Продолжение круглого стола по планерам или чем отличается МП Беркут от БРО-11

Дим Димыч откуда: г. Смоленск, ну всё понятно.
Замечательное изложение истории у Домброва: от действительно массовой подготовки планеристов (пусть и несовершенной в те времена) до кучки великовозрастных деятелей, которым видите ли "надоело" и они принялись строить что-то своё и на этом летать.

Враньём является утверждение о том, что это и есть вся история. Откуда взялась макаровская лебедка, Домбров не сказал. То, что мы что-то "слизали" у американцев - утверждал, но не доказал. Заявление о том, что Антонов поддерживал переход с планеров на мотопланеры в ЮПШ (т.е. для детей), является голословным. Фраза, что Макарова заставляли применять лебедку с бесконечным тросом и короткий поводок, ограничив высоту до 15 м, является также голословной. Да Домбров даже на основной вопрос не ответил - когда появилась первая ЮПШ и вообще этот термин?

Вот В.В. Ершову "надоело" летать на БРО - и он принял единственно правильное решение, свалить из ХАИ в летное училище. Он даже не стал летать на двухместном КАИ, т.к. видел, что это тупик и дальше дороги нет.
А эти знали, что их в летных не примут, и решили: давай придумаем собственную авиацию. Потом детьми прикрыться догадались, чтоб было сложнее разогнать. Ну это как всегда и как везде. Тут даже Покрышкина не надо, чтобы такие хитрые планы раскрывать.
 
Последнее редактирование:
На всякий случай: то, что я утверждаю по поводу ЮПШ, это не мои "измышления", как уверяет тут Домбров, а положения руководящих документов.
В частности, все цифры в моих таблицах взяты из Положения о ЮПШ 1984 года.
А то, что я написал про "коршунизм", основано на постах самого Домброва в этой и других ветках. При необходимости любой пункт обосную ссылками.
И если Домбров откажется изложить полную историю ЮПШ, то я вполне могу сделать это сам, точно так же основываясь на документах ЮПШ, только взяв предыдущие редакции. Их достаточно, чтобы проследить историю.
Прошу данную тему не закрывать. Рановато.
 
Последнее редактирование:
Дим - Димыч! Не надрывайся ты так! Видишь? У нас тут сплошная клиника! Выскочил парень из больницы и давай строчить один на ветке: сам себе вопросы задаёт - сам на них и отвечает. Именно ты прав: каждый использует тот метод обучения, который ему сподручнее. Но то, что мотопланер эффективнее и дешевле простого планера - это неоспоримо! Плохо, что этот Г.../опять забыл его фамилию/ своими скандалами распугал нам всю публику. Но скоро мы его вылечим.
Тут вопрос товарищи задавали: " Что такое БРО- ДПК?" В принципе это всё та же БРОшка, только для первоначального проектирования. Так придумал наш шеф КАКа Анатолий Александрович Баранников. Студенты частенько проектировали свои самолёты, никогда до этого не видевшие уже созданных самолётов. Вот чтобы не пороть в проекте всякую ерунду, он предлагал своим студентам спроектировать по-своему стандартную БРО-11, когда и получалось первоначальное проектирование. Получится у тебя лучше, чем у Ошкиниса, или ты лажи наваляешь? Вот и получался планер для первоначального проектирования. На кошках учились, так сказать. Есть такая мораль: Чтобы создать нечто своё, надо сначала изучить опыт других конструкторов, чтобы у тебя была крепкая база, как там можно проектировать, а как нельзя. Вот что такое БРО-ДПК.
А сегодня я хотел бы помянуть великого конструктора планеров Бронюса Ионовича Ошкиниса, создавшего удивительный дуэт из простого однолонжеронного крыла и зависающего элерона-закрылка по всему размаху по типу Юнкерса. Что у планера летает? Крыло летает у планера. Всё остальное к крылу приделано и качества не улучшает. И если этому дуэту Ошкиниса дать хорошую регулировку, то получаются отменные характеристики у планера с таким крылом и элероном. Например очень здорово чувствуется экранный эффект крыла, так что сразу сесть получается затруднительно. Сумасшедшая эффективность элерона на предельно малых скоростях! А какая конструктивная простота и простота регулировки! А ещё крыло Ошкиниса удивительным образом не штопорит, если его конечно правильно изготовить, а вместо штопора планер плавно переходит в управляемое парашютирование! Именно эти свойства
Ошкинис 1.jpeg
мы и использовали на своих мотопланерах! И мотопланер получился хорош и для наземных упражнений, и для подлётов, и для полётов по кругу и по маршруту и для парения в термиках без мотора! Ну а добавилось - полная автономность работы, значительное увеличение количества интересных упражнений для учлёта, и масса ещё чего. Как мечтали планеристы, чтобы для каждого типа упражнений был свой планер, так мы одним классом закрыли сразу два или три типа. Дёшево, надёжно и практично!
Многие, кто здесь поминает планер БРО-11, самого конструктора даже в глаза не видели, не знают его судьбы, его спортивного пути, ни даже как он выглядел. Сегодня этот недостаток мы немножко ликвидируем. В КР №6 за 1957 год есть замечательная статья Ошкиниса и его фотопортрет, совсем ещё молодого. Как раз в те годы, когда он создал БРО-11. Читайте, просвещайтесь пожалуйста!
 
К сожалению мне не довелось лично быть знакомым с Ошкинисом, но вы знаете, какие у нас тогда в СССР были замечательные отношения с "прибалтами", которые вполне заслуженно лидировали в планерном спорте СССР...
Ошкинис 2.jpeg
 
но вы знаете, какие у нас тогда в СССР были замечательные отношения с "прибалтами", которые вполне заслуженно лидировали в планерном спорте СССР..

Ага, знаем знаем...

До войны СССР имел громадный парк всевозможных планеров и множество планерных конструкторов и по итогам были мы тогда мировым лидером в этой области. А прибалтийский планеризм в это время "отдыхал" в европе в нижних строчках рейтинга.

После войны планеризм в СССР попал под гонение и к восьмидесятым все зачахло. От былой роскоши и лидерства остались одни крошки с воспоминаниями!

Однако после войны, вероятно по политическим соображениям, вновь прибывшим союзникам - полякам, чехам и прибалтам дали добро и значительный бюджет на развитие спортивной авиации. Результат мы все знаем.

Кстати между прочим, расцвет прибалтийского, польского и чешского планеризма не помог союзу остаться лидером в мировом планеризме.

Сейчас прибалты в Евросоюзе и явно не в лидерах, по сравнению с европейским планеризмом, не говоря уже про мировой....
Выходит что советские лидирующие заслуги оказались недостаточны для лидерства хотя бы в европе. Но бесспорно пошли им на пользу.

Вопрос - Были бы прибалты в заслуженных лидерах в СССР, если бы в союзе для ВСЕХ были одинаковые условия развития планеризма???

Назовите Фамилию нового - послевоенного конструктора планеров который появился после войны и отметился удачными моделями планеров и получивший какую то известность и признание в планерном спорте??? за исключением прибалтов и прочих.
 
Позволю с Вами не согласиться.
Эра в каждом дворе своей планер постепенно исчезла вначале 30 годов. Прибалты тут не причем, просто после войны посчитали роскошью иметь много КБ. Можно сказать только Грошев имел возможность серьезно заниматься планерами на Рязанском планерном заводе. Грибовский не особенно рвался строить планеры, Антонов тоже смотрел в сторону самолета и планер был на вторых ролях. Шереметев, Пьецух, Абрамов своих КБ не имели, преподавали в МАИ В 1948 году был конкурс было принято и рекомендовано к постройке 20 проектов по факту построили 4, а массово только А-9.

А вот как это объяснялось: «Отсутствие собственной производственной базы в ДОСАВ заставляет нас платить МАПу за планеры значительно дороже, чем стоит постройка в мастерских ДОСАВ. Так например: планер А-2 на заводе МАП № 475 в 1949 г. 52 т. р., а в мастерских ДОСАВ 20 т. р. Несмотря на то, что в течение 1949 г. ЦК ДОСАВ принимались все меры к обеспечению м/частью, все же на сегодняшний день учебные организации ДОСАВ укомплектованы тренировочными и рекордными планерами на 15-20%. Для развития массового советского планеризма необходимо в 1950 году дополнительно иметь 60-70 единиц тренировочных планеров и такое же количество рекордных, приобретение которых для ДОСАВ не представляется возможным из-за отсутствия средств.»

Прибалты просто воспользовались своим шансом появилась пустота и они её заполнили.
 
Позволю с Вами не согласиться.

Странно, не соглашаясь со мной, вы сами приводите подробности которые не противоречат тому что я написал.
Только я бы уточнил, не в начале 30 годов, а в конце. Планерный завод был закрыт 1938, КБ разогнали. Антонов попал в каболу Яковлева и только кажись в 1948 вырвался из нее.....

А прибалты, поляки и чехи действительно НЕ причем, Им выпал шанс и они его использовали.

Возникает банальный, или даже риторический вопрос - А почему в их рядах не было немцев? 🤫
 
Я не буду спорить в этой теме про прибалтов, ибо уж очень далеко от темы.
Но думаю, что Домбров не в курсе, что Бронюс Ошкинис, помимо того, что был конструктором планеров, в какой-то период своей биографии был летчиком.
И конструктор он любитель (можно так сказать), а вот летчик - профессионал.
А еще он был инженером - электриком (в другой период своей биографии). Это Домброву на заметку, пусть не кидается разными предметами в людей этой профессии.
Для разработки БРО-11 нужны были все эти знания. Не будучи хоть в какой-то степени "электрически" мыслящим человеком, и не полетав вдоволь самому, настолько хорошо управляемый и настолько "обучающий без инструктора" планер не построить.

А психоз людей типа Домброва и других самоделов в отношении ЮПШ легко объяснить.
Теперь, когда вы все хорошо подкованы, знаете чем отличается эта школа от игрищ сильнохитровыделанных инженеров из ХАИ, всё очень просто.
Подобная Домброву и его коллегам публика, оказавшись в ЮПШ, в те самые 25% успешно закончивших обучение как правило не попадает. Вот поэтому они так и психуют.
Они ведь "строители", не летчики. Не получается у них. А ЮПШ - она для будущих летчиков. Там не возятся с каждым, там фильтруют лучших. Идеальный курсант ЮПШ - тот, у кого следующий тип реактивная "элка".

А вовсе не планерист, как вы может быть случайно подумали.
И не вечный по жизни "паритель" на дровах наподобие "коршуна".
 
Есть такие летчики, прекрасно летающие на истребителях, но на СЛА ни как... Ни на Коршуне, ни на дельталете. Помню боевой вертолетчик, правда, из Чечни к нам в клуб пришел, пролетел на дельталете, вышел, говорит... Какие-то веревочки, тросики... понимаю, что в полной власти пилота...
 
Ну да, вы еще на параплане их летать заставьте ) вертолетчика на дельту, ага. Я еще до "прыжков" на ЛАК-16 прокатился на мотодельте - и подумал, ну его нафиг, это точно не то к чему мы стремимся. Это даже затормозило мой прогресс в авиации на пару лет.
Зато вот ко мне, что ни зашел в гости бывший "юпшовец", то истребитель (если не испытатель). Почему-то так. Гражданских меньше.
 
Двигатель на БРОшкоподобном аппарате всё упрощает и облегчает жизнь "тормозам".
Когда мы рассекали над Ходынкой, у нас было понимание: не нужно никакими техническими ухищрениями замедлять движение планера в сторону земли. Парить аки птица - иди в другое место. Если кажется, что мало пробыл в воздухе - стартани еще раз, налет будет как хотелось, а посадок - вдвое больше.
Учились быстро думать сами и учили других. "Суховская" школа )))
 
И конструктор он любитель (можно так сказать), а вот летчик - профессионал
Бронюс Ошкинис был не только летчиком, но и проф. конструктором, окончил Парижскую Академию Аэронавтики.
 
Но то, что мотопланер эффективнее и дешевле простого планера - это неоспоримо!
Это не только оспоримо, но уже и оспорено (является голословным утверждением). Считать эффективность надо на подготовленного курсанта, которых в "коршунизме" подготовлено два за всю историю (считаем только детей, конечно же, ведь Домбров собирается юношеские планерные школы усовершенствовать).
 
Бронюс Ошкинис был не только летчиком, но и проф. конструктором, окончил Парижскую Академию Аэронавтики.
Не прослеживается что-то Париж, хотя конструкторское образование и было, но похоже, не закончено:
Тут:
..... Позже он служил военным летчиком в 3-й эскадрилье.
1938 г. окончил Литовскую военную школу летчиков.
1938–1940 гг. изучал воздухоплавание в Техническом университете Берлина.
1942–1944 гг. учился в Каунасском университете им. Витаутаса Великого.
и тут:
1934.IX.15-1935.IX.15 Окончил военную школу, стал военным летчиком второго разряда, получил звание младшего лейтенанта запаса авиации.
...... с 23.12.1936 г. - военный летчик 3-й эскадрильи.
1938.IX-1940.VI. Студент Берлинского технологического университета, факультет самолетостроения.
1940–1943 Студент кафедры электротехники технологического факультета Университета Витаутаса Великого.
Похоже, что высшее образование все-таки электротехническое, а с самолетостроительного факультета Бронюс "перевелся" в результате известных политических событий в то время.
Летная биография, конечно, тоже загадочная, но там по крайней мере сомнений в законченности образования меньше по сравнению с конструкторским самолетостроительным.
 
Да! Я понял, что клиника тут зашкаливает. Перемалывание из пустого в порожнее, сопряженное взаимными оскорблениями и подозрениями. Фишка вся в том, что учатся люди летать на том, что у них есть. Есть возможность заиметь Коршуна - учатся с мотором. Тут и методика Домброва может помочь. Нет возможности, но достали Брошку - учатся на буксире. Тут методики ЮПШ пригодятся. Нет ни того ни другого, учатся на дельтаплане или параплане. А некоторые вообще, Бланик достали, с буксировщиком, учатся на нем по методике ДОСААФ. Главное не лежат на диване и ждут, когда холопы прокопают туннель до Москвы. И, самое главное, уважают друг друга...
 
Полностью согласен с предыдущим оратором. А теперь немного фоток. На первой мои пацаны из экспериментальной группы ЮМПШ на фоне учебного сверхлёгкого мотопланера "Беркут" в смоленском аэроклубе.
Тут некоторые товарищи обвиняли меня в том, что нынче я этим не занимаюсь. Занимаюсь, да ещё как, только в другой плоскости. Но начали мы этим заниматься в далёком 1973 году, когда многих их вас ещё на свете не было, и закончили всего два года назад, когда уже многие только лежали на диванах. За свои достижения лично я заплатил приличную цену, оставшись к старости с мизерной пенсией, без квартиры и прочих человеческих благ. Пока все в 90-е годы ковали себе капиталы, я занимался тем, чем никто, кроме меня, заниматься не мог, не хотел. Нельзя было такое правильное дело забрасывать, хоть оно никакой прибыли не сулило. Но меня время воспитало мыслить государственными категориями. Поэтому я делал то, что мне было делать должно. Это на БРОшках можно было /раньше/вполне официально учить пацанов, так как БРОшка - аппарат сертифицированный и против него никто не попрёт. А вновь созданный мотопланер нужно было ещё испытать. Условий для государственных испытаний у меня не было, поэтому я решил испытать аппарат временем. На сегодня более древней машины из вновь созданных в стране не имеется. Более 30 лет практики говорят сами за себя. Конечно, как бы сделал этот на букву "Г", он бы аппарат испытывал не детях... А мы испытывали его на взрослых. Харьковский Коршун пошёл, как прототип, а вместо него были созданы совершенно новые машины "Коршун-МД" и "Беркут", весьма похожие на харьковский а на деле там нет ни одной детали старой, всё совершенно новое. Тогда я использовал возможности авиазавода, и все детали у меня выполнены по настоящим авиационным технологиям, а теперь и проверены временем. Техника получилась безотказная. Более 100 человек от нуля мне удалось поставить на крыло на этих машинах за более чем 30 лет. Отработалась и методика обучения, так, чтобы работать без поломок. Получается, но нужна строжайшая дисциплина, как в авиации и положено. Конечно не только взрослые у нас учились, периодически и дети были, что офишировать я не могу по понятным причинам. А право спорить со мной будет иметь тот, кто, как и я когда-то, выпустит в первый самостоятельный полёт мальчишку 12 лет и сделает это на пять баллов. За 14-летних я уже и не говорю. Но знайте, что в 12 лет - это очень рано, это ни к чему. Теперь стоит задача освоить серийный выпуск этих замечательных мотопланёров первоначального обучения и осуществить сертификацию типа. И я в этом направлении работаю тоже. Ещё работаю над полными чертежами мотопланера "Коршун-МД" для мирного населения. В тех, что сейчас болтаются в инете есть масса несостыковок и они неполные. ТЬак что будущее у нашей темы просматривается, а Гущин так и останется валяться на диване до окончания века, как ему и положено.
А вот чем мы ещё занимались с пацанами в перемешку с работой на мотопланере. Чистили взлётную полосу от травы в аэроклубе. Так сказать трудовое воспитание.
P1040207.JPG
 
А вот мой Пашка Орлов работает наземное упражнение "Управление двигателем". Учлёт должен привыкнуть к шуму и вибрации от двигателя, овладеть навыками работы РУД, научиться контролировать состояние двигателя по приборам, правильно выводить двигатель на режим и останавливать его. За это время он вполне привыкнет к двигателю и перестанет его боятся, Что имеет очень важное значение в деле подготовки лётчика.
Ещё пара фоток - наземное упражнение "Балансировка аппарата в линии полёта за счёт тяги двигателя и отклонения руля высоты". Под колёса ставятся колодки и мы уже никуда не уедем. РУД нужно дать столько, чтобы поднялся хвост и потогм балансировать на двух колёсах, помогая себе рулём высоты. Мало кто из взрослых делает это упражнение в первый день. А пацаны освоили за одно занятие. Я же повторю: с детьми работать во сто крат легче, чем со взрослыми!"
P1040215.JPG
 
Назад
Вверх