Полёты в космос

Это "умеют делать" даже конические капсулы. Например возврат корабля Орион в миссии Артемис-1 предполагал двойной вход в атмосферу с отскоком при первом входе. Для снижения теплового потока. И он был осуществлен. Шаттл же совершал в верхних слоях атмосферы серию маневров гашения скорости "змейку".
А при необходимости мог отклонится до 2000 км в любую сторону от плоскости орбиты. Это расширяло возможности посадки при не очень подходящих параметрах орбиты.
Так чем БОР был уникален? Windguru указал как раз эти качества как исключительные, Аналоговнетные
 
Да. Так и есть. Однако сертифицировать что то совсем новое например реактивную посадку для пилотируемого космического аппарата при современной бюрократии будет невероятно сложно. Сертификация потребует разработки норм летной годности для таких аппаратов. Для этого нужно знать вероятность успешности миссии. Ее можно посчитать на основе статистики происшествий. А ее невозможно получить без полетов которые кто то должен разрешить. И встает вопрос зачем этому кому то рисковать свободой и карьерой.
Ну, реактивная посадка с людьми выполнялась минимум 6 раз, при высадке на Луну. Не считая тестов/тренировок. В принципе реактивную посадку можно было бы отрабатывать на грузовых Драконах, например. Набрать на них статистику, выловить блох. Да и 1е ступени Флакона 9 работают на ту же мельницу. Старшип вообще по другому не посадить. А он всеж для людей, в тч, предназначен. Наш ПТК НП, который "Орёл", который "Федерация" также изначально имел ножки и реактивную посадку. Все равно к этому придут. Тк это даёт ощутимую экономию по массе конструкции в сравнении с крылато-самолнтной схемой. Ну, и ещё кучу плюсов.
Имху
 
Сложно будет решится заменить открытие парашюта на запуск ракетного двигателя. У парашютов есть резервный вариант. В случае с ракетной посадкой возможно потребуется наличие катапульты для каждого члена экипажа а это очень тяжело.
 
Ну, реактивная посадка с людьми выполнялась минимум 6 раз, при высадке на Луну. Не считая тестов/тренировок. В принципе реактивную посадку можно было бы отрабатывать на грузовых Драконах, например. Набрать на них статистику, выловить блох. Да и 1е ступени Флакона 9 работают на ту же мельницу. Старшип вообще по другому не посадить. А он всеж для людей, в тч, предназначен. Наш ПТК НП, который "Орёл", который "Федерация" также изначально имел ножки и реактивную посадку. Все равно к этому придут. Тк это даёт ощутимую экономию по массе конструкции в сравнении с крылато-самолнтной схемой. Ну, и ещё кучу плюсов.
Имху
К реактивной посадке никто не придёт, слишком накладно таскать на орбиту лишние тонны топлива. Нынче это чисто отмывка денег, ну или очковтирательство. Парашют на порядок дешевле и на два надёжней
 
К реактивной посадке никто не придёт, слишком накладно таскать на орбиту лишние тонны топлива. Нынче это чисто отмывка денег, ну или очковтирательство. Парашют на порядок дешевле и на два надёжней
Бгг. Крылатая ступень имеет ВДВОЕ бОльшую массу конструкции, чем изначально бескрылая. Все эти крылья, ВО, ГО, шасси и пр. тоже весят(выше и Егера в учебнике написано, сколько, те +100%) и их тоже приходится таскать на орбиту. Центр им.Хруничева проводил исследование вопроса. И как не тянули сову на глобус, в лучшем случае имели паритет с реактивной посадкой на месте старта. Но и это для первой ступени, которая не может выбирать момент схода с орбиты. Если же брать примерно близкий режим, когда первая ступень реактивно садится на баржу/площадку "по дороге", то проигрыш крылатой безоговорочный. Керосин, в сравнении с крылом и пр. это копейки. Он заменяем ("возобновляем"), он в полете расходуется, в том числе и в момент торможения, снижая массу которую нужно приземлить.
Парашют ни разу не дешевле, ни легче, ни надёжнее. Поинтересуйтесь скоростью, на которой приземляется, например, Дракон. 5-7 м/сек. Это нифига не мягкая посадка.

"Тормозной импульс отработан штатно (двигатели проработали несколько минут) — теперь только вниз, к родной планете. Текущая высота всё ещё около 400 км. Отсчёт времени миссии на компьютере нашего Дрэгона показывает, что начался 200-й день полёта. Экраны фиксируют высоту перигея после отработки тормозного импульса: около 20 км.

По интерактивной карте мы видим, в какой точке планеты раскроются парашюты — это район приводнения Pensacola, где нас ожидает спасательное судно SpaceX.

Наслаждаемся завершающими минутами невесомости. Ещё раз проверяем затяжку ремней, закрываем визоры скафандров. Высота снижается очень плавно, по несколько км в минуту. Скорость увеличивается: уже 7,9 км/с. Включаю фронтальную видеокамеру на наколенном планшетном компьютере, чтобы записать происходящее. На высоте 85 км начинается очень лёгкая перегрузка, всего 0,2-0,3 g. Но нам это кажется очень заметным — ведь руки были лёгкими и невесомыми, а теперь их тянет вниз. Делимся впечатлениями друг с другом: «если 0,3 g так ощущается, что же будет при 1 g». Довольно скоро приходит и «единица».

Руки тяжелеют: всё, до новых встреч, невесомость.

Капсула несётся с огромной скоростью. Жасмин вслух называет десятки км (seventy, sixty) для удобства, ведь Сатоши и мне уже неудобно держать головы повёрнутыми, чтобы видеть экран). Глаза сильно слезятся от перегрузки, слезы стекают по лицу и быстро ползут в волосы над ушами. Довольно скоро приходит 2g, и она чувствуется очень сильно — грудь сжата, как будто на тебя встал кто-то тяжёлый и давит всё сильнее. Автоматизм реакции тела — сопротивляться перегрузке — держать мышцы напряжёнными (межрёберные, грудные). В центре грудины становится ощутимо больно — это уже 3g. В иллюминаторах яркие вспышки, но тебе не до поворотов головой и глазами: взгляд перед собой, дышишь животом. Весь интерьер освещён ярко-оранжевым. Перегрузка довольно быстро нарастает до 4g, а потом до пика в 4,5 g, который длится 10–20 сек. Высота уже около 20 км. Весь фокус на дыхании, скоро начнёт легчать. Перегрузка снижается обратно плавно, но довольно быстро. 2 G после пережитой кульминации — это прям облегчение — грудь уже не сдавлена, перегрузки мы все выдержали.

Приближаемся к 10 км, ждём срабатывания первого парашюта. Не разговариваем, чтобы не прикусить язык в момент удара. Раскрытие парашюта — это громкий взрыв пироболтов где-то вверху сзади, потом резкий удар перегрузкой и начало очень амплитудных раскачиваний: как будто ты внутри колокольчика, которым кто-то начинает активно звонить (раскачивания такие амплитудные именно субъективно, потому что вестибулярный аппарат даёт неверные сигналы; на самом деле капсулу раскачивает не так сильно).

Буквально 20–30 секунд, и на 2 км наступает момент истины — должны раскрыться 4 основных парашюта. Снова взрыв где-то сзади — удар перегрузкой (резко быстро), но после пережитых толчков и раскачиваний на высоте 10 км вот этот момент намного мягче. Вертикальная скорость 5–6 м/с, GPS работает, радуемся, поздравляем друг друга. Вот только теперь мы поняли, что всё сработало как до‌лжно.

Несколько минут отдыхаем, делимся эмоциями друг с другом, аккуратно крутим головой, чтобы вспомнить жизнь в гравитации, но вот уже высота 400 м — ложимся ровно, готовимся к удару. На высоте 200 м сжимаем зубы и перестаём разговаривать. Ждём удара о воду. Вот он, в полной тишине, как будто. Мягко, ещё мягче, чем предыдущие два. И без взрыва! Капсулу сильно раскачивает на волнах — смотришь перед собой, представляешь, что ты в каюте яхты. На самом деле на улице штиль, корабль наклоняется всего на 10–15 градусов, но чувствуется как будто на 45.
Положение корабля — «Nominal 1» — то есть мы расположены на днище, вертикально. ЦУП SpaceX поздравляет нас: «Welcome back to Earth». Открываем визоры шлемов — мы дома."
 
Сложно будет решится заменить открытие парашюта на запуск ракетного двигателя. У парашютов есть резервный вариант. В случае с ракетной посадкой возможно потребуется наличие катапульты для каждого члена экипажа а это очень тяжело.
Какой резервный вариант есть у парашютов на спускаемом аппарате? 🙄
 
К реактивной посадке никто не придёт, слишком накладно таскать на орбиту лишние тонны топлива. Нынче это чисто отмывка денег, ну или очковтирательство. Парашют на порядок дешевле и на два надёжней
Помнится так про ракеты маска говорили, что возвращать первые ступени невыгодно и невозможно и т.д.
Оказалось все ошибались
 
Пару заметок на полях этой академической дискуссии, так сказать.)

1. О "преимуществе" парашютов перед ракетной посадкой.
Кроме всего прочего парашюты не дают возможности точного приземления. Особенно опасно это на суше. Можно сесть на что угодно, на любой объект. И шансов на то, что ступень (или что там у нас садится?) устоит вертикально мало. Скорее всего опрокинется и повредится. Для многоразовых изделий это неприемлемо - гарантия исчезает. Надо выбрасывать. Садить в море многоразовые ступени тоже плохо - морская вода агрессивна. И отмывать долго и вообще портит имущество. Подходит только для приземления одноразовых посадочных аппаратов. И то лучше или в пустыне, или на воду.

2. О "большом" расходе горючего на посадке.
Не надо путать тяговооруженность взлета и посадки. Расход горючего на начальной стадии взлета и расход на конечной стадии посадки это очень разные вещи. На взлете приходится тянуть две ( в среднем случае) заправленные ступени и полезную нагрузку в придачу. Это огромный вес. На посадке горючее расходуется на торможение пустой (как правило одной) ступени. (Или легкого посадочного модуля.) Это просто пустая жестянка.
Это очень большая разница. Ракета по весу это практически одно горючее. Говорят что горючего в ракете имеется большИй процент чем воды в полном жестяном ведре. (Хотя лично сам я и не пересчитывал.) Взлетать очень тяжело, а садить надо всего лишь пустую жестянку с движками.
 
Какой резервный вариант есть у парашютов на спускаемом аппарате? 🙄
Там два варианта.
Устаревший - есть два комплекта (вытяжной+основной) парашютов основной и резервный вводимые в действие последовательно при отказе.
Современный - есть несколько парашютов вводимых в действие одновременно с расчетом безопасной посадки при отказе одного любого и выживаемости экипажа при отказе двух из четырех.
 
Можно и так. Хоть сто штук резервных парашютов запихать в ракету. Но при этом резервные парашюты это балласт. А вот резервных движков на посадке той же первой ступени у Маска просто море. И они уже есть. Не включится один - запустят другой. Тут главное предусмотреть такую ситуацию.
 
Можно и так. Хоть сто штук резервных парашютов запихать в ракету. Но при этом резервные парашюты это балласт. А вот резервных движков на посадке той же первой ступени у Маска просто море. И они уже есть. Не включится один - запустят другой. Тут главное предусмотреть такую ситуацию.

Никто не против ракетных посадок ступени. Тут все замечательно. С беспилотными кораблями тоже не вопрос. Вопрос в ракетной посадке капсулы с людьми.
Для большого КПД такого решения надо уменьшить так называемые гравитационные потери. То есть сократить время работы ракетного двигателя на низких скоростях.
Для этого придется тормозить с конечной скорости падения в атмосфере до касания земли с максимальной перегрузкой. Это дает две проблемы.
1. При отказе остается мало высоты и времени на резервный вариант
2. Сама большая перегрузка плохо воспринимается человеком длительное время жившим в невесомости.

Посмотрите трансляции посадок ступеней Falcon-9 с телеметрией. Ступень имеет скорость где то 900 километров в час перед торможением и при посадке на одном двигателе тормозится до нуля за 20-25 секунд. При использовании более экономичного трех двигательного торможения время еще меньше около 15-18 секунд.
Старшип не зря падает на боку. Это снижает начальную скорость торможения до примерно 350 км/ч.
 
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Никто не против ракетных посадок ступени. Тут все замечательно. С беспилотными кораблями тоже не вопрос. Вопрос в ракетной посадке капсулы с людьми.
Для большого КПД такого решения надо уменьшить так называемые гравитационные потери. То есть сократить время работы ракетного двигателя на низких скоростях.
Для этого придется тормозить с конечной скорости падения в атмосфере до касания земли с максимальной перегрузкой. Это дает две проблемы.
1. При отказе остается мало высоты и времени на резервный вариант
2. Сама большая перегрузка плохо воспринимается человеком длительное время жившим в невесомости.

Посмотрите трансляции посадок ступеней Falcon-9 с телеметрией. Ступень имеет скорость где то 900 километров в час перед торможением и при посадке на одном двигателе тормозится до нуля за 20-25 секунд. При использовании более экономичного трех двигательного торможения время еще меньше около 15-18 секунд.
Старшип не зря падает на боку. Это снижает начальную скорость торможения до примерно 350 км/ч.
1) Запустить резервный двиг в сравнении с выпуском запаски это мгновения. При этом, можно пускать сразу несколько, "лишние" отрубать потом.
2) Именно поэтому и предлагается мной расплющить капсулу в "блюдце". Это даст возможности те же, что и у Шаттла, планирование, боковой маневр, плавное нарастание перегрузок, более раннее начало торможения, соответственно вход в плотные слои на меньшей скорости и ТД.
К тому же, если посчитать перегрузку при посадке ступени Флакона, то при скорости начала торможения 250 м/сек за 20 сек до нуля получим ускорение 12,5 м/сек, или 1,27421 жэ. Фигня вообще.)))
Имху
 
🙂

...А вот резервных движков на посадке той же первой ступени у Маска просто море. И они уже есть. Не включится один - запустят другой. Тут главное предусмотреть такую ситуацию.
За наглядным примером что в жизни, не так гладко как на бумаге, бывает (про "запустят другой"), далеко ходить не надо:
вы на нынешние, двухмесячные уже, танцы с бубнами вокруг застрявшего старлайнера посмотрите - те самые, которые уже принесли Боингу много "радости", и..., то ли ещё будет впереди.

interesno-oni_29336.png
 
Последнее редактирование:
🙂
За наглядным примером что в жизни, не так гладко как на бумаге, бывает (про "запустят другой"), далеко ходить не надо:
вы на нынешние, двухмесячные уже, танцы с бубнами вокруг старлайнера посмотрите - те самые, которые уже принесли Боингу много "радости", и..., то ли ещё будет впереди.
Есть и обратный пример. Посмотрите на посадки первой ступени флакона. За три сотни уже перевалило, емнип. Хотя поначалу тоже и гробились и взрывались. И старлайнер допилят, как допили дракон и союз. Обычный процесс.
Имху
 
Именно поэтому и предлагается мной расплющить капсулу в "блюдце". Это даст возможности те же, что и у Шаттла, планирование, боковой маневр, плавное нарастание перегрузок, более раннее начало торможения, соответственно вход в плотные слои на меньшей скорости и ТД.
1723150302157.png


1723150348663.png


1723150397831.png



Это готовится на Марс...
 
Это в принципе довольно давнишняя идея. Для Марса волне рабочая, ТК там плотность атмосферы низкая и, следовательно, нагрев от трения тоже. При спуске на землю надувнушка сгорит.
Кстати, применять здоровенные парашюты для торможения ещё в космосе, скажем, выше 100 км кто-то из наших предлагал. Попадалось такое пару лет назад. Я тогда ещё помнится вспомнил про парашют-стриммер(длинную ленту). В ракетомоделизме применялся. Но это все паллиатив.
Имху
 
Это в принципе довольно давнишняя идея. Для Марса волне рабочая, ТК там плотность атмосферы низкая и, следовательно, нагрев от трения тоже. При спуске на землю надувнушка сгорит.
Кстати, применять здоровенные парашюты для торможения ещё в космосе, скажем, выше 100 км кто-то из наших предлагал. Попадалось такое пару лет назад. Я тогда ещё помнится вспомнил про парашют-стриммер(длинную ленту). В ракетомоделизме применялся. Но это все паллиатив.
Имху

Испытывали уже надувной экран в земной атмосфере в 2022 году. Нагрев 1400 градусов выдержал.
.


На счет раскрытия парашютов на сверхзвуке - применялось в марсианских посадочных платформах и тоже вначале испытывалось в верхних слоях атмосферы Земли.
 
Назад
Вверх