АОН: регулирование и саморегулирование
28 мая 2017 года / Клуб Командиров Авиапроизводства России / Aviation EXplorer
Поделиться
Версия для печати
Предложения участников 46-го заседания Клуба Командиров авиапроизводства России на тему «АВИАЦИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ: РЕГУЛИРОВАНИЕ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ», 24 мая 2017 года, г. Новосибирск, МВК «Новосибирск Экспоцентр».
24-27 мая 2017 года в Новосибирске прошел VI Международный форум «Транспорт Сибири», в рамках которого впервые состоялось заседание Клуба командиров авиапроизводства России (КК-46) на тему «Авиация общего назначения: регулирование и саморегулирование».
Фото: Александр Орлов
По мнению организаторов и участников КК-46, «сибирская площадка» позволила комплексно рассмотреть практику государственного регулирования деятельности АОН как потенциального драйвера экономики и выработать практические предложения по решению проблем совместно с регулятором. Безусловный приоритет в программе КК-46 был отдан непосредственным участникам АОН: частным пилотам, гражданам-владельцам воздушных судов (ВС) и посадочных площадок, разработчикам, производителям и эксплуатантам ВС.
Конструктивному диалогу с властью способствовало участие в КК-46 представителей федеральных и региональных органов государственной власти: Минтранс России – заместитель директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации, руководитель Рабочей группы «Совершенствование требований к летной годности воздушных судов АОН, их изготовителям и разработчикам и развитию производства летательных аппаратов» Комиссии при Президенте РФ по АОН и навигационно-информационных технологий на основе ГЛОНАСС, частный пилот Шнырев А.Г.; Ространснадзор – начальник УГАН НОТБ СФО Рожко Ю.Г.; Правительство Республики Алтай – министр регионального развития Кондратьев Н.П.; Правительство Иркутской области – министр ЖКХ, энергетики, транспорта и связи Сулейменов А.М.; Росавиация – и.о. начальника Западно-Сибирского МТУ Сороговец В.В.
Предложения КК-46 (прилагаются) 26 мая 2017 года доложены его председателем Сулеймановым Р.Р. на Пленарном заседании Конференции по подведению итогов VI Международного форума, проведенном под руководством Министра транспорта России Соколова М.Ю. и Губернатора Новосибирской области Городецкого В.Ф.
Предложения КК-46 предусматривают совместное решение большинства системных и локальных вопросов развития АОН, в том числе поставленных в Обращении пилотов лёгкой и сверхлёгкой авиации России, авиаинженеров и производителей лёгких и сверхлёгких воздушных судов к Президенту Российской Федерации, опубликованном на AVIA*RU Network 16.03.2017.
Рассмотрев практику и перспективы развития авиации общего назначения (АОН) в Российской Федерации, участники 46-го заседания Клуба командиров авиапроизводства России1 - руководители предприятии и организации гражданской авиации, частные пилоты, представители АОПА-Россия2, ОФ СЛА России3, СРОО МАРАП4 и СРО АБ5
ПРЕДЛАГАЮТ:
1. В области воздушного законодательства, касающегося АОН:
1.1. осуществлять постоянный мониторинг воздушного законодательства Российской Федерации на предмет его соответствия нормам международного воздушного права, стандартам и рекомендуемой практике ИКАО;
1.2. провести аудит нормативной правовой базы АОН с целью выявления и устранения противоречий между нормами воздушного права и другими нормативными правовыми актами, сокращения количества документов, регламентирующих деятельность АОН;
1.3. разработать и ввести в действие правила, позволяющие субъектам АОН выполнять более широкий спектр авиационных работ на возмездной основе; регулярно проводить силами экспертов некоммерческих организаций
1.4. гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА6, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) экспертизу проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы АОН, в целях определения последствий их регулирующего воздействия;
1.5. рассмотреть целесообразность и возможность отмены требования Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации о безусловной обязательности подачи уведомления и плана для выполнения полёта в неконтролируемом воздушном пространстве (класс G) всеми пользователями воздушного пространства.
2. В области экономики АОН:
2.1. осуществлять силами некоммерческих организаций гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) постоянный мониторинг экономической ситуации в АОН;
2.2. рекомендовать регулятору с привлечением некоммерческих организаций гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) разработать комплекс мер экономического характера, направленных на создание привлекательных условий для развития АОН в Российской Федерации;
2.3. провести силами некоммерческих организаций гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) мониторинг тарифной политики аэропортов в отношении субъектов АОН и представить полученные результаты на рассмотрение Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информапионных технологий на основе ГЛОНАСС (Комиссия по АОН при Президенте РФ).
3. В области авиационной техники для АОН:
3.1. рекомендовать Минпромторгу и Минтрансу России предусмотреть в программе развития авиационной промышленности разработку и производство воздушных судов для АОН;
3.2. принять меры для упрощения и удешевления государственной регистрации лёгких и сверхлёгких воздушных судов;
3.3. принять меры для упрощения и удешевления технического освидетельствования этих типов воздушных судов;
3.4. обеспечить единообразное выполнение мер (п.п. 3.1, 3.2) во всех регионах Российской Федерации.
4. В области поддержания и развития инфраструктуры для АОН:
4.1. рекомендовать Минтрансу России совместно с субъектами Российской Федерации провести мониторинг состояния инфраструктуры для АОН и разработать программу воссоздания посадочных площадок (ПП) для воздушных судов АОН (в первую очередь, в районах, труднодоступных для других видов транспорта) из расчёта одна ПП на 150 км;
4.2. рекомендовать регулятору разрешить использование сельскохозяйственных земель под нужды сельхозавиации и АОН в целом, сохранив налог на уровне налога на земли сельскохозяйственного назначения.
5. В области подготовки кадров для АОН:
5.1. провести силами некоммерческих организаций гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) изучение зарубежной практики подготовки кадров для АОН в целях её применения в Российской Федерации;
5.2. рекомендовать регулятору отменить неисполнимо жёсткие требования к авиационным учебным центрам в части, касающейся подготовки кадров для АОН;
5.3. рекомендовать регулятору обеспечить возможность обучения пилотов- любителей в порядке индивидуальной подготовки согласно п. 3 ст. 54 Воздушного кодекса РФ и единообразное применение указанной нормы в регионах Российской Федерации;
5.4. рекомендовать регулятору разработать механизм проверки и признания квалификации уволившихся военных лётчиков и гражданских пилотов независимо от давности увольнения, а также выдачи им пилотских свидетельств современного образца без принуждения к обучению с уровня начальной подготовки курсантов;
5.5. рекомендовать регулятору восстановить доступную систему подготовки пилотов на планерах со школьного возраста для тренировки моторики с детства.
6. В области обеспечения безопасности полётов воздушных судов АОН:
6.1. рекомендовать Минтрансу России разработать с привлечением некоммерческих организаций гражданской авиации (АОПА-Россия, ОФ СЛА России, ОНАДА, СРОО МАРАП, СРО АБ и др.) механизм и «дорожную карту» внедрения культуры безопасности в деятельность АОН;
6.2. организовать проведение на заседаниях Клуба командиров авиапроизводства России постоянно действующих семинаров по внедрению культуры безопасности в деятельность АОН.
7. В области саморегулирования деятельности АОН:
7.1. задействовать потенциал СРО АБ и СРОО МАРАП для разработки и внедрения стандартов и правил деятельности АОН с учётом международного опыта;
7.2. разработать предложения по урегулированию деятельности АОН силами органов государственного управления, СРО АБ и СРОО МАРАП;
7.3. рекомендовать СРО АБ и СРОО МАРАП обратиться к некоммерческим организациям гражданской авиации с предложением о координации действий по вопросам АОН.
8. В области взаимодействия органов государственного управления гражданской
авиацией с некоммерческими организациями по вопросам АОН:
8.1. разработать Меморандум взаимодействия некоммерческих организаций гражданской авиации и регулятора по вопросам деятельности АОН;
8.2. ввести в практику проведение совместных заседаний рабочих групп Комиссии по АОН при Президенте РФ и Клуба командиров авиапроизводства России;
8.3. провести заседание рабочей группы Комиссии по АОН при Президенте РФ по вопросам тарифной политики аэропортов в отношении субъектов АОН (по результатам мониторинга, предусмотренного п. 2.3 настоящих Предложений);
8.4. продолжить практику рассмотрения проблем развития АОН на заседаниях Клуба командиров авиапроизводства России в рамках Международного форума «Транспорт Сибири».
[1] КК – Клуб командиров авиапроизводства России, основан в 1986 году.
[2] АОПА-Россия – Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, основана в 1998 году.
[3] ОФ СЛА России – Объединённая федерация сверхлёгкой авиации России, основана в 1992 году.
[4] СРОО МАРАП – Саморегулируемая общественная организация «Международная ассоциация руководителей авиапредприятий», основана в 1991 году.
[5] СРО АБ – Некоммерческое партн[ch1104]рство «Саморегулируемая организация