По следам Двух Капитанов. (Арктика – 2017г).

Мягкая посадка.  Под нами плотный наст. 



Нас встречает начальник полярной метеостанции Никонов Николай Иванович на снегоходе Буран и знаменитый пёс по кличке Боцман.






Олег в гидрокостюме


Быстро чехлим Ан-2, нам нельзя его заморозить. Перекачиваем топливо в баки прям из салона.



Основной транспорт зимой на Белом


Забираемся в сани, зацепленные за снегоходом и едем на станцию.
Удивительное место с удивительной энергетикой.  Тут просто веет добротой. На станции всего три человека – Николай Иванович, Олег и Надежда.  Они находятся в постоянном дежурстве вахтами.  Надежда накрывает стол, на котором тут же оказываются свежие огурцы и копчёный омуль.  Какой же тут вкусный омуль.  Просто пальчики оближешь.
Жизнь на станции полностью зависит от работы дизеля. Поэтому их тут 3 штуки.  Один основной и два резервных.  У сотрудников есть интернет, телевизор, спутниковый телефон.  Условия для жизни хорошие.  Общаемся.  Николай Иванович работал и в Арктике и в Антарктиде.  Очень интересный человек, рассказывающий о тонкостях работы в Арктике.  Рассказал он и о гибели наших друзей год назад, о том как их искали.  Оказывается он даже не знал, что к ним летит вертолёт в тот момент.  И только через 5 часов после падения вертолёта им об этом сообщили и они начали поиски.  Причём погода в тот момент на станции стояла просто ужасная.  Видимость была менее 50м, и во время поисков он буквально наткнулся на упавший вертолёт.  К сожалению все были уже мертвы на тот момент. 
А нам пора.  Времени остаётся крайне мало, а ещё нужно установить табличку на крест. Выдвигаемся в санях, запряжённых за снегоходом Буран до креста.  По пути останавливаемся у останков вертолёта. Да, он лежит там… Температура всего -17 градусов, но с учётом ветра ощущение, что -25.   Вот и крест.  Табличку ставим со стороны Карского моря. Фотографируемся у креста.  Мы привезли две таблички с одинаковым текстом, но одну из нержавеющей стали, вторую из дуба.  На крест установлена из нержавеющей стали, как наиболее долговечная.












Табличка установлена, пора возвращаться в Амдерму.  Садимся в сани и едем к самолёту и тут у нас сани проваливаются в промоину.  Выступает вода.  Выскакиваем с саней, и практически на руках их вытаскиваем из воды.  Ничего себе, при такой температуре под снегом есть незамёрзший ручей.




Фото полярной метеостанции












 
Прощаемся с метеорологами,  залезаем в самолёт, запуск и тут стартёр издаёт скрежещущие звуки.  Что за нафиг?  Видимо идёт какое-то закусывание муфты сцепления.  Крутим винт руками, запустить удалось! Пару ударов кувалдой по лыжам, толкаем самолёт в крыло и на ходу запрыгиваем в него.  Прощай о.Белый!  С нами летит почта с острова, которую нужно будет отправить из Москвы. 






Береговая черта Ямала


И небо сливается с землёй


Среди этих бескрайних снегов встречаем оленей



На обратном пути каратаем время игрой в карты.  У меня ещё с Монголии завалялась колода карт. С регулярным постоянством я становлюсь «дураком».

   
Скоро море.  Игорь Леонидович уже переоделся в гидрокостюм. Мы с Олегом поленились.  Полетим через Усть-Кару, там над морем совсем небольшой кусочек.


Идём над открытой водой, красота и тут…  мотор сбавляет обороты, а в наушниках спокойный голос Дмитрия Евгеньевича «а теперь надо одеть гидрокостюмы…»  Душа уходит в пятки. Игорь Леонидович одним прыжком оказывается у двери и уже готовится «катапультироваться» в Карское море. Обрывки гарнитур висят на его голове.  Самолёт снижается…   Но мотор набирает обороты и мы продолжаем полёт.   ;-)   Как же мы все потом хохотали над этой шуткой. А заодно и проверили моральную готовность экипажа.
Не зря Олег ещё перед вылетом всех предупредил, что «На борту нашей авиакомпании атеистов нет!»



А вот уже и ставшая нам родной Амдерма.
Кружим над Амдермой, делая много много фотографий















Нас ждут все сотрудники аэропорта.  Посадка, быстро чехлим самолёт и успеваем на уходящую в посёлок вахтовку.   
Мы уже смеёмся, что работая в таком ритме мы стали чувствовать и называть себя работниками Амдерского авиаотряда. 
Едем в вахтовке, а я всё думаю – как бы тут кстати было бы, если у кого-нибудь из сотрудников аэропорта или жителей посёлка был бы свой личный самолёт.  Пусть это будет Цессна или Ан-2. Если государство не может обеспечить регулярное сообщение на местных воздушных линиях, то авиация общего назначения это реальное спасение для нашей страны!  А так получается, что рейсовый самолёт в Амдерму прилетает 2 раза в месяц, вездеход из Воркуты приходит 1 раз в 1,5-2 месяца…
Ужинаем у Елены Юльевны и падаем спать.  Завтра подъём снова в 3 утра.
 
Доброго времечка Андрей! На одном дыхании, на два раза перечитал эту познавательную, нужную тему. Вспомнил добрым словом Михаила с которым посчастливилось летать в Карелию,  и свои зимние путешествия на АН-2, где не было подготовленных площадок. Имея на борту мотособачку (78кг) я мог быстро подготовить взлетную плошадку. А какие методы применяли против прилипания лыж на стоянке, чтобы не приходилось тратить время на пропиливание. И многое другое. Остались фотоматериалы и бесценный опыт.
 
на доски, палеты или ветки надо ставить самолёт, чтобы потом утром не мучатся.  Говорят, что есть смысл обить лыжи пластиком (у нас они обиты нержавейкой).  Пока у нас слишком мало опыта полёта на северах.  Мы учимся и пытаемся перенять опыт у старшего поколения авиаторов.
 
14 апреля Амдерма –Новая Земля – Вайгач - Нарьян-Мар



Подъём в 3 утра, вахтовка заезжает за нами в 4 утра.  Есть не хочется.  Нам надо рано вылететь, т.к. мы хотим посетить Новую Землю, Вайгач и успеть в Нарьян-Мар.
Ветер порядка 15 м/с, температура -17 градусов.  Греем самолёт, параллельно заправляем оставшиеся 4 бочки и откапываем занесённые снегом лыжи.  Работы всем хватает.  Мёрзнуть некогда.








В 6 утра загрузив самолёт взлетаем прям с перрона, т.к. на ВПП при таком ветре не вырулить.
Игорь Леонидович решил лететь напрямую в Нарьян-Мар.  Не хочется ему снова летать над водой. А мы полетим над Карским и Баренцевым морями. Страшно это с непривычки, хотя мы думали, что он уже должен был привыкнуть.


Взлетаем и прямым ходом направляемся на Вайгач. Новая Земля за ним.  К сожалению, для свободных полётов открыта лишь маленькая часть с юга и севера Новой Земли. Всё остальное – зона закрытая военными и мы туда не имеем права заходить.
В сторону Новой Земли мы шли с попутно-боковым ветром, который прибавлял до 30 км/ч путевой скорости.   Пока шли над землёй, в полёте надели гидрокостюмы. Мало ли что.  И вот открытая вода.  50 км полёта над водой и мы увидели скалы Новой Земли.  Она очень величественна и красива.  Увидев её впервые чувствуешь себя настоящим первооткрывателем.

Погодка так себе...








Но местами она лучше




Суровые тут места


А на море волна







Глянув одним глазом на Новую Землю мы коснулись лыжами её земли и наш путь уже лежит обратно. 





Резать по прямой через море мы не решились.  Большая влажность над открытой водой это большая опасность обледенения и если оно начнётся, то деваться нам будет уже некуда, только в ледяное море. 



Поэтому перемахнув пролив мы продолжили полёт над о.Вайгач.  Какая же тут суровая красота!


Дальнейший полёт продолжался над свинцовыми водами Баренцева моря.  Что интересно, так это цвет воды в Баренцевом и Карском морях различается.













В полёте у нас положен завтрак и обязательно крепкое кофе командиру!


И вот уже Нарьян-Мар и оз.Кривое. Идёт снег, но видимость вполне терпимая.
 
15 апреля Нарьян-Мар – Вельск

То, что сегодняшний участок перелёта будет сложным мы знали, но что этот день окажется настолько тяжёлым, никто из нас не догадывался.


В Нарьян-Маре у нас появился хороший интернет.  Изучив накануне погоду мы знали, что на нашем 900км участке маршрута будет кусок в 400км, где стоит тёплый фронт с облачностью до земли, осадками и обледенением. Gramet нам клятвенно обещал, что верхний край облачности будет 2200-2400м, поэтому мы приняли решение идти верхом.

Итак, 3 утра – подъём.  4 утра – за нами в гостиницу заезжает Владислав и мы выдвигаемся на озеро Кривое, где стоят наши самолёты.
Начинается подготовка к вылету.  Вещи снегоходами доставлены на самолёт, доливаю 20л канистру тёплого масла в маслобак, ставим пушку на прогрев мотора.
Проходит 30 минут, масло уже +5 градусов, головки +40 градусов, скоро уже можно будет запускаться, но что это?  Из створок радиатора капает чёрное масло.  Блин…  радиатор!  Ныряю под мотор – радиатор порван, тёплое масло вытекает из сот и капает на белоснежный снег. 

ЛЕТЕТЬ НЕЛЬЗЯ!   

Мы потеряем всё масло в первый же час полёта и с остановившимся мотором сядем на вынужденную. Надо менять радиатор…   Прекращаем разогрев мотора.   Теперь нам важно наоборот иметь максимально холодное масло, т.к. проще будет работать.

Что можно сделать?
 
Варианты:
1.      Заменить радиатор на исправный (самый лучший и правильный вариант).
2.      Заглушить пробитую соту.
Подключаются друзья из Нарьян-Мара.  Выходной день, раннее утро, но местные авиаторы не теряя ни секунды находят и привозят нам новый радиатор взаймы.  Эта взаимовыручка, которую я вижу на Севере трогает и восхищает до глубины души.
А мы пока скидываем пробитый радиатор с Ан-2. 





Эту работу можно выполнить не сливая масла. По нормативу на неё требуется менее 2 человеко-часов.  Если быстро работать, то даже на улице в мороз это делается вполне быстро и удобно.  Отпариваем в кипятке старый дюрит, и вот уже он налез на отводящий патрубок нового радиатора. 
Радиатор установлен, снова начинаем прогрев мотора.  Прогрев масло до +30, головки до +70 градусов, проводим опробование двигателя.  Выключились, снимаем капоты и осматриваем.  Течей нет, радиатор тёплый. Можно лететь. По времени мы успеваем по светлому за сегодня дойти до Вельска.  С нами в Москву летит Владислав Выучейский.
12 дня, оба наших самолёта вылетают из Нарьян-Мара.  Погода просто шепчет.  Солнышко, небо, красота.

Идём в наборе высоты.  Самолёты тяжёлые и набирают высоту очень медленно. А вот впереди и обещанный фронт.  К фронту мы уже набрали около 1,5 км высоты.  Входим в облачность, продолжаем ступенчато набирать (надо делать площадки и давать мотору немного остыть).  На Ан-2 при скорости менее 145 км/ч головки цилиндров не успевают охлаждаться, даже с полностью открытыми створками, если идёшь на режиме.
Облачность слоистая.  Мы уже прошли три слоя, а сверху ещё нет голубого неба.  Надеемся на Gramet.  Вот уже 2000м, вроде светло сверху. Появляется первый лёд на расчалках.  Это очень плохо…  Лезем выше.  Температура за бортом -10…-15C.  Лёд растёт.  Достигли 2800м, сверху облака. Вот уже 3000м, на нас много, очень много льда.   «Хаски» на смог залезть на эту высоту, уже на 2400м он пошёл на снижение, вышел из облаков на высоте 300м и идёт под облаками.  Но по прогнозу впереди облачность до земли…   И тут у нас начинается флаттер задних расчалок бипланной коробки крыльев.  С ужасающей амплитудой расчалки начинают вибрировать так, что трясётся вся бипланная коробка.   

Видео флаттера
[media]https://youtu.be/229KD6uBkcs?list=PLSqiJeD0Qva7Ae0GWY9mZ3ExYGCGflpgn[/media]

Лёд растёт… 



Дмитрий Евгеньевич гасит скорость.  Вибрация не прикращается. Если мы не избавимся срочно от льда, мы потеряем задние расчалки, а если потеряем и передние, то у нас поплывёт бипланная коробка и самолёт станет неуправляемым.  Принимаем решение – падать вниз, и искать место для посадки.  Дальше так лететь опасно.  Но как снизится и не набрать скорости?   Выполняем парашютирование.   На скорости менее 100 км/ч самолёт парашютирует с 100 эшелона.  Предкрылки выпущены.  Сыпемся с вертикальной скоростью 5-7м/с.  Расчалки вибрируют.  По карте рядом нет никаких аэродромов, да и вообще жилья.  Только тайга и болота.  На 250м выпадаем из облачности, ищем место для посадки. На многих болотах торчат мелкие ёлочки, засохшие деревья. 



Но вот есть походящая поляна. Дмитрий Евгеньевич несколько раз резко переводит шаг винта с малого на большой, тем самым сбрасывая лёд с лопастей.  Посадка. 


Даём наши координаты Игорю Леонидовичу, он летит к нам.   Первые шаги, как мы выпрыгнули из самолёта приводят нас в восхищение!  Плотный, твёрдый наст. Покрытие этого болота лучшее за весь наш перелёт! Быстро чехлим мотор и ставим заглушку в радиатор – нам важно сохранить тепло. Хватаем палки, щётки, и рассосредоточившись по всему Ан-2 начинаем колотить по расчалкам, лобику крыла и стабилизатора. Толщина льда около 5 см. 
Хаски садится рядом и Игорь Леонидович начинает отбивать лёд со своего самолёта.
20 минут нам потребовалось ,чтобы отбить весь лёд с Ан-2. Лёд твёрдый, прозрачный и прочный.  Я впервые сталкиваюсь с таким обледенением.  Раньше только в книжках о таком читал.






Видео как отбиваем лёд сидя на болоте.
[media]https://youtu.be/UsEa0Ebh_1c[/media]

Как откалывается лёд
[media]https://youtu.be/PDgLttBHjRg[/media]

Наша парочка на болоте


Надо лететь дальше!  Пока нас держит этот наст, надо взлетать.
Запрыгиваем в самолёт и взлетаем.  Мы первые, Хаски за нами.
Идём под облаками, буквально по верхушкам деревьев и очень боимся снова обледенеть, т.к. болот и полей уже нет.  Обратно в Нарьян-Мар тоже не вернуться (не хватит топлива).  Попадающиеся реки уже вскрылись - мест для посадки нет.  Вот уже и Северная Двина, появилось жильё людей и поля.





Полёт на бреющем
[media]https://youtu.be/WHrDcxxN_zA[/media]

Эти часы были самые тяжёлые.  За 100 км до Вельска выходим из под этого тёплого фронта.  Слава богу.  Егор Левандовский присылает нам условия посадки в Вельске.
 
Хаски летит на бреющем




Заходим на посадку, посадка сбоку от ВПП на снег, в конце пробега выруливаем на бетонную ВПП, покрытую слоем льда.


Заправляем самолёт, доливаем 20л масла (в баке становится 75л), чехлимся и едем в гостиницу.
 
16 апреля Вельск – Санкт-Петербург


Подъём в 3 утра, в 4 мы уже едем в аэропорт г.Вельска. Спать хочется безумно, т.к. опять мы спали около 5 часов, но прогноз погоды говорит, что погода нам позволит пройти только в первой половине дня.  Самолёт заправлен и стоит на ВПП. Лететь в Питер решено на лыжах, т.к. в Куммолово выпал снег. Расстояние в 700 км мы преодолеем за 5 часов.

В Вельске полоса, рулёжки всё во льду, идёт снег, видимость 1000м, нижний край метров 200.
Игорь Леонидович и Владислав Выучейский провожают нас.  Они летят в 6:00 по заявке и им в Москву, на аэродром Северка.  Игорь Леонидович накануне снял с заднего сиденья дополнительный топливный бак,  отдал спасательную одноместную лодку.
Прогрев самолёта занимает минут 40 и в 5:20 утра, пробежав метров 200 по асфальто-ледяной ВПП самолёт мягко отрывается и начинает набирать высоту.  Идём под нижней кромкой, не заходя в облачность.  Достаточно нам вчерашних приключений с обледенением.
Пилотирует Дмитрий Евгеньевич и Олег. Пока условия визуальные, но в любой момент они могут стать приборными.  Экономим топливо – вовсю пользуясь обеднителем. На Ан-2, как показала практика, это очень хороший инструмент при грамотном использовании. Нам удавалось достигнуть часового расхода 130 л/ч.
Прошло два часа.  Погода постепенно улучшается. 


Идёт смена вахты.  Андрей Петров и Фёдор по очереди садятся за штурвал.  Мне тоже удаётся часок порулить.  Прелесть полёта на Ан-2 ещё и в том, что в полёте можно поменяться, прогуляться по салону, сходить в туалет, поспать. Сон – это святое, поэтому те, кто не рулят - спят.  Вот Олег, сменился, пошёл в хвост, улёгся и уснул, укрывшись моторным чехлом.
А я в это время достал буханочку чёрного хлеба и сало. ;-)

Прошли Лодейное полё.

Скоро уже Питер.  Появилось солнышко на небе.  Все проснулись.  Наслаждаемся полётом и той красотой, что открывается нам из самолёта.
Снизились, идём на высоте 100м истиной высоты.
Вот уже и Куммолово.  Делаем проход, осмотр и вот уже наша «Аннушка» легко касается лыжами заснеженной полосы аэродрома.  Перелёт завершён. Отправляю с помощью спутникового трекера сообщение о посадке.  По трекеру вижу, что «Хаски» тоже совершила посадку на Северке.
На земле нас встречают друзья. 

Какое же это счастье, что мы справились и совершили этот добрый полёт в Арктику. 
Телефон начинает разрываться от поздравления друзей, которые следили за нашим перелётом и болели за нас.

Наступает время мечтать и строить новые планы!
 
Назад
Вверх