Подсветка приборов

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
  Поделитесь опытом, кто как реализовывал подсветку аналоговых приборов.
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Имею на приборной доске следующие приборы:  высотомер ВД-10, указатель скорости УС-250, вариометр ВР-10м, компас КИ-13, указатель температуры двигателя ТЦТ-13, автомобильный тахометр и жигулевский топливомер. Так же имеются цифровые часы продолжительности полета.
   Соответственно тахометр и топливомер имеют встроенную подсветку. Из авиационных приборов только вариометр имеет светящуюся в темноте шкалу. Вопрос упирается в то как подсветить остальные.   
 
P

pilot29

А остальные приборы в своем обозначении имеют еще одну буковку, скорее всего К, которая обозначает тип подсветки "заливающий красный цвет", для которого нужны соответствующие фонари.
Эта тема немного поднималась здесь:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1226397069

Бывает еще подсветка ультрафиолетом (лампы УФО), приборы имеют соответствующую маркировку (букву вот только не помню).

Вот еще темка:
http://light.getbb.ru/viewtopic.php?f=10&t=647

А у меня на машине (Форд Фокус) в потолочной панельке, кроме лампы освещения салона и штурманских фонариков стоят две лампочки, которые ночью подсвечивают красным светом центральную консоль.  Что за лампочки -  не знаю, не разбирал. :)
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
  Тахометр с встроенной подсветкой имеет отличную читаемость.  Но в ходе полетов в сумерках заметил, что его яркость создает контраст,  когда переводишь взгляд с него на подстилающую поверхность. Ничего криминального, просто не совсем удобно. С этой же целью хочу заменить лампу белого света в топливомере, на светодиод с более приглушённым светом.   
   Для подсветки авиационных приборов хочу тоже воспользоваться светодиодами.  Собираюсь в ближайшее время прикупить УФ светодиодов и посмотреть как на них отреагируют шкалы приборов.  Главная проблема как их разместить. Видел простые варианты с загнутыми трубками торчащими из приборки, но так у себя делать не хочу...
 
P

pilot29

Но в ходе полетов в сумерках заметил, что его яркость создает контраст,когда переводишь взгляд с него на подстилающую поверхность. Ничего криминального, просто не совсем удобно. С этой же целью хочу заменить лампу белого света в топливомере, на светодиод с более приглушённым светом. 
А на эти темы люди уже серьезные исследования проводят и диссертации пишут. Когда возникает необходимость использовать приборы ночного видения для полетов ночью, то обычная подсветка кабин и обычные приборы "слепят" их.
Поэтому разрабатывается специальная подсветка.

Естественно, адаптация зрения пилота к полетам ночью имеет большое значение, поэтому и подсветка кабины должна быть грамотная, не слепящая (как получается у вас с отдельными неавиационными приборами).
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Спасибо за подсказку.  Сейчас посмотрел запасной комплект приборов, которые раньше стояли на Ми-2. В обозначениях присутствует буква К.  Могу их установить к себе на аппарат, вместо тех, только вот чем их подсвечивать?   Бортовая сеть у меня 12В.   Я поизучал приведенную вами ветку, но не понял. Лампы красного света, которые там приведены имеют видимый спектр? Будет он высвечивать приборку или нет?
   Ну а насчет неавиационных приборов, буду пробовать придушить их свет, заменой но более слабые светодиоды.  В принципе и так нормально, не на маршруты же наощупь летать)
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
В продаже есть ИК светодиоды, могут ли они выполнять эту функцию?
    Если засветка такая как на фотке, то она довольно приличная. Есть смысл подсвечивать только сами приборы..
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Хочется сделать аккуратно и компактно, чтобы не уродовало приборку. 
   Кто сможет подсказать на счет маркировки приборов рассчитанных под УФ подсветку?   
   ИК светодиоды будут взаимодействовать со шкалой приборов с маркировкой "К" ?
 

constrictor

ВИРТолетчег!
ой ой - уф не надо... там по медицине х**ва туча негатива для глаз всплывает...
 

Tango

Я люблю гидросамолеты!<br<br />/>
Можно применить светодиодную линейку - они продаются на авторынках. Гопники "на районе" применяют их для "наворота" своих убитых копеек  :eek:
Сейчас делаю на стенде в гараже панельку для одного аэроплана, выглядит это так: (сорри за качество - слишком длинная выдержка, да и цвет подсветки перевран)
Необходимо обязательно предусмотреть регулировку яркости. Сама  линейка работает при напряжении 7-15В, макс. потребление - 200мА. Для регулировки освещенности просто устанавливается 5-ти ваттный проволочный потенциометр 1КОм. При выборе линейки обязательно обратить внимание на спектр - чем краснее тем лучше.
 

Вложения

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Я думал сделать локальную подсветку каждого прибора светодиодом.  Если же подсвечивать всю панель, то во время полета будет сильный контраст. Придется всматриваться в окружающие сумерки, что не совсем хорошо.
 

Tango

Я люблю гидросамолеты!<br<br />/>
Я думал сделать локальную подсветку каждого прибора светодиодом.  Если же подсвечивать всю панель, то во время полета будет сильный контраст. Придется всматриваться в окружающие сумерки, что не совсем хорошо.
Не будет контраста если панель вся черная - будет видно только белые циферки и стрелочки. Линейка должна быть не под прямым углом к панели, а градусов так 70-80 и обязательно закрыта козырьком миллиметров 20-25 так, чтобы не светила прямо в глаза. (см 1-е фото)
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Возможно ваша первая фотка не получилась, но если по ней смотреть, то видно что при таком расположении высвечиваются только выступающие из приборки элементы. А вот шкал приборов не особо видно :-/
 

Сергей w40

летчик не профессия - это диагноз
Откуда
Башкирия
подсветку заливающим красным светом можно реализовать следующим образом:
- под панель приборов делаем проставку из 4 мм оргстекла ,
- в проставку врезаем 3-4 красных светодиода или микролампы накаливания с красным светофильтром по периметру прибора,
-весь пирог должен быть изготовлен так, чтобы между корпусом прибора и приборкой из непрозрачного материала был зазорчик хотя бы пару миллиметров перекрытый оргстеклом, только в этом случае подсветка будет локальной и заливающей...
...и еще - совсем не лишним элементом будет регулировка яркости общая на все освещение кабины, чем темнее ночь - тем темнее подсветка - регулируется просто - на глаз , до такого уровня когда блики на фонаре от подсветки не мешают обзору...
если надо эскиз могу нарисовать, хотя вроде и так понятно изложил...
 

DeltaLetun

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Я тоже думал о таком варианте. Чтобы сделать  под каждый прибор прокладку из оргстекла 2мм.  Но в моей приборке есть пару нюансов связанных с этим решением. Имею этот вариант ввиду.  В идеале хотелось бы добиться свечения шкал...
 

Obormot

С мечтой о небе...
УФ-подсветка рулит.

вот несколько лет назад делал на ваз себе - отчетик.

могу добавить, что 1 светодиод запросто ярко освещает площадь размером с лист А3 - просто размещение приборов неудобное, пришлось ставить индивидуальные светодиоды в каждый прибор.

если приборы имеют "фосфорецирующие" шкалы и стрелки, то по-моему их перекрашивать не надо - будут светиться.

Источник света - УФ-светодиод, диаметр 3 мм, noname.

Стрелка - на некоторых приборах стрелка уже флюоресцентного красного цвета - зубильных, у волг тоже видел. Тогда делать ничего не надо. Если стрелки белые, их нужно окрасить флюоресцентной красной краской, я использовал краску Rebell 25 matt, махонькая баночка, купил в магазине игрушек, отдел моделей самолетов-кораблей. Мне она не понравилась - с комками, раслаивается - нужно тщательно перемешивать. Такое чувство, что это растворенный пластик - слой очень толстый, легко сдирается. Но на безрыбье, как говорится...

Шкала - нужна самоклеящаяся бумага флюоресцентно-зеленого цвета, цена примерно 20 центов за лист половину кв.м. режется на удобный формат, шкала печатается на лазерном принтере - у меня есть макеты для тахометра 06 и спидометров 06 и 05. Важно - многие тонеры "фонят", т.е. отсвечивают в УФ свете фиолетовым, напрягает. Опытным путем определен наилучший тонер - от цветного лазерного принтера OKI - любого, тонер там одинаковый. Потом вырезаются отверстия под крепежные винтики, стрелку и окошки одометра, шкала аккуратно клеится поверх заводской, вставляется ограничитель (у спидометра). На стекло изнутри нужно наклеить ленточку черной изоленты, экран, закрывающий от глаз сам светодиод и часть переотраженного УФ-излучения. Провод протаскивается в отверстие, в котором раньше была штатная лампочка, она вынимается, отверстие заматывается изолентой - чтоб пыль не попадала.

Размещение светодиода - после перебора массы вариантов понял, что наверное единственно разумный и рабочий - прямое освещение шкалы, а не рассеянный-отраженный свет, слишком велики потери, пропадает смысл переделки. Светодиод обтачивается напильником, в черном "козырьке" вверху сверлится отверстие, светодиод вставляется туда и фиксируется клеем из термопистолета. В принципе его мощности хватило бы на освещение всей приборки например от 07 - если правильно его разместить и доработать напильником его "линзу", у меня все приборы в индивидуальных корпусах, так что по 1 светодиоду на прибор. минусы такого размещения - стрелка освещена только сверху, и на спидометре иногда немного перекрывает свет на цифры 0, 10 и 160 - но они неплохо подсвечиваются и переотраженным светом. Плюс на о6-м спидометре достаточно хорошо видны цифры в верхнем окошке одометра (они не светятся, не стал морочить голову с их перекрашиванием - и так шкала перегружена, да и сложно это, хотя прям счас одна идея появилась :)), а в нижнем не очень - но и со штатной подсветкой надо приглядываться.

Итог: очень нравится. днем и ночью гораздо лучше читаются приборы, очень контрастно, глаза не режет, колхозом не пахнет, очень бюджетно, можно в любой момент вернуть как было.

PS Индикаторы внизу приборов переделывать на светодиодные не стал - не терпелось поставить и проверить подсветку на машине, да и работают они вполне приемлемо... потом как-нибудь.

 
Вверх