Полёты по ДВ (и не только)

Thread moderators: smixer
Напоследок закончу прибалтийский сюжет интересной цитатой Александра Невзорова о президенте Эстонии:
«Есть прекрасный президент Эстонии, которую не узнали на конференции в Мюнхене. Она сидела во время одной из панельных дискуссий в первых рядах среди слушателей, подняла руку, и ведущий сказал ей, что, пожалуйста, можете вы назвать себя и сказать, кого вы представляете. Вот она встала и сказала: "Я президент Эстонии". Это волшебная история. Самое интересное, что эстонцы вдруг начали стесняться. Но этой историей надо гордиться. Это, наверное, самое красивое политическое событие, потому что вот именно таким президент и должен быть, вот без мигалки, приклеенной к макушке, без амбалов вокруг, без понтов, когда встает тихий цивилизованный благородный воспитанный и абсолютно подобный нам человек, и этот человек заявляет абсолютно разумные вещи. Вот, наверное, это и есть тот идеал президента, которым сейчас Эстония могла бы гордиться как главным своим политическим достижением».
 
Погода была неплоха, циклон нас ещё не догнал, а маршрут Тарту – Псков занял всего полчаса. Диспетчер с российской стороны с трудом выговаривал наш позывной, и с облегчением вздохнул, когда я предложил ему перейти на русский. Рулёжки, казалось, не ремонтировались со времён СССР, благо колёса у нас немаленькие. По краям неухоженного перрона печально стояли Ан-24 и Ил-114 почившей в бозе компании Псков-Авиа, а возле огороженной красными флажками стоянки нас встречала таможенно-погранично-аэропортовская делегация, общей численностью человек восемь. Не хватало только транспаранта «Добро пожаловать в Кукуевку!»
DSCF6788.JPG

Сверили паспорта, засунули нос во все лючки и ящички, пожурили за ящик Спитфайра, и поехали за 50 метров на автобусе-скотовозке оформляться в вокзал. Во главе таможенной делегации был аж целый полковник, не иначе как начальник таможенного поста. Поначалу на наше пожелание пройти таможенную очистку в течение дня на лице его расплылась зловещая ухмылка (типа ну-ну, видали мы таких). Но изучив документы, он как-то сразу погрустнел и потерял к нам всякий интерес - никаких вариантов поиграться в великого стража интересов державы мы ему не оставили. В общем до конца работы аэропорта нас из него всё-таки выпнули.
DSCF6787.JPG

Вроде бы аэропорт Псков находится в каких-то нескольких десятках км от Тарту, но по ощущениям это скорее десяток световых лет. Наверное мы просто провалились в какую-то пространственно-временную дыру. Стандартное советское здание вокзала точно не ремонтировалось с 70-х годов – под потолком была натянута сетка, чтобы падающие с потолка куски штукатурки не убили кого-то из посетителей. Большой советский зал был разделён перегородками из крашенного штамп-настила, а заглавное место занимали конечно рамки и телевизоры зоны досмотра. Целая толпа сабовцев и других товарищей в форме вяло слонялась туда-сюда, обсуждая, когда наконец выплатят долги по зарплате и как зреют огурцы на даче. Для оплаты аэропортовых сборов мы пошли в соседнее здание, в котором тоже была рамка, телевизор и сабовец на входе. В бухгалтерии сидело три бухгалтера, которые примерно минут 40 дружно считали, сколько мы им должны. Получалось немало. Ещё бы, прокорми такую ораву бездельников… Завершающим аккордом была оплата наличкой кассиру, сидящему в отдельной комнате в кассе с зарешеченным окошком. Далее последовала процедура подачи нового плана с помощью АФТН, диспетчера АДП и какой-то матери, заправка при активной помощи друзей-дельталётчиков, подвёзших бензин с заправки, и вот наконец мы почти готовы.
 
. Циклон, который всю дорогу шёл за нами по пятам, уже накрывал Псков. Запустившись, мы порулили по длинной разбитой рулёжке «В» к полосе 01. В это время с северо-запада прямо на глазах наползала какая-то тёмная муйня, а скорость ветра уже превысила 10м/с и продолжала усиливаться. Нам разрешили исполнительный – надо было вырулить на полосу и проехать по ней, чтобы взлететь в противоположном направлении. Пока я ехал по рулёжке, всё было ещё приемлемо, только ручка управления трепыхалась в руках, реагируя на порывы ветра. Но когда мы выехали на ВПП и самолёт развернулся бортом к ветру, рулить стало почти невозможно. Я выписывал немыслимые галсы, зажимая тормозную педаль до отказа, чтобы хоть как-то сохранить основное направления движения. Метров через 300 такой борьбы, когда стало понятно, что или тормоз перегреется или нога моя отвалится от напряжения, я развернулся и доложил готовность к взлёту. Ветер трепал нас уже всерьёз, но после дачи взлётного режим и разбега наискосок полосы, самолёт оказался в воздухе буквально через несколько секунд, пробежав от силы сотню метров. Ура! Дорога вышла на финишную прямую.
DSCF6789.JPG

К сожалению, заправились мы не под пробки, что учитывая общую небольшую ёмкость баков Дорнье и протяжённость довольно кривого пути «по трассе» в полтысячи километров, вызывало некоторое беспокойство. Однако наши попытки спрямить маршрут, сославшись на мощную кучёвку, диспетчер довольно жестко пресёк. В тверской зоне, как всегда со связью было туго, а в те немногие моменты, когда диспа было слышно, нас не покидало ощущение, что он говорит, надев на голову кастрюлю.
DSCF6790.JPG
 
Но, как говорится всё рано или поздно приходит к своему логическому концу. Вот и мы сели наконец на Орловке. Встречало нас большое количество друзей и девчонки в кокошниках с пирогом, солью и чаркой. Жаль этот момент я не сфотал, т.к. был непосредственным участником сего торжественного действа. Тимур Михалыч между заготовкой барнины на углях успел опробовать спасжилет из аварийного комплекта, а Спитфайра слава богу хватило всем.
DSCF6792.JPG

DSCF6794.JPG

И только Дорнье остался отдыхать на перроне, печально размышляя, куда же его занесло на старости лет. Ведь он тогда ещё ничего не знал про Хабаровск.
DSCF6851.JPG
 
Интересно какая судьба у этого интересного самолета?
Это ещё одна микроистория. Через несколько дней, когда я ещё тусовался на Орловке, практикуясь в коротких взлёт-посадках на Дорнье, мне позвонил Дима и предложил съездить облетать Аэро в Паневежис. Я подумал - почему бы и нет, ведь шенген у меня ещё не закончился. В час ночи он заехал за мной (путь из Москвы к границе как раз лежит мимо), а к утру мы были уже в Истре. В общем в этот раз пришлось в основном поработать говорящей головой, хотя и гайки покрутить и порулить удалось тоже.

DSCF6815.JPG


DSCF6818.JPG
 
Самолёт мне в основном понравился своей концепцией маленького скоростного двухмоторного тэйлдреггера. Кажется вполне подходящим для частного владения. Не знаю правда как с запчастями на эти моторы. Не понравилось исполнение приборной доски - зачем делать такое панорамное лобовое стекло и при этом загораживать весь обзор высокой приборкой? Я рекомендовал Диме обрезать панель по высоте и перекомпоновать приборы, но думаю вряд ли у него до этого когда-нибудь дойдут руки, учитывая количество самолётов в его ангаре. Кстати доступ к приборам и педалям со стороны откидной крышки в носу просто восхитителен.

aero45-5.jpg


aero45-4.jpg
 
Величие лидеров толпы определяется размером этой толпы. Думаю зависимость степенная и степень сильно больше двух. 🙂 🙂

Небольшое уточнение :
Размерами их фуражек!😅
В самых затрапезных африканских странах,фуражки самые большие.

Покорëжила фраза об "обрезании" приборной доски на Аэро.
Буд-то чехи кому-то не угодили втыкая приборы стандартных размеров туда,куда положено.
Были аэропланы вообще без обзора вперëд!
Избалованность какая-то у дяденьки...
 
Были аэропланы вообще без обзора вперëд!
Избалованность какая-то у дяденьки...


Это не избалованость, а рационализьм. Если есть вещь на самолете, то она должна использоваться. Зачем делать панорамный обзор, если потом он будет загорожен "забором"? Аэропланы без обзора были и без окон в этом направленни - зачем они там нужны, если туда ничего не видно?

Я бы точно панель опустил и переделал.
 
Это не избалованость, а рационализьм. Если есть вещь на самолете, то она должна использоваться. Зачем делать панорамный обзор, если потом он будет загорожен "забором"? Аэропланы без обзора были и без окон в этом направленни - зачем они там нужны, если туда ничего не видно?

Я бы точно панель опустил и переделал.

Там всë скомпоновано под стандарты тех времëн,зачем подсвечивать солнце свечами?!
Надо спрашивать " почему"сделано именно так,а не иначе и не корчить из себя знатоков кабин аэропланов!😁
 
Да никто из себя знатоков не корчит - народ просто высказывает свои мысли на этот счет и свои предпочтения, реализовать которые при современном выборе приборов, вполне реально. Времена-то нынче другие. 😉
 
Не понравилось исполнение приборной доски - зачем делать такое панорамное лобовое стекло и при этом загораживать весь обзор высокой приборкой?
С другой стороны, помнишь как в моём коммандере? Как в вертолёте. Но ничего никуда не поставить дополнительно. Обзор - шик, приборы - пшик. ;-) Впрочем, на два телевизора большой диагонали места более чем предостаточно. А что ещё нужно современным лётчикам?
 
Надо спрашивать " почему"сделано именно так,а не иначе и не корчить из себя знатоков кабин аэропланов!😁
Я вообще-то не приветствую хамство и оффтоп в своей ветке, но поскольку сама тема интересная, немного разверну.
Не знаю какой вы там КБ, поскольку для любого КБ не знать о существовании авиационной эргономики по меньшей мере стыдно. Не буду углубляться в термины и разъяснения, кто захочет - сам найдёт. Отмечу лишь, что "эргономика авиационная возникла на базе авиационной медицины, психологии и ряда технических дисциплин в 60—70-х гг. в связи с усложнением авиационной техники и расширением круга решаемых с её помощью задач" (цитата из БСЭ). Наука эта в 60-70е годы бурно развивалась, в результате чего например появился привычный нам сегодня набор с расположением пилотажных приборов instrument T или 6-pack instrument (instrument по-английски это как раз не инструмент, а прибор) и много ещё чего (например разные цвета и тактильное исполнение рычагов РУД, шага и смеси). Сейчас это довольно серьёзная наука, потому как последствия игнорирования человеческого фактора (не путать с личностным) в виде катастроф на ровном месте широко известны.
Вот, как примитивно-наглядный пример, рисунок из руководства по установке довольно распространённой в АОН станции Garmin GNS-430, на котором показывается, как правильно её установить, чтобы было удобно пользоваться:
GNS430inst.png

Ну а в 50-е годы (когда Aero 45 в основном производился), а уж тем более в конце 40-х (когда он разрабатывался), обо всех этих вещах мало кто задумывался. Посему приборы располагались там, куда их было удобнее воткнуть конструкторам и на их усмотрение. В итоге на большинстве самолётов 40х-50х и даже 60х мы видим то, что американцы называют "drop shot panel" - панель, будто продырявленную выстрелом из дробовика.
Там всë скомпоновано под стандарты тех времëн,зачем подсвечивать солнце свечами?!
Ещё раз - не было тогда никаких стандартов, каждый был сам себе велосипед. И если вы собираетесь поставить самолёт в музей или на памятник, конечно лучше всего оставить всё как есть. Но если вы на нём собираетесь летать, то глупо игнорировать те возможности, что дала нам за эти годы наука и промышленность, и "морозить уши назло бабушке".
При этом совершенно необязательно втыкать в старый самолёт "стеклянные" панели и пластиковые кнопки, можно просто всё грамотно скомпоновать, применяя более миниатюрные приборы, переключатели, радио и т.д., чтобы не исчезла уютная "ламповая" атмосфера. Как-то так.
P.S. Кстати посмотрите внимательно на панель этого Аэро, и вы увидите, что там полно дырок, заглушек и нерационально используемой поверхности, за счёт которых эту панель можно легко сократить на четверть, а немного подумав и на треть.
 
А что ещё нужно современным лётчикам?
Автопилот, естественно. И FMS..
А еще - лучше удалить приборку совсем и поставить вместо неё наклонный плоский прозрачный экран для HUD (работающий лишь при пилотировании "врукопашную").
HUD VR example
 
Последнее редактирование:
Это ретро самолëт, фактически летающий музей чешской авиационной промышленности прошлого века.
Либо мы это ретро бережëм и летаем по будильникам,как предки,либо перестаëм обнаруживать здесь свою"учëность" и строим новое изделие по достигнутым нынче технологиям.
Согласен,что пределу совершенства нет и частник может делать со своей игрушкой всë,что пожелает.
Автор,пиши ещë! Всегда приятно,лëжа на диване,смотреть как другие работают😁!!
 
Либо мы это ретро бережëм и летаем по будильникам,как предки,либо перестаëм обнаруживать здесь свою"учëность" и строим новое изделие по достигнутым нынче технологиям.
Нда... Всё смешалось в голове у современников. Ещё раз по слогам - PFD, FMS, HUD и иже с ними не являются синонимами эргономичной кабины, это лишь технологии, позволяющие увеличить уровень автоматизации и сэкономить место (и то не всегда). Более или менее эргономичную кабину можно сделать на любом уровне технологий - для этого надо лишь правильно выбрать приоритеты и грамотно использовать пространство в соответствии с требованиями эргономики. Иначе говоря кокпит с "будильниками" тоже может и даже должен быть эргономичным.
Что касается "соблюдения исторической идентичности". Все самолёты, которые находятся в лётном состоянии и эксплуатируются, проходят через перманентные этапы модернизации оборудования, в первую очередь радио и авионики. Любой летающий исторический или просто старый экземпляр имеет неоднократно поменянные радиостанции и кучу приборов, с которыми он точно не отправлялся в первый полёт. Посмотрите внимательно на фото кабины американских летающих В-29, В-17 и прочих Мустангов, английских Спитфайров или швейцарских Ju-52. Другое дело, что современные девайсы там стараются грамотно замаскировать, чтобы они не бросались в глаза. А "остановить время" можно только в статической экспозиции. Если для вас это излишняя "учёность", похоже вы занимаетесь не своим делом.
 
Прочитал, подумал что картинок мало. Заодно выскажу ещё одну мысль. Состояние оборудования кабины старых, но летающих самолётов ещё во многом зависит от задач, которые перед ними стоят. Вот например почти аутентичный Spitfire, летающий вокруг песочницы:
spit3.jpg


А вот Silver Spitfire, с которым я качестве лидировщика летел кусок кругосветки:
spit1.jpg

Какие отличия бросаются в глаза? А, вон вместо авиагоризонта и ленточного гирокомпаса пара G5-х стоит! И слева вверху пультик какой-то микрорадиостанции имеется... А посредине, вместо прицела какая-то дырявая тарелка с вентиляторами, это что?
spit4.jpg

Ё-моё, да это ж новый-старый знакомый яблочный девайс!
A почему? Да потому что покатушки на местной ярмарке - это одно, а пролететь вокруг планеты 40тыщ км - совсем другого уровня задача.
 
Назад
Вверх