Stasencio
В каждом пропеллере дышит спокойствие наших границ
- Откуда
- Санкт-Петербург
Ну вот я наконец добрался до компа, чтобы рассказать о своем пути в пилоты-любители!!Аэроклуб Aviaticky club в Руднице над Лабем, пол часа от центра Праги. Отписался за месяц до поездки, в первый же день посещения клуба проинструктирован и пробный полет, инструктор Виктор-опытный пилот, работал в CSA. Честно говоря, даже не ожидал, что карусель так быстро завертится, через 16 часов первое соло! Через 46 часов налета- практический экзамен, на все про все ушло 2 месяца и 160 тысяч чешских крон, цены есть у них на сайте и все по честному, никакого перелета, часы считают с момента отрыва колеса. Слышал про другие чешские школы, где время считают с момента пуска двигателя да и перелетывать могут заставить часов этак на 10-20, здесь надо быть внимательным! Вообще, в Чехии особая атмосфера обучения, этот клуб стал мне маленькой семьей. Поэтому столько эмоций. Никакой рекламы, это чисто мое желание описать свой опыт, выгрузить массу впечатлений!! Фотки будут добавлены !!
Эта инфа будет полезна тем, кто хочет представлять процесс обучения с нуля и пригодится в любой школе, ведь принципы обучения в общих чертах везде похожи.
Решил ехать с женой, пока жили там, жена выучилась на фотографа, спасибо ей за прекрасные фоты :🙂 Ехали на машине из Питера, хотя это необязательно было, ведь есть несколько вариантов размещения- один возле аэродрома, другой чуть дальше в самой Руднице, 15 минут ходьбы до аэродрома, ночевка стоит от 300 до 400 крон в сутки. Просто мы заселились в квартире рядом с центром Праги, иначе жена бы грустила от скуки(в праге комната стоит также 300-400 крон сутки), но и так из рудницы над лабем на поезде пол часа до центра Праги. В клубе в большом ангаре стоят цессны 152, 172, пайперы, один военный bulldog для акробатики. Мне сразу выделили 152 цессну, месяц летал на ней, месяц на такой же точно, но с новым двигателем. Очередей никаких не было, почти каждый день летал! Единственное, время года было выбрано не самое лучшее-частые туманы, низкая облачность. В ноябре, декабре и январе там не совсем летная погода, иногда попадаются солнечные деньки, но лучше ехать весной, летом или осенью, так что весь октябрь отлетал на ура, а навигацию в ноябре приходилось вылавливать дни с хорошей погодой, что такое dew point , я понял наглядно ;D.
Первые 15 часов- налетываем круги с бесконечным числом touch-and-go (только сели-взлет без остановки), как на конвейере. Но и круг здесь тоже понятие растяжимое, круг состоит из четырех прямых участков и более походит на прямоугольник, благо параллельно взлетной полосе идет шоссе, и траектория запоминается моментально, как и само расположение аэродрома- рядом с историческим местом, горой RIP, так что в хорошую погоду это место находится в момент. На первых порах даже не замечаешь, что уже сам управляешь самолетом, так как все внимание на приборы, а бокового зрения не хватает увидеть, помогает ли инструктор своим штурвалом. Так что через 15 часов инструктор оставляет меня в самолете одного (если он не уверен в тебе, ни за что не отпустит в соло), и с рацией ждет на земле, и вот я, счастливый, сам поднимаю железную птицу в небо!! Соло запоминается на всю жизнь!!
В школе каждый день есть люди, и они во всем помогают тебе. Есть ребята, говорящие по-русски, но в основном на чешском, а на английском с учениками. У меня есть знание английского, и его с лихвой хватило для изучения всех предметов, по которым сдаются экзамены, но на первых порах, если с английским не очень, здесь помогут, да и в принципе, чешский язык легко понимаем. Но все равно, уметь обьясниться на английском на тему авиации нужно (хотя бы, рассказать кто ты и как решил стать пилотом, понять прокрученную запись радиообмена, так как примерно через месяц тебе придется сдавать ИКАО 4 уровень, это не так страшно, сдается, инструктора и к этому тебя подготовят, в беде не оставят). Так же нужно будет получить медикал класс, но по сравнению с нашим ВЛЭК, это одуванчики)) главное-зрение и слух, и пузо посильнее втянуть)))) делается за один день. Я за все время обучения успел полетать с тремя инструкторами и это полезно, так как у каждого свой метод обучения, и один инструктор может дополнить другого, но ни кто не переучивает, здесь вся информация подается в меру. После отработки аварийных ситуаций (инструктор вырубает обороты и учит садиться без двигла) начинаются полеты по навигации. На этом этапе все действия при взлете, посадке и полете уже делаешь автоматически, как на авто не задумываешься, какую сейчас врубить передачу. Хотя уместно ли здесь сравнение с автомобилем, ведь на приборке здесь нужно следить за скоростью (самое главное, не допускать скорости менее 60 узлов, постоянно регулируя рулями и газом угол набора высоты), за оборотами, за креном –вертикальным и горизонтальным, нужно активно работать триммером, чтобы не перенапрягать руку, постепенно по мере усвоения сюда добавляются компас, индикатор направления, значения которого со временем сбиваются относительно компаса, плюс ко всему нужно и в окна поглядывать.. Потом радиообмен, кароче, пилот на этапе обучения похож на циркача, которому приходится одновременно жонглировать, едя на мотоцикле, говоря по телефону, и просматривая новости на смартфоне и делать это все плаааавно, без рывков….
Не знаю, кому может не нравиться навигация, это крутое занятие, тем более, что полеты над Чехией очень живописны, здесь куча рек, гор, замков, я ни разу не потерялся на маршруте даже при приличном ветре, который на разных участках маршрута то сносит, дуя в бок, то тормозит, то прибавляет скорость. Вы с инструктором на карте рисуете маршрут, отмечаете временные отсечки, на специальном полетном листе отмечается направление, дистанция и время до точки. По навигации летаем хоть в Дрезден, хоть в Карловы Вары, да хоть до Аляски! Главное, по маршруту следить за временем и постоянно представлять, где ты находишься, используя ориентиры (замки, дороги, реки, города и т.д.) После налета в 40 часов я понял, почему именно столько требуется налета для получения PPL. Наконец-то я стал делать ВСЕ на автомате, освоил радиообмен, и наконец-то я смог смотреть по сторонам, наслаждаясь видами красивейшей Чехии !! Во время навигации инструктора проводили маршрут иногда мимо военных советских аэродромов и советских баз, с которых планировалось запускать ракеты, это мать его наша история и это мега интересно!! К тому моменту, как ты накатал 40 часов, тебя запускают на экзамен по теории.. Я за время обучения постоянно сидел дома и учил книги- теория полета, устройство самолета, навигация, в общей сложности там 10 предметов. Я пожалел, что не изучил их заранее (не поленитесь, поройтесь по форуму, книги есть как на русском так и на английском и это удобно параллельно читать обе, когда что-то непонятно). Но изучить я все успел, хотя довольно бегло, вот вернувшись на родину, перечитываю, вникая!! Есть чешский сайт с вопросами, которые будут на экзамене, причем это РЕАЛЬНЫЕ вопросы с экзамена, только они на чешском, тупо заходите на сайт aeroweb.cz, в гугл хроме переводите сайт на английский, в раздел test for pilots, и там в табличке все 10 тем с вопросами из экзамена с пометкой PPL, другое дело, что теорию легче сдавать на чешском, потому что вопросы точно такие же, а в английском варианте те же вопросы чехи по-своему переводят, поэтому бывают неприятные ситуации, как например у меня и случилось, когда я с первой же попытки сдал 9 из 10, завалив при этом то, что считал самым легким-метеорологию!!! Следующая пересдача- только через месяц, поэтому если не начать сразу, то может так получится, что двух месяцев не хватит и придется ехать на пересдачу. С практическим экзаменом такой проблемы нет, и сдаешь его тогда, когда сдал теорию, и есть налет более 45 часов, ну и когда уверен в своих способностях, ведь некоторые перелетывают далеко за 45 часов, потому что не срастается у них диалог с крыльями. Но в школе большинство ребят, кто прошел весь курс, качественно обучился и получил свой PPL за несколько месяцев, инструктора научат летать и медведя😉)) в этом можно убедиться, взглянув на фото их бара, в котором лежат без дела презенты от получивших свою лицензию учеников, фото будет приложено. Несколько раз успел попасть на клубную движуху- меня как в большой семье накормили печеным гусем, кнедликами, была целая бочка пива. Периодически в клубе устраивают вечеринки для всех! Люди относятся к тебе не как к потенциальной выгоде, инструктора реально хотят тебя НАУЧИТЬ ПИЛОТИРОВАТЬ. Иногда деньги за налет приходилось самому бегать и требовать, чтобы взяли оплату ))) Русские для Чехов- братья, отсюда и взаимопонимание!!
Будете обучаться, обязательно возьмите урок аэробатики у Ирки Земана или у Михаила, хоть на пол часика, чтобы узнать, что такое бочка, петля нестерова, штопор и как из него выходить ( данный вопрос не отрабатывается при обучении на PPL, но опыт полезный). Хотел бы поблагодарить Vladimir Simakhin, подсказавшего данный клуб, а также всех, кто принял участие в моем обучении, лично Viktor Soukup, Jiri Zeman, Julek Kroupa, Michail Parkanski, Jakub Koutnik, Stepanka Maskova!
Всем удачи в этом нелегком деле!! Тяжело в учении, легко в бою!! Всем- встречного при взлете и попутного в полете!!
Эта инфа будет полезна тем, кто хочет представлять процесс обучения с нуля и пригодится в любой школе, ведь принципы обучения в общих чертах везде похожи.
Решил ехать с женой, пока жили там, жена выучилась на фотографа, спасибо ей за прекрасные фоты :🙂 Ехали на машине из Питера, хотя это необязательно было, ведь есть несколько вариантов размещения- один возле аэродрома, другой чуть дальше в самой Руднице, 15 минут ходьбы до аэродрома, ночевка стоит от 300 до 400 крон в сутки. Просто мы заселились в квартире рядом с центром Праги, иначе жена бы грустила от скуки(в праге комната стоит также 300-400 крон сутки), но и так из рудницы над лабем на поезде пол часа до центра Праги. В клубе в большом ангаре стоят цессны 152, 172, пайперы, один военный bulldog для акробатики. Мне сразу выделили 152 цессну, месяц летал на ней, месяц на такой же точно, но с новым двигателем. Очередей никаких не было, почти каждый день летал! Единственное, время года было выбрано не самое лучшее-частые туманы, низкая облачность. В ноябре, декабре и январе там не совсем летная погода, иногда попадаются солнечные деньки, но лучше ехать весной, летом или осенью, так что весь октябрь отлетал на ура, а навигацию в ноябре приходилось вылавливать дни с хорошей погодой, что такое dew point , я понял наглядно ;D.
Первые 15 часов- налетываем круги с бесконечным числом touch-and-go (только сели-взлет без остановки), как на конвейере. Но и круг здесь тоже понятие растяжимое, круг состоит из четырех прямых участков и более походит на прямоугольник, благо параллельно взлетной полосе идет шоссе, и траектория запоминается моментально, как и само расположение аэродрома- рядом с историческим местом, горой RIP, так что в хорошую погоду это место находится в момент. На первых порах даже не замечаешь, что уже сам управляешь самолетом, так как все внимание на приборы, а бокового зрения не хватает увидеть, помогает ли инструктор своим штурвалом. Так что через 15 часов инструктор оставляет меня в самолете одного (если он не уверен в тебе, ни за что не отпустит в соло), и с рацией ждет на земле, и вот я, счастливый, сам поднимаю железную птицу в небо!! Соло запоминается на всю жизнь!!
В школе каждый день есть люди, и они во всем помогают тебе. Есть ребята, говорящие по-русски, но в основном на чешском, а на английском с учениками. У меня есть знание английского, и его с лихвой хватило для изучения всех предметов, по которым сдаются экзамены, но на первых порах, если с английским не очень, здесь помогут, да и в принципе, чешский язык легко понимаем. Но все равно, уметь обьясниться на английском на тему авиации нужно (хотя бы, рассказать кто ты и как решил стать пилотом, понять прокрученную запись радиообмена, так как примерно через месяц тебе придется сдавать ИКАО 4 уровень, это не так страшно, сдается, инструктора и к этому тебя подготовят, в беде не оставят). Так же нужно будет получить медикал класс, но по сравнению с нашим ВЛЭК, это одуванчики)) главное-зрение и слух, и пузо посильнее втянуть)))) делается за один день. Я за все время обучения успел полетать с тремя инструкторами и это полезно, так как у каждого свой метод обучения, и один инструктор может дополнить другого, но ни кто не переучивает, здесь вся информация подается в меру. После отработки аварийных ситуаций (инструктор вырубает обороты и учит садиться без двигла) начинаются полеты по навигации. На этом этапе все действия при взлете, посадке и полете уже делаешь автоматически, как на авто не задумываешься, какую сейчас врубить передачу. Хотя уместно ли здесь сравнение с автомобилем, ведь на приборке здесь нужно следить за скоростью (самое главное, не допускать скорости менее 60 узлов, постоянно регулируя рулями и газом угол набора высоты), за оборотами, за креном –вертикальным и горизонтальным, нужно активно работать триммером, чтобы не перенапрягать руку, постепенно по мере усвоения сюда добавляются компас, индикатор направления, значения которого со временем сбиваются относительно компаса, плюс ко всему нужно и в окна поглядывать.. Потом радиообмен, кароче, пилот на этапе обучения похож на циркача, которому приходится одновременно жонглировать, едя на мотоцикле, говоря по телефону, и просматривая новости на смартфоне и делать это все плаааавно, без рывков….
Не знаю, кому может не нравиться навигация, это крутое занятие, тем более, что полеты над Чехией очень живописны, здесь куча рек, гор, замков, я ни разу не потерялся на маршруте даже при приличном ветре, который на разных участках маршрута то сносит, дуя в бок, то тормозит, то прибавляет скорость. Вы с инструктором на карте рисуете маршрут, отмечаете временные отсечки, на специальном полетном листе отмечается направление, дистанция и время до точки. По навигации летаем хоть в Дрезден, хоть в Карловы Вары, да хоть до Аляски! Главное, по маршруту следить за временем и постоянно представлять, где ты находишься, используя ориентиры (замки, дороги, реки, города и т.д.) После налета в 40 часов я понял, почему именно столько требуется налета для получения PPL. Наконец-то я стал делать ВСЕ на автомате, освоил радиообмен, и наконец-то я смог смотреть по сторонам, наслаждаясь видами красивейшей Чехии !! Во время навигации инструктора проводили маршрут иногда мимо военных советских аэродромов и советских баз, с которых планировалось запускать ракеты, это мать его наша история и это мега интересно!! К тому моменту, как ты накатал 40 часов, тебя запускают на экзамен по теории.. Я за время обучения постоянно сидел дома и учил книги- теория полета, устройство самолета, навигация, в общей сложности там 10 предметов. Я пожалел, что не изучил их заранее (не поленитесь, поройтесь по форуму, книги есть как на русском так и на английском и это удобно параллельно читать обе, когда что-то непонятно). Но изучить я все успел, хотя довольно бегло, вот вернувшись на родину, перечитываю, вникая!! Есть чешский сайт с вопросами, которые будут на экзамене, причем это РЕАЛЬНЫЕ вопросы с экзамена, только они на чешском, тупо заходите на сайт aeroweb.cz, в гугл хроме переводите сайт на английский, в раздел test for pilots, и там в табличке все 10 тем с вопросами из экзамена с пометкой PPL, другое дело, что теорию легче сдавать на чешском, потому что вопросы точно такие же, а в английском варианте те же вопросы чехи по-своему переводят, поэтому бывают неприятные ситуации, как например у меня и случилось, когда я с первой же попытки сдал 9 из 10, завалив при этом то, что считал самым легким-метеорологию!!! Следующая пересдача- только через месяц, поэтому если не начать сразу, то может так получится, что двух месяцев не хватит и придется ехать на пересдачу. С практическим экзаменом такой проблемы нет, и сдаешь его тогда, когда сдал теорию, и есть налет более 45 часов, ну и когда уверен в своих способностях, ведь некоторые перелетывают далеко за 45 часов, потому что не срастается у них диалог с крыльями. Но в школе большинство ребят, кто прошел весь курс, качественно обучился и получил свой PPL за несколько месяцев, инструктора научат летать и медведя😉)) в этом можно убедиться, взглянув на фото их бара, в котором лежат без дела презенты от получивших свою лицензию учеников, фото будет приложено. Несколько раз успел попасть на клубную движуху- меня как в большой семье накормили печеным гусем, кнедликами, была целая бочка пива. Периодически в клубе устраивают вечеринки для всех! Люди относятся к тебе не как к потенциальной выгоде, инструктора реально хотят тебя НАУЧИТЬ ПИЛОТИРОВАТЬ. Иногда деньги за налет приходилось самому бегать и требовать, чтобы взяли оплату ))) Русские для Чехов- братья, отсюда и взаимопонимание!!
Будете обучаться, обязательно возьмите урок аэробатики у Ирки Земана или у Михаила, хоть на пол часика, чтобы узнать, что такое бочка, петля нестерова, штопор и как из него выходить ( данный вопрос не отрабатывается при обучении на PPL, но опыт полезный). Хотел бы поблагодарить Vladimir Simakhin, подсказавшего данный клуб, а также всех, кто принял участие в моем обучении, лично Viktor Soukup, Jiri Zeman, Julek Kroupa, Michail Parkanski, Jakub Koutnik, Stepanka Maskova!
Всем удачи в этом нелегком деле!! Тяжело в учении, легко в бою!! Всем- встречного при взлете и попутного в полете!!