По следам Двух Капитанов. (Арктика – 2017г).

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва


Предыстория
В 1912 году из Петербурга стартовала экспедиция Георгия Брусилова на шхуне "Святая Анна" с целью впервые в истории пройти Северным морским путём вдоль берегов Сибири до Владивостока под Российским флагом.


Это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, имеющий большое экономическое значение. В районе западного побережья Ямала (Карское море) шхуна попала в ледовый плен на широте 71°45[ch8242] и начала дрейф в северном и северо-западном направлении. Шхуна дрейфовала вместе со льдами на Север и к началу 1914 года (через полтора года с момента начала дрейфа) оказалась севернее Земли Франца-Иосифа. 10 апреля 1914 года 82°55[ch8242] с. ш. 60°45[ch8242] в. д. штурман Валериан Альбанов покинул шхуну вместе с тринадцатью членами команды, чтобы пешком достичь обитаемой земли. Капитан Георгий Брусилов и другая часть команды (9 человек) остались на корабле в надежде в конце концов освободиться от ледового плена и выйти на открытую воду. С тех пор о судьбе "Святой Анны" ничего неизвестно. Из ушедших со шхуны во главе с Альбановым тринадцати человек в живых остались только двое, сам Альбанов и матрос Конрад. История этого перехода отражена в книге-дневнике В.Альбанова "На Юг, к Земле Франца-Иосифа". По мотивам истории экспедиции Г.Брусилова Вениамином Кавериным был написан известный роман "Два капитана" - в котором были изменены имена героев и название шхуны.
В апреле 2016 года в условиях тумана и обледенения на о.Белый (Карское море) разбился вертолет Robinson R66 с тремя участниками экспедиции "По следам двух капитанов" - Михаилом Фарихом, Олегом Проданом, Алексеем Фроловым. Михаил Фарих был внуком известного полярного летчика начала 20-го века - Фабио Фариха, который много летал на севере, развозя почту, грузы, пассажиров. В честь Фабио Фариха была названа рыболовецкая деревня на побережье Печорской Губы в Ненецком округе. Олег Продан был директором национального парка "Онежское Поморье" и на протяжении нескольких лет возглавлял экспедиции по поискам следов легендарной полярной экспедиции Г.Брусилова и группы В.Альбанова, часть которой навсегда осталась где-то на суровых берегах Земли Франца-Иосифа. Благодаря поисковой работе О.Продана в 2010 году на одном из островов Земли Франца-Иосифа были найдены уникальные артефакты - останки одного из ушедших со "Святой Анны" вместе с Альбановым матросов и некоторые личные вещи. Алексей Фролов был участником экспедиции "По следам двух капитанов" и командиром разбившегося вертолета.
В задачи экспедиции 2016 года входила установка GPS буев для определения маршрута дрейфа льдов с целью отследить возможный маршрут дрейфа "Святой Анны" в 1912-1914 гг. Это была 5-я экспедиция в цикле поисков "Святой Анны".

Подробный рассказ в ЖЖ: По следам «Двух Капитанов» - памяти Михаила Фариха, Олега Продана и Алексея Фролова...

Последний рассказ М.Р.Фариха об этой экспедиции
[media]http://www.youtube.com/watch?v=L1v9eHdOTBE[/media]

В марте 2017 года санно-тракторным поездом был пройден 2-х недельный маршрут Салехард - о.Белый, и 17 марта 2017 года сотрудниками НП "Российский Центр освоения Арктики" был установлен крест в 800 метрах от места катастрофы вертолета R66.

Одной из задач нашего перелета является установка памятной таблички на крест - некоторые члены экипажа нашего самолета Ан-2 знали Михаила Фариха и Олега Продана лично.

Остров Белый (рассказ в ЖЖ).

Подготовка к перелёту

Планирование перелёта началось осенью 2016г.  Активная фаза подготовки с января 2017г.

В процессе подготовки решались вопросы:
1.      Оценка наиболее оптимального маршрута полёта с точки зрения плеч и аэродромов подскока; Штурманский рассчёт;
2.      Варианты топливообеспечения по маршруту полёта и варианты заброски топлива;
3.      Комплектация НАЗа и средств спасения экипажа в случае вынужденной посадке в тайге и на море.
4.      Отработка особенностей эксплуатации самолёта Ан-2 на лыжном шасси.
5.      Отработка посадки в условиях белизны.
6.      Отработка двухсторонней связи с помощью спутниковых трекеров InReach.


К перелёту было подготовлено два самолёта Ан-2 (основной RA-02476 и резервный RA-07853) и самолёт «Хаски» RA-2072G.  Также был сформирован основной экипаж и запасной состав.

Маршрут полёта:


Штурманский расчёт:


Участники перелёта

Экипаж Ан-2 RA-02476
• Сухарев Дмитрий Евгеньевич – шеф-пилот перелёта
• Нехорошев Олег Анатольевич – частный пилот, владелец самолёта
• Иванов Андрей Дмитриевич –  руководитель перелёта, частный пилот, авиационный инженер, штурман перелёта, руководитель команды Ил-14
• Пащенков Фёдор Сергеевич – медик, фотограф, член команды Ил-14
• Петров Андрей Анатольевич – частный пилот, фотограф, летописец, член команды Ил-14

Экипаж А-1В «Хаски»  RA-2072G
• Колоколов Игорь Леонидович - командир воздушного судна

Люди, помогавшие в перелёте нам (благодаря им этот перелёт мы смогли осуществить).
• Выучейский Владислав  - г.Нарьян-Мар
• Вокуев Николай – г.Нарьян-Мар
• Вокуев Алексей Николаевич – г.Нарьян-Мар
• Курылёв Александр – г.Москва
• Соболев Михаил Альбертович – г.Амдерма
• Левандовский Егор – г.Вельск
• Лебедев Вадим – г.Санкт-Петербург

Итоги перелёта:
1.      На о.Белый установлена памятная табличка к годовщине гибели экипажа R66. 
2.      На о.Белый и в Амдерму доставлено около 50 кг свежих овощей и фруктов.
3.      Маршрут пройден в сложных погодных условиях точно в установленный срок без потерь.
4.      Отработана слаженная работа в экипаже.
5.      Приобрели много новых друзей в дальних уголках нашей страны.

Статистическая информация:
Пролетели 6793 км, за 41ч 26 мин

7 апреля 
Санкт-Петербург – Вельск:778 км за 04:23 полётного времени
8 апреля
Вельск – Карпогоры: 364 км за 02:06 полётного времени
Карпогоры – Нарьян-Мар (оз.Кривое): 602 км за 03:49 полётного времени
Всего за день: 964 км за 05:55 полётного времени
10 апреля
Нарьян-Мар (оз.Кривое) – Амдерма: 446 км за 02:29 полётного времени
Амдерма – Нарьян-Мар (оз.Кривое): 443 км за 03:13 полётного времени
Всего за день: 889 км за 05:42
11 апреля
Нарьян-Мар (оз.Кривое) – Амдерма: 443 км за 02:54 полётного времени
13 апреля
Амдерма – о.Белый: 551 км за 03:53 полётного времени
О.Белый- Амдерма: 690 км за 03:52 полётного времени
Всего за день: 1241 км за 07:45 полётного времени
14 апреля
Амдерма – Новая Земля – Нарьян-Мар: 764 км за 04:18 полётного времени
15 апреля
Нарьян-Мар- Вельск: 947 км    05:37 полётного времени
16 апреля
Вельск – Куммолово: 767 км за 04:52 полётного времени
 
Под флагом "Первой Партизанской!" 



6 апреля Москва – Санкт-Петербург (на авто)


Ранним утром на двух машинах выдвигаемся из Москвы в Питер.   Везём много барахла (генератор, печка, заправочный комплекс, спальники, плот спасательный).  Задача на сегодня: доехать до Питера, отобрать вещи и снарядить самолёт.  В это же время в Питере Вадим Лебедев проводит последние проверки самолёта перед перелётом.

Дорога


Ехали мы ехали и наконец приехали в Куммолово


Настроение перед перелётом боевое


Состояние ВПП вполне хорошее.  Ан-2 на колёсах взлетит, главное не тормозить.


А вещей то у нас прилично набралось.


Непростая эта работа, закинуть в одиночку лыжи в самолёт


В Ан-2 уже загружены лыжи, которые мы переоденем в Вельске


А из автодома открывается неплохая перспектива


Благодаря Фёдору у нас всегда был кипяток на борту



7 апреля  Санкт-Петербург – Вельск 


08:18 UTC – вылет из Куммолово на Вельск. Заправка 1200л в баках, масло 85л.  С собой взяли 60л масла МС-20 в канистрах.  На весь перелёт нам потребуется около 100л масла на долив, но Владислав Выуческий из Нарьян-Мар обещал нам помочь.
Полёт выполняем на высоте 600м, ветер попутный и добавляет нам +15 км/ч.  Игорь Леонидович летит в Вельск напрямую из Москвы.   Он прилетел на 2 часа раньше нас и теперь ждёт нас на аэродроме.
12:43 UTC – посадка в Вельске на бетон.  Летели мы на «7» (наддув 700 мм.рт.ст, обороты 1700 об/мин), расход составил 163л/ч.   В полёте не беднились.
В Вельске долили 745л в бак и загрузили 200л бочку с бензином в самолёт.  Впереди участок 900 с хвостиком км, на котором мы планируем совершить промежуточную посадку в Карпогорах.
Завершив заправку надо самолёт переставить на лыжи.  Для этого мы раскидали лопатами бруствер снега около ВПП и насколько смогли на колёсах въехали в сугроб. Перестановка самолёта с колёс на лыжи заняла не более 2 часов и вот уже наш красавец гордо стоит на лыжах.
Едем в гостиницу в Вельск.  Вельск очень уютный городок.

Рассвет в Куммолово


Мотор и масло надо подогреть


Солнце превращает вроде как твёрдую ВПП в грязь.  Надо торопиться улетать.



Какое это счастье летать в одном экипаже!



Прощаемся с Куммолово



Наш чартер из Питера


чатимся ;-)




Виды по дороге из Питера в Вельск












Спутниковый трекер фиксирует наши координаты каждые 2 минуты




ВПП Вельска


Вельск - настоящий аэропорт АОН


КДП Вельска


Заправка



Переобуваемся







Вечер в ресторане (интернет есть у всех)
 
Всегда с удовольствием читаю и слежу за рассказами о перелетах!

Интереснее это делать:

1. с более подробными комментариями к фотографиям (кто это, что это, где это и т.п.) и
2. рассматривая полетные треки.

Вот, например, как мне видится полет по данным вашего InReach на картинке: вы пролетели над Манушкино, помахав им крыльми; потом прошли через Шлиссельбург, фотографируя замечательные виды; и далее, для того чтобы скрасить однообразие земного пейзажа, взяли курс вдоль побережья Ладожского озера, непосредственно на Вельск. Хотя изначально маршрут с заходом в Шлиссельбург не планировался.
 
Крайне интересный рассказ. Кстати, не ваш ли это борт был в прошлом году на Юце?
 

Вложения

  • DSC04660_001_002.JPG
    DSC04660_001_002.JPG
    74 КБ · Просмотры: 182
Андрей! Извиняюсь конечно! Спиртное с собой брали? Я бы без этого дела никогда, в такие места не полетел! 🙂
 


8 апреля Вельск – Карпогоры - Нарьян-Мар

Подъём в 6 утра, завтрак и разделившись на 2 команды мы едем на аэродром.  Задача первой команды – подготовить самолёт к вылету, второй – закупить свежие овощи, фрукты, молочку для детей в Амдерму  и на о.Белый.   Ещё в процессе подготовки к перелёту я замучил Виктора Михайлова и Владислава Выуческого вопросом:  чем мы можем быть полезным для жителей этих отдалённых частей нашей России.  Все в один голос сказали – привезите туда свежих огурцов, помидор, молока.  И теперь я точно знаю, что летя в те края надо брать с собой свежих фруктов и овощей столько, сколько можно увезти.

Гостиница в Вельске очень уютная и создаёт ощущение уездного городка 19 века


Свежая пресса


Овощной развал в магазине Вельска


А вот так он выглядит в нашем самолёте



Прогрев самолёта в Вельске



06:45UTC – вылет из Вельска двумя бортами.  Гружёный Ан-2 тяжело набирает высоту. 
Двумя бортами лететь намного веселей.







Апельсинами подманиваем "Хаски" Игоря Леонидовича поближе






Вначале снега под нами немного, но чем дальше на север, тем его становится всё больше и больше.



Через два часа мы подходим к Карпогорам.  Вот и аэродром.  ВПП не чищена и полностью покрыта снегом. 


08:52UTC посадка в Карпогорах.  Самолёт пробегает 70м и останавливается.




Выпрыгиваем из самолёта и тут же проваливаемся в снег выше чем по колено.  Опаньки… 







Колея и Дмитрий Евгеньевич


Хаски подруливает к нам.   Светит солнце.  Нетронутый снег, сверху покрыт настом, а под ним пухляк.  Наст не прочный и с трудом держит лежащего человека. Основные лыжи Ан-2 провалились примерно на 20-30 см в снег, хвостовой лыжонок полностью ушёл.


Перекачиваем бочку топлива из салона.  Теперь надо как-то взлететь.  Очищаем лыжи.  Пытаемся взлететь, но не тут-то было.   Самолёт продвигается на 1,5м и проваливается в снег.  Снова копаем и снова та же ерунда.  Приплыли…   Причём хвостовой лыжонок закапывается всё глубже и глубже, уже фюзеляж задней частью фактически лежит на снегу.  Мы боимся, что на разбеге, лыжонок идущий под настом может развернуть и вырвать вместе с хвостовой стойкой…  Что же делать?







Игорь Леонидович просит "Хаски" немного попозировать и улыбнуться ;-)


И пусть кто-нибудь попробует сказать, что самолёт неодушевлённое создание после наблюдения за общением этих двух друзей


Делимся на команды.  Одна команда копает, откапывает лыжи самолёта, делает плавные выезд на наст, вторая команда утаптывает снег перед самолётом на расстоянии 30м.  Игорь Леонидович с помощью Хаски пытается укатать ВПП перед Ан-2.
В 10:40 UTC, пробежав практически всю ВПП, удаётся вырвать из под наста хвостовой лыжонок и подорвать  Ан-2.  Летим!

"Хаски" взлетает за нами


Буквально сразу за Корпогорами пропадает сотовая связь.  Рулим Ан-2 по очереди.  Хаски летит рядом, официально, по заявке.
Под нами лесотундра.  Жилья нет, связи нет. Зато много болот. 




Спутниковый телефон в таком путешествии очень нужен.  Он и трекер InReach - это два основных способа связи.


Пока есть время, можно записать в блокнотик наброски вот этого отчёта


Первые признаки человека мы начали встречать только за 70 км до Нарьян-Мара.
14:28UTC прибываем в Нарьян-Мар на базу Владислава – оз. Кривое. 


Нас встречает много людей, ВПП размечена, есть связь.  Да, зимой нужно летать только на лыжах!  Самое лучшее шасси. В этом нам приходится много раз убедиться за время нашего путешествия.
Сразу организуем заправку самолётов. Дальше все наши полёты будут проходить на бензине Б91/115 «AVIATOP», производства компании «Экотехнохим» http://aviatopfuel.ru.  Это гарантия наших спокойных полётов на севере!




   
В Амдерме топлива нет, поэтому нам нужно будет сделать технический рейс и забросить туда бензин для наших дальнейших полётов.
В Ан-2 грузим 7 полных бочек топлива.  В ряд помещается только 2 бочки, поэтому по правому борту ставим 4 бочки, по левому 3 бочки.
 


9 апреля Нарьян-Мар
С утра идёт сильный снегопад.  Температура воздуха -4 С, плохая видимость и опасность обледенения.  Принимаем решение перенести наш технический рейс на Амдерму на сутки.


Костюмы фирмы "Округ"  очень комфортны даже в Арктике.  Сбор на крыльце гостиницы.


Идём к самолёту



Снегопад 10 апреля должен прекратиться и надеемся на похолодание.  Но всё-равно выдвигаемся к самолётам. Осматриваем, сметаем снег и возвращаемся в Нарьян-Мар. 



Наш любимый бензинчик Б91/115 "AVIATOP"




Ну чем мы не полярники?


Вперёдсмотрящий Олег ;-)


дядя Фёдор


Владислав готовит обереги


Олег наносит обереги рядом с орденом "Первой Партизанской".


Не каждый борт имеет такие наклейки, позволяющие беспрепятственно летать в Арктике ;-)


а Фёдор всё тренируется на собаках ;-)



А мы с Олегом проверяем расчёт топлива


А погода говно...


Сегодня будет экскурсионная программа. Владислав проводит нас по аллее героев, показывает старинное здание почты и городской администрации и мы идём в библиотеку, где смотрим фильм про ЯНАО.




















Обед, после которого мы доползаем до гостиницы и падаем спать до ужина. Сказывается усталость.


Ужинаем в ресторане гостиницы.  Владислав показывает и рассказывает нам про Амдерму, о.Белый, о.Вайгач и Новую Землю.  Да так интересно рассказывает, что Игорь Леонидович решает лететь в Амдерму уже 10 апреля.
 
Крайне интересный рассказ. Кстати, не ваш ли это борт был в прошлом году на Юце?

Наш.  Всего было выкуплено в Петрозаводске 4 однотипных Ан-2.  Один в Питере, второй в Старице, третий на Северке, и четвёртый в Орловке (именно он был на Юце).  А сейчас мы летали на Питерском.
 
Андрей! Извиняюсь конечно! Спиртное с собой брали? Я бы без этого дела никогда, в такие места не полетел! 🙂

Спиртного не было вообще.  Вот совсем.  Когда совсем уставали, то вечером бокал пива и не более.  Интенсивность работ и полётов не позволяла расслабиться. 
А в тех местах лучшая валюта и подарок это свежие овощи, фрукты и молочка.  Это намного важнее для людей!
 

10 апреля Нарьян-Мар – Амдерма (технический рейс)
Снег продолжает падать, но уже с меньшей интенсивностью.  Решаем лететь. Первым взлетает Хаски, а мы никак не можем сдвинуть наш Ан-2.  Уже и откопали и пропилили под лыжами снег.  Тяжёлый самолёт…  И вот он сдвинулся, пополз, пытаемся разбежаться, но пробежав почти весь прямой участок озера удалось развить всего 50 км/ч, поэтому прерываем взлёт, пытаемся развернуться, но ширины озера уже не хватает. Нужна помощь с земли.  Подъезжают ребята на снегоходах.   А под самолётом выступает вода.  Надо быстро его убирать с этого места!











Раскачиваем самолёт за крылья, он начинает двигаться, на ходу запрыгиваем с Олегом в самолёт, ещё попытка разбега и снова всё повторяется.  Неужели нам не удастся взлететь?



А Хаски всё это время кружит над Озером. 


Наконец Игорь Леонидович не выдерживает и садится рядом.  Мы все в мыле.  Вот как тут вылетишь в нужное время по плану, когда такие приключения?
С третей попытки самолёт с трудом отрывается от озера и буквально по верхушкам деревьев уходит на машрут.  Хаски нас догоняет.
[media]http://www.youtube.com/embed/2P-OFvzq5xg[/media]
[media]http://www.youtube.com/watch?v=fbD_q419ILc[/media]



Рулим по очереди.  Во время попыток взлететь с озера, мы сожгли почти 200л топлива, поэтому приходится экономить.


Вот уже и заветная Амдерма. Полоса вся белая, снег расчищен и укатан, но ВПП можно определить только по створным знакам.
Садимся, заруливаем.  Нас встречает все сотрудники аэропорта.  Быстро выгружаем бочки, заправляем 100л (на пробежках по озеру мы спалили почти бочку) и улетаем на Нарьян-Мар.  Игорь Леонидович остаётся в Амдерме.


На обратной дороге мы попадаем в сильный снег.  Приходится идти по приборам.  Нарьян-Мар сначала даёт 2000х400, потом 1000х200, а к нашему приходу вообще 500м видимости и ливневой снег.  Но слава богу – нет обледенения.
Сотовой связи нет, радиосвязь с озером тоже так себе.  Выручает спутниковый трекер InReach, с помощью которого наши друзья контролируют полёт Ан-2, а также мы переписываемся.  Темнеет.  Прошу поставить по краям ВПП снегоходы с зажжёнными фарами и в момент нашей посадки зажечь фальшфейер.
Посадка на озеро.  Задача выполнена!
[media]http://www.youtube.com/watch?v=pTBG4t24Yqc[/media]

Наша посадка вот так выглядела из кабины
[media]http://www.youtube.com/watch?v=l34I2S1M32A[/media]

 
Много красивых и интересных фотографии с этого лётного дня











































Удивительно красивый закат


Мой ЖЖ в перелёте
 
[smiley=thumbsup.gif] Знакомое озеро, Владиславу пора там уже постоянную посадочную площадку(гидродром) открывать, очень удобное и спокойное место.
И собака классная, хорошо поет под гармошку.
 


11 апреля Нарьян-Мар – Амдерма

Нарьян-Мар (оз.Кривое) – Амдерма: 443 км за 02:54 полётного времени
Ранний подъём, завтрак и едем на озеро.  Погода стала лучше.  Но снегу намело столько что Toyota RAV4  застревает на дороге. Проходящим вездеходом вытаскиваем машину.
Откопав самолёт, заваленный снегом почти под нижнее крыло и подогрев двигатель, мы сталкиваем его с места общими усилиями. 



Самолёт поехал, ему нельзя останавливаться, чтобы не примёрзнуть, так, что теперь важно его догнать и запрыгнуть на ходу.  Вот где важна хорошая физическая подготовка!  Со смехом вспоминаю скандал, который раздули СМИ под фотографией, когда пассажиры на севере выталкивают  «Тушку» из сугроба.   Тут это нормально! Хочешь улететь – толкай, копай а потом беги ;-)

04:19UTC мы уже в небе и летим полным составом в Амдерму!


Около Нарьян-Мара пейзаж позволяет взгляду уцепится за землю


Погода в Арктике очень быстро меняется.  Только что светило солнце а вот уже и облачность до земли





и снова солнце



В полёте полноценный завтрак. В нашей авиакомпании питанию уделяют особо пристальное внимание, т.к. хорошо накормленный экипаж - хорошо толкает самолёт. ;-)



Летим над водой








В полёте приходится надеть солнцезащитные очки, с ними глаза устают меньше


А вот как выглядит "Белизна", когда отсутствует видимый горизонт



Контролируем параметры двигателя - всё в порядке.


Проходит несколько часов полёта и вот впереди показалась Амдерма.


Нас встречает солнечная Амдерма!  Но с моря уже идут тёмные облака, сильный ветер и снег.



Над нами пока солнце и мы приступаем к заправке самолёта авиационным бензином  Б91/115 "AVIATOP" 





Заправка закончена, пора ехать в гостиницу.


Амдерма - зона пограничного контроля и у нас проверили разрешение на посещение приграничной зоны.  Хотя тоже любопытно, ведь до ближайшего иностранного государства тут более 1000 км.


А за нами уже приехала вахтовка и мы едем в посёлок Амдерма


Игор Леонидович уже всё разведал и теперь нас ведёт и показывает все самые злачные места в Амдерме (почту, гостиницу, магазин).

Библиотека особенно близка Игорю Леонидовичу ;-)


Здание администрации



Дом культуры


Отделение почтовой связи

Бросаем памятные открытки


Наша гостиница


Улицы и дома нашего городка








Много брошенных и разрушающихся домов

 
В которых иногда могут жить белые медведи







К белому медведю тут относятся по доброму. Их мало и надо беречь!


Когда-то в Амдерме добывали флюорит


С Варкуты в Амдерму пришли вездеходы с продуктами


Цены и ассортимент в магазинах







Расписание рейсов


"Захар" на улицах посёлка


А вот и память об авиационном прошлом



Через снежную бурю пробивается солнышко


А мы поели и нам пора спать, завтра подъём в 00:00UTC!
 


12 апреля Амдерма
Сегодня планируем вылететь на о.Белый.  Вылетать решили в 5-6 утра.  На улице дует сильный ветер и низовая метель.  4 утра, нас уже ждёт вахтовка у дома.






Начинаем готовить самолёт.  Генератор не хочет запускаться, замёрз.  Ветер такой (20м/с), что продувает через 3 пары штанов. Метель, работать можно только в очках. Греем самолёт час – мотор холодный.  Да что же это такое?  Всё тепло выдувает из под зимнего чехла. Около печки наблюдатель за ней меняется каждые 10 минут, т.к. замерзает, остальные отогреваются в здании аэропорта.


Сугробы наметает в момент, вот Олег немного зазевался и уже только голова из сугроба торчит ;-)


Игорь Леонидович героически продирается сквозь снег и ветер к своему самолёту


Командиры пошли посмотреть перемёты на ВПП


А пурга метёт



Игорь Леонидович уже готов одеть гидрокостюм, но что-то его останавливает


Печку и генератор в процессе работы тоже постепенно засыпает снегом


Погодка по прогнозу вроде как вполне

Пытаемся хоть что-то понять - что же нас ждёт?


А по факту - низовая метель.


Созваниваемся с о.Белым.  Там сверху солнце, но ветер поднимает очень сильную низовую метель и горизонтальная видимость менее 200м.  По правилам в такую погоду даже выходить из домика на о.Белом нельзя.

Игорь Леонидович, через Глухова Вадима подаёт и пробивает заявки на полёт.   

Ох и придумали ведь нелетающие люди всякие глупости, как например эти планы полёта.  Зачем?  А чтобы обосновать необходимость создать рабочие места и раздуть бюджет.  Вот сколько летаю, столько же и не могу понять – зачем нужны планы полёта в нижнем воздушном пространстве, зачем нужны диспетчера в кол-ве 2 штуки на аэродроме, на который прилетает всего 2 самолёта в месяц и зачем нужна служба авиационной безопасности на аэродроме в посёлке в котором все друг-друга знают в лицо и даже квартиры не закрывают на ключ?  Сколько же денег из бюджета нашей страны уходит на прокорм этой системы?

Но вот погода улучшается, появляется солнышко и ветер немного стихает





Самолёт мы в итоге прогрели потратив на это почти 2 с лишним часа (при таком ветре очень быстро выдувает всё тепло из мотора и по возвращению нужно будет доработать моторный чехол), развернули против ветра, но полёт по ряду причин пришлось отложить на день.  Может это и к лучшему.  Т.к. не факт, что 12 апреля мы смогли бы сесть на о.Белый при такой погоде.
Будем считать, что это у нас была тренировка по подготовке самолёта в экстримальных условиях.
Обсуждаем наш план действий.


Игорь Леонидович анализирует возможные варианты дальнейших шагов


Принимаем решение лететь на следующий день - одним днём.

А я пока решил отснять информацию, связанную с оформлением пропуска в погранзону и разрешение на рыбалку.



\


В обед мы завершили всю подготовку, зачехлили самолёт и на дежурной вахтовке отправились в посёлок.  Оставшуюся часть дня мы ходили по Амдерме, слушали лекции Дмитрия Евгеньевича о полётах, приборных заходах на посадку и смотрели фильм про их полёт в Австралию на Як-18Т.


Берег  моря






Белые медведи тут тоже регулярно гуляют, вот свежие следы около моря


Наша гостиница стоит на берегу Карского моря.   


Это обычное кирпичное здание, в котором одна из квартир отремонтирована и является гостиницей для всех приезжих.  Стоимость проживания 2400р с человека в сутки.
 


13 апреля Амдерма – о.Белый – Амдерма

Сегодня ключевая задача перелёта: долететь до о.Белый, почтить память наших друзей, погибших год назад, установить памятную табличку на крест, доставить метеорологам фрукты и овощи и вернуться в Амдерму.
Подъём в 3 утра, в 4:30 на аэродроме, начинаем готовить самолёт к вылету. На о.Белый решено лететь одним самолётом Ан-2.  Это более безопасно. Игорь Леонидович полетит с нами на Ан-2.
Созваниваемся с Николаем Ивановичем – руководителем метеостанции им. Попова на о.Белый.
Погода лучше чем накануне, ветер слабее, но он всё-равно поднимает снег, поэтому видимость у земли 500-1000м.

Комфортабельная вахтовка от гостиницы до проходной аэропорта


Утренняя подготовка самолёта


Самолёт заправлен накануне по пробки, в салоне 2 полных бочки с бензином Б91/115 «Aviatop».  Ветер может поменяться, и нам важно иметь запас топлива.   Проверяем уровень масла, доливаем до 80л.  Греем самолёт.  Сегодня удаётся согреть двигатель за час.  Всё готово к вылету.
Переодеваемся в гидрокостюмы, которые нам дали на время перелёта вертолётчики (Александр Курылёв и аэроклуб «Истра» в Буньках).  Это легендарные гидрокостюмы – в них совершали кругосветку.
С собой берём несколько ящиков фруктов и овощей, а также молочку.  На севере, эти привычные для нас продукты, в дефиците а людям они важны и нужны, да и просто будет приятен этот маленький подарок.
Идёт команда «На вылет» и наша группа оранжевых «телепузиков» с фруктами и сумками бежит к Ан-2.  Нельзя, чтобы мороз прихватил нежные огурчики.  Загрузились в самолёт, запустились, а он прилип лыжами и не страгивается. Выпрыгиваем из самолёта, толкаем в крыло, самолёт начинает движение – теперь надо запрыгнуть на ходу.  Непростая это задача в гидрокостюмах.  Но мы уже имеем этот навык.  Дмитрий Евгеньевич выруливает на ВПП и мы взлетаем.
И сразу идём над Карским морем.  200 км над ледяными водами.


Льдины маленькие, в воде и сесть на них нельзя. Если мотор подведёт, то нам нужно будет перед приводнением успеть выбросить специальный морской плот и после приводнения выбраться из самолёта и доплыть до этого плота. Это единственный шанс спастись. Но к нашему счастью, всё идёт нормально, мотор шепчет, обледенения не наблюдается. Наш путь над морем лежит на п-ов Ямал, мыс Харасавэй. Там мы выйдем на сушу и можно будет снять гидрокостюмы.

В самолёте


Наш Командир - Дмитрий Евгеньевич


Олег и Игорь Леонидович


Андрей готовит "спасательный" парашют ;-)


Фёдор мирно спит



А за бортом суровая красота с постоянно меняющейся погодой











На открытых участках воды встречаем какое-то гигантское количество птиц, которые начинают разбегаться и взлетать при виде самолёта



 
Местами погода совсем не весёлая







Проходит 1,5ч полёта и мы видим берег Ямала.  По очереди снимаем гидрокостюмы, переодеваясь в нормальную тёплую одежду.  Летим над полуостровом.  Вокруг сплошная белизна, иногда под нами появляются бегущие олени, несколько раз видим чумы оленеводов, пытаемся разглядеть белых медведей, но, к сожалению, ни один медведь не машет нам лапой.  ;-)

Над Ямалом светит солнце!



А впереди снова мгла

и сзади сбоку


Вот так, может висеть слой облачности





  Пару раз пролетаем над посёлками газовиков.  Удивительно, как здесь живут люди.





И вот впереди пролив Малыгина, а за ним остров Белый – наша цель.  Время ускоряется, кажется, что прошло несколько минут и мы уже над метеостанцией.  Внизу нам машут люди, которые нас вышли встречать.  Размечена флажками взлётно-посадочная полоса.  Вот это подготовка!  Сверху всё как на ладони. 








В 800м от посёлка видим установленный памятный крест.  Спасибо экспедиции из "Центра освоения Арктики" (http://www.arctic-rf.ru/ ) и Тимкину Александру Владимировичу.  Месяц назад они на вездеходах пришли с Салехарда на о.Белый, доставили этот крест и оборудование для бурения.  Забурились и установили его.
А мы тем временем делаем проход над ВПП, нужно определить направления ветра.  У метеорологов нет наземной станции авиационного диапазона, поэтому ветер будем определять по дыму от шашки.  Сигнальная шашка выбрасывается с прохода.  Разворот и вот мы чётко видим направление ветра.  Не зря мы отработали эту методику в Москве.
 
Назад
Вверх