Особые случаи полётов СЛА.

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
А почему мы ничего не знаем? Такую поучительную историю нельзя замалчивать, да и аппарат, который можно загнать в кувырок неосторжным движением руки, неплохо бы обсудить и разобрать по косточкам.
Специально ведь для этого ветку открыли, уже не первый год существует, а все прячемся друг от друга.
Так я и не замалчиваю, но прошу заметить, конкретный аппарат тут, в общем то , непричем, неконтролируемым "выпихиванием" ручки практически любой дельт можно загнать в режим полной потери скорости. Еще и обороты, кажется были выше средних.

В личку товарищу маякнул, по возможности он сам отпишется.
 
S

sun

неконтролируемым "выпихиванием" ручки практически любой дельт можно загнать в режим полной потери скорости.
На дельталете с нормальными запасами устойчивости выпихнуть ручку до полной потери скорости во-первых довольно трудно, надо приложить изрядное усилие, то есть специально постараться, во-вторых невозможно, она упрется в подкос, ну и в-третьих, потеря скорости, пусть даже полная, не должна сопровождаться кувырком, если она не допущена на крутой горке. Нет, что не говори, а с дельтой не все в порядке, если она загоняется в кувырок нечаянным движением руки.
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Лева вы там берегите себя! А то приеду накажу
Ну, наказаний то мы не боимся... у нас у самих стаканы найдутся...)))

потеря скорости, пусть даже полная, не должна сопровождаться кувырком, если она не допущена на крутой горке.
В общих чертах так и было. Потерпите немного, рассказ от первого лица будет.
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Sun абсолютно прав в каждом слове. Тот аппарат требует самой серьёзной проверки.
 
Тот аппарат требует самой серьёзной проверки.
Проверять уже нечего, все в мешке лежит.
на стимуле я разбился зимой. поставил новые лыжи и новые растяжки для лыж, на резинках. страховочные петли не сделал и вот результат... при испытании новых лыж на высоте 70м одна резинка на левой лыже как сопля растянулась, нос лыжи поднялся вверх на 90 градусов создав бешеное лобовое сопротивление развернув аппарат относительно крыла... чтобы лететь ровно приходилось держать левый угол трапеции возле живота. а дальше пошли мои ошибки
парвая: надо было садится там где летел сбросить газ и сесть(думал потом по сугробам полсти долго).
вторая: я одной рукой придавил нос лыжи вниз, кренящий момент уменьшился но и управлять одной рукой тоже не очень, захожу на впп и промахиваюсь(надо было сесть рядом) ухожу на второй круг кое как справляясь с жутким креном, силы на исходе страх в душе и т.д. заходить на впп надо от линии 10кВ я ее перелетел но потерял высоту , на тот момент высота была 50 м над землей, увеличение газа увеличивало крен очень сильно, но в тот момент на развороте дал слишком много газу и почти мгновенно крен дошол до 80 градусов. Бросив лыжу я схвасился за трапецию, пытаясь убрать крен , упер её левый угол себе в живот .... но крен 80 - 90 - 100 110... я отбросил трапецию от себя.
Земля стала появлятся с разных сторон. вдруг смотрю летит мне в лицо тот левый угол трапеции , разбив  шлем и стекло рассекает нижнее веко левого глаза - секундная потеря памяти и земля уже опять в другом положении...
Шлепнулся я о землю хвостом телеги(в сугроб). Получив перелом ребер(одного или двух, на снимке не видно было),трещину в позвонке (через год узнал), сотресение ,рану под глазом и покалеченные (выбитые) :craZy зубы я стал отходить в больнице.
аппарат в труху все трубы на тачке согнулись а на крыле сломаны боковые трубы трапеции и задний кончик килевой. консоли согнулись а поперечка и троса остались целыми. Парус, левую часть от килевой, порвало винтом скорее всего уже при ударе о землю а все остальные швы очень сильно потянулись, кое где и разорвались, теперь его не подлатать , весь как решето.
я падал с 50м и по словам очевидцев сделал три косых кувырка через крыло.
 
S

sun

на высоте 70м одна резинка на [highlight]левой[/highlight] лыже как сопля растянулась, нос лыжи поднялся вверх на 90 градусов создав бешеное лобовое сопротивление развернув аппарат относительно крыла... чтобы лететь ровно приходилось держать [highlight]левый[/highlight] угол трапеции возле живота.
То есть, тормозила левая лыжа, телегу развернуло носом влево, а кренящий момент правый, так?   Поздравляю, вы словили "кирдык".  С Вами произошло тоже самое, что и в катастрофе в Словакии, которая тут горячо обсуждалась - перераспределение купольности из-за смещения килевой вследствие разворота телеги относительно крыла, и изменение вектора тяги когда его боковая составляющая стремится опрокинуть аппарат.
 

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
Добавлю подробностей - дельталет Р-16, крыло Стимул 17, R-503, лыжи Кумертауского производства, весьма большого размера и площади.

По поводу проверок -ни по отдельности, ни вместе Р-16 и Стимул ни малейших "криминальных" склонностей не проявляли, у меня такой же точно аппарат, уже третий год на консервации(окончательно на Хонду пересел).
Налетал я на нём ок. 300 часов, химия-покатушки и только наилучшие впечатления.
Несколько лет назад на форум и видео выкладывал, снятое с того борта, по нему можно убедиться, что аппарат весьма резвый для легкой телеги.
https://my.mail.ru/mail/levadelta/video/_myvideo/1.html
 
S

sun

По поводу проверок -ни по отдельности, ни вместе Р-16 и Стимул ни малейших "криминальных" склонностей не проявляли,
Звоночек был, Владимир Мысенко тут выкладывал ролик, где при резкой перекладке скручивло телегу  Р-16 относительно крыла градусов аж на 30, если не больше, а скручивание телеги и служит спусковым крючком кирдыка.  Есть  мнение что это из-за того что двухбалочный пилон менее жесткий на кручение чем однобалочный. Да и про курсовую неустойчивость этих телег тут как-то говорили.
Не хочу бросать тень на заслуженное изделие, справедливости ради надо сказать что и радикальный пилотаж, и отклячивание лыжи в полете - нерасчетные случаи нагружения.
 

Апогей-16М

Я люблю летать.... везде и всегда!
http://a-reiter.narod.ru/Tumbled.htm

Мне кажется не  будет лишним разочек напомнить ... и просто интересно сточки зрения присутствия духа и обладания собой!
 

partizan09

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
@ sania-proff   рэспэкт за рассказ
в каком году был инцидент?

нос лыжи поднялся вверх на 90 градусов создав бешеное лобовое сопротивление[highlight] развернув аппарат [/highlight]относительно крыла... чтобы лететь ровно приходилось держать левый угол трапеции возле живота
надо было садится там где летел[highlight] сбросить газ [/highlight]и сесть
   сбросить газ ключевое

захожу на впп и промахиваюсь(надо было сесть рядом) ухожу на второй круг кое как справляясь с жутким креном,
при заходе на посадку,  Вы, [highlight]сбросили газ [/highlight]и аппарат плохо худо стал управляться  появилась надежда сделать нормальную посадку

высота была 50 м над землей,[highlight] увеличение газа увеличивало крен очень сильно[/highlight], но в тот момент[highlight] на развороте дал слишком много газу и почти мгновенно крен дошол до 80 градусов[/highlight]. Бросив лыжу я схвасился за трапецию, пытаясь убрать крен , упер её левый угол себе в живот .... но крен 80 - 90 - 100 110... я отбросил трапецию от себя.
да все именно так как

[highlight]разворот телеги + резкий газ = кирдык[/highlight]

все четко описано на зтой стр  http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1405951666



Grig сказал(а):
Правое «полукрыло» в силу стреловидности [highlight]перпендикулярно набегающему потоку и получает бОльшую подъёмную силу,[/highlight] левое «полукрыло» в силу стреловидности [highlight]обтекается косым потоком и получает мЕньшую подъёмную сил[/highlight]у! У крыла появляется ЛЕВЫЙ КРЕН

Grig сказал(а):
А телега у нас мало того, что сдвинута под крылом ВПРАВОиз-за реакции винта, у неё уже и нос порвернут гораздо ПРАВЕЕ чем у крыла (не забыли, кстати, что жёсткость на кручение вокруг вертикальной оси у узла подвески (неважно из-за чего!) у нас меньше чем в данный момент хотелось бы….?!!) Асимметрия тяги ещё больше УСИЛИВАЕТСЯ!!!
т.е. при такой хрени газа на сколько возможно поменьше, крыло всеми силами развернуть по курсу телеги (телегу по курсу крыла), управляя рукояткой как рулем велосипеда
 

partizan09

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
вот на этом ролике https://www.youtube.com/watch?v=t4UgD4avL8A

с самого отрыва от земли телегу начинает разворачивать влево, пилот газ не сбрасывает и набирает высоту
возможно пилот не заметил что телегу развернуло и пытался управлять обычными приемами
на 0.18 усиление крена 0.19 кирдык
все это во время набора высоты с полным газом

в этом же ролике на 9.15 телегу тоже развернуло под 90гр к кромке крыла, но пилот[highlight] сбросил газ, повернул телегу  и со снижением[/highlight] вышел из кирдыка
 

Вложения

levadelta

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Башкирия
и просто интересно сточки зрения присутствия духа и обладания собой!
Я так понял, фал парашюта резануло обломками крыла ?

А самообладание у парня действительно нерядовое и весь рассказ здоровым юморком пронизан.
 

delt@leg

Люблю парИть!!!
Фал обычно перетирают троса при вращении! Но вот как он удерживал боковой трос и еще пытался управлять аппаратом это вопрос!!!! Перечитал еще раз и еще больше удивился как аппарат летел со сломанной килевой!!!
 

berkut33

Мне интересны полеты на любом ЛА<br&g
sania-proff писал(а) 15.02.16 :: 22:01:48:
... при испытании новых лыж на высоте 70 м одна резинка на левой лыже как сопля растянулась, нос лыжи поднялся вверх на 90 градусов создав бешеное лобовое сопротивление развернув аппарат относительно крыла... чтобы лететь ровно приходилось держать левый угол трапеции возле живота, а дальше пошли мои ошибки.

sun писал(а) 15.02.16 :: 22:27:26:
То есть, тормозила левая лыжа, телегу развернуло носом влево, а кренящий момент правый, так? Поздравляю, вы словили "кирдык". С Вами произошло тоже самое, что и в катастрофе в Словакии, которая тут горячо обсуждалась - перераспределение купольности из-за смещения килевой вследствие разворота телеги относительно крыла, и изменение вектора тяги когда его боковая составляющая стремится опрокинуть аппарат.

Все верно, это еще раз подтверждает, когда на съемках фильма на моем аппарате FO-2 была справа установлена объемная кинокамера На некотором расстоянии (на фото видно). После отрыва аппарат вдоль вертикальной оси развернуло вправо, а крен развился (как нестранно было понять раньше некоторым на предыдущих ветках) левый (а, казалось он тоже должен правым), который приходилось парировать, значительно и с большими усилиями отклоняя трапецию влево. Правый угол трапеции перемесился в середину аппарата между пилотами (это "диван"). Это и был развивающийся левый прогрессирующий крен (пресловутый "кирдык"), плюс двигатель на полных оборотах правого вращения, все в одну копилку. Слава Богу разобрались.

Взлетал против ветра 5 м/сек. Поскольку усилия на вывод из прогрессирующего левого крена были значительными и сил на новый заход по кругу могло бы не хватить, пришлось принять решение на посадку с попутным ветром. Едва перескочив снежный бруствер в створе взлета на высоте 20-25 м, начал заход на посадку, в сторону желаемого аппаратом крена влево. И, только на посадочном, когда представилась возможность уменьшить обороты двигателя, усилия на ручке управления снизились. После приземления сразу выключил двигатель и то дистанция пробега под ветер была значительной. Обошлось без последствий, естественная горка в конце пробега, да сруб здания съемочной площадки (лыжа носом воткнулась в него уже на излете скорости) помогли вовремя остановиться.

А, сами съемки фильма и сам фильм желающим можно посмотреть здесь (правда сам оператор, в отличие от профессионального, в этих видео любитель): https://vk.com/videos163441417?section=all&z=video312141866_171110851%2Fpl_163441417
 

Вложения

deltaniks.

Я люблю дельталёты!
Местность. Слева-сзади от полосы, пологий холм высотой 120 м, по курсу и справа параллельно взлётке лесополосы. На этом поле при любом направлении ветра всегда потряхивает. Ветер боковой, на 10 часов (слева-спереди),  по прогнозам около 5 м/с. Комбайн стоит сбоку в 50 м от полосы. При наборе скорости начинает тянуть влево. Ввиду того что мощи много (двигатель Honda ZC, крыло "Атом") понимаю, что взлететь и набрать высоту успею (обычно набор идет достаточно энергично), и продолжаю взлёт.  Сначала окончательно доворачивает на комбайн и слегка прижимает, потом два раза пинает.
Вывод, если посреди поля стоит дерево независимо от расстояния до него, и курса взлёта, тебя ВСЕГДА притянет к нему.  [smiley=happy.gif]
PS Крен тангаж не показывает т.к. Комбинированый прибор не включал из-за вибрации при разбеге, если поле тряское, то включаю его после набора высоты.

[media]https://youtu.be/KB0xTuAeC_A[/media]

https://youtu.be/KB0xTuAeC_A
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Не хватает ещё одного вывода. Если боковой ветер более 4 м/с, то после взлёта он обязательно повернёт аппарат против ветра. В данном случае - влево. Причина - обязательный сдвиг ветра по скорости в приземном слое.
 
Вверх