Нормы лётной годности

С требованиями к СЛА надо быть повнимательнее - скорость сваливания не более 65 км/ч.
Вопрос !!!
Скорость сваливания какая Vso - ? (с выпушенной механизацией и шасси) ??? или на "чистом крыле" (stall clean) ???

Самолет по скорости сваливания в первом случае проходит как СВС, а во втором - нет. (62 и 72 км/ч соответственно).
 
С требованиями к СЛА надо быть повнимательнее - скорость сваливания не более 65 км/ч.
АП ОЛС:
ОЛС.1. Назначение
(а) Настоящие Нормы содержат требования к летной годности для выдачи Сертификата типа и изменений к Сертификату типа для одно-и двухместных самолетов с одним поршневым двигателем (воспламенение от запальной свечи или от сжатия), с максимальной сертифицированной массой не более 750 кг и скоростью сваливания в посадочной конфигурации не более 83 км/ч (CAS). Эти Нормы действительны только для самолетов, выполняющих дневные полеты в условиях ПВП.
ФАП 118:
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящие общие технические требования к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) (далее - Требования) применимы к единичным экземплярам воздушных судов авиации общего назначения (за исключением единичных экземпляров аэростатических воздушных судов авиации общего назначения) (далее - ЕЭВС), имеющим:
максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг;
не более чем четыре человека на борту.
Данные требования применимы к ЕЭВС независимо от того, имеют ли они “жесткие” или “гибкие” несущие поверхности, управляются ли они обычными поверхностями управления или другими способами. При проведении оценки соответствия конкретного объекта Требования принимаются за базовые и уточняются в программе проведения работ по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС (далее - Программа).
Для ЕЭВС разрешены только неакробатические полеты, которые включают в себя:
любой маневр, необходимый для осуществления нормального полета;
сваливание;
крутые развороты, при которых угол крена не превышает 60 град.
Требования относятся ко всем ЕЭВС, если отсутствуют какие-либо указания на обратное.
Учитывая особенности конструкции ЕЭВС, имеющих:
максимальную взлетную массу не более 450 кг в сухопутном варианте и не более 495 кг в гидроварианте;
количество людей на борту не более двух;
посадочную и взлетную дистанции не более 300 метров;
скорость сваливания не более 65 км/ч,
в настоящие Требования включены специальные требования, которые распространяются на указанные ЕЭВС. Объем требований при оценке соответствия указанных ЕЭВС определяется Программой.

Где однозначно написано, что СВС должны иметь скорость сваливания не более 65 км/ч? Написано - "Учитывая особенности конструкции ЕЭВС, имеющих". Воздушный кодекс ст.32: "3. Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания."
 
Я ФАП-118 то же читал, и НА-119Р изучил.
Вы не ответили на мой вопрос: какая скорость сваливания конкретно ???
НА-119Р гласит:
1.2.2 Скорость сваливания.
1.2.2.1 Vso является скоростью сваливания (СAS), если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, при которой ЕЭВС управляем, с двигателем, работающим на режиме малого газа или выключенным, в зависимости от того, при каком условии получается большая величина Vso, и:
- в посадочной конфигурации ЕЭВС,
- при максимальном весе.
1.2.2.2 Vs1 является скоростью сваливания (CAS), если таковая достижима, или минимальной скоростью установившегося полета, при которой ЕЭВС управляем, с двигателем, работающим на режиме малого газа или выключенным, и:
- в той же конфигурации, что и в испытаниях с использованием Vs1,
- при максимальном весе.
1.2.2.3 Vso и Vs1 должны определяться летными испытаниями с использованием процедуры, описанной в п.1.5.1.

Кто-нибудь внятно разъяснит: какая из скоростей сваливания имеется ввиду в ФАП-118 ???
Вопрос актуальный, т.к. максимальный взлетный вес 435 кг,
Vso - 33 knots - 62 км/ч
Vs1 (в конфигурации "чистое крыло") - 72 км/ч.

В центре по сертификации не хотят признавать ЛА как СВС, т.к. не понятно - какая скорость указана в ФАПе (они признают второй случай).
 
Вы не ответили на мой вопрос: какая скорость сваливания конкретно ???
В посадочной конфигурации (см. аналогичную фразу из АП ОЛС).
В центре по сертификации не хотят признавать ЛА как СВС,
Еще раз спрашиваю : где однозначно прописано, что СВС должно иметь скорость сваливания не более 65 в нашем законодательстве? А тем более говорится о конкретной конфигурации? Может они путают требования к спортивным ЛА ФАИ или требования других стран?
 
Доброго!

Мужики, извините, оно как-бы (пока) не моего ума дело (возможно, по многим позициям у меня поверхностной взгляд),
но со стороны видно как вас крутит (или крутят).
Добавлю вам чуть-чуть "осведомленного оптимизма", о том что...
Распоряжение Минтранса РФ от 15 мая 2003 г. N НА-119-р "Об утв. тех.требований к ЕЭВС АОН" - не "тождественно стандартам",
но применяется (и будет применятся) в силу специальной международной оговорки:
"Каждое государство установит свои всеобъемлющие и подробные нормы годности или
изберет всеобъемлющие и подробные нормы летной годности другого Договаривающегося государства.
"
Поэтому, "там" (и в ФАП-118 и в Распоряжении) будут нестыковки, непонятки, недоговорки, противоречия и неточности.

"какая из скоростей сваливания имеется ввиду в ФАП-118 ??? (к размышлению какую "они" скорость употребляют при сваливании)
"чистое крыло"?! Ещё не хватает "чистое крыло + грязное шасси и не только"! Откуда я это взял?!
Да, вот же... сравните с тем что у вас имеется (в том числе с "НА-119-р"):

2.4.2 Сваливание
2.4.2.1 Предупреждение о близости сваливания. В случае приближения самолета к сваливанию в
прямолинейном полете и во время разворота при работе всех двигателей, [highlight]при всех допустимых конфигурациях[/highlight]
самолета и режимах мощности или тяги двигателей, исключая условия, которые считаются несущественными...
2.4.2.3 Скорости сваливания. Для конфигурации, соответствующей каждому этапу полета
(т. е. [highlight]взлету, полету по маршруту, посадке[/highlight]), устанавливаются скорости
...

(в подпунктах 4.1.3 и 4.1.4 достаточно конкретно описано испытание на "сваливание" и взаимосвязи с коэффициентами безопасности)

Приложение 8 к Конвенции о международной гражданской авиации "Летная годность ВС"
Doc 9388 Руководство по типовым правилам нац. рег. производства полетов и сохр. летной годн. возд. судов
Doc 9760 Руководство по летной годности. Том I Организация и процедуры
Doc 9760 Руководство по летной годности. Том II Сертификация конструкции и сохранение летной годности


4.1.1 Определения
V1 - скорость принятия решения (см. 4.1.6.2.1);
V2 - безопасная скорость взлета (см. 4.1.6.2.3);
V2min - минимальная безопасная скорость взлета (см. 4.1.6.2.2);
VLOF - скорость отрыва (см. 4.1.6.2.7);
VMCA - минимальная эволютивная скорость взлета (см. 4.1.5.1);
VMCG - минимальная эволютивная скорость разбега (см. 4.1.5.5);
VMCL - минимальная эволютивная скорость при заходе на посадку со всеми работающими двигателями (см. 4.1.5.6);
VMCL-1 - минимальная эволютивная скорость при заходе на посадку с неработающим критическим двигателем (см. 4.1.5.8 и 4.1.5.9);
VMCL-2 -минимальная эволютивная скорость при заходе на посадку с двумя неработающими критическими двигателями (см. 4.1.5.10 и 4. 1.5. 11);
VMU - минимальная скорость отрыва при взлете (см. 4.1.6.2.4 и 4.1.6.2.5);
VR - скорость в момент подъема передней стойки шасси (см. 4.1.6.2.6);
VREF - скорость захода на посадку со всеми работающими двигателями (см. 4.1.9.3.2 а) 1));
VREF-I - расчетная скорость захода на посадку с одним неработающим двигателем (см. 4.1.9.3.2 а) 2));
Vs - скорость сваливания - минимальная земная индикаторная скорость полета при нормальном сваливании (см. 4.1.4);
Vs1g - скорость сваливания при перегрузке 1g (см. 4. 1.4);


(Прим. Причём обратите внимание на отсутствии  Vsо в этом перечне, но наличии его в Приложении 6 ч II. АОН. Самолеты.
как Vsо – скорость сваливания или минимальная скорость установившегося полета в посадочной конфигурации)


VTMD - минимальная подтвержденная скорость пересечения порога ВПП (см. 4.1.9.1.1 b));
VTmax - максимальная скорость пересечения порога ВПП (см. 4. 1.9.1.1 d));
VTmin - минимальная скорость пересечения порога ВПП (см. 4.1.9.1.1 с)).


когда говорите "где однозначно прописано, что СВС должно иметь скорость сваливания не более...
Тогда скажу (укажу), что не смотря на наличие этих всех "разных скоростей", - шерше-ля-фам (ищите женщину).
Какую?! Ну вот же "она" - "Программа" (вами же упомянутая из ФАП-118 - "в программе проведения работ
по оценке соответствия ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС". Поэтому как-бы неважно "где и что (в нормативах)",
главное - по какой программе утверждено проводить СЛГ для конкретного Центра сертификации!
Просите-требуйте (для себя, копии) наличия "Программы" в качестве приложения к договору о проведении СЛГ
(чтобы можно было сличать её с картой данных, если что).
Вообще-то, "ограничения" прописываются в РЛЭ, а "65 км/ч" это я рассмотрю "особо" (если найду интер. противоречия- расскажу).

"... в нашем законодательстве?"
Наше законодательство самое чудесатое из чудеснейших, перешагнувшее стадию мудрости, прямо в мудрёность!
      Смотрите (точнее прочтите вот это "красивое" и сравните с "нашим" в реале/реализации):
4.1.2 В практике большинства Договаривающихся государств контроль над сохранением действительности
сертификатов летной годности осуществляется одним из двух способов:
a) выдача сертификата летной годности без указания срока его действия и сохранение летной годности
в рамках системы инспектирования, утвержденной данным государством;
b) выдача сертификата летной годности с указанием заранее установленного срока его действия,
который может быть продлен. Рассматриваемые периоды времени обычно составляют от одного до трех лет.
Продление обусловлено определением сохранения летной годности полномочным органом соответствующего государства.


ПМСМ, получается, что в настоящее время "не работает" (не распространена) не только функция "инспекционного продления",
но вообще граждане загнаны в третью (непрописанную) категорию ("с", - вместо "a" или "b") - каждый раз "начинайте всё сначала"
(например, если пропустить/нарушить сроки инспектирования).

      Персонально у меня, складывается пренеприятнейшее впечатление, что для всего мира
"наши мудрейшие" соглашаются/подтверждают "стандарты", а внутри страны их не только не "доводят" до граждан,
но ещё и не реализуют посредством тех самых "ведомств" которые их же и "подтвердили" международными соглашениями!
Следуют (недальновидной) логике (т.к. они в ней заинтересованы):
"меньше сертифицированных => меньше летают => меньше бьются => в большей безопасности (меньше проблем)"!


Скажу ка-я, сам себе "горшочек не вари, пока достаточно", с ув.,
Алексей.
 
P.s. Кстати, о "всех конфигурациях" при сваливании я показал через "общее законодательство",
но могу и через Распоряжение № НА-119-р "Об утв. тех.требований к ЕЭВС АОН":

"1.2.2.3. VSO и VSl должны определяться летными испытаниями с использованием процедуры, описанной в п. 1.5.1.
...=>
1.5.1. Сваливание в полете без крена.
...=>
1.5.1.4. Соответствие требованиям п. п. 1.5.1.1 - 1.5.1.3 данного подраздела должно быть продемонстрировано в следующих условиях:
- с закрылками во всех возможных положениях;
- с убранным и выпущенным шасси;
- при балансировке триммером на скорости 1,4VSl (если имеется триммер);
- при мощности двигателя:
а) соответствующей режиму малого газа;
б) равной максимальной продолжительной мощности.
"


Ал.
 
Назад
Вверх