Продолжение круглого стола по планерам или чем отличается МП Беркут от БРО-11

А некоторые вообще, Бланик достали, с буксировщиком
Есть возможность достать Як-40 - учатся на нём, как Якубович в Мячково.
А некоторые вообще, Ту-154 достали, но сцыкотно. У забора пока стоит.
И учатся все, конечно, одному и тому же. "Летать" блин. Умник выискался. Фишку он сечет.
 
Последнее редактирование:
Более 100 человек от нуля мне удалось поставить на крыло на этих машинах за более чем 30 лет.
Норма для ЮПШ со штатом из 4х человек в течение года.
Это чтоб вы так, примерно понимали разницу в эффективности. И у Домброва это взрослые на 98%, не дети. С детьми и этого не получится.
 
Дабы тема не зачахла, и чтобы не только "детские картинки" Домброва тут разглядывать:

на форуме преспокойненько лежит себе ссылка на замечательный документ, состоящий из двух частей, помещенных в одну брошюрку:

"Конспекты общественного инструктора по планерному спорту"
"Лебедка для запуска одноместных планеров (ПЛМ-5)"


Заметьте, что хотя автор поста использует аббревиатуру ЮПШ, в самом документе она не встречается.
Это означает, что на момент издания брошюрки (1959 год) юношеские планерные школы еще не существовали. Существовали планерные кружки, в которых обучались также и взрослые (слесаря-токаря, студенты-инженеры и прочий полезный для авиации народ).
Также возможно, что "Конспекты" из этой брошюрки - первая официальная методика обучения на одноместных планерах с использованием лебедок. Амортизатор не упоминается. Зато лебедок две: Назарова (с конечным тросом) и Макарова (с бесконечным).
Планер рассматривается только один: БРО-11. Говорится, что лебедка Назарова может быть использована для полетов на высоту более 100 м.

Макаров, помимо того, что он автор части о ПЛМ-5, является также автором "Конспектов", причем, судя по должностям, он старший среди коллектива авторов.

Какой можно сделать вывод?

Между 1955 и 1959 г.г. проводилась исследовательская работа, целью ее было избавиться от амортизатора и начать летать на БРО-11 с лебедки.
К 1959 году еще не определились полностью, какая из лебедок - с конечным или бесконечным тросом - для этого лучше. Поэтому привели обе.
Документально зафиксировано, что на БРО-11 летали на высоту более 100 м, хотя методики обучения полетам на такую высоту и разворотам в "Конспектах" нет.
Если бы Макаров был противником лебедки с бесконечным тросом и короткого поводка, как вот тут утверждает Домбров, то он не стал бы вообще включать в эту методичку свою ПЛМ-5. Присоединился бы к сторонникам лебедки Назарова.

Читаем, думаем. Домброву на слово верить - занятие то еще.
 
Последнее редактирование:
Норма для ЮПШ со штатом из 4х человек в течение года.

Корректно ли такое сравнение?

Если я правильно понимаю, в ЮПШ же нет самостоятельного вылета.

Получается, это просто разные показатели - закончил курс подготовки в ЮПШ это одно, самостоятельный полёт на управляемом ВС это другое.
 
Последнее редактирование:
Корректно ли такое сравнение?

Если я правильно понимаю, в ЮПШ же нет самостоятельного вылета.

Получается, это просто разные показатели - закончил курс подготовки в ЮПШ это одно, самостоятельный полёт на управляемом ВС это другое.
Совершенно верно. Авторы сравнивают несравнимое.
ЮПШ - это ПРОФОТБОР. Коршун и подобное - это ОБУЧЕНИЕ
 
Ну на практике наш Г... снова врёт. Это он за год, получается, полтысячи человек обучил? Да столько пацанов и в Москве нету. Врёт конечно. ОН вообще любит хвалится. Пять лет покомандовал ЮПШ и уже у него опыт! А тут люди /я не имею в виду себя/, всю жизнь этим занимаются, и ничего не говорят. Скромнее надо быть, однако.
Мне совсем непонятно, почему люди так понимают, что я спорю с Г...? Я с ним совсем не спорю. Это он желает чтобы он был один и неповторимый, а все остальные ему бы кланялись. Таких психотипов нынче хоть отбавляй. Совершенно непрофессиональный подход к делу. А рассуждать надо так:
Вот есть старт планера с аммортшнура. Годится он для ЮПШ? Да проще старта не придумаешь, только при таком способе более трёх упражнений не придумать. Этот способ не даёт возможности учлёту обдумать свои действия, так как всё происходит очень скоротечно. Да и целый день растягивать рогатку тысячу раз довольно хлопотно. Так что на этот запуске теперь крест ставить? Да нет же. Он замечательно годится для запуска уже готовых спортсменов прямо в поток, например как это было на горе Узун-Сырт во все времена. Но для ЮПШ это не подходит.
Тогда возьмём старт с лебёдки. Можно тянуть медленно и достаточно долго, так что пацан успевает обдумать свои действия. Но совсем тихо тоже не потянешь - надо чтобы планер ловил элерон. Это непросто. но всё-же проще, чем с аммортшнура. С лебёдкой можно придумать упражнений 10, а потом всё равно нужно лететь. При чём есть довольно большая недоученность по ногам, так как тебя тянут за ноздрю, и ты, как бык, сам за тросом идёшь. Разбираться с ногами приходится уже в воздухе. А наш великий Г... ни в одном из своих постов, кстати, даже не отметил, что, как правило, половина всех учлётов изначально путают ноги и пытаются рулить по велосипедному. И эта путаница частенько мешает обучению учлётов и приводит к поломке планера. Когда он уже освоится с рулями и перестанет боятся, то лебёдочный старт подходит для полётов, как нельзя лучше, если бы не было мотопланера. А уж для опытных планеристов лебёдочный старт не на много хуже старта на буксире за самолётом.
Теперь мотопланер. Вот эта штука из-за её непривязанности к направлению старта, вовсе получается универсальная. Во-первых потому, что можно все процессы начинать отарабатывать на совсем ничтожной скорости, не пугая учлёта и отрабатывая в нём навыки совершенно постепенно. А как ребёнок начинает схватывать материал, то можно чуть скорость увеличить, что , впрочем он делает сам довольно успешно. Но самое большое преимущество этого метода в том, что мы с первого упражнения воспитываем в пилоте самостоятельность, которой так боится наш Г... Он либо дело имел с дебилами, либо сам такой. Авиация - это вам не кино. Здесь довольно скоро пацаны становятся мужчинами, дисциплинированными и ответственными. Взять хоть рулёжки с боковым ветром на двух колёсах. Чуть зазевался - и ты в кустах! Глуши немедленно двигатель, чтобы винт не побить об ветки! Прекращай упражнение! Следующая попытка - пока все по разу не прокатятся! Долго ждать, а ведь сам себя наказал, когда расслабился! Теперь надо отстёгиваться и тащить мотопланер обратно на полосу! А это не совсем легко - здорово развиваешься физически! А ещё надо инструктору доложить, почему у тебя это произошло, и как нужно было делать, чтобы правильно. А для этого надо разбираться в теории. Согласитесь, что когда тебя тянут за тросом, и ты завалился на крыло, то ты как бы в этом и не виноват? Совсем не тот уровень усвоения материала! И так на каждом упражнении, которые от раза к разу становятся всё сложнее и ответственнее. А когда дело подходит к подлётам!!! Это вообще - академия школы пилотирования! И добавьте к этому грамотную работу силовой установкой и своевременное отслеживание параметров по приборам, чего в помине нет в ЮПШ!!! Ну и правильно заметили некоторые товарищи, что в общем то по ЮПШ и по ЮМПШ речь идёт вообще о разных школах, каждая из которых предназаначена для своего. Да и сам Г... утверждает, что в ЮПШ лишь бы дать пацанам воодную, заинтересовать их самолётами, а там пусть с ними училища разбираются. Ну а на мотопланерах мы как раз выясняем, годится человек в лётчики, или ему лучше вечным пассажиром быть? Да и после нас, как показала практика, наши учлёты потом прекрасно осваивают и Цессны и Су-25, и Бланики, и Як-50 и ещё много чего на радость своих новых инструкторов, которые потом спрашивают, где они так здорово научились чувствовать самолёт? И вот я с самого начала не понял, какого чёрта этот Г... заполз сюда, на чужую ветку, которая совсем не о ЮПШ, и гадит тут уж который день? Но кроме клиники ничего в голову не приходит.
А сейчас продолжим нашу фотогалерею. Вот на снимке вы видите сосредоточенный взгляд учлёта при работе на балансировке на двух колёсах в линии горизонта! Ему всего 13 лет, а перед нами - мужчина! Его взгляд прикован к горизонту, по которому он определяет правильное положение мотопланера. Однорвеменно он незаметно следит за прибором температуры головок, чтобы не перегреть мотор и вовремя убрать обороты и охладить его. Меня, стоящего рядом и фотографирующего его, он как будто не замечает! Надо уметь концентрировать внимание на главном! А сервер мой файл не принимает! Говорит, что слишком большой! Тогда готовимся к рулёжкам на полосе.
P1040255.JPG
 
Работали с утра до вечера. Иногда погода резко меняется. Однажды попали в бурю. Смидели все под самолётом и держали его, чтобы ветром не унесло. Пока был шторм - было не до фотографий. А как стих и перешёл на дождь - сделал снимок. Воды на полосе было по щиколотку. Все вымокли до трусов, но никто не ушёл домой.
P1040256.JPG
 
А вот как раз выкат с
P1040269.JPG
полосы и его дружное затаскивание обратно!
 
По началу , как назло, ветер дул всё время поперёк полосы! Такие условия для начинающих учлётов всё-таки были сложноваты. Тогда засучили рукава, взяли косы и грабли с лопатами и дней за пять сделали себе грунтовую полосу поперёк! И стали рулить по ней. Нормальное лето! Но и этот файл оказался слишком большой. Придётся потом большие файлы переработать в маленькие и всё-таки их здесь дать. Ну тогда по ВПП с поднятым хвостом! И этот тяжелый! Ну тогда в другой раз!
 
Валерий Алексеевич, просьба выкладывать фото побольше. Очень интересно и познавательно.
 
Он либо дело имел с дебилами, либо сам такой.

Валерий Алексеевич, объясните - не втягиваю никак.
Вы после взлёта выключаете двигатель и планируете?
В какой момент полёта Вы переходите на режим ПЛАНЕРА?
 
Совершенно верно. Авторы сравнивают несравнимое.
ЮПШ - это ПРОФОТБОР. Коршун и подобное - это ОБУЧЕНИЕ
Я намеренно допустил ошибку, которая очевидна должна быть уже, в том числе и после моих таблиц, в которых написано черным по белому то, на что вы мне указываете.
Однако ж заметили, предъявили. Хорошие ученики, молодцы.
Предъявите в таком случае и Домброву, чтоб он не пытался ЗАМЕНИТЬ НЕЗАМЕНИМОЕ. Хорошо?
На этом сможем как-то договориться.
 
Последнее редактирование:
Ну на практике наш Г... снова врёт. Это он за год, получается, полтысячи человек обучил?
Я пишу не про работу какой-либо конкретной ЮПШ, а про то, что написано в документах. Нигде я не написал о том, что обучил полтысячи человек, соответственно Домбров соврал и на основании своего вранья обвиняет во вранье уже других. Ну как принято у выдающихся мастеров этого дела.

Замечу, что по документам минимальная ЮПШ имеет штат 3 чел, а "перекрывает" 30-летнюю работу Домброва в течение года ЮПШ размером 4/3 от минимальной, ну то есть "почти самая минимальная".

Я в других ветках ранее подсчитывал, что по ресурсу за год работы минимальной ЮПШ (3 чел штат) будет израсходовано порядка 5 планеров БРО-11М, значит, при штате 4 чел и пропорционально выросшей нагрузке будет израсходовано около 7 "брошек" за год. Вынь да положь! Сама произвести их ЮПШ не может в таких количествах (хотя бы потому, что тогда летать некогда будет), остается только внешнее снабжение, как в армии. Нет снабжения - нет результатов. Идея "прилепить" производство брошек непосредственно к ЮПШ - плохая, потому что даже "минимальное" производство брошек, как оно мыслится, произведет их значительно больше, чем нужно в данном конкретном месте, а значит, работая только на одну ЮПШ, не может быть эффективным.

И кроме того, Домбров считать не умеет. 4 человека штат = 400 принятых в год на обучение, из них до половины разрешается отсеять на теории и наземке (любой вменяемый начальник ЮПШ отсеет по максимуму, чтобы снизить аварийность и летную нагрузку на его организацию). Остается около 200 чел за год, вышедших на полеты (и не строем разом, как на параде, а по 20 чел в месяц примерно добавляется и столько же уходит, ЮПШ работает 10 месяцев в году, исключая распутицу, и прием ведется круглый год). Из них половина научится нормально летать, т.е. те самые нормативные 25% - сто человек. Цифры эти реальные, проверены многолетней практикой, и совершенно любая ЮПШ, которая работает по документам, полноправна на своей площадке и получает технику в достаточном количестве, легко выйдет на эти показатели.
Где полтысячи-то? Откуда Домброву эта цифра приснилась?

И насчет того, что в Москве нет "достаточного количества пацанов", это неправда. Достаточно шепнуть в соседних дворах - сразу толпа набежит (я знаю, потому что мы это делали - развешивали объявления). Сколько будет, если объявить по всей Москве - страшно представить, затопчут просто. А по документам ЮПШ должна объявлять по радио и телевидению, печатать в газетах о наборе (делаем скидку на советские времена - интернета не было). Даже без объявлений, существовавшие в прежние времена ЮПШ не могли справиться с потоком поступающих, пропускной способности не хватало. Набирали больше, чем могли "переварить", и курсанты ездили на аэродром пару лет, чтобы закончить программу.

Просто вы тут все замкнуты ментально на "клубную" систему, т.е. то, что можете создать сами, частным порядком, за свой счет. А я вам говорю, что ЮПШ - это система, заточенная под всю авиацию, имеющуюся в государстве вообще, т.е летные училища всех ведомств и аэроклубы. Много у нас частных летных училищ? Ну так вот и ЮПШ как первая ступень не имеет смысла, пока является частной лавочкой. Не можете позволить себе 5 планеров в год = ЮПШ не создадите, даже и пытаться нечего, жалкие потуги будут, "ЮПШ одного планера" в лучшем случае, которая никаким документам не соответствует. Никак всё понять не можете. А то, что предлагает Домбров - это хитрый "симулякр", полетань взрослых под видом подготовки якобы детей, вот ему государственное финансирование ни при какой власти точно не светит, как бы он ни пыжился тут.
 
Если я правильно понимаю, в ЮПШ же нет самостоятельного вылета.
Неправильно понимаете. В ЮПШ все упражнения выполняются самостоятельно, в том числе и полет по прямой на высоту 15 м с переводом на планирование, выравниванием и выдерживанием, а для этого надо "видеть землю" что считается одним из самых сложных элементов летного обучения, так что это, как не "самостоятельный вылет"? Ну разворотов нет, а они на самом деле не настолько сложны. Кто "землю видит", тот разворачиваться в дальнейшем "по двухместке" научится без проблем.

В ЮПШ летное обучение незавершенное, но зато программу до конца проходит гарантированно высокий процент обучаемых, и пропускная способность школы (и площадки, которая является одним из самых ценных ресурсов) чрезвычайно высока. Упражнения подобраны те, которые позволяют выявить главное - сможет или не сможет этот курсант научиться, а что он конкретно умеет "здесь и сейчас" - не так важно. Поэтому второстепенные вещи, типа руления и приборного оборудования, просто исключены. Оно все равно на разных типах разное.

В якобы мотопланерном якобы детско-юношеском клубе Домброва декларируется что должны научиться все до конца, но на практике, поскольку обучение основано на индивидуальной работе, поток обучаемых значительно ниже. Все вот эти симпатичные детишки, которых вы видите на фото, сами не летали. А нет в авиации ничего паршивее, чем "заносить хвосты", газовать, но не летать. Ну так как у Домброва мыслится, что главные в его организации - технари, то у него и получаются такие недо-летуны, полу-инженеры скорее на выходе, с искалеченной психикой. Поэтому он и загружает их второстепенными вещами - температурой движка, газовками (работа авиатехника), далее рулением, а если уж полетел человек - то как же такого отпускать, надо привязать как следует - учить и разворотам и кругам, чтоб остался, чтоб в работе помогал..... обычная клубная тусня.
 
Про ноги и якобы "тянут за нос - рулить не надо" Домбров пишет просто вопиющую чушь. Рулить ногами все научиваются на пробежках, я сам начинал на ЛАК-16, с его двухколесным шасси с кренами там поначалу проблем нет, а вот с педалями - выше крыши, особенно когда бегаешь по ВПП и есть неизбежный "боковик". Пяток пробежек - и научился. Дальше ноги нужны постоянно, и этот навык никуда не исчезает. Я не знаю, с какого потолка Домбров это всё придумал.
 
что в ЮПШ лишь бы дать пацанам воодную, заинтересовать их самолётами, а там пусть с ними училища разбираются. Ну а на мотопланерах мы как раз выясняем, годится человек в лётчики, или ему лучше вечным пассажиром быть?
Вот же демагог какой. Это в ЮПШ разбираются, годится человек в летчики, или нет. Пройденная программа = гарантия, что годится. И делают это быстро, массово, на потоке. Да, доделывать должны летные училища, потому что ЮПШ - это не клубешник. Никто там не может надолго застрять, количество полетов ограничено, разворотам не обучают, задержаться невозможно. Как перед дверью в Ан-2 - ободряющий пинок, и ты уже парашютист!
А в ЮМПШ долго-долго возятся с кучкой детей, вот как раз "заинтересовывают" их, при этом бОльшая часть их никогда не летала, т.к. их отверг Домбровский "психотбор". Процент тех, кто полетел хоть как-то (и стало быть, годен в летчики), значительно ниже.
А "вечный пассажир" это как раз сам Домбров. Чтоб полететь, собственную авиацию пришлось придумать, где он бог и начальник. Ну-ну.
 
Последнее редактирование:
ЮПШ - это ПРОФОТБОР. Коршун и подобное - это ОБУЧЕНИЕ
Маленькое дополнение.
ЮПШ - это профотбор к летному обучению на любом типе (даже вертолет). Проверяют только универсально полезные и самые важные способности.
"Коршунизм" - это обучение, но только на "коршун".
Разница понятна, надеюсь?
 
Последнее редактирование:
Согласитесь, что когда тебя тянут за тросом, и ты завалился на крыло, то ты как бы в этом и не виноват?
Не соглашусь, пожалуй. А кто согласился? Долго вы будете еще слушать тут откровенного болтуна-демагога?
 
Из "научно-исторического".

«Руководство по организации учебного процесса в юношеских планерных школах ДОСААФ СССР» утверждено ЦК ДОСААФ в 1974 году.
А.И. Покрышкин - председатель этого самого ЦК ДОСААФ с января 1972 г. по ноябрь 1981 г.

Упомянутые выше "Конспекты" - это просто образовательная книжонка, на ней никаких утверждающих подписей нет. Ни к чему не обязывает.

Итак, между 1959 и 1974 годами произошли следующие события:

1. Отработана методика обучения на БРО-11 с лебедки, сделан окончательный выбор в пользу бесконечного троса.
2. Появилось понимание, что "высотным полетам" и разворотам обучать по одноместной методике нецелесообразно.
3. Полеты на высоту 15-20 м стали менее интересны взрослым, и они начали активнее мигрировать в аэроклубы (набиравшие мощь с каждым годом).
4. Решили ограничить первоначальное обучение на одноместных планерах по возрасту. Появился термин "юношеская планерная школа".
5. Был накоплен материал, благодаря чему Бр. Ошкинис модернизировал свой планер, БРО-11М - первый полет 1969 г.
6. Методика была утверждена официально тем самым злобным Покрышкиным, ненавидевшим планеризм.

Побочные эффекты: "планерные кружки" 1950-х отчасти выполняли функцию полетов взрослых "для души" - тех, кому аэроклуб по той или иной причине не подходил. Когда "кружки" превратили в ЮПШ, то об этом как бы случайно забыли - "отстой" был слит, летать страждущим стало негде. Затем уничтожили большое количество разнотипной легкой планерной техники, часть которой можно было бы использовать в "планерных кружках", но не в ЮПШ - о чем печалится Домбров. Поэтому он и не хочет описывать этот 15-летний период, в котором ЮПШ возникли и сформировались в том виде, в котором мы их знаем по Положению 1984 года.

Да, тоталитарное государство не заботилось об удовольствиях для своих граждан. Что правда, то правда.
 
Последнее редактирование:
Назад
Вверх