деньги. Як тут самый оптимальный, пожалуй.

2. При широкой сфере использования Як-ов, возможна ниша и для дизеля. Например, как первоначального обучения пилотов ВВС. Первую фазу (вывоз, коробки, маршруты...) открутить на дизеле. Дешевле, одно реактивное топливо в военном аэродроме, ресурс М14 не тратится. Дальше акробатика отрабатывается на Яке 52/54 с поршневым "родным" двигателем.
Всякие полу-недо акробаты, как Ранс-ы, Цитабрии слишком хрупкие для военной керзухи...

Так, что тема Як-а не исчерпана, как и любого хорошего и отработанного самолёта. Хорошая база для модификаций и приспособлений под разные задачи.
 

garpuner

Летать полюбляю
Откуда
Одесса
Нарыл на Кубаннете вот такой Сучек. http://il2.kubannet.ru/forum/showthread.php?t=10379  Из того дизельного Ячка пилотажник такой же, как из этого Сучка. Отвечу почти своими же словами с того же Кубаннета : думаю,  N-ное количество штопорных бочек   обеспечит обоим посадку двигателя и планера по отдельности. Кто штопорные крутит - думаю со мной согласится. Такие самолетки больше для прикола и  показушных вариатов годятся , проходы группой наверное будут неплохо делать, но пилотажники... Извиняйте  :IMHO.  И то, что 52-й - непревзойденная в своем классе "переходка" на более сложные виды пилотажа, думаю тоже со мной согласятся многие ( ну, во всяком случае из тех, кто этот самый пилотаж крутит  ;))
 
Вверх