Планер первоначального обучения для непрофессионалов((

Она есть, но у "брошки", а не у нас. В то время было как-то не до летных испытаний, тем более что поляру промерить даже и сейчас не так-то просто.
Видимо, поэтому вы и летаете у земли в режиме парашютирования. И еще БРОвируете эти🙁 Нельзя так делать...
 
Видимо, поэтому вы и летаете у земли в режиме парашютирования. И еще БРОвируете эти🙁 Нельзя так делать...
Одна из целей тогда была узнать на практике, на что способен этот аппарат, вот и узнавали.... курсантов так не учили, конечно.
У нас там был тогда один чудик, он и в аэроклубе "выкореживался" на Як-52, а у нас хотел сделать на БРО бочку и штопор, к счастью живой остался.
 
Видимо, поэтому вы и летаете у земли в режиме парашютирования. И еще БРОвируете эти🙁 Нельзя так делать...
Я когда первый раз в БРО сел, до этого у меня был только ЛАК-16.
Мне нарассказывали про неё примерно как тут (что это "топор", "не летит ваще" и т.п.). Запугали, честно говоря.
Лебедка заурчала, меня мягко вдавило в спинку сиденья, через секунды аппарат оторвался и очень плавно и ровно полетел - я был удивлен, что мне почти ничего не пришлось делать (по сравнению с ЛАКом) ни для продолжения полета, ни для его успешного завершения. "Сама летит" ))
Потом, когда уже полетал побольше и ощутил, что аппарат держится за воздух как кошка когтями за занавеску (иногда кажется, что его вообще можно в воздухе остановить, как вертолет, потом дальше полететь) - стало интересно, пробовал "завешивать" и другие аппараты, даже Бланик - нигде ничего подобного не встретил пока.
 
А при чем тут приборы? Поляра скоростей есть? Как вы летаете, тем более учите, если не знаете характерных скоростей планирования?!
А зачем цифры знать, если когда в кабине сидишь, их не узнаешь все равно. На БРО не учат по скоростям в виде цифр. Данным из учебников, что типа у нее скорость посадочная 45 или даже 40 км/ч, я не доверяю (это бред). Заведомо больше.
Как у нас была поговорка тогда: "рот открыл - указатель скорости, рот закрыл - вариометр" ))
Лебедочник приблизительно ориентируется по спидометру, но у него скорость земная, а не воздушная, так что он все равно больше на планер смотрит - когда он оторвался, при каком угле, как летит.
 
А зачем цифры знать, если когда в кабине сидишь, их не узнаешь все равно. На БРО не учат по скоростям в виде цифр. Данным из учебников, что типа у нее скорость посадочная 45 или даже 40 км/ч, я не доверяю (это бред). Заведомо больше.
Как у нас была поговорка тогда: "рот открыл - указатель скорости, рот закрыл - вариометр" ))
Лебедочник приблизительно ориентируется по спидометру, но у него скорость земная, а не воздушная, так что он все равно больше на планер смотрит - когда он оторвался, при каком угле, как летит.
Понятно. Скорость контролировать не учат. А чему тогда учат?
 
Когда цена как на пилотажке я не удивлён что курсантов мало. Удвойте цену и вообще ни одного курсанта не будет. Сократите цену и станет больше курсантов.
Уточняю, мы в рыночное время живём, а рыночная цена это не стоимость, она может быть ниже или выше стоимости в разы. В стоимости я действительно не разбираюсь, но цены все на поверхности.
На Як-52 лётный час у нас стоит 25 тысяч, насколько помню, это в 2-2,5 раза больше, чем на планере. 🙂

С удовольствием снизим цену вдвое. Расскажите, как. Мы уже весь мозг высушили в поисках вариантов, как привлечь людей в это дело и не остаться с голой ж...
Ну нельзя сделать ценник 2 т.р/час при его реальной величине в 10 т.р. Особенно когда речь идет об учлётах. Если речь об опытных спортсменах, которые владеют своей техникой, платят только за подъем, и далее могут держаться в небе 2-3 часа и более - другой разговор, ибо "природный лифт" пока что бесплатен сам по себе, но нужно уметь в него зайти и удержаться.

Насколько я понимаю остальные расходы делятся на число курсантов, которых такими темпами проще отогнать на парапланы, дельтапланы и в симуляторы, которые дешевле и удобнее. С момента их появления лётные часы Ваши стоят дешевле. Конкурируете с тем что имеет околонулевую стоимость обслуживания.

Я вкратце описал из чего складывается стоимость летного часа. Топливо там занимает хорошо если процентов 10.
С появлением симуляторов реальные ГСМ, обслуживание и бюрократия не подешевели, а только дорожают с каждым годом, поэтому как лётный час может при этом подешеветь для меня загадка. Хотите симуляторы - летайте в них, но реальность несколько иная. О симуляторах ниже.

Это почему-же? Если она может, то почему не два. Если может пять, то почему не пять?
Неправильно поняли. Вильга может два, да. Речь о буксировке двух планеров самолетом с 912 ротаксом. Этот аэропоезд просто не взлетит.

Почему не использовать совместно с самолётом другие инструменты? В наше время возможности такие что многие уже не с нуля будут учиться, а переучиваться с компьютерных игр и автомобилей. Рефлексы для управления самолётом вырабатываются очень быстро. На реальном каком-нибудь бланике останется проверить и отшлифовать до готовности.
Я не оспариваю разницу между симулятором и реальным планером, я оспариваю принижение хорошей новой технологии, которая доказала свою эффективность неоднократно.

Использовать симулятор можно, конечно, но максимум в качестве процедурного тренажера в начале обучения, ибо симулятор с компьютерным джойстиком прививает и плотно закрепляет неправильные навыки. Особенно при полете строем на симуляторе неосознанно делаешь много мелких движений ручкой, чтобы оставаться на месте, которые сам не замечаешь. И впоследствии этот рефлекс переходит на реальный полет, а тут это только мешает.
Про обзор из кабины и обзор на плоском мониторе вообще молчу.

Кроме школы, планер это не большой пассажирский лайнер, а игрушка. Если уж большие лайнеры меняют под нужды рынка, то двухместный или одноместный "самокат" тем-более можно адаптировать.
У меня друг пилот. С его слов на планере летать сложнее, чем на А320. 🙂

В симуляторе для меня самым сложным оказалось выгребание наверх с маленькой высоты, так и не освоил. А полёт строем при отсутствии рычага газа и сложных манёвров... Что может быть привычнее полёта строем? Только полёт строем с большой дистанцией.
Кхм, я и сам "пилотажник" со стажем. Лет 12-14 назад очень плотно увлекался полетами в виртуальном пространстве, в том числе и пилотаж, сольный и групповой. В том числе и на показуху, VFAT, если слышали о таком. Чаще занимал позицию внешнего ведомого в строю типа "Пирамида". Так вот, годика через 2 после этого начал летать на планере. И очень долго не мог на буксировке ровно стоять за самолетом, как ни пытался держать "крен по-самолетному", как учили инструкторы, всегда начиналась раскачка. Хотя в виртуальном пространстве это не вызывало вообще никаких затруднений. Выше я писал про закрепившийся навык совершать множество лишних движений ручкой - мне на него указывали во всех клубах, где доводилось летать, даже в Чехии. 🙂 Избавиться от этого впоследствии было очень трудно. На начальных этапах обучения пришлось прибегнуть к "костылю" в виде натянутой парашютной резинки на переплете фонаря, это сильно облегчило жизнь, а в первый самостоятельный я забыл ее прикрепить, очень переживал, но к своему удивлению хорошо справился, теперь спокойно летаю в любую болтанку на коротком фале.
 
Использовать симулятор можно, конечно, но максимум в качестве процедурного тренажера в начале обучения, ибо симулятор с компьютерным джойстиком прививает и плотно закрепляет неправильные навыки. Особенно при полете строем на симуляторе неосознанно делаешь много мелких движений ручкой, чтобы оставаться на месте, которые сам не замечаешь. И впоследствии этот рефлекс переходит на реальный полет, а тут это только мешает.
Как я уже ранее отмечал - многие проблемы симуляторщиков идут не от джойстика и симулятора, а от отсутствия инструктора рядом. Навык кмм... "дрочить ручкой" - как раз из таких. Свойственен многим курсантам никогда не летавшим в симах на джойстике в начале реальных полётов, но быстро пресекается инструктором. А тут у коллеги он просто закрепился, ввиду большого налёта на симах.
 
БРО-11М
... Бронис был уникальным ... альтруистически настроенным человеком - строящим не для себя, а для других, причем в первую очередь для подрастающего поколения.
Чертежи этого планера есть. Мне кажется "Синичку" нужно чуть-чуть осовременить и не более. Для этого даже инженер не нужен.
Тоже вариант, но в моей колекции чертежей только БРО-11. По внешнему виду они очень похожи, случайно не родственники?
VFAT, если слышали о таком.
Да, кажется даже видели и участвовали в тренировках.
закрепившийся навык совершать множество лишних движений ручкой
Какой джойстик и какие кривые отклика? Могу предположить что была мёртвая зона и/или экспонента.
Мёртвая зона очень портит жизнь, у меня на старой кобре была, на новой нет и всё норм, ручку не дёргаю.
А небольшие усилия всегда будут. РУС управляется не поворотом на какой-то угол, а усилием, которое одновременно с угловой скоростью поворота даёт представление о скорости полёта. В реале на Як-52 конечно сильно чувствительнее ручка, чем на самом крутом джойстике, но углы отклонения такие, что в симуляторе можно к ним приблизиться например при урезанном расходе рулей.
Я летаю с прямым откликом, отклонение ручки в центре в разы меньше, чем с экспонентой, на моделях так-же. Когда надо было лететь ровным строем без мотыляний урезал расход рулей и получил вдвое больше чувствительности.
 
Свойственен многим курсантам никогда не летавшим в симах на джойстике в начале реальных полётов, но быстро пресекается инструктором.
Это ежели планер 2-х местный, а ежели 1-местный, с "дистанционным инструктором", то может и дальше закрепляться. 😉
 
Чертежи этого планера есть. Мне кажется "Синичку" нужно чуть-чуть осовременить и не более. Для этого даже инженер не нужен.
А что значит "осовременить" и почему для изменений в КД (что строжайше запрещено без санкции Главного конструктора) не нужен не только он самый, но и даже инженер?
 
Понятно. Скорость контролировать не учат. А чему тогда учат?
Учат много чему, но еще раз. На БРО нет приборов. Никаких. Совсем.
Зачем я буду голову людям забивать цифрами, если они на эти цифры не смогут в полете ориентироваться?
Скорость ощущать больше-меньше мы учим (качественно). По шуму в расчалках, по ощущению ветра в лицо, по эффективности рулей.
Цифры зачем? Их ведь даже точно не знает сейчас никто.

UPD: специально только что открыл Макаровскую книжку, в ней поляр аж даже несколько разных, но все без конкретных цифр (как бы "в общем", для любого планера). Там даже не говорится, что планер должен быть обязательно БРО-11М - говорится только, что он подходит и лучше, чем КАИ-11.
 
Последнее редактирование:
Учат много чему, но еще раз. На БРО нет приборов. Никаких. Совсем.
Зачем я буду голову людям забивать цифрами, если они на эти цифры не смогут в полете ориентироваться?
Скорость ощущать больше-меньше мы учим (качественно). По шуму в расчалках, по ощущению ветра в лицо, по эффективности рулей.
Цифры зачем? Их ведь даже точно не знает сейчас никто.

UPD: специально только что открыл Макаровскую книжку, в ней поляр аж даже несколько разных, но все без конкретных цифр (как бы "в общем", для любого планера). Там даже не говорится, что планер должен быть обязательно БРО-11М - говорится только, что он подходит и лучше, чем КАИ-11.
Планер летит за счет "цифры". Сначало обучения их будет две. Потом по мере накопления опыта десятки. В полете их все время нужно "крутить в голове", каждый раз внося поправки на постоянно меняющиеся условия.
По контролю скорости. Несмотря на то, что в Бланике есть контрольный УС мы постепенно приучаем курсантов пользоваться им как можно реже. К концу 4 го упражнения они должны иметь летать без УС (он заклеивается на земле в первой кабине) Да, можно косвенно определить скорость по ощущениям и так надо делать. Но основным "прибором" является капот-горизонт. Каждой скорости соотвествует свой угол планирования и соотвественно своя проекция линии горизонта.
Самое первое планерное с чего начинается обучение это знакомство с характерными скоростями и отработка навыков в полете их выдерживания.
Если честно, мне не понятно как можно выпускать людей в воздух, тем более детей, если они не подготовленны.
 
Планер летит за счет "цифры". Сначало обучения их будет две. Потом по мере накопления опыта десятки. В полете их все время нужно "крутить в голове", каждый раз внося поправки на постоянно меняющиеся условия.
По контролю скорости. Несмотря на то, что в Бланике есть контрольный УС мы постепенно приучаем курсантов пользоваться им как можно реже. К концу 4 го упражнения они должны иметь летать без УС (он заклеивается на земле в первой кабине) Да, можно косвенно определить скорость по ощущениям и так надо делать. Но основным "прибором" является капот-горизонт. Каждой скорости соотвествует свой угол планирования и соотвественно своя проекция линии горизонта.
Самое первое планерное с чего начинается обучение это знакомство с характерными скоростями и отработка навыков в полете их выдерживания.
Если честно, мне не понятно как можно выпускать людей в воздух, тем более детей, если они не подготовленны.
А вы по КУЛПу летаете, точно? или у вас школа асов какая-то?
Я сейчас даже вспомнить не могу, были у меня такие упражнения (с заклеиванием приборов) на первом году или нет. Много не летали точно. Может был один полет или два, с инструктором, раз не отложилось в памяти. Думаю, по КУЛПу это простая формальность, на случай отказа прибора - чтобы курсант в панику не ударился.
И все-таки еще раз прошу объяснить - зачем я людям на БРО буду давать абсолютные значения скоростей в виде цифр, если приборов нет и свериться с ними никак не возможно. Вот этого упрямства "планер летит за счет цифры" я не понимаю. У вас какая-то школа догматическая.
И не надо распространять тут необоснованное мнение, что выпускают кого-то куда-то неподготовленными. Все те же виды подготовки, что и у вас, в ЮПШ присутствуют, только предварительная подготовка проводится не накануне, а в тот же день (в этом отличие). Подготовка просто другая, упражнения другие, методика совершенно отличается. Надо просто осознать, что это другая вселенная, и относиться к этому спокойно. Ну, есть инопланетяне - у них приборов нет, а иногда ставят для развлечения. А у вас они есть, но иногда их заклеиваете. У всех свои причуды.
 
А по "капот-горизонт" я на любом планере ориентируюсь опять же только относительно, чтобы уловить тенденцию - куда угол меняется и меняется ли вообще.
Запоминать, как робот, где должен быть горизонт по отношению к переплету фонаря - да я не больной, и что бы мне ни советовал инструктор, делать я этого не буду. В полете задница зачесалась, сел после этого по другому, и что - скорость поменяется? Хрен-то там. Я вообще в кабину сесть одинаково два раза не мог - планера разные, седушки у всех разные, то голова упирается в фонарь, то нет, парашюты по-разному в спинку вминаются. Нет уж, запоминать положение горизонта - это точно в Кащенко. Посмотрите вон, на SG-38 - капота нет вообще, приборов нет, и как они там летают, по-вашему? Ботинки на горизонт проектируются? Так он вроде не настолько близко.
 
Полет с заклееными приборами это 4-е упражнение КУЛПП по первому году обучения. Умение пилотировать по капоту- горизонту, не отвлекаясь на контрольные приборы скорость-высота связаны с правильным распределением внимания между кабинным и закабинным пространством. Проще говоря, если вы не умеете пилотировать по капоту-горизонту вы слепы.
 
Это многое объясняет. У меня были сайтки и несколько других. На всех сайтеках первым делом убирал тарелку. Слишком жёсткий центр, а если смазать то вообще залипает. Вот и нашлось что портит навыки. Джойстики должны быть с мягким центром.
Но опять же, реального ощущения от полета он не передаст даже близко, а который сможет хотя бы частично - будет стоить, как новый планер.
Да, это так. Интересовался и мне сказали 450 000р, при цене хорошего планера 500 000р. Моторный планер на авито был 1 350 000р вроде-бы.
А что значит "осовременить"
Топорный обтекатель заменить, другие незначительные мелочи, которые не повлияют на прочность и/или упростят изготовление.
летать без УС (он заклеивается на земле в первой кабине
Ну вот, сначала напугали что от экономичного до штопора несколько км/ч, а потом заклеиваем УС и вперёд ко встрече с опасностью. 😆
 
Полет с заклееными приборами это 4-е упражнение по первому году обучения.
Ну значит правильно я вспомнил, заклейка УС это дрессировка на отсутствие паники на случай отказа прибора, и внушить надежду, что можно прилететь и без УС.
Хотя, если бы у меня на первом самостоятельном УС начал врать, скажем постепенно начал завышать и стал показывать 90 когда реально 60 - скорее всего, я бы упал. Такой отказ не определить с небольшим налетом на опасном металлическом пепелаце. Капот-горизонт во-первых разница между 90 и 60 ничтожная (я не из винтовки там целюсь, головой ворочать надо в полете), а во-вторых - еще раз повторяю, сдвинулся, сел иначе - визир сбился, всё приплыли. Куда как надежнее по управляемости чувствовать - когда рули ватными становятся, но это надо влетаться, а к первому самостоятельному этого нет ещё.
 
Топорный обтекатель заменить, другие незначительные мелочи, которые не повлияют на прочность и/или упростят изготовление.
Вот в СибНИА заменили "топорный" обтекатель с верхней ровной поверхностью на круглый, а это глупо ведь (только что обсуждали "капот-горизонт").
А незначительных мелочей в авиации не бывает. Это вам кажется, что они незначительные. А решить имеет право только Главный конструктор.
Раз СибНИА взялось брошку выпускать, значит у них кто-то занимает эту должность, любопытно было бы с ним пообщаться на тему.
 
Я мельком посмотрел на "брошку" СибНИА (вру, еще в кабине на земле посидел) и четыре нехороших изменения в ней увидел. А хороших пока ни одного.
 
Назад
Вверх