Построили RV-7

Boeing

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Тюмень
Приветствую всех !

В далеком 2014 году приобрел кит самолета RV-7. Много воды утекло с тех пор. Тем не менее, с перерывами, непросто, но самолет закончен. И поднят в небо.
Накоплен самый разный опыт и довольно большой фотоархив. Здесь буду выкладывать порциями. Зима впереди длинная 🙂 Возможно, кому-то поможет не набить ненужные шишки.
Отвечу на вопросы.

Для сборки был приобретен базовый набор инструментов, который, конечно, со временем был дополнен и расширен.
Кит собирался в порядке, предложенном компанией Van`s Aircraft. В такой хронологии и буду выкладывать информацию.
Первым собирается руль направления. Это достаточно простая в изготовлении деталь. Тем не менее, минимальные навыки уже на этом этапе приветствуются 🙂
Применяется обратная клепка потайных заклепок. С помощью специальной насадки на клепальный пистолет и стальной плиты. На одном из фото видно внутреннее "устройство" руля направления.

IMAG0476.jpg


IMAG0477.jpg


IMAG0479.jpg


IMAG0480.jpg


IMAG0481.jpg


IMAG0496.jpg


IMAG0498.jpg


IMAG0499.jpg


IMAG0500.jpg


IMAG0501.jpg
 
Ура! Нашего полку прибыло. Поздравляю с поднятием в воздух! Ждем с нетерпением сказаний о сборке. Как в песне поётся - Это было недавно, Это было давно...
 
Далее собирается вертикальное оперение. Киль. Синее -это защитная пленка на металле. В местах клепки снимали с помощью затупленного паяльника. Детали не грунтовали. Я долго тогда изучал этот вопрос на вансовском форуме. Общее мнение тамошних жителей - если самолет не базируется во влажном климате (у моря, например), можно не грунтовать. Места клепки обезжиривали чистым спиртом.

Детали первоначально собираются на клеко. Потом рассверливаются отверстия до рабочего диаметра, зенкуются и штампуются под потайные заклепки. Также обрабатывается край листов металла, так как детали изготовлены методом вырубки. Необходимо было убрать микроступеньки на краю и обработать край скрайбером.
Какие-то детали необходимо изготовить либо из приложенного металла, либо из заранее подготовленного "полуфабриката". К слову, таких деталей, в масштабе всего кита немного. Их изготовление не представляет особых трудностей.

Внутри задней кромки руля направления на эпоксидную смолу вклеивается металлический "нож". И только потом это место проклепывается. На фото устрашающая картонка, с просьбой не трогать до высыхания эпоксидной смолы 🙂

Самым сложным этапом сборки руля направления было свернуть прямые листы передней кромки в "половину трубы". Металл очень упругий, очень страшно было сделать излом. Пришлось попотеть. Получилось на 9 баллов из 10 возможных. 🙂

Каких -то сложностей с изготовлением киля не припомню.

IMAG0515.jpg


IMAG0516.jpg


IMAG0517.jpg


IMAG0519.jpg


IMAG0520.jpg


IMAG0521.jpg


IMAG0523.jpg
 
Сорри за качество. Первую неделю в цеху были проблемы с освещением. Работали при свете прожектора. 🙂
 
Следом пошел стабилизатор. Хвостовое оперение собирается достаточно просто. Также отмечу, что клепка- это лишь вершина айсберга. Самый короткий, как правило, по времени этап. Ему предшествуют долгие раздумья над чертежами, "Семь раз отмерь..." потом еще 77 раз отмерь. Дальше сверление, зенковка, штамповка. сборка, разборка, правка косячков...протирка.. и в самом конце клепка.

Потом у нас сломалась пружина на клепальном пистолете. Раскололась. Заказал на aircraftspruce. Но, пока ждал, руки все равно чесались. Начали сборку закрылков и элеронов на клеко. В элеронах видно стальные трубы - противовесы. Элероны и закрылки клепаются в козлах, наподобие дровяных. И не очень просто, но в целом тоже достаточно легко.

IMAG0524.jpg


IMAG0526.jpg


IMAG0530.jpg


IMAG0534.jpg


IMAG0570.jpg


IMAG0572.jpg


IMAG0576.jpg


IMAG0600.jpg


IMAG0601.jpg


IMAG0606.jpg
 
На тот момент я очень пристрастно этот вопрос изучал. Не было желания сделать "побыстрее". Однозначно это добавляет к сборке прилично времени. Но, даже Van's aircraft тогда ответили мне, что это strongly recommended только в очень влажном климате. Приняли решение не грунтовать. Время рассудит 🙂
 
Грунтануть конечно следовало бы, но всё будет зависеть от условий хранения и эксплуатации. У знакомых 650-й на улице лет 6 стоит регулярно летает хотя самолету наверно более 6 лет грибов не видать смотрели в полостях.
 
Не особо спеша, подошли мы и к крыльям. Сразу оговорюсь, баки клепали не мы. На тот момент явно не хватило бы опыта. Узел ответственный, решили не рисковать. Клепать с герметиком сейчас, скорее всего я смогу. Тогда -точно нет. Поэтому клепали люди с прямыми руками. В связи с этим, процесс изготовления баков осветить не смогу.
Сборка крыльев требует оснастки, ее видно на фото. Домкрат внизу предотвращает провисание конструкции. Крылья -довольно большой, объемный и комплексный процесс, потребовавший изрядной сноровки и терпения. Можно сказать - первое серьезное испытание. Огромное количество отверстий рассверлить, отзенковать, отштамповать. На обработку нервюр ушло не меньше трех рабочих дней. Установить узлы качалки элеронов. Изготовить тяги элеронов, которые, кстати залиты грунтовкой изнутри и грунтованы сверху. Придумать и установить узел крепления ПВД, смонтировать фары и сервомашинку автопилота и прочее прочее прочее.

В дальнейшем и ПВД и сервомашинка были заменены на Garmin. Проводка почти не претерпела изменений. В крыло также монтировался датчик срыва, который, в итоге и я подключать не стал, в связи с тем, что он есть в ПВД Garmin. Фары и этот датчик - опция, соответственно нужно было вырезать необходимые проемы.
Большой объем работы до клепки. Клепка простая, до тех пор, пока одна из сторон открыта, дальше все сложнее и сложнее. У нас был большой ассортимент наковален, но и их иногда не хватало. Заканчивать клепку приходится , имея доступ только через смотровые люки, что потребовало от держащего наковальню невероятной гибкости и смекалки 🙂

Кое какие места пришлось высверливать и переклепывать - сходу не получился правильный натяг обшивки. Радует только, что таких мест совсем мало.

IMAG0634.jpg


IMAG0635.jpg


IMAG0638.jpg


IMAG0641.jpg


IMAG0655.jpg


IMAG0662.jpg


IMAG0666.jpg


IMAG0669.jpg


IMAG0633.jpg


IMAG0654.jpg
 
Как-то упустил важные элементы 🙂

После стабилизатора был собран руль высоты, состоящий из двух частей, соединяющихся между собой тягой управления тангажом при монтаже на самолет. Сама сборка ничем особым не запомнилась, кроме трех моментов:
В ките даны две одинаковые заготовки для изготовления триммера. И неспроста. Испортить при изготовлении деталь можно на счет раз. У нас получилось, но тоже пришлось повозиться, пару раз казалось, что запорем.
И второй момент: данные в ките свинцовые грузы-противовесы слишком легкие. Мы сначала решили проблему добавлением дополнительного количества свинца, выплавленного из аккумуляторов 🙂
Позже Van`s aircraft выпустил правильные по весу грузы. Мы поставили их.

Сложно и непросто было скручивать передние кромки рулей высоты в дугу 🙂 Еще сложнее, чем на руле направления, но мы справились 🙂 Главное не торопиться 🙂

Один из рулей высоты оснастили электрической машинкой триммера от Ray Allen.

IMAG0570.jpg


IMAG0571.jpg


IMAG0572.jpg


IMAG0576.jpg


IMAG0640.jpg
 
Противопожарная перегородка. Убийца сверел 🙂

Очень важный узел. Сюда стекаюся все продольные силовые элементы фюзеляжа, здесь крепится моторама. Крашеные в белый стальные крепления даны готовыми.

Сделана из вязкой нержавейки. Сверлили с маслом, олеиновой кислотой. В общем повоевали мы с ней. Даже в сборочном мануале написано: запаситесь сверлами.
На фото видно элементы, которые изготавливаются по чертежам из уголка. Дублер с двумя отверстиями - место, где будут проходить тормозные магистрали. Выпуклая центральная крышка сделана для того, чтобы туда поместился масляный фильтр, для удобства работы клепается только перед установкой двигателя с огнеупорным герметиком (в нашем случае серый 3М). У нас на двигателе фильтр установлен иначе - через проставку, вертикально, в связи с чем ниша осталась "не у дел".

Очень и очень много времени и сил можно сэкономить, если на момент изготовления противопожарной перегородки иметь уже firewall installation kit. У нас на тот момент его не было. Если задумались о покупке такого кита, крайне рекомендую приобрести набор для противопожарки заранее. В том виде, в котором она на фото, она очень легко обрабатывается, удобно располагается на любой поверхности. Свозь нее проходят тросы управления двигателем и шагом винта, электропроводка, канал подвода горячего воздуха в ноги, крепление аккумулятора, реле стартера и батареи. В дальнейшем вы это все увидите. И все это - отверстия в очень непростой нержавейке, иногда диаметром около дюйма, которые намного удобнее делать, пока узел в показанном виде.

Силовой набор лонжерона дан наполовину готовым. Тем не менее работы, с ним было много. Вокруг него формируется кабина, в него потом вставляются крылья. Особенно важно при работе с ним избежать нарушения геометрии при сверлении и клепке. Иначе , потом это сильно повлияет на геометрию фюзеляжа не в лучшую сторону. И здесь опять 77 раз отмерь...а данном случае 777 🙂

IMAG0767.jpg


IMAG0778.jpg


IMAG0779.jpg


IMAG0780.jpg


IMAG0783.jpg
 
Показать можете ,чем подштамповываете под потайные заклепки ?
 
Для подштамповки используются пуансоны на разные диаметры заклепок. В ките RV-7 самые самые частые 3/32 и 1/8.
В зависимости от места штамповки, они устанавливаются в:

1. Пневматический сквайзер, которым также можно и клепать полнотелые заклепки. Самый кайфовый инструмент 🙂) Но работает только по кромке. Ограничен глубиной скобы. Поэтому может быть применен далеко не везде.
2. Для больших листов обшивки применяется ручной штамповщик (вот эта рама на фото). Один авиастроитель подставляет лист обшивки на нужное отверстие, другой лупит молоточком сверху и пуансоны делают штамповку. Здесь важно найти правильный замах и не переборщить с силой удара 🙂
3. Для каких-то специфических мест иногда применяется модифицированная струбцина/зажим, на губки которого уже напаяны пуансоны. У нас такие только диаметром 3/32, но их хватило. Таких мест немного.
4. В случае, если вам нужно подштамповать отверстие, к которому нет доступа ни у одного из вышеперечисленных инструментов, используется гибрид вытяжной заклепки и пуансонов. На этот "гвоздик" надевается один пуансон, все это вставляется в отверстие, с обратной стороны надевается ответная часть пуансона. Затем это дело сдавливается с помощью ручного клепальника.
Так, например я штамповал отверстия для заклепок, которые крепят статические порты к бортам фюзеляжа.

Весь перечисленный инструмент содержится в базовом наборе инструментов для сборки RV.

12-01468.jpg


AE501.jpg


Без названия.jpeg


12-03504.jpg


12-00613.jpg
 
Назад
Вверх