Спираль Лозино-Лозинского
С уверенностью можно сказать, что проект "Спираль" был одним из самых амбициозных и интересных советских проектов в космической отрасли, направленных на создание космического самолёта. Он разрабатывался в 1960-е и 1970-е годы и включал в себя орбитальный космический самолёт, многоразовый ракетный ускоритель и гиперзвуковой самолёт-разгонщик.
Особенности проекта "Спираль"
- Концепция многоступенчатого вывода:
- Гиперзвуковой самолёт-разгонщик должен был разгонять орбитальный самолёт до скорости, позволяющей выйти на высоту, достаточную для работы ракеты-носителя.
- Затем запускалась орбитальная ступень с космическим самолётом, который уже самостоятельно выходил на орбиту.
- Многоразовость:
- В отличие от одноразовых ракет того времени, аппарат "Спираль" задумывался как многоразовый космический самолёт, способный возвращаться на Землю и совершать посадку на обычный аэродром.
- Атмосферное маневрирование:
Орбитальный самолет "Спираль" был задуман как аппарат, способный выполнять так называемые "заныривания" в атмосферу с последующим возвращением на орбиту. Эта концепция, известная как "многократное вхождение в атмосферу" или "атмосферные манёвры", была одной из уникальных особенностей проекта.
Как это должно было работать:
- Вхождение в атмосферу: Орбитальный самолет "Спираль" мог совершать управляемый спуск в плотные слои атмосферы, используя аэродинамическую форму своего корпуса для создания подъемной силы. Это позволяло аппарату не просто свободно падать, как это происходит с обычными капсулами, а выполнять управляемые манёвры.
- Снижение скорости и маневрирование: Проникновение в плотные слои атмосферы позволяло замедлить скорость аппарата, используя сопротивление воздуха, и выполнить маневрирование. Такое маневрирование могло быть использовано, например, для изменения орбиты или отклонения от предполагаемой траектории.
- Возвращение на орбиту: После выполнения маневров или сброса лишней энергии, "Спираль" могла снова подняться в космос, используя оставшуюся кинетическую и энергию от импульса своих двигателей. Это позволяло аппарату продолжать миссию на другой орбите или готовиться к окончательному заходу на посадку.
Преимущества:
- Уклонение от угроз: Такая возможность давала "Спирали" преимущество в военных миссиях, например, для уклонения от противоспутникового оружия или обнаружения. Аппарат мог быстро менять орбиту, становясь трудной целью.
- Повторные заходы на орбиту: Маневры позволяли совершать несколько проходов через атмосферу, каждый раз снижая энергию и контролируя траекторию, что могло быть полезно при выполнении длительных задач на низких орбитах.
Реализация:
Хотя "Спираль" был проектом с огромным потенциалом и предусматривал такие сложные манёвры, на практике он не был реализован до конца. Однако сам факт, что такие возможности рассматривались в проекте, демонстрирует высокую степень инноваций и инженерных решений в советской космонавтике того времени.
Продолжение истории
Есть версия, что в конце 1980-х годов, в период улучшения отношений между СССР и США, часть наработок по проекту "Спираль" и связанным с ним разработкам могли быть переданы США. На базе этих данных действительно мог быть разработан аппарат X-34, известный как
X-37 (X-37B Orbital Test Vehicle), который является беспилотным орбитальным самолетом. Этот аппарат имеет некоторые сходства с советскими разработками, такими как "Спираль" и аппараты серии БОР .
Возможная передача технологий
После прихода к власти Михаила Горбачёва в СССР началась политика перестройки, которая включала в себя определённое снижение уровня конфронтации с Западом и более открытую кооперацию с другими странами, включая США. В этот период действительно имели место случаи передачи технологий и научных разработок, которые ранее были засекречены. Возможно, что некоторые из этих наработок касались и космических технологий.
Проект X-37B
X-37B — это орбитальный самолет, созданный компанией Boeing для Военно-воздушных сил США. Он представляет собой беспилотный аппарат многоразового использования, который может выполнять долгосрочные миссии на орбите, а затем возвращаться и совершать посадку, как самолет.
Сходства с проектом "Спираль" и БОР заключаются в следующем:
- Аэродинамическая форма: Подобно "Спирали", X-37B использует подъемную силу корпуса для маневрирования в атмосфере и управления спуском.
- Многоразовость: Оба аппарата были задуманы как многоразовые, способные совершать множество запусков и посадок.
- Гипотетическое использование наработок: Вполне возможно, что некоторые инженерные решения, разработанные в рамках "Спирали" или БОР, нашли своё применение в X-37B
Заключение
Хотя нет прямых доказательств передачи конкретных наработок по проекту "Спираль", общая тенденция кооперации в конце 1980-х годов и сходства между аппаратами позволяют предполагать, что определенные наработки могли быть использованы американцами при создании X-37B. Это отражает взаимное влияние и обмен знаниями между двумя великими космическими державами, что в итоге привело к прогрессу в космических технологиях с обеих сторон.